Понятие виды правительств зарубежных странах

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Правительство в зарубежных странах: понятие, виды, порядок образования.

Правительство – центральный орган управления государством, исполнительная власть. К примеру, в большинстве стран называют Совет Министров (Индия, Франция, Куба), Кабинет Министров (Япония), государственный совет (Швеция, Норвегия), правительство (Чехия, Колумбия), федеральное правительство (ФРГ), федеральный совет (Швейцария).

Правительство – коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

1) по признаку партийности – партийные и беспартийные.

Однопартийная – парламентская форма правления, где какая-то партия обладает доминирующим большинством в парламенте (Великобритания), характерен для президентских республик, где министрами – членами кабинета становятся сторонники той партии, которую возглавляет президент.

Многопартийная создается в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте (ФРГ, Италия, Бельгия) – создаются на основе договора партийных фракций по следующему признаку: парламентская партийная фракция, имеющая наибольшее число мест в парламенте назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест занимает менее значимые посты в правительстве. Самые небольшие фракции занимают второстепенные министерские должности.

Беспартийные правительства:

  • беспартийное правительство характерно для стран с абсолютной монархией (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар)
  • беспартийные правительства, которые создаются во время «критических» ситуаций (служебные, деловые, переходные правительства). Они образовываются, когда партийные фракции в стране не могут договориться друг с другом. Данные правительства не принимают важных решений, а занимаются текущим управлением страной. К примеру, в состав такого правительства входят постоянные заместители министров, которые обязаны быть беспартийными. Возможность образования правительств в некоторых странах закреплена в конституциях (конституция Болгарии)
  • данный вид беспартийных правительств является не совсем нормальным явлением, т.к. образовывается при диктаторских режимах, когда все политические партии находятся под запретом. К примеру, в состав такого правительства входят военные.
Читайте также:  Избыточная смертность по странам европы

2) в зависимости от степени поддержки со стороны правительства:

  • правительства большинства – опирается на поддержку партийных фракций, образующих большинство в правительстве и являются наиболее распространенным видом
  • правительства меньшинства – могут быть образованы фракцией, которая не опирается на большинство. Чаще всего возникают как результат политических столкновений и конфликтов. Существуют непродолжительное время и его называют, как правило, временным правительством (Дания, Индия, Швеция – в свое время)
  • правительство национального единства – правительство, которое образовано в критической ситуации в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить ведущие политические партии и политические силы. Основная цель – преодоление тяжелого положения страны или общей опасности (Греция, Ливан).

Порядок формирования правительства, к примеру, определен формой правления государства. Выделяют основных способа формирования правительства:

1) Парламентский способ формирования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным является английская модель, когда правительство формирует лидер партии, победившей на выборах. Такой лидер формирует состав правительства и представляет его вместе с программой деятельности для утверждения в парламент (Канада, индия, Австралия).

В ряде стран для формирования правительства всегда применяется процедура, суть которой – формальное избрание парламентом главы правительства (ФРГ, Япония, Швеция). В ряде стран для того, чтобы правительство приступило к исполнению обязанностей и стало законным и легитимным, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Такая модель формирования правительства имеет название «позитивный парламентаризм» (Греция, Италия, Польша, Турция).

В странах Европы применяется принцип «негативного парламентаризма», т.е. правительство не должно получать вотум доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия (Голландия, Норвегия, Дания).

Чаще всего практикуется формирование правительства следующим образом: предлагается кандидатура не должность главы правительства и если она поддерживается парламентом, то глава правительства (премьер-министр) самостоятельно формирует состав своего правительства.

2) Непарламентский способ формирования правительства, к примеру, используется в президентских республиках, где глава государства – президент является главным представителем исполнительной власти, т.е. он назначает и отстраняет от должности членов правительства (США). Данный способ характерен для смешанных республик (Франция).

В некоторых государствах к лицам, которые претендуют на должность члена правительства предъявляются специальные требования (в Великобритании членом правительства может быть только депутат нижней палаты парламента – палаты общин; в конституции Японии – министры-депутаты парламента).

В некоторых странах устанавливается запрет на парламентские должности для министров правительства.

Источник

Понятие и виды пРаВИТЕЛЬСТВ в зарубежных странах

Правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением.

Названия правительства могут быть разнообразные: совет министров, кабинет, кабинет министров, Государственный совет (КНР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и т.д..

Виды правительства. С точки зрения политического состава правительство бывает однопартийное (с доминирующей или двухпартийной системой); коалиционное (по соглашению лидеров нескольких партий); правительство парламентского меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий (когда крупные партии не имеют большинства) и правительство парламентского большинства, которое имеет поддержку большинства депутатов парламента; беспартийное (служебное, деловое), создается когда партиям не удалось договориться о создании коалиции, а роспуск парламента нежелателен.

Кроме того, выделяют правительство национального единства (коалиционное правительство формируется в кризисные моменты с широким представительством разных партий; общие первоочередные цели, но различны пути развития). Также выделяют правительство, основанное на принципе позитивного и негативного парламентаризма.

Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, хотя возможна его отставка в определенных случаях. Временное правительство создается, как правило, неконституционным путем при смене режима и изменении конституции.

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 1453 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

5. Понятие и виды правительств в зарубежных странах

Правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением.

Названия правительства могут быть разнообразные: совет министров, кабинет, кабинет министров, Государственный совет (КНР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и т.д..

Виды правительства. С точки зрения политического состава правительство бывает однопартийное (с доминирующей или двухпартийной системой); коалиционное (по соглашению лидеров нескольких партий); правительство парламентского меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий (когда крупные партии не имеют большинства) и правительство парламентского большинства, которое имеет поддержку большинства депутатов парламента; беспартийное (служебное, деловое), создается когда партиям не удалось договориться о создании коалиции, а роспуск парламента нежелателен.

Кроме того, выделяют правительство национального единства (коалиционное правительство формируется в кризисные моменты с широким представительством разных партий; общие первоочередные цели, но различны пути развития). Также выделяют правительство, основанное на принципе позитивного и негативного парламентаризма.

Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, хотя возможна его отставка в определенных случаях. Временное правительство создается, как правило, неконституционным путем при смене режима и изменении конституции.

6. Структура и состав правительства. Особенности статуса премьер-министра, дифференциация статуса министров. Вспомогательные органы при правительстве

Правительство может иметь различные наименования (Совет министров в Бельгии, Франции, Кабинет министров в Японии, федеральное правительство в ФРГ, Австрии и т.п.)

Состав правительства традиционен:

премьер-министр, министр-председатель, председатель правительства;

министры, государственные министры, государственные секретари;

министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса.

Главную роль в правительстве играет премьер-министр, от которого зависит персональный состав данного органа.

Нередко в составе правительства создают более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые полномочия правительства. Существует 4 формы таких организаций:

правительство и кабинет (особо важные члены правительства);

совет министров (официальные заседания) и совет кабинета (оперативные вопросы);

президиум (бюро) правительства – создание особого органа

межведомственные комитеты (комиссии) – из «родственных» министерств.

Важен также численный и партийный состав правительства. Численный состав зачастую определен отдельным законом (Австрия, Италия), однако иногда такой вопрос получает конституционное закрепление (Бельгия – не более 15 министров, Норвегия не менее 7 министров плюс премьер).

Как правило, основная масса министров являются членами парламента и победившей на парламентских выборах партии. В смешанных республиках партийный состав правительства может намного разнообразнее, а премьер не обязательно должен быть членом партии (Р. Барр в 1976 г. во Франции).

Иногда зарубежные конституции устанавливают особые требования к составу правительства. Например, в Бельгии министры должны быть в равном количестве из лиц, говорящих на французском и нидерландском языках. В Швейцарии Федеральный Совет не может включать нескольких членов от одного кантона.

Источник

Тема 9 Правительство в зарубежных странах

Цель: уяснить место правительства в механизме государства зарубежных стран, порядок формирования, состав, структуру правительства зарубежных стран.

План:

1 Правительство зарубежных стран, его место в системе высших органов

2 Глава правительства, порядок его назначения, правовое положение и роль

3 Полномочия правительства

1Правительство может иметь различные названия: Правительство (Чехия), Совет министров (Индия), Федеральное правительство (Германия), Кабинет (Япония), Государственный совет (КНР), Административный совет (КНДР), Федеральный совет (Швейцария) и т.д.

Как правило, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением.

Осуществление правительственной (исполнительной) власти может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, странах с монократическими режимами) или коллегиального органа.

Классификация правительства по основанию их структуры и состава.

Во многих странах наблюдается процесс выделения в правительстве внутреннего кабинета, который и является действительным носителем правительственной власти. Пример Великобритании. Правительство этой страны насчитывает примерно 100 членов, однако практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждаются и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством Премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек).

По партийному составу различают однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийные правительства характерны для Великобритании, Канады и др. Коалиционные правительства имеют место в Италии, в странах Бенилюкса и др., иногда в Индии, Малайзии и др.

Правительство меньшинства – возникает тогда, когда отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиций в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным.

Существуют временные правительства. Например, временное правительство действовало во Франции в 1944 – 1946 годах и в 1958 году.

Для парламентарных монархий и парламентских республик характерно формирование правительства на парламентской основе. Внепарламентский способ образования правительства типичен для президентских и смешанных республик, стран с монократическими режимами и дуалистических монархий.

Парламентская инвеститура дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими палатами (Италия). Только после получения инвеституры производится окончательное назначение правительства актом главы государства, и оно считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка политических сил в парламенте. В случае, если какая-либо партия или блок партий располагает абсолютным большинством депутатских мандатов, на пост премьер-министра автоматически назначается лидер победившей партии (коалиции). Характерны для Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и др. стран.

Сложнее обстоит дело, когда ни одна партия не располагает большинством в парламенте. В этом случае глава государства проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте (нижней палате), пытаясь выяснить возможности и шансы того или иного политического деятеля. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства. Проводятся закулисные переговоры с руководством партий. В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В случае, если прийти к соглашению не удается, назначаются досрочные парламентские выборы.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой.

В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абсолютное большинство голосов. В Швеции избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага (подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 г. в стране было сформировано правительство, располагавшее поддержкой лишь 10% депутатов).

Сравнительно редко встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Пример – Швейцария, где Федеральный совет (правительство) в составе семи человек избирается на совместном заседании обеих палат федерального собрания на срок полномочий нижней палаты (4 года).

В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета.

Состав и структура правительства.

С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в различных странах различен. В состав правительства помимо его главы входят обычно государственные министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари, а также младшие министры и парламентские секретари.

Глава правительства может иметь разные официальные названия – премьер Государственного совета в КНР, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции.

Под руководством премьера работают министры, государственные министры. В одних странах ранг государственного министра выше обычного (Франция, Португалия), в других – считается более низким (Великобритания); в Японии государственными министрами именуются все члены правительства. Очень редко во главе министерства стоят сразу два или более министров (случай, известный в практике Финляндии).

В состав правительства часто включаются министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

В некоторых странах, особенно в Великобритании, по традиции сохраняются средневековые названия должностей отдельных членов правительства, иногда не дающие точного представления о круге их занятий: лорд-канцлер (по существу, это министр юстиции), лорд-хранитель печати, канцлер казначейства (министр финансов).

В США министры официально называются секретарями (кроме министра юстиции, именуемого «генеральный атторней», и министра связи, именуемого «генеральный почтмейстер»). Министерства (в США) носят официальное наименование департаментов.

В некоторых развивающихся странах существует должность главного министра (министра-координатора), курирующего работу нескольких однородных министерств; бывают также министры, управляющие крупными регионами страны.

Конституцией или законом может быть установлена определенная численность министров: не менее 7 в Норвегии, 7-15 в Ирландии, не более 14 в ОАЭ.

В странах тоталитарного социализма должность министра с правом решающего голоса имеют иногда заместители председателей крупных государственных комитетов, например, планирования, руководители массовых общественных организаций – женской, молодежной, профсоюзов, включаемых в состав правительства в соответствии с их общественным положением.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существует 4 формы таких органов:

1) различают правительство и кабинет (в некоторых странах с влиянием англосаксонского права – в самой Великобритании, в Индии и др.). Правительство включает всех министров, младших министров. Однако правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 министров;

2) различают совет министров и совет кабинета (в некоторых странах континентального права – Франция, франкоязычные страны Африки и др.). Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма, в постсоциалистических государствах нередко внутри правительства создается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств. Им также делегируются полномочия по решению отдельных вопросов компетенции правительства.

Особую роль в правительстве играет глава правительства. Каков его статус и полномочия, рассмотрим во втором вопросе.

2Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром, т.е. первым министром (от фр. premier – первый). От него зависит подбор кандидатур в состав правительства. Нередко в парламентарных республиках парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем создаются различные органы – ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции. У него есть личный секретариат.

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всех оплачиваются Премьер-министр Сингапура – 810 тыс. долл. США в год, Премьер-министр Японии – 400 тыс. (вдвое больше Президента США и в 14 раз больше Президента Польши).

При правительстве создается орган управления делами правительства.

Срок полномочий правительства определяется на основе различных критериев. В президентских республиках оно назначается в принципе на срок полномочий самого главы исполнительной власти. В парламентарных странах правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте.

Некоторые лица бессменно занимали должность премьер-министра почти полтора десятка лет (М. Тэтчер в Великобритании, Г. Коль в Германии и др.), в отдельных странах они сменяются очень быстро (Италия), хотя в той же Италии А. Фанфани занимал эту должность 6 раз на короткие сроки.

Важным консультативным органом правительства является во Франции, Италии государственный совет, состоящий из высших должностных лиц и ученых-юристов. Он предварительно рассматривает акты правительства.

3Решения, принимаемые правительством или от его имени главой исполнительной власти либо комитетом кабинета, могут значительно различаться по своей юридической природе.

Акты исполнительной власти могут носить различные наименования в отдельных странах. В США – это исполнительные приказы президента, в Великобритании – приказы королевы в совете, во Франции – ордонансы и декреты и т.д. В качестве собирательного понятия используется чаще всего термин «регламентарные акты» правительства.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, гарантировать права и свободы человека, защиту внешних интересов государства. На него возложено осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «правительство».

2. Какие названия может иметь правительство зарубежных стран?

3. Как классифицируются правительства по основанию их структуры и состава?

4. Какие правительства различают по партийному составу?

5. Что означает понятие «правительство меньшинства»?

6.Охарактеризуйте вкратце порядок формирования правительства в зарубежных странах.

7. Охарактеризуйте состав и структуру правительства зарубежных стран.

8. Что означает понятие «министр без портфеля»?

9. Охарактеризуйте правовое положение главы правительства в зарубежных странах.

10. Что означает дефиниция «регламентарные акты»?

Источник

Оцените статью