Характеристики государства
Государство: понятие, происхождение, признаки, назначение, функции
Государство– это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории. Используя право и специальный аппарат принуждения. Существует несколько теорий происхождения государства: 1Теологическая– государство создано богом, нет власти не от бога.2Договорная – гос-во возникло в результате договора между людьми.3Теория насилия гос-во возникло как акт насилия одних племен над другими, власть должна принадлежать самым сильным.5 Патриархальная гос-во возникло из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляется продолжением власти отца.6 Класовая причина происхождения гос-ва разложение первобытно общинного строя, разделение туда, возникнов частн собственности. Расслоение а богатых и бедных. Признаки1Территория,2 Население, для которых характерно разделение людей не кровородствен признак, а через гражданство. 3Публичная власть 4Налоги 5Право-система общественных правил 6 Суверинитет-верховенство гос власт, ее единство и назначение. Функции Внешнии: оборона страны, международное сотрудничество. Внутреннии: регулятивня, охранительная, социальная, охрана природы.
Характеристики государства.
Форма правления – это организация высших органов гос власти, порядок их образования и взаимодействия с населением. Существует 2 формы правления монархии и республики. Для монархии характерно сосредоточение высшей гос власти в руках единственного правителя и чаще всего передается по наследству. Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Для республики характерно: высшая государственная власть представлена выбранным коллегиальным органом. В зависимости от взаимотношений высших органов гос власти республики делятся на парламентские и президентские. Формы государственного устройства – это внутреннее деление государства на части, правовое положение частей и центральных и местных органов.1 Унитарное – оно делится на административно-территориальные единицы, по существу единая система государственных органов и законодательства.2 Федеративное — объединение ряда государств или государственных образований имеющих свои законодательные, исполнительные не редко и судебные органы. В федерации существует 2 вида законодательной системы органов гос власти федерации и субъекта. 3 Конфедерация – союз государств объединенных для достижения экономических, политич. и др. целей.
Политические режимы – это способ властвования совокупность методов практического осуществления государственной власти. Существует 2 вида режима Демократический-совокупность способов осуществления власти на основании подчинения меньшинства к большинству и уважения прав меньшинства. Антидемократический- осуществление власти на основе произвола без учета какого-либо мнения. а) авторитарный – власть не формируется и не контролируется народом, опирается на полицию и военный аппарат, суд вспомогательный аппарат. б) Тоталитарный более регрессивный политический режим, одна идеология, одна правящая партия, контроль над всеми сферами жизни
Источник
Общая характеристика развивающихся стран. Понятие «развивающиеся страны» довольно условно и объединяет 4/5 всех стран мира
Понятие «развивающиеся страны» довольно условно и объединяет 4/5 всех стран мира. В них проживает более 80% населения планеты. Можно выделить следующие признаки, по которым объединяют развивающиеся страны (РС) в особую группу государств:
─ это бывшие колониальные страны, зависимые от Запада;
─ экономическая система этих стран характеризуется крайней неустойчивостью;
─ они существенно зависят от экономики развитых стран;
─ экономика является многоукладной с различными формами собственности;
─ высокие темпы роста населения;
─ специализация на сырьевых товарах, поставляемых на мировой рынок;
─ сильная зависимость от притока иностранного капитала.
Общность и одновременно многообразие развивающихся стран осложняет попытки их классификации.
Для конкретного анализа развивающиеся страны можно разделить на следующие подгруппы:
─ страны-экспортеры энергоресурсов с активным платежным балансом. Это Ирак, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия.
─ страны-чистые экспортеры энергоресурсов, но с постоянным пассивным платежным балансом. Это такие страны как Алжир, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет, Камерун, Конго, Нигерия, Перу и др.
─ новые индустриальные страны. Это страны, добившиеся высоких темпов роста.
─ страны так называемого четвертого мира. Это наиболее отсталые государства (их около 60).
Учитывая постоянный рост количества развивающихся стран и их огромный удельный вес в населении мира, они имеют возможность активно влиять на мирохозяйственные связи. К их числу относятся почти все страны Азии, кроме Японии и Израиля, а также (по мнению экспертов ОЭСР) все государства Африки, за исключением ЮАР и страны Латинской Америки.
Одной из главных черт социально-экономической модели развития РС является их слаборазвитость. Низкий уровень развития производительных сил является чертой, определяющей все остальные признаки РС. Это выражается, прежде всего, в их низком удельном весе в объеме ВМП (на долю 80% населения мира приходится 20% ВМП). Поэтому главная для РС проблема – это преодоление отсталости и повышение жизненного уровня.
Решение проблем национальные правительства РС связывают с проведением индустриализации, которая позволяет осуществить структурные преобразования и техническое перевооружение экономики. Они следуют при этом по траектории догоняющего развития. Такое развитие не предполагает сближение с лидерами мирового развития. Догоняющим оно считается потому, что следует в русле, прокладываемом техногенной цивилизацией. Развитые страны прокладывают дорогу, вынуждая РС ориентироваться на их стандарты и следовать «правилам игры». Для этого нужны сходные социальные институты и экономические механизмы. Но воспроизвести их в чуждой им среде не просто. Формирование самобытных аналогов сопряжено с революционными преобразованиями.
Итоги развития РС за 100 лет (с 1886 по 2000г.) не вызывают особого оптимизма:
─ подушевой ВВП в РС относительно развитых стран не изменился;
─ ускорение экономического роста РС усилило неравномерность их развития.
Положительным моментом можно считать рост динамики развития РС.
Попытки РС преодолеть отсталость нашли выражение в формулировке двух моделей развития.
Модель импортозамещающей индустриализации предполагала рост промышленности под защитой высоких тарифов на импорт. Эта модель позволяла за счет освоения внутренних ресурсов развивать национальное предпринимательство.
Такой подход к развитию, хотя и увеличил темпы роста (до 6% в год), не позволил улучшить социальное положение большинства населения в РС.
Можно выделить следующие недостатки данной модели развития:
─ рост производства товаров народного потребления вызвал необходимость роста импорта средств производства и зависимость РС от развитых стран усилилась; выросли займы и задолженности;
─ низкий платежеспособный спрос не позволял загрузить созданные производственные мощности;
─ выручка от экспорта не поспевала за ростом потребностей в импорте;
─ потребность развитых стран в сырье, сельхозпродукции, поставляемой РС, снижается из-за вытеснения природного сырья синтетическим;
─ предприятия, создаваемы в РС, часто были малоэффективны, и шел выпуск продукции низкого качества;
─ недостаточная интегрированность в МХ сделала РС уязвимым в периоды сырьевых кризисов;
─ непомерное, зачастую некорректное вмешательство государства в экономические процессы, бюрократические препоны, тяга к перераспределению ресурсов;
─ государство поддерживало убыточные государственные предприятия за счет бюджетных средств;
─ рост малоэффективного административно-управленческого аппарата;
─ нехватка иностранной валюты и большой внутренний долг вызвали необходимость сокращения импорта, поэтому выросла недогрузка производственных мощностей, увеличилась безработица и инфляция.
Модель экспортоориентированной индустриализации. Основана на открытости экономики, активном участии в МРТ использовании мировой торговли. Эта модель была успешно применена в странах ЮВА (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея). Эти страны, не имея богатых природных ресурсов, сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя дешевую рабочую силу. Экпорт шел сначала в близлежащие страны, приобретался опыт и валюта, а затем шел и на мировой рынок. Во многом реализации такой модели развития способствовала Япония. Она через инвестиции, новые технологии, наработки в менеджменте и маркетинге приобщала данные страны к современному производству. Данный путь развития оказался более эффективным.
Модернизация аграрной экономики – первая серьезная проба сил в борьбе за развитие бывших колониальных и зависимых стран. Сельское хозяйство составляло основу развития этих стран. В нем создавалась большая часть ВВП, но росло оно в начале XX века всего на 0,2% быстрее, чем численность населения. Такие темпы роста наблюдаются, например, в Тропической Африке, но в 60-е годы XX века после получения независимости подушевое производство здесь начало падать, т.к. общая численность населения в регионе выросла (в 1951-2000 г. в 4 раза).
В большинстве развивающихся стран земельные реформы не получили своего завершения. Причиной был либо недостаточный размах, либо наделение землей хозяйств шло медленно. Поэтому модернизация сельского хозяйства, как правило, сводилась к использованию средств производства, которые давала промышленность (новые сорта, удобрения).
Радикальная земельная реформа проведена только в Южной Корее и на Тайване и эти страны в 60-е годы вышли в лидеры по темпам роста сельхозпродукции. В Малайзии и Таиланде ситуация в сельском хозяйстве была также сравнительно благополучная, что сказалось на темпах индустриализации. Достаточно простая и эффективная аграрная реформа проведена в Китае.
В результате реформы доля развивающихся стран в мировом производстве с 1951 по 2000г. выросла почти на 1/3 и достигла 68,3% от общего объема, но процесс шел крайне неравномерно.
Индустриализациябывших поколений и полуколоний началась после включения их в МРТ. Главную роль сыграли внешние факторы – потребность развитых стран в сырье, необходимость адаптации к требованиям мирового рынка.
Индустриализация опиралась на технологии, уже разработанные развитыми странами, поэтому имела следующие особенности:
─ более быстрый переход от одного технико-технологического этапа к другому;
─ развитые страны часть своей промышленности стали переносить в РС;
─ более высокие по сравнению с развитыми странами темпы промышленного производства. С 1951 по 2000 г. производство промышленной продукции выросло более чем в 16 раз.
К 2000 г. РС производили 60% от общего объема промышленной продукции в мире.
В последующие 20 лет разрыв между развитыми странами и РС по объему производства в тяжелой промышленности сократился почти в 3 раза. Отставание по этому показателю сократилось также в деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и в машиностроении.
Несмотря на большие успехи в индустриализации, РС отстают еще от развитых стран на целую эпоху. По производству на душу населения они уступают развитым — в 6-7 раз в изготовлении промышленных изделий.
В последние полвека неравномерность развития РС усилилась, особенно в качестве роста. После нефтяного кризиса 1971-1975 гг. РС разделились на несколько групп. Большие доходы для нефтедобывающих стран ослабили стимулы к общественным преобразованиям. Для ведущих стран ОПЕК при их малочисленном населении доходов от нефти хватит для поддержки уровня жизни на достаточном уровне. Менее состоятельные страны-экспортеры нефти, затормозив индустриализацию, вызвали рост инфляции и внешней задолженности.
Страны-импортеры нефти, разделились на две подгруппы по степени адаптации к изменившимся после кризиса условиям. Первая подгруппа лучше интегрирована в мировую экономику, чем вторая.
Лучше всего избежать потрясений удалось таким государствам как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Маврикий. Им удалось подключиться к перспективным международным промышленным комплексам, специализирующимся на производстве товаров длительного пользования. Они на первых порах осуществляли сборку и изготовление отделочных компонентов для изделий, производимых ТНК. Позже на этой базе возникли дееспособные промышленные комплексы в этих странах. Создание таких комплексов шло двумя путями:
─ при поддержке государства активно формировались крупные многопрофильные производства, нацеленные на экспорт (Южная Корея);
─ всемирное развитие конкуренции на внутреннем рынке, побуждающее предприятие производить на экспорт (Тайвань).
В 80-е годы XXв. примеру этих стран последовали Китай, Малайзия, Таиланд, Индия, Аргентина, Бразилия.
Основная масса зависимых от импорта стран вынуждена была его свернуть, сократить тем самым закупки оборудования, комплектующих. Стали падать объемы производства, и начался застой экономики этих стран и индустриализация пробуксовывает.
Процесс расслоения стран не помешал увеличить долю их обрабатывающей промышленности в совокупном ВВП РС почти в 2 раза. Более весомую долю промышленности в ВВП имели всего 10 стран – Китай, Малайзия, Таиланд, Тайвань, Южная Корея, Индонезия, Египет, Аргентина, Бразилия, ЮАР. Причем в половине из них вклад обрабатывающей промышленности в экономический рост не увеличился.
Роль государства в большинстве развивающихся стран высока, т.к. государственный сектор дает примерно 11 % ВВП. Государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции в особую экономику и вкладывать деньги, прежде всего в инфраструктуру и промышленность. Государство ограничивало развитие частного предпринимательства, не допуская его в такие сферы как оборона и другие, стратегически важные отрасли.
Начиная с 50-х годов масштабы государственной собственности постепенно сокращаются из-за недостаточной эффективности работы государственных предприятий. Растет во многих странах дефицит государственного бюджета. Приватизация затронула, прежде всего, энергетические отрасли, телекоммуникации. Крупные продажи государственной собственности проведены в Мексике, Бразилии, Аргентине, Индонезии, Перу. Однако из-за слабости местного капитала поступления оказались ниже ожидаемого.
Низкие темпы роста ВВП, низкий уровень подушевого дохода вызвали необходимость в 80-е годы XX в. разработать и претворять в жизнь программы структурной адаптации. Государство пытается бороться с нищетой путем эффективности государственного сектора. Суть программ сводилась к ограничению социальных расходов в бюджете государства, установление жесткой финансовой политики, нацеленной на борьбу с дефицитом государственного бюджета. Такие программы проводились в Болгарии, Аргентине, Мексике, Бразилии, Чили. Однако капиталы уходили на фондовые рынки, т.к. местные инвесторы не доверяли государству. Экспорт не рос в том объеме, который нужен для подъема экономики из-за слабой технической базы и странам приходилось прибегать к внешним заимствованиям.
Социальное положениенаселения РС за последние 50 лет несколько улучшилось. Повысилась продолжительность жизни в странах тропической Африки в 90-е годы до 52 лет, в странах Южной Азии до 62, Юго-Восточной Азии – 68, Латинской Америки до 70 лет. Но нищенский жизненный уровень подавляющего большинства населения остается характерным признаком РС. Точные размеры нищеты трудно рассчитать из-за отсутствия статистических данных. В РС примерно 1/3 населения имеет ежедневный доход не более одного доллара. Основные доходы сосредоточены в руках местной элиты. На долю 40 % самого бедного населения приходится не более 3-37 % доходов.
По экспортным оценкам, безработные и не полностью занятые составляют в этих станах от 25 до 38 % экономически активного населения. Массовая бедность, нищета населения ограничивают платежеспособный спрос.
Социальные проблемы во многом предопределены высоким уровнем прироста населения (1,9 % в год против 0,7 % в развитых).
Аграрные реформы приводили к высвобождению рабочей силы, слабая обрабатывающая промышленность его не поглощала, сфера услуг также недостаточно развита, поэтому растет безработица и нищета.
Источник