Национальный интерес и его роль в международных отношениях
Национальный интерес – определённо ключевой элемент в системе современных международных отношений. Зародившееся ещё в XVII веке со становлением Вестфальской системы и образованием национальных государств и окончательно оформившееся после Второй мировой войны это понятие является неотъемлемой частью мировой политики.
В национальном интересе выражаются первостепенные жизненные потребности в выживании и самосохранении нации и государства. В наши дни существует немало трудностей с трактовкой данного сложного и многоаспектного понятия, которое изменяется с течением времени. Так, например, политолог Михаил Троицкий выделяет несколько необычных определений. Он пишет, что «национальные интересы представляют собой открытую декларацию потребностей и намерений государства, основанных на оценке текущей ситуации», и такая декларация выполняет ряд важнейших функций в жизни страны.
В контексте развития институтов демократии национальные интересы представляют собой комплекс взаимосвязанных утверждений о том, что и почему выгодно тому или иному государству в определённый момент времени. Если же осветить понятие государственных интересов с точки зрения американских специалистов, то в их понимании в эту сферу относится всё, что «ведёт к извлечению непосредственной экономической выгоды» для США и от чего напрямую зависит их безопасность.
Триумф категории национального интереса состоялся в середине XX века, ему способствовал основоположник теории политического реализма – Ганс Моргентау. Он утверждает, что такая категория полностью связана с обретением и использованием силы («power»), которую применяет государство, преследуя свои мотивы . В последствие споры, связанные с данным понятием, получили название «новые великие дебаты», и длятся между исследователями во всём мире до сих пор.
В российской практике закрепление понятия «национальный интерес» впервые было закреплено лишь в одном документе – Указе Президента РФ от 12.05.2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» . В первом разделе стратегии указано, что «национальные интересы Российской Федерации -совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». На данный момент документ утратил силу в связи с принятием нового указа, в котором содержится аналогичное определение.
Как уже было отмечено выше, трактовок фундаментального понятия современных международных отношений существует масса, однако функций, которые выполняют национальные интересы, немного, и их можно чётко определить:
- Установление иерархии внешнеполитических интересов. Это помогает избавиться от перенапряжения сил или распыления ресурсов на направления, не играющие первоочередной роли для благосостояния государства;
- Ограничение свободы действий властей, которые в большинстве случаев стремятся укрепить свои позиции внутри страны, используя внешнюю политику;
- Предоставление обществу при помощи чёткой формулировки интересов жёстких критериев оценки эффективности проведения внешней политики;
- Страхование государства от превращения внешней политики в продолжение внутренней, а также предоставление возможности своевременно скорректировать внешнеполитический курс;
- Открытое заявление интересов производится ради повышения предсказуемости их носителя (государства) для внешнего мира .
Здесь важно отметить, что нарушение формулировок интересов, закреплённых в различных документах, несомненно, приведёт к недоверию со стороны не только противников и союзников, но и собственных граждан.
Продолжая тему, важно подробнее остановиться на источниках формулировок государственных интересов. Интересы получают своё закрепление в официальных документах и неофициальных заявлениях учёных и экспертов. К первым относятся доктрины, стратегии, концепции, которые создаются и публикуются правительствами большинства стран. Ко вторым стоит отнести публикации и выступления ведущих специалистов в области политики и международных отношений, ярким представителем которых является советский и российский государственный деятель Евгений Максимович Примаков.
Рассуждая о национальных интересах, стоит отдельно выделить их виды, которые ранжируются по значимости и влиянию. В национальной стратегии США определены три категории: жизненно важные, важные национальные интересы, гуманитарные и другие интересы. В целом же государственные интересы различными авторами подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и краткосрочные.
Таким образом, мы можем отметить, что определение национального интереса – не самая лёгкая задача для государства, ведь должны быть учтены интересы других государств, потребности собственных граждан и способность реализации определённого интереса в определённый исторический период времени.
Для определения роли национального интереса в современных международных отношениях необходимо обратиться к существующим основным теориям. Как пишет М. А. Савельева в своей статьей «Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений», выделяются три основные парадигмы: реализм, либерализм и конструктивизм.
В реализме и неореализме национальный интерес основан на географическом положении государства, его экономическом, культурном и политическом развитии. Интерес – стабильная и почти неизменная категория, изменить её можно лишь в результате смена государством своего географического положения на карте мира.
Теоретики и практики либерализма (идеализма) в некотором роде признают существование «национального интереса», но при условии, что в это понятие будут включены нормы морали и глобальные проблемы. Главной идеей здесь является то, что предпочтения одних акторов (их интересы) изменяются под влиянием предпочтений других, а не остаются без изменений.
Стоит обратить внимание на новую теорию в международных отношениях – социальный конструктивизм. Сторонники данной идеи настаивают на том, что интересы и методы их воплощения в жизнь являются социальным явлением, конструируются обществом и реализуются им же. Таким образом, интересы основаны на коллективных идеях, зафиксированных в договорах и практиках. Конструктивисты уверены, что миром правят идеи, источником которых являются люди.
Проанализировав подходы различных теорий международных отношений к вопросу национального интереса, можно сделать вывод о том, что мнений и дискуссий существует огромное количество, однако ясно одно: данная категория одновременно связывает и понимание истории и уровня развития общества и государства, и текущие внешнеполитические интересы страны. При этом национальный интерес служит самосохранению и защите тех достижений, благ и ценностей, которых добились в своём развитии государство и общество.
Источник
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Война и мир в терминах и определениях . под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014 .
Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ» в других словарях:
Национальные интересы — (national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены… … Политология. Словарь.
Национальные интересы РФ — национальные интересы Российской Федерации совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;. Источник: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 О… … Официальная терминология
Национальные интересы — У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес. Национальные интересы объективно значимые цели и задачи национального государства как целого. Содержание 1 Этимология 2 Альтернативы 3 … Википедия
национальные интересы — общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Этнопсихологический словарь
Национальные интересы РФ — совокупность сбалансированных ориентиров и стимулов личности, фундаментальных потребностей, ценностей и устремлений общества и государства, служащих их благу и безопасности. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,… … Пограничный словарь
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность… … Социология: Энциклопедия
Национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Национальные интересы РФ в Мировом океане — Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства. Источник: Морская… … Официальная терминология
Национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Источник
Понятие национальных интересов
Национальный интерес представляет собой наиболее важный ориентир самостоятельной политической деятельности национально ориентированных сил в сфере государственной власти. Национальный интерес является одним из основополагающих условий обретения людьми национальной и культурной идентичности, кроме того, он в концентрированной форме выражает те цели и способы их достижения, которые закрепляют за национальными движениями тот или иной политический статус как внутри государства, так и на международной арене. Наконец, как основание деятельности национального государства национальный интерес выступает и в качестве показателя определенности внешней и внутренней политики страны.
Однако, несмотря на столь весомую роль национального интереса, в науке до сих пор не достигнуто согласия не только в его трактовке, но и в признании его существования. Например, ряд ученых (Б. Капустин) отрицает значение национальных интересов в силу их содержательной неопределенности, что, по их мнению, создает условия для навязывания социально разрозненному обществу ложной и заранее заданной общности интересов, широкие возможности для спекуляций и манипулирования общественным мнением. Тем не менее большинство теоретиков все же использует данное понятие для анализа политической реальности, расходясь, правда, в понимании его природы и назначения.
Так, одна группа ученых исходит изидеологической трактовки национального интереса, предполагающей формулировку политических целей в рамках заранее заданных ценностей и культурных значений. При таком понимании национальные интересы нередко выступают в виде разнообразных духовных конструкций – «русской идеи», «американской мечты», «духа фатерланда»; имперских установок, предполагающих создание «великой» страны (России, Боснии, Германии и т.д.); антизападных или антироссийских убеждений, рассматриваемых отдельными элитарными слоями в мусульманских и недружественных нам государствах как не подлежащие критике сверхценности.
Данная трактовка национальных интересов программирует прежде всего эмоционально-чувственные мотивации политического поведения представителей определенных наций (государств), закрепление в их политических программах и лозунгах неких вневременных оценок, подходов, стереотипов. При определенной позитивности такого понимания национальных интересов и соответствующих действий, демонстрирующих, к примеру, «принципиальность» политики, ее «приверженность идеалам и принципам», подобные формы общеколлективных целей, как показывает практический опыт, только усугубляют разногласия с конкурентами и драматизируют видение политической ситуации. Более того, такое положение ставит государство как политический институт в заведомо проигрышное положение в борьбе с конкурентами, способными более гибко относиться к оценке ситуации, маневрировать, корректировать свои цели и т.д.
Другая трактовка национальных интересов предполагаетпрагматическое отношение к ним, характеризующее соответствующие цели как непременно позитивное, но содержательно разнообразное общеколлективное благо. При таком подходе не существует никаких окончательных представлений о том, что и как надо достигать. Все содержательные параметры национальных интересов зависят от обстановки. Поэтому у носителей таким образом понимаемых национальных интересов постоянно меняются и «вероятные» союзники, и «потенциальные» противники нации (национального государства), и позитивные, и негативные оценки внешней и внутренней ситуации. Однако при всем этом сохраняются две универсальные цели: процветание граждан и усиление мощи государства. Причем средствами обеспечения этих целей в основном признаются экономический потенциал и военная сила.
На примере внешней политики такой подход к пониманию национальных интересов ярко продемонстрировал известный немецкий теоретик Г. Моргентау. Он писал: «Цели внешней политики должны определяться в контексте национального интереса и поддерживаться определенной силой. При этом содержание самого национального интереса определяется самим государством и не предполагает каких-либо иных ограничений кроме силы, которойонорасполагает по отношению к силе взаимодействия с ней других государств».*
* Morgenthau H. G. Politics among Nations. N.Y., 1952. P. 67.
В сфере практической политики понимание национального интереса, как правило, сочетает известные элементы прагматики и идеологических предустановок, которые изменяют приоритетные цели и задачи национальных движений (государств). Наряду с этим национальные интересы обладают и другими характеристиками, к которым, в частности, относятся следующие: временные (долгосрочность, краткосрочность), приоритетные (первостепенность, второстепенность) степень устойчивости (постоянство, изменчивость), предметность (относятся к внутриполитическим или внешнеполитическим пооцессам), направленность (включают действия, направленные как на повышение благополучия своих граждан, так и на проведение политики национального гегемонизма и разрушения существующей государственности).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник