Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды
Избирательная система — совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов.
Виды
1. Мажоритарная — в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.
Различают три вида мажоритарной системы:
• относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
• абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность (Франция). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании.
• квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) — Чили).
Наряду с названными тремя используются еще две разновидности мажоритарной системы:
— система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) — в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);
— кумулятивный вотум (от лат. cumulatio — скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному — все голоса (Бавария).
2. Пропорциональная — строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. (Такие выборы являются строго партийными — Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). Применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель может не знать многих кандидатов от поддерживаемой им партии.
Пропорциональная ИС – избиратель голосует за избирательное объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку политических сил. Подсчет голосов: общее количество проголосовавших делится на число мест в парламенте (избирательная квота); получают так называемое «избирательное частное»; количество проголосовавших за каждое ИО делят на ИЧ – полученная цифра число мест в парламенте; нераспределенные мандаты получают те, у кого больше дробный показатель. Иногда отсеивают партии, набравшие менее 5% голосов избирателей – страны с большим количеством партий (РФ). Особая разновидность ПС – система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке – 1, 2, 3 и т.д.).
31.
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте.
Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству лоббирующего интересы бюрократии.
Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.
В отличие от партийных списков, у избирателя есть возможность выбрать не «тёмную лошадку», и кандидат должен представить не только декларативные обещания, но и реальные заслуги перед обществом.
Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).
Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей, но этим, в большей степени, грешат партии.
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post).
Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса.
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Источник
Понятие и виды выборов. Порядок организации и проведения выборов в зарубежных странах
Выборы — есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления.
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, выражает им полное доверие по осуществлению принадлежащей ему государственной власти. При это следует учитывать, что народ делегирует своим представителям только право на осуществление государственной власти, тогда как сама власть принадлежит народу, как источнику и носителю этой суверенной власти.
Выборы можно классифицировать по следующим основаниям:
Прямые и непрямые.
Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.
Непрямые выборыосуществляются не гражданами, а избранными ими лицами — выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).
Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом. Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.
При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.
2. Всеобщие и частичные (дополнительные).
Во всеобщихвыборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.
Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.
3. Национальные и местные.
Национальныевыборы проводятся по всей стране.
На местных выборах избираются органы местного самоуправления.
4. Очередные и внеочередные.
Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.
Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.
Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур. Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров. Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием.
Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.
Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.
Избирательный процесс — это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.
Избирательный процесс делится на следующие стадии:
1. Назначение выборов — установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.
2. Установление избирательных округов.
Избирательные округа — территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.
3. Установление избирательных участков.
Избирательные участки — территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.
4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).
Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии — в избирательных округах, участковые избирательные комиссии — на пунктах голосования.
5. Регистрация избирателей — включение лица в списки избирателей. Она может быть публичной (обязательной) или личной (добровольной).
Публичная осуществляется двумя способами:
а) власти составляют списки на основе сведений о проживающих;
б) списки составляются путем обхода избирателей.
Личная — избиратель сам приходит в соответствующее учреждение и заявляет о желании участвовать в голосовании.
Избирателю выдается избирательная карточка.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Выдвижение кандидатов может осуществляться в следующих основных формах: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.
Порядок регистрации кандидатов устанавливается избирательным законодательством. Как правило, для регистрации кандидат должен внести избирательный залог.
7. Агитационная кампания.
Агитационная кампания начинается после официальной регистрации кандидатов. Устанавливаются определенные условия осуществления агитации. Кандидаты получают доступ к средствам массовой информации. Особое внимание уделяется равенству прав кандидатов. Законодательство большинства демократических государств достаточно жестко регулирует вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании.
Это главная стадия, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление. Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень. При заочном голосовании, волю избирателей реализуют другие лица. Такое голосование может осуществляться по доверенности. В некоторых странах (Великобритания, Германия и др.) возможно голосование по почте.
По отношению к избирателям, находящимся в отъезде, применяются самые различные подходы.
Распространенным явлением является абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в голосовании. В ряде государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Италия и др.) закон устанавливает обязательность голосования. За уклонение от голосования предусматриваются различные виды ответственности.
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.
10. Возможный второй тур голосования и/или новые выборы.
11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.
Источник
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
электронное учебное пособие
|
|
|
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006
Источник