Порядок формирования парламентов зарубежных странах

Порядок формирования парламентов в зарубежных странах, их структура.

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, объявляет амнистию и т.д.

Парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.

Депутаты нижней палаты парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многоступенчатых выборов.

Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены с США, Бразилии, Италии, Японии и др. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции. Прямым голосованием избирается только 3-я часть сенаторов, 2-я часть назначается по конкретным представлением кандидатур, остальная часть избирается провинциальными советами заочным путем (Бельгия).

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком.

К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям. Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава. Он может быть распущен досрочно. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения.

Основаниям для роспуска парламента: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать

правительство в определенный срок или начать пленарные заседания; если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока; если он не способен принимать решения; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; если неоднократно отклонял кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом.

Классификация зарубежных парламентов.

1) Парламент – это представительный орган.

1) а) однопалатные – Дания, Люксембург, Финляндия, Парагвай, Новая Зеландия), б) двухпалатные — Вторая, или верхняя палата была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. Длительное время подавляющее большинство парламентов зарубежных стран были двухпалатными.,

2) 1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты (Конгресс США)

2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии

3.Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции.(Индийский парламент)

Полномочия зарубежных парламентов.

Компетенция парламента — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа — парламента.

В конституционно-правовой науке компетенцию парламента принято рассматривать в двух аспектах: по объему полномочий и по направления деятельности (по предмету ведения).

По объему конституционных полномочий выделяют парламента:

· 1) с неограниченной компетенцией;

· 2) с абсолютно абсолютно ограниченной компетенцией;

· 3) с относительно ограниченной компетенцией.

В ряде стран с парламентской формой правления компетенция парламента неограниченная, т.е. не существует никаких конституционных ограничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона. Считается, что парламент имеет право принимать закон по любому вопросу. (Новая Зеландия, Великобритания, Япония).

Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией характерны для тех стран, где конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Парламент не имеет право выходить за рамки своих полномочий (Франция).

Абсолютно ограниченная компетенция парламентов во многих развивающихся странах, главным образом в бывших колониях Франции (Сенегал, Габон и др.).

Относительно ограниченная компетенция встречается в основном в некоторых федеративных и децентрализованных унитарных государствах, для парламентов которых характерна относительная подвижность границ их властных полномочий (ФРГ, Индия, Испания). Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках.

В научной литературе выделяют также консультативные парламенты, которые по своему существу являются совещательными органами при монархе (Бруней, Тонга, Бутан).

Источник

Порядок формирования Парламента в Зарубежных странах

Нижние палаты парламентов, так же, как однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов.

Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:

1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. (Индии, Норвегии).

Двухстепенные выборы применяются при формировании верхней палаты норвежского парламента — стортинга. Избиратели избирают по пропорциональной системе депутатов парламента без подразделения их по палатам. Избранные депутаты стортинга избирают четвертую часть своих членов, которые образуют верхнюю палату — лагтинг. Остальные 3/4 членов стортинга составляют нижнюю палату — одельстинг.

2. Формирование верхних палат может проводиться посредством прямых выборов. Верхняя палата конгресса США — сенат — избирается непосредственно населением, от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования осуществляется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Своеобразная система применяется при выборах верхней палаты японского парламента — палаты советников. 150 депутатов этой палаты избираются по префектуальным избирательным округам (в Японии 46 префектур), а остальные сто — от общенационального избирательного округа.

Формирование палат парламента. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенаторами. В состав парламента иногда входят также их заместители (в Бразилии, например, на каждого сенатора приходится два заместителя).

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов.

В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин.

В Великобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. — и женщины), епископы и архиепископы.

№62 Функции парламента в ЗС.

Источник

Порядок формирования парламентов в зарубежных странах их структура

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

В каждой стране парламент обретает свое собственное название, отражающее национальные особенности и традиции: Конгресс (США), Генеральные кортесы (Испания), Ассамблея Республики (Португалия), Народное собрание (Болгария), Риксдаг (Швеция), Эдускунта (Финляндия) и т. д.

В ряде стран термин «парламент» используется как собственное наименование высшего представительного органа: Парламент Греции, Италии, Франции, Чехии, Японии и др.

Современное понимание парламента включает такие основные его признаки, как:

1) парламент – общегосударственный орган;

2) орган представительный;

3) орган, осуществляющий в системе разделения властей законодательную власть.

Двухпалатные. По объему их компетенции:

С абсолютно неограниченной компетенцией (парламентарная республика);

С абсолютно ограниченной компетенцией (президентская или дуалистическая);

С относительно ограниченной компетенцией (смешанная республика);

По принципу устройства высшей государственной власти:

Модель парламентарных республик;

Модель президентских республик;

Смешанная форма правления;

«Консультативные парламенты» (дуалистическая монархия).

Финансовые полномочия – бюджет (участвуют обе палаты), изменение кодексов в финансовой сфере, принятие законов в финансовой сфере;

Полномочия в области обороны и внешней политики – одобряет внешнеполитический курс правительства;

Судебные функции – назначает судей в высшие судебные инстанции, начало процедуры импичмента президенту;

Парламентский контроль – контроль за деятельностью правительства (раз в год или чаще) премьер-министр является с отчетом.

Формирование парламентов и их структура.

По своей структуре парламенты бывают однопалатные и двухпалатные (бикамеральные). Нижние палаты двухпалатных парламентов и однопалатные парламенты формируются, как правило, посредством прямых выборов. Что касается верхних палат двухпалатных парламентов, то следует выделить следующие основные способы формирования:

По принципу наследования.

Наследственный принцип был заложен в основу формирования верхней палаты британского парламента

Полностью назначаемы верхние палаты парламентов в таких государствах, как Канада, Иордания, Гренада, Барбадос, Ямайка, и некоторых других.

В данном случае следует отдельно рассмотреть порядок формирования верхних палат путем: а) прямых выборов и б) непрямых выборов.

В США сенат избирается прямыми выборами, независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами.

Во Франции верхняя палата (сенат в составе 322 депутатов) избирается косвенными выборами.

Смешанным путем, при котором могут сочетаться элементы выборности, назначения (сенат парламента Итальянской Республики, Ирландии), а также иметь место наследственный принцип (Бельгия).

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолено последней (Польша), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием «парламент». Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. В большинстве стран законы принимаются парламентом, а издаются главой государства.

Количество депутатов в палатах. Самый большой однопалатный парламент – Китай (Всекитайское народное собрание) 3000 человек.

Срок полномочий палат парламента от 2 до 6 лет. Нижнюю палату избирают на 4-5 лет. Самый маленький срок палаты представителей в США – 2 года. Верхняя палата парламента – срок не ограничен, только обновляется периодически состав.

Источник

Парламент в зарубежных странах, его структура, порядок формирования, полномочия и организация деятельности.

Термин «парламент» происходит от английского «Parlament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler — говорить. Современный парламент это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат:

посредством непрямых выборов (косвенных или многостепенных выборов) — Франция;

посредством прямых выборов, но отличающихся от системы формирования нижних палат — Италия, США, Австрия;

путем назначения — Канада, Германия;

на невыборной основе (наследственный способ) — Великобритания;

смешанный — Бельгия, Ирландия.

Структура парламента и его палат

разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии (вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий). Комитеты (комиссии) подразделяются на:

— постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности): финансово-бюджетные; по иностранным делам; по правительственной деятельности; по ассигнованиям; по обороне и безопасности; по вопросам гражданской службы; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по вопросам образования и труда; по аграрным вопросам и т.д.

— временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем): следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); комитеты всей палаты; согласительные.

Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента

По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией — характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией — т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией — т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Основные полномочия парламентов.

1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):

право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);

принятие законов (либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом);

принятие бюджета и иные финансовые полномочия (налоговые полномочия, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.).

2. Контроль над деятельностью правительства (объект — обычно исполнительная власть, однако контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.д.). Основные методы:

постановка вопроса о доверии (в странах, где правительство ответственно перед парламентом — применяется редко);

интерпелляция (обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Правительство может отказаться отвечать на вопрос, но с обязательной мотивировкой отказа — применяется широко в Италии, Финляндии, Японии, Бельгии);

вопросы устные и письменные (наиболее часто практикуемо в Великобритании — ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);

резолюция порицания (отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты — Франция);

деятельность расследовательских комитетов и комиссий (проводится в случаях, представляющих особый общественный интерес).

3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (Ратификация — утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу, денонсация — волеизъявление государства на расторжение договора).

4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).

5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.

избрание или назначение по собственному усмотрению (чешский Парламент избирает Президента Республики на совместном заседании обеих палат);

избрание или назначение по представлению других органов или должностных лиц (словацкий Национальный совет избирает судей по предложению Правительства);

формирование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный совет избирает Коллегию народной правозащиты);

формирование органа с избранием или назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает Председателя, заместителей Председателя и министров Правительства);

избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (северокорейское Верховное народное собрание избирает и отзывает председателя Центрального суда, а остальной его состав избирается и отзывается Постоянным советом ВНС);

формирование части органа (в Румынии из 9 судей Конституционного суда — трое назначаются Палатой депутатов и трое — Сенатом );

участие парламента или палаты в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский Бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает Федерального президента);

дача парламентом или палатой предварительного или последующего согласия на формирование органа или назначение должностных лиц (Председатель испанского Правительства назначается Королем, только если получит доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

6. Полномочия в области обороны и безопасности (право объявлять войну и заключать мир (состояние войны, состояние обороны) — США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, КНР).

7. Квазисудебные полномочия:

импичмент (цель — отстранение от должности виновных в совершении преступления главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи);

право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц;

Парламентские процедуры — это порядок работы парламента.

Виды парламентских процедур.

1. Сессии парламента — период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Сложились две разновидности порядка работы парламента:

сессионный , когда парламент созывается (собирается) в определенный промежуток времени, который может быть либо прямо указан в основном законе (очередные или ординарные сессии), Франция, Австрия, Великобритания, Япония.

постоянный , когда парламент сам решает о перерывах и каникулах в своей деятельности (Словакия).

В межсессионный период действуют два принципа:

Дисконтинуитета (означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала — США, Великобритания).

Континуитета (означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат — Индия, Италия).

2. Пленарные заседания — это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные.

Важнейший элемент парламентской процедуры — кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.

Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов.

Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений — от 5 до 20 минут (реже 50-60).

Обсуждение заканчивается голосованием . Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование

3. Заседания комитетов и комиссий. Процедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой , чем публичный; возможны неоднократные выступления.

Особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение.

Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.

Вспомогательный аппарат парламента

Под вспомогательным аппаратом парламента понимают организацию государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям) и парламентариям . Аппарат обычно очень многочисленнен (В США работу 535 парламентариев обеспечивает аппарат из 20 тыс. человек).

Вспомогательный аппарат состоит из: — вспомогательных служб коллегиальных органов (парламента, палат, комитетов) — административно-технические, исследовательские службы, архивы, библиотеки; — личных помощников (референтов), консультантов и секретарей парламентариев.

Органы, учреждения и должностные лица при парламентах

счетные палаты — контролируют исполнение государственного бюджета;

уполномоченные по правам человека (омбудсманы) — рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав.

Источник

Читайте также:  Главная цель экономики любой страны
Оцените статью