Понятие виды референдумов зарубежных странах

Референдумы в зарубежных странах

Референдум (лат.) — “должное быть сообщеным”.

Референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента, или силу важного постановления местного самоуправления.

Наряду с референдумами в зарубежных странах проводятся плебисциты.

Плебисцит — это голосование избирателей по наиболее важным для страны вопросам, связанным, как правило, с территориальными международными проблемами, либо по вопросам относящимся к личности.

Помимо референдума и плебисцита может проводиться всенародный опрос, который предполагает выявление мнения населения, причем не обязательно путем голосования. Он может быть проведен общественной организацией или прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями и проводится путем голосования, он может представлять собой консультативный референдум. Консультативный референдум проводится уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур.

Референдум — одна из важнейших форм прямой демократии, так как он дает возможность народу выразить свою волю. Но иногда референдум проводится под давлением на избирателей со стороны государства.

В некоторых случаях избиратели не могут осознать всех последствий принимаемого решения из-за того, что формулировка вопроса имеет определенный подтекст.

На референдумах, проводившихся без предварительного обсуждения вопроса, иногда принимались недемократические конституции.

То, насколько часто проводятся референдумы, зависит от традиций, сложившихся в государстве. К примеру, в США на федеральном уровне референдум не проводился ни разу, а в Швейцарии — около 400 раз.

Инициатива референдума может исходить:

— от некоторых высших органов государства;

— от определенного числа депутатов парламента;

— от установленного законом числа граждан.

Окончательное решение о проведении референдума принимает, как правило, парламент либо президент.

Чаще всего на референдум выносится один вопрос, требующий ответа “да” или “нет”. Возможен вариант, когда голосующим на выбор предлагается несколько решений.

Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума.

На референдум не могут выноситься вопросы, ответ на которые заранее известен, такие как снижение налогов, повышение зарплаты, вопросы бюджета, амнистии, кадровые и др.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного или осадного положения.

Референдум по одному и тому же вопросу может проводиться только через определенный промежуток времени.

Организация референдумов аналогична организации выборов: составляются списки лиц, имеющих право принимать участие в голосовании, создаются избирательные комиссии, проводится агитационная работа и т.д.

Голосование проводится только с помощью официальных бюллетеней, подготовленных уполномоченными на то государственными органами.

Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство избирателей, внесенных в списки для голосования, а решение считается принятым, если за него проголосовало большинство из принявших участие избирателей. Для определения результатов референдума могут применяться и другие варианты. Например, учитывается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов.

Референдумы классифицируются по различным основаниям:

1. Общегосударственный или местный.

Общегосударственный проводится на территории всей страны.

Местные референдумы проводятся на территории субъекта федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц.

2. Обязательный и факультативный.

Обязательный референдум проводится, как правило, в тех случаях, когда решение по определенному вопросу может быть принято только на референдуме.

Факультативный референдум проводится тогда, когда решение может быть принято путем референдума или иным путем.

3. Конституционный и обыкновенный.

На конституционный выносятся дополнения или поправки к конституциям; на обыкновенный — другие вопросы.

4. Допарламентский, послепарламентский, внепарламентский.

Допарламентский проводится до принятия закона парламентом, желающим знать мнение населения по данному вопросу.

Послепарламентский проводится после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение.

Внепарламентский проводится в тех случаях, когда закон принимается при отсутствии парламента или в обход парламента, если президент предполагает, что парламент не примет нужный ему закон.

5. Утверждающий или отменяющий (как правило, решения парламента).

6. Решающий (когда мнение учитывается обязательно) и консультативный (когда мнение может быть не учтено).

Результаты референдума оформляются путем подсчета голосов. Иногда парламент проводит их как собственный закон. В Белоруссии результаты референдума утверждает своей подписью президент.

План семинарского занятия:

1. Избирательное право зарубежных стран.

2. Организация и порядок проведения выборов в зарубежных странах.

3. Избирательные системы зарубежных стран.

4. Референдум в зарубежных странах.

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте содержание понятия избирательное право.

2. Проанализируйте содержание основных избирательных цензов.

3. Установите основные способы и методы выдвижения кандидатов в депутаты в зарубежных странах.

4. Определите, какая разница между избирателем и выборщиком?

5. Проанализируйте, каким должно быть демократическое регулирование финансирования выборов?

6. Установите особенности мажоритарной избирательной системы. Какие ее разновидности Вам известны?

7. Установите особенности пропорциональной избирательной системы.

8. Объясните, какова на Ваш взгляд социальная ценность референдума? В чем его преимущества и недостатки как способа принятия государственных и самоуправленческих решений?

9. Классифицируйте референдумы по видам.

10. Проанализируйте, в чем состоит сходство и различия таких конституционно-правовых институтов как выборы и референдумы?

Практические задания:

1. Определите необходимые признаки демократического избирательного процесса. Проанализируйте с этой точки зрения отдельные его стадии.

2. Какие Вам известны виды избирательных единиц? В чем цель «избирательной геометрии» («географии») и в каких формах она проявляется?

3. Определите свое отношение в производственному принципу представительства. К куриальным выборам. К косвенным выборам. Обоснуйте свою позицию.

4. Сопоставьте преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Как по-вашему следовало бы построить избирательную систему, чтобы получить наиболее справедливые и целесообразные результаты выборов?

5. Как Вы относитесь к институту отзыва? Почему он не получил широкого распространения?

6. Какие способы определения избирательной квоты Вам известны? Приведите примеры.

Основные понятия и термины:

Избирательное право; избирательный ценз; избирательная система; избирательный округ; избирательная квота; правило «связанных списков»; правило «свободных списков»; баллотирование; референдум; заградительный пункт.

Тесты:

1. Выберите правильный ответ: «Вопрос, выносимый на референдум или совокупность предлагаемых вариантов – это»:

А) инициатива референдума;

Б) формула референдума;

В) содержание референдума;
Г) результат референдума;

Д) предмет референдума.

2. Определите, какой из предложенных ответов на вопрос является правильным: «Совокупность лиц, имеющих избирательные права и принявших участие в голосовании – это»:

Б) потенциальный избирательный корпус;

В) юридический избирательный корпус;
Г) фактический избирательный корпус;

Д) плюральный вотум.

3. Выберите правильный ответ: “Абсентеизм избирателей – это”:

А) обязанность избирателей зарегистрироваться;

Б) обязательное голосование;

В) массовое уклонение избирателей от участия в выборах;

Г) неправильное голосование с большим количеством недействительных бюллетеней;

Д) призыв к бойкоту участия в выборах.

4. Право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых кандидатов называется панаширование.

А) да;

5. Выберите наиболее правильный и полный ответ: «Избирательный залог – это»:

А) получение денежных средств кандидатом от избирательной комиссии в соответствии с законом о выборах;

Б) взнос кандидатом средств на счет государства с возмещением этих средств на определенных условиях;

В) взнос кандидатом средств на счет государства для покрытия избирательных расходов;

Г) взнос кандидатом средств в фонд партии , выдвинувшей его кандидатуру;

Д) взнос кандидатом средств без последующего возвращения.

6. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Запрет для определенных должностных лиц выдвигать кандидатуру на выборах, пока не уйдут в отставку с занимаемого поста называется неизбираемость».

А) да;

7. Запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность – это несовместимость.

А) да;

8. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов – это избирательные округа».

А) да;

9. Избирательная система при которой избранным считается кандидат, который получил больше голосов, чем каждый из его соперников называется мажоритарная система относительного большинства.

А) да;

10. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов – это избирательные участки».

А) да;

11. Избирательная система, при которой побеждает кандидат получивший более половины голосов избирателей называется мажоритарная система абсолютного большинства.

А) да;

12. Избирательная система, при которой число депутатских мандатов, полученных партией, пропорционально поданных за нее голосов избирателей – это пропорциональная избирательная система.

А) да;

Список литературы:

Основная литература:

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Юриспруденция» / А. С. Автономов. — М. : Проспект, 2007. — 547 с.

2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран : учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г. Н. Андреева ; Междунар. акад. предпринимательства. — М. : Элит, 2007. — 256 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : Общая часть : учебник для вузов для студентов по специальности «Юриспруденция» / [И. А. Андреева, А. Ш. Будагова, С. Ю. Кашкин и др.] ; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б. А. Страшун. — 4-е изд. — М. : НОРМА, 2007. — 895 с.

4. Конституционное право государств Европы : Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д. А. Ковачев ; [Л. Л. Алексеева, Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, ред. Д. А. Ковачев и др.] ; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. — М. : WoltersKluwer, 2005. — IX, 310 с.

5. Конституционное право зарубежных стран : (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. — М. : Приор, 2001. — 333 с.

6. Конституционное право зарубежных стран : Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. «Юриспруденция» / Баглай М. В. и др. ; Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. — М. : НОРМА : НОРМА-ИНФРА-М, 2000. — 632 с.

7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст] : навч. посіб. / В. М. Бечастний та ін. ; за ред. В. М. Бечастного. — 2-ге вид. — Київ : Знання, 2008. — 467 с.

8. Конституційне право зарубіжних країн : навч. посіб. / [М. С. Горшеньова, О. В. Журавка, К. О. Закоморна та ін.] ; за заг. ред. В. О. Ріяки. — 2-ге вид. — К. : Юрінком Інтер, 2007. — 544 с.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : Учебник / А. А. Мишин. — 10-е изд. — М. : Юстицинформ, 2003. — 506 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Е. Чиркин ; Институт государства и права РАН ; Академический правов. ун-т (ин-т). — 5-е изд. — М. : Юристъ, 2007. — 606 с.

11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст] : підручник / В. М. Шаповал. — К. : Юрінком Інтер, 2008. — 476 с.

Дополнительная литература:

1. Избирательные системы стран мира (формирование парламентов, выборы президентов): Учеб. пособие. — Екатеринбург, 1992.

2. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / Науч. ред. В. В. Маклаков. М.: — Норма, 2003.

3. Сибиров А. Б. Основные принципы избирательного права в развитых демократических странах. — Ташкент, 1994.

4. Маклаков В. В. Избирательное право стран — членов Европейских Сообществ: Справочник. — М., 1992.

5. Лысенко В. И. Выборы и представительные органы в новой Европе: Политический опыт и тенденции 80—90-х годов. — М., 1994.

6. Ковлер А. Я. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. — М., 1995.

7. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М., 1998.

8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Иванченко. — М., 2000.

9. Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. — М., 1993.

10. Реформа избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / Отв. ред. В. И. Лысенко. — М., 1995.

11. Народовластие в России — очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю. А. Дмитриева. — М., 1997.

12. Выборы: Правовые основы, избирательные технологии / Под ред. М. Ф. Чудакова. — Минск, 2000.

Источник

Референдум в зарубежных странах: понятие и виды.

Референдум – это форма демократии, сутью которой является голосование граждан по какому-то важному конкретному вопросу, либо за принятие или отмену законопроекта путем всенародного голосования.

Референдумы могут быть:

-общенациональные (проводимые в масштабах страны);

-региональные (охватывают население крупного района страны);

-местные (в масштабах города).

-конституционные (предметом референдума является проект новой конституции либо поправки к ней);

-законодательные (предполагают утверждение закона).

-обязательные (проведение которых предусмотрено конституцией или иным законодательным актом);

-факультативные (не носят обязательный характер);

-международно-правовые (на которых решаются вопросы связанные с международным статусом или отношениями с другими государствами);

-административные (на которых ставятся различные государственно-управленческие вопросы внутригосударственного уровня).

Плебисцит является весьма близким по смыслу понятием референдума.

Плебисцит – это референдум по вопросам политической судьбы территории, на которой живут граждане, т.е. по вопросам, связанными с международно-правовыми последствиями.

Немецкие государствоведы под термином «плебисцит» понимают все виды голосования вообще, включая и выборы.

Французы под плебисцитами понимают голосование, при помощи которого граждане выражают одобрение или неодобрение главе государства и проводимой им политике.

Глава государства в зарубежных странах: понятие, юридические формы, полномочия главы государства в зарубежных странах.

Глава государства — это верховный представитель го­сударства внутри и вне страны, символ единства и преем­ственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности.

В большинстве современных государств глава государст­ва, как правило, единоличный. В монархиях — это монарх, в республиках — президент. Глава государства в зарубеж­ных странах может быть коллегиальным. На сочетании коллегиальных и частично единоличных элементов по­строен институт главы государства в Китае.

Юридические формы главы государства: единоличный монарх, унаследовавший свою должность; единоличный монарх, назначенный своей семьей; единоличный мо­нарх федеративного государства, выбранный монархами субъектов федерации, четвёртая форма — единоличный президент, пятая — коллегиальный орган, шестая — глава правительства (в землях ФРГ), седьмая — представитель британского монарха, восьмая — единоличный или кол­легиальный глава государства, узурпировавший власть.

Глава государства может входить в какую-либо ветвь власти либо не входить ни в какую. Президент США — глава государства и исполнительной власти. Президент Индии — глава государства и входит в состав парламента (ст. 79 Конституции). Президент ФРГ не может входить ни в какую ветвь власти (ст. 55 Конституции). Президент Франции выступает как арбитр, обеспечивающий своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5 Конституции).

-правом участия в формировании правительства.

— право объявления чрезвычайного положения

— обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости воздействовать на парламент.

— созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента.

— право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента

— назн-т внеочередные или очередные выборы.

— право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий.

— участник законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства.

— право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

— является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.

— назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов.

— принимает дипломатических представителей иностранных государств.

— право ведения международных переговоров.

-право объявления войны и закл-я мира, хотя для этого требуется санкция парламента.

— право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

-право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

-право присвоения почетных званий и титулов

Источник

Читайте также:  Последствия вывоза капитала для стран
Оцените статью