Внешнеторговая политика: понятие и виды
Внешнеторговая политика государства – определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Цели внешнеторговой политики:
1) изменение способа и степени включения данной страны в систему МРТ;
2) изменение объемов экспорта и импорта;
3) изменение структуры внешней торговли;
4) обеспечение страны необходимыми ресурсами
5) изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Государственное регулирование внешней торговли может быть:
односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному вмешательству во внешнюю торговлю. Эта мера связана с крайне тяжелым экономическим положением страны, дефицитом государственного бюджета, отрицательным сальдо торгового платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран-партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной-инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли.
двусторонним, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают определенные требования к товарам (технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства).
многосторонним (в рамках международных и региональных экономических организаций или интеграционных объединений) – ВТО, ЕС, НАФТА и проч.
Виды внешнеторговой политики в зависимости от масштабов государственного вмешательства в регулирование внешней торговли:
1) политика фритредерства (либеральная, политика свободной торговли);
2) политика протекционизма (защитная);
3) автаркия (политика самообеспечения, политика замкнутости).
Фритредерство – политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе спроса и предложения. Политика свободной торговли предполагает незначительный уровень таможенного обложения, и подразумевает всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на национальных рынок страны.
Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает больше преимуществ развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.
Открытая экономика – национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер. В мире почти нет полностью открытых экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому говорят о более открытых или менее открытых экономиках.
Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных методов.
Задача протекционизма – создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и национального рынка. Ее решение достигается путем установления высокого уровня таможенного налога на импортируемые товары. С другой стороны, протекционизм предполагает поощрение экспорта отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке с целью увеличения сбыта, а также завоевания новых рынков.
Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Селективный – против отдельных стран или товаров
Коллективный – объединения стран против других государств, в них не входящих
Отраслевой – защита определенных отраслей, например, сельского хозяйства
Скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики государства.
Главная задача государства в области внешней торговли – поддержать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.
Протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства в ВЭД большинства стран мира. В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. Например, в 50-60 гг. XX в. в мировой практике характерен отход от протекционизма к свободной торговле, в 70 гг. страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными барьерами, а также нетарифными ограничительными мероприятиями, в 90 гг. вновь возобладала тенденция развития в сторону большей свободы международной торговли.
На сегодняшний день в соответствии с международными классификациями выделяют 8 групп среди методов регулирования внешней торговли:
3) меры контроля за ценами;
4) финансовые меры;
5) методы количественного контроля;
6) автоматическое лицензирование;
7) монополистические меры;
8) технические барьеры.
тарифные методы являются наиболее распространенными и наиболее активно используются в форме импортных, реже экспортных пошлин.
паратарифные – виды платежей помимо таможенных пошлин, которые взимаются с иностранных товаров при ввозе их на территорию данной страны (таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы – НДС, акцизы)
меры контроля за ценами – меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры и меры, направленные против экспортных субсидий – компенсационные)
финансовые меры связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (обязательная продажа части экспортной валютной выручки)
методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квоты на экспорт и импорт – в натуральных и стоимостных показателях). Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт/экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Сходство в применении квот и тарифов: цена на импортные товары возрастает; доходы национальных производителей возрастают. Различие: в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т.е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.
автоматическое лицензирование. Для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры
8) технические барьеры – ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (стандарты, аттестация, проверка качества товара и т.д.)
Источник
Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.
Содержание
Разновидности внешнеторговой политики
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм (фр. protectionisme , от лат. protectio защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм связан с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «…вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» [1] .
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизма (Континентальная блокада 1806—14 гг.) наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией. Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли» Фритредерство. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, раздел и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Основные направления протекционизма:
- Селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
- Отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;
- Коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;
- Скрытый протекционизм — нетаможенные методы протекционизма.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Источник
Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли и протекционизм
Внешнеторговая политика – это система экономических, организационных и политических мер по развитию внешнеторговых отношений страны или группы стран
Функции внешнеторговой политики:
— защита национальных производителей от конкуренции со стороны импорта
— обеспечение дополнительных доходов государственного бюджета
— стимулирование динамичного развития национальной экономики
— обеспечение возможности для выгодного участия в МРТ
Виды:
Экспортная – это мероприятия правительства, направленные на:
· максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг
· диверсификацию географической структуры экспорта
· освоение новых при условии сохранения старых рынков сбыта
· стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой
· обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок
· развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли
· улучшение параметров платежного баланса
Импортная — это мероприятия правительства, направленные на:
· стимулирование развития импортозамещающих отраслей и производств
· защиту внутреннего рынка и товаропроизводителей в условиях либерализации ВЭД и удорожания сырья
· рационализацию импорта по товарным группам и странам происхождения
· уменьшение дефицита торгового баланса
Виды государственной внешнеторговой политики:
· протекционизм —экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включающая систему инструментов, институтов и мер по ограничению и контролю ВЭД, стимулированию экспорта товаров, услуг и факторов производства.
· свобода торговли (фритрейдерство) —экономическая политика государства, предполагающая минимальное государственное вмешательство в ВЭД и движение товаров, услуг, факторов производства через национальную границу без каких-либо ограничений.
Преимущества протекционизма:
· Защита молодых отраслей промышленности
· Уменьшение негативного воздействия внешней среды
· Обеспечение национальной независимости и экономической безопасности страны
· Создание новых рабочих мест и обеспечение занятости
· Поддержка профессиональной структуры и образовательного уровня населения
· Защита наименее обеспеченных слоев населения
· Гарантирование приемлемого уровня жизни работающих
· Защита производителей от недобросовестной конкуренции
· Обеспечение стабильности развития страны
· Защита культурных традиций, нравственности здоровья
· Защита экологии и охрана окружающей среды
Преимущества фритрейдерства:
· Снижение монополизированности внутреннего рынка страны
· Ограничение использования системы льгот и привилегий
· Повышение воспроизводственной эффективности
· Рост качества и снижение цены товаров
· Рост выгод, связанных с участием в МРТ
· Наличие выбора для потребителей
· Стимулирование сотрудничества между странами
Источник