Понятие Конституции как Основного Закона государства
Определим понятие Конституции как Основного Закона государства. Понятие конституции отражает её сущностные характеристики.
Конституция представляет собой политико-правовой акт, который устанавливает основы конституционного строя РФ, принципы взаимоотношений человека и государства, основы федерального устройства, порядок образования и принципы функционирования высших органов государственной власти.
Конституция – это основной закон государства, нормы которого обязательны для исполнения всеми субъектами правовых отношений на всей территории России. Все законы и остальные акты принимаются на основе и в соответствии с Основным законом государства.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе государства. От всех других правовых актов она отличается следующими чертами:
– особый субъект, который устанавливает основной закон государства или от имени которого она принимается;
– учредительный характер конституционных положений;
– всеохватывающий характер конституционной предписаний;
– особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия и внесения поправок, специфические формы охраны и т.п.
Рассмотрим более подробно вышеуказанные особенности Конституции как Основного Закона государства.
Во-первых, она является актом, который обычно принимается народом или от его имени.
Во-вторых, особенность субъекта, принимающего конституцию, предопределяет и такую сущностную черту конституции как её учредительный характер. Так как народ в демократическом государстве признается единственным источником власти, то только он обладает и её высшим проявлением – учредительной властью.
Учредительная власть подразумевает право принимать конституцию и тем самым устанавливать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Лишь учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства.
Именно на признании учредительной природы основного закона государства основываются особый порядок её принятия и верховенство.
Учредительная природа конституции состоит и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, то есть для установления положений конституции не существует правовых ограничений.
В-третьих, важной чертой конституции является особый предмет конституционного регулирования, а именно особенность того спектра общественных отношений, на которые она воздействует.
Конституционное регулирование имеет всеохватывающий характер, что не характерно иному нормативному правовому акту. Основной закон государства затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную и другие. Она либо регулирует в данных сферах базовые общественные отношения, либо подвергает их своему воздействию в полной мере.
В-четвертых, конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они зависят от вышеперечисленных особенностей и черт конституции и выражаются:
– в верховенстве основного закона государства;
– в высшей юридической силе;
– в роли как ядра правовой системы государства и системы права;
– в особой охране конституции;
– в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неё поправок.
Указанные юридические свойства нашли последовательное отражение в Конституции РФ 1993 года.
Источник
newinspire
Понятие Конституции как Основного Закона государства
Ключевые слова: понятие, Конституции, основного, закон, государства
Конституция представляет собой политико-правовой акт, устанавливающий и регулирующий основы конституционного строя РФ, основы взаимоотношения личности и государства, основы федерального устройства, принципы и порядок образования Высших органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция – это основной закон, нормы которого обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений на всей территории РФ. Все иные нормативные акты принимаются на основе и в соответствии с Конституцией РФ.
Конституцию как нормативный правовой акт , занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Рассмотрим эти черты.
1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.
Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.
Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ. принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 г.
В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации. принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.
Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.
В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью и властью учрежденной, представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой конституции. В ее преамбуле сказано: «. Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон».
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».
Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.
На процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.
3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.
Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.
4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
— в верховенстве конституции;
— в ее высшей юриди ческой силе;
— в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
— в особой охране конституции;
— в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. . читать далее .
Источник
Конституция РФ — основной закон государства
В юридической науке и практике конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права, которую именуют конституционным (государственным) правом. Конституция как нормативный правовой акт занимает самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.
Конституция (от лат. — устанавливаю) — основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, а также герб, гимн и флаг государства, его столица.
Основным законом она называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на её содержание, подчиняться ей, соответствовать её положениям.
Антиконституционный закон — закон, вступающий в противоречие с конституцией.
Функции конституции (отражают роль основного закона государства в политике, жизни общества, государства и граждан):
1. Учредительная — создание предпосылок для новых общественных отношений, учреждение новых институтов власти;
2. Идеологическая —закрепление определённой системы общественных ценностей, внедрение её в сознание людей;
3. Правовая — развитие законодательства и принятие новых нормативных актов.
В структуре Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана.
Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
Это основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой (верховенство закона) на всей территории РФ. Её проект готовился специальной конституционной комиссией по поручению М.С. Горбачёва, высказанному на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и возглавлял её) будущий первый президент РФ Б.Н. Ельцин.
Структура:
1. Краткая преамбула;
2. Первый раздел (разбит на 9 глав);
3. Второй раздел.
Особенности:
1. Регулирование широкой сферы общественных отношений;
2. Особая (высшая) юридическая сила;
3. Основа всех отраслей права;
4. Находится под особой охраной (гарантом является Президент РФ и Конституционный Суд РФ);
5. Обладает определённой стабильностью.
Характерные черты:
1. Имеет прямое действие на всей территории страны и является обязательным руководством для судов и иных государственных органов;
2. Высшая ценность — права и свободы человека;
3. Гарантия единства экономического пространства;
4. Идеологическое и политическое многообразие (многопартийность);
5. Равноправие всех субъектов Федерации.
Основные положения:
1. Россия стала на путь формирования правового государства;
2. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;
3. Государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов на самоопределение;
4. Провозглашение суверенитета и территориальной целостности России;
5. В РФ действует единая система государственных органов власти;
6. В РФ действует принцип разделения властей.
Достоинства Конституции РФ:
1. Закрепление прав и свобод человека и гражданина;
2. Гарантия неприкосновенности собственности, обеспечение преемственности между поколениями;
3. Закрепление принципа разделения властей;
4. Равенство всех субъектов Федерации;
5. Введение института парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмен);
Недостатки Конституции РФ:
1. Слишком большой объём полномочий Президента РФ;
2. Небольшая роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни;
3. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть временно отменены;
4. Заужен перечень форм собственности.
Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя России. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не означает, что в нём установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Основы конституционного строя — фундаментальные устои государства, показывающие его сущность, содержание деятельности и те важнейшие ценности, которые признаются и гражданами, и государством.
Конституционный строй — совокупность принципов, закреплённых в основном законе, которые обеспечивают подчинение деятельности государства праву.
Основы конституционного строя в области государственного устройства сформулированы в ст. 5 Конституции РФ. Содержащиеся здесь формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их неопределённость. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщённые общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.
В целом основы конституционного строя России гуманистичны по своей сути. В статьях Конституции получили закрепление ведущая роль человека и народа в государственном строительстве. Конституционные основы, закреплённые в главе 1 Конституции РФ, не подлежат пересмотру. Изменить их может только принятие новой Конституции.
Глава 2 Конституции РФ посвящена основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.
Права гражданина — охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина:
1. Всеобщность и неотчуждаемость;
3. Непосредственное действие;
4. Гарантированность, защищённость государством.
Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Одной из основных классификаций прав и свобод личности является их разделение в соответствии с тем, что человек и гражданин во всех сферах своей жизни стоит в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей.
Исходя из указанных критериев, выделяются следующие виды прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:
1. В сфере личной безопасности и частной жизни;
2. В области государственной и общественно-политической жизни;
3. В области экономической, социальной и культурной деятельности.
Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей.
Конституционные обязанности граждан РФ можно подразделить на:
1. Обязанности, формулы которых носят общий характер (он конкретизируются в специальных законах);
2. Обязанности, формулы которых носят конкретный характер.
Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (способы самозащиты):
1. Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
2. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
3. Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.
Гражданство — устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, с помощью которой определяются их взаимные права и обязанности (ст. 6 Конституции РФ).
В современной России вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ и Законом «О гражданстве РФ» (31.05.02.).
Основные положения:
1. Каждый человек имеет право на гражданство;
2. Никто не может быть лишён гражданства или права изменить его.
Принципы гражданства России:
1. Право для всех свободно приобретать гражданство, изменять его; невозможность насильственного удержания в нём и его лишения;
2. Единство и равенство гражданства для всех, независимо от оснований приобретения;
3. Невыдача российского гражданина иностранному государству и невозможность его высылки за пределы страны;
4. Право иметь двойное гражданство;
5. Защита государством своих граждан, в том числе и за рубежом;
6. Неизменность гражданства в случае заключения или расторжения брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим гражданству РФ.
В основе федерального устройства России лежат политические, культурные, религиозные, экономические и иные причины.
Сущность российского федерализма составляют:
1. Государственная целостность;
2. Единство системы государственной власти;
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации;
4. Равноправие и самоопределение народов.
Россия является асимметричной федерацией, т.е. субъекты, входящие в её состав, обладают неравным правовым статусом.
Статья 65 Конституции РФ содержит конкретный перечень субъектов Федерации , которые можно разделить на:
1. Национально-государственные (республики);
2. Административно-территориальные (края, области, города федерального значения);
3. Национально-территориальные (автономные области и автономные округа).
Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам:
1. Не обладают суверенитетом;
2. Не имеют права на отделение или сецессию;
3. Граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;
4. Закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;
5. Перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
Современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объёма границ или объёма полномочий её субъектов. Только сама Российская Федерация, а не её субъекты обладает суверенитетом. Если конкретизировать данное положение, то можно сказать, что суверенитет–это свойство государственной власти.
Принцип разделения власти — это является общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования демократии.
Необходимое условие существования демократии — отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Разделение властей выражается не только в разграничении исполнительной, законодательной и судебной власти, но и в наличии сильной, действующей в рамках закона оппозиции. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной её ветви.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в неё входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти её субъектов (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Помимо органов государственной власти, в систему органов государственной власти Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.
Президент Российской Федерации.
Он также отнесён к государственным органам. Пост Президента РФ учреждён в 1990 году. Статус же изменён в связи с принятием Конституции РФ 1993 года. Современная конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с государственными органами, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Конституция установила «параметры» функционирования института Президента:
1. Свободные всенародные прямые и альтернативные выборы;
2. Шестилетний срок полномочий;
3. Запрет на занятие указанного поста более двух сроков подряд (ст. 81);
4. Возможность отрешения от должности (ст. 93).
Компетенция обусловлена особым местом Президента в системе государственной власти и определяется конституционными нормами и действующим законодательством. Особое значение имеет право Президента использовать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).
Для выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах и отдельных государственных органах. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их выполнение с истечением его срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.
Федеральное Собрание Российской Федерации — Парламент РФ.
В соответствии со ст. 99 Конституции РФ оно является постоянно действующим органом. Основная особенность законодательных органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Главная функция в системе разделения властей — осуществление законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.
Органы законодательной власти делятся на:
1. Федеральные — Федеральное Собрание Российской Федерации;
2. Региональные — функционируют на территории Российской Федерации и действуют в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Двухпалатный состав парламента в России обусловлен её федеративным устройством: Совет Федерации РФ — верхняя палата (орган представительства всех субъектов Российской Федерации); Государственная Дума РФ — нижняя палата (выражение интересов всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус). Это обусловливает и различие в компетенции этих палат.
Существует основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закреплённые конституционно:
1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;
2. Связанные с организацией деятельности палат;
3. По принятию федеральных законов.
Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (всего — 178). Полномочия всего Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется (происходит ротация — замена выбывших членов вновь избранными). В Государственной Думе 450 депутатов, из них 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам. Другая половина — также 225 депутатов — избираются по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства.
Законодательный процесс — главное направление деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
Стадии:
1. Законодательная инициатива (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);
2. Обсуждение законопроекта (доведение документа до нужного качества — устранение противоречий, неточностей);
3. Принятие закона — главная стадия, распадающаяся на три подстадии :
а) принятие закона Государственной Думой;
б) одобрение закона Советом Федерации;
в) подписание закона Президентом РФ;
4. Опубликование закона.
Органы исполнительной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации — высший орган федеральной исполнительной власти. К ним относятся также министерства, государственные комитеты и ведомства. Возглавляемая Правительством РФ система исполнительной власти ориентирована прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов.
Основная функция исполнительной власти, которая и предопределяет её название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательной ветвью власти. Деятельность Правительства подзаконна, связана жёсткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что Правительство полностью выведено из законотворческого процесса и должно только исполнять предписанное.
Органы исполнительной власти делятся по территории на:
2. Субъектов Федерации.
Правительство РФ является коллегиальным органом и руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность.
Наиболее важные полномочия:
1. Реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации;
2. Регулирование в социально-экономической сфере;
3. Обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ;
4. Формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;
5. Реализация права законодательной инициативы.
Правительство РФ в пределах своей компетенции издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Судебная власть.
Конституция РФ впервые установила понятие судебной власти необходимой и авторитетной ветви государственной власти в демократическом и правовом государстве. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделён, а все вместе суды образуют единую судебную систему Российской Федерации.
Судебная система — закреплённая Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учётом федеративного и административно-территориального устройства России.
Виды судебных органов:
1. Федеральные суды — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
2. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
3. Мировые суды субъектов Федерации.
Суды (районные, городские, областные) — основные и самые массовые органы судебной власти.
Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную (централизованную) систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст.129 Конституции).
Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. В настоящее время в Российской Федерации не существует жёсткой модели системы органов государственной власти на региональном уровне. Это объясняется и разнообразием видов субъектов Федерации, их большим количественным составом и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций этих государственных образований.
Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций.
Конституция РФ признаёт и гарантирует местное самоуправление в ст. 3, 12, 130-133.
В ст. 12 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, произошло отделение муниципальной власти от власти государственной.
Новизна в том, что Конституция РФ предложила правовую синхронизацию государства и местного самоуправления. Проблема заключается в том, что органы местного самоуправления являются равноправным с органами государственной власти выражением народовластия. Конституция РФ в ст. 3, 15, 32, 72, поставила в один ряд все организационно оформленные органы народовластия: органы государственной власти РФ — органы государственной власти субъектов Федерации — органы местного самоуправления.
Между первыми двумя существует административно-организационная связь, между органами государственной власти и местным самоуправлением — только правовая синхронизация. Конечно, от элементов административных правоотношений полностью избавиться нельзя, но они должны быть под контролем закона.
Принципы местного самоуправления — закрепляемые законодательством, обусловленные природой местного самоуправления начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.
Функции местного самоуправления — основные направления деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обусловленные социальным предназначением местного самоуправления.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их развития. Главными функциями местного самоуправления являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Содержание каждой функции местного самоуправления складывается из совокупности однородных направлений деятельности, объединяясь в одну функцию, исходя из специфики тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания, компетенции, полномочий, форм и методов осуществления муниципальной деятельности, неразрывно связанных с определёнными её направлениями. Основные функции местного самоуправления вытекают из функций всего гражданского общества и его государства, конкретизируют их с учётом основных задач и целей, стоящих перед местными сообществами.
Органы местного самоуправления — органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
Они подразделяются на:
1. Коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия);
2. Единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации, руководитель муниципальной милиции).
По отношению к органам местного самоуправления правильнее говорить, что население самостоятельно определяет не их структуру, а их систему, ибо Конституция РФ в ст. 77 использует термин «система» по отношению к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Систему органов местного самоуправления составляют:
1. Представительный орган муниципального образования;
2. Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
3. Контрольный орган муниципального образования;
4. Иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственным и полномочиями по решению вопросов местного значения.
Их наличие в структуре органов местного самоуправления является обязательным. Она определяется населением самостоятельно. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Основные признаки органов местного самоуправления:
1. Наделены полномочиями по решению вопросов местного значения;
2. Не входят в систему органов государственной власти.
На уровне местного самоуправления не действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Наименования и численный состав органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учётом национальных, исторических и иных местных традиций.
Источник