Понятие национальные интересы страны

Национальный интерес и его роль в международных отношениях

Национальный интерес – определённо ключевой элемент в системе современных международных отношений. Зародившееся ещё в XVII веке со становлением Вестфальской системы и образованием национальных государств и окончательно оформившееся после Второй мировой войны это понятие является неотъемлемой частью мировой политики.

В национальном интересе выражаются первостепенные жизненные потребности в выживании и самосохранении нации и государства. В наши дни существует немало трудностей с трактовкой данного сложного и многоаспектного понятия, которое изменяется с течением времени. Так, например, политолог Михаил Троицкий выделяет несколько необычных определений. Он пишет, что «национальные интересы представляют собой открытую декларацию потребностей и намерений государства, основанных на оценке текущей ситуации», и такая декларация выполняет ряд важнейших функций в жизни страны.

В контексте развития институтов демократии национальные интересы представляют собой комплекс взаимосвязанных утверждений о том, что и почему выгодно тому или иному государству в определённый момент времени. Если же осветить понятие государственных интересов с точки зрения американских специалистов, то в их понимании в эту сферу относится всё, что «ведёт к извлечению непосредственной экономической выгоды» для США и от чего напрямую зависит их безопасность.

Триумф категории национального интереса состоялся в середине XX века, ему способствовал основоположник теории политического реализма – Ганс Моргентау. Он утверждает, что такая категория полностью связана с обретением и использованием силы («power»), которую применяет государство, преследуя свои мотивы . В последствие споры, связанные с данным понятием, получили название «новые великие дебаты», и длятся между исследователями во всём мире до сих пор.

Читайте также:  Какие страны африки добывают нефть

В российской практике закрепление понятия «национальный интерес» впервые было закреплено лишь в одном документе – Указе Президента РФ от 12.05.2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» . В первом разделе стратегии указано, что «национальные интересы Российской Федерации -совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». На данный момент документ утратил силу в связи с принятием нового указа, в котором содержится аналогичное определение.

Как уже было отмечено выше, трактовок фундаментального понятия современных международных отношений существует масса, однако функций, которые выполняют национальные интересы, немного, и их можно чётко определить:

  1. Установление иерархии внешнеполитических интересов. Это помогает избавиться от перенапряжения сил или распыления ресурсов на направления, не играющие первоочередной роли для благосостояния государства;
  2. Ограничение свободы действий властей, которые в большинстве случаев стремятся укрепить свои позиции внутри страны, используя внешнюю политику;
  3. Предоставление обществу при помощи чёткой формулировки интересов жёстких критериев оценки эффективности проведения внешней политики;
  4. Страхование государства от превращения внешней политики в продолжение внутренней, а также предоставление возможности своевременно скорректировать внешнеполитический курс;
  5. Открытое заявление интересов производится ради повышения предсказуемости их носителя (государства) для внешнего мира .

Здесь важно отметить, что нарушение формулировок интересов, закреплённых в различных документах, несомненно, приведёт к недоверию со стороны не только противников и союзников, но и собственных граждан.

Продолжая тему, важно подробнее остановиться на источниках формулировок государственных интересов. Интересы получают своё закрепление в официальных документах и неофициальных заявлениях учёных и экспертов. К первым относятся доктрины, стратегии, концепции, которые создаются и публикуются правительствами большинства стран. Ко вторым стоит отнести публикации и выступления ведущих специалистов в области политики и международных отношений, ярким представителем которых является советский и российский государственный деятель Евгений Максимович Примаков.

Читайте также:  Найди страну по буквам

Рассуждая о национальных интересах, стоит отдельно выделить их виды, которые ранжируются по значимости и влиянию. В национальной стратегии США определены три категории: жизненно важные, важные национальные интересы, гуманитарные и другие интересы. В целом же государственные интересы различными авторами подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и краткосрочные.

Таким образом, мы можем отметить, что определение национального интереса – не самая лёгкая задача для государства, ведь должны быть учтены интересы других государств, потребности собственных граждан и способность реализации определённого интереса в определённый исторический период времени.

Для определения роли национального интереса в современных международных отношениях необходимо обратиться к существующим основным теориям. Как пишет М. А. Савельева в своей статьей «Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений», выделяются три основные парадигмы: реализм, либерализм и конструктивизм.

В реализме и неореализме национальный интерес основан на географическом положении государства, его экономическом, культурном и политическом развитии. Интерес – стабильная и почти неизменная категория, изменить её можно лишь в результате смена государством своего географического положения на карте мира.

Теоретики и практики либерализма (идеализма) в некотором роде признают существование «национального интереса», но при условии, что в это понятие будут включены нормы морали и глобальные проблемы. Главной идеей здесь является то, что предпочтения одних акторов (их интересы) изменяются под влиянием предпочтений других, а не остаются без изменений.

Стоит обратить внимание на новую теорию в международных отношениях – социальный конструктивизм. Сторонники данной идеи настаивают на том, что интересы и методы их воплощения в жизнь являются социальным явлением, конструируются обществом и реализуются им же. Таким образом, интересы основаны на коллективных идеях, зафиксированных в договорах и практиках. Конструктивисты уверены, что миром правят идеи, источником которых являются люди.

Проанализировав подходы различных теорий международных отношений к вопросу национального интереса, можно сделать вывод о том, что мнений и дискуссий существует огромное количество, однако ясно одно: данная категория одновременно связывает и понимание истории и уровня развития общества и государства, и текущие внешнеполитические интересы страны. При этом национальный интерес служит самосохранению и защите тех достижений, благ и ценностей, которых добились в своём развитии государство и общество.

Источник

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Война и мир в терминах и определениях . под общей редакцией Дмитрия Рогозина . 2014 .

Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ» в других словарях:

Национальные интересы — (national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены… … Политология. Словарь.

Национальные интересы РФ — национальные интересы Российской Федерации совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;. Источник: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 О… … Официальная терминология

Национальные интересы — У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес. Национальные интересы объективно значимые цели и задачи национального государства как целого. Содержание 1 Этимология 2 Альтернативы 3 … Википедия

национальные интересы — общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Этнопсихологический словарь

Национальные интересы РФ — совокупность сбалансированных ориентиров и стимулов личности, фундаментальных потребностей, ценностей и устремлений общества и государства, служащих их благу и безопасности. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,… … Пограничный словарь

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность… … Социология: Энциклопедия

Национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Национальные интересы РФ в Мировом океане — Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства. Источник: Морская… … Официальная терминология

Национальные интересы России — совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Источник

Понятие национальных интересов

Национальный интерес представля­ет собой наиболее важный ориентир самостоятельной политической дея­тельности национально ориентированных сил в сфере государствен­ной власти. Национальный интерес является одним из основополага­ющих условий обретения людьми национальной и культурной иден­тичности, кроме того, он в концентрированной форме выражает те цели и способы их достижения, которые закрепляют за национальны­ми движениями тот или иной политический статус как внутри госу­дарства, так и на международной арене. Наконец, как основание де­ятельности национального государства национальный интерес выс­тупает и в качестве показателя определенности внешней и внутренней политики страны.

Однако, несмотря на столь весомую роль национального интере­са, в науке до сих пор не достигнуто согласия не только в его трак­товке, но и в признании его существования. Например, ряд ученых (Б. Капустин) отрицает значение национальных интересов в силу их содержательной неопределенности, что, по их мнению, создает ус­ловия для навязывания социально разрозненному обществу ложной и заранее заданной общности интересов, широкие возможности для спекуляций и манипулирования общественным мнением. Тем не ме­нее большинство теоретиков все же использует данное понятие для анализа политической реальности, расходясь, правда, в понимании его природы и назначения.

Так, одна группа ученых исходит изидеологической трактовки национального интереса, предполагающей формулировку политичес­ких целей в рамках заранее заданных ценностей и культурных значе­ний. При таком понимании национальные интересы нередко высту­пают в виде разнообразных духовных конструкций – «русской идеи», «американской мечты», «духа фатерланда»; имперских установок, предполагающих создание «великой» страны (России, Боснии, Гер­мании и т.д.); антизападных или антироссийских убеждений, рас­сматриваемых отдельными элитарными слоями в мусульманских и недружественных нам государствах как не подлежащие критике сверх­ценности.

Данная трактовка национальных интересов программирует преж­де всего эмоционально-чувственные мотивации политического поведения представителей определенных наций (государств), закрепле­ние в их политических программах и лозунгах неких вневременных оценок, подходов, стереотипов. При определенной позитивности та­кого понимания национальных интересов и соответствующих дей­ствий, демонстрирующих, к примеру, «принципиальность» полити­ки, ее «приверженность идеалам и принципам», подобные формы общеколлективных целей, как показывает практический опыт, толь­ко усугубляют разногласия с конкурентами и драматизируют виде­ние политической ситуации. Более того, такое положение ставит государство как политический институт в заведомо проигрышное по­ложение в борьбе с конкурентами, способными более гибко относиться к оценке ситуации, маневрировать, корректировать свои цели и т.д.

Другая трактовка национальных интересов предполагаетпрагматическое отношение к ним, характеризующее соответствующие цели как непременно позитивное, но содержательно разнообразное обще­коллективное благо. При таком подходе не существует никаких окон­чательных представлений о том, что и как надо достигать. Все содер­жательные параметры национальных интересов зависят от обстанов­ки. Поэтому у носителей таким образом понимаемых национальных интересов постоянно меняются и «вероятные» союзники, и «потен­циальные» противники нации (национального государства), и пози­тивные, и негативные оценки внешней и внутренней ситуации. Од­нако при всем этом сохраняются две универсальные цели: процвета­ние граждан и усиление мощи государства. Причем средствами обеспечения этих целей в основном признаются экономический по­тенциал и военная сила.

На примере внешней политики такой подход к пониманию на­циональных интересов ярко продемонстрировал известный немец­кий теоретик Г. Моргентау. Он писал: «Цели внешней политики должны определяться в контексте национального интереса и под­держиваться определенной силой. При этом содержание самого на­ционального интереса определяется самим государством и не пред­полагает каких-либо иных ограничений кроме силы, которойонорасполагает по отношению к силе взаимодействия с ней других госу­дарств».*

* Morgenthau H. G. Politics among Nations. N.Y., 1952. P. 67.

В сфере практической политики понимание национального инте­реса, как правило, сочетает известные элементы прагматики и иде­ологических предустановок, которые изменяют приоритетные цели и задачи национальных движений (государств). Наряду с этим наци­ональные интересы обладают и другими характеристиками, к кото­рым, в частности, относятся следующие: временные (долгосрочность, краткосрочность), приоритетные (первостепенность, второстепенность) степень устойчивости (постоянство, изменчивость), предмет­ность (относятся к внутриполитическим или внешнеполитическим пооцессам), направленность (включают действия, направленные как на повышение благополучия своих граждан, так и на проведение по­литики национального гегемонизма и разрушения существующей го­сударственности).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью