Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации.
Применение международных и региональных стандартов в Российской Федерации может быть прямое и косвенное.
Прямое применение могут осуществлять субъекты хозяйственной деятельности в следующих случаях: по предложению потребителя при заключении договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в этом договоре имеются ссылки на конкретные международные или региональные стандарты; по согласованию с потребителем при заключении субъектом хозяйственной деятельности договора (контракта) на импорт продукции в Российскую Федерацию, если аналогичные национальные стандарты отсутствуют, а конкретные международные или региональные стандарты, указанные в договоре на импортируемую продукцию, не противоречат действующим законодательным актам Российской Федерации; или национальные стандарты имеются, но требования международных или региональных стандартов не противоречат обязательным требованиям этих стандартов и до-
полняют их или являются более высокими. Работа по прямому применению международного стандарта заключается в подготовке аутентичного перевода на русский язык, если не существует русской версии международного стандарта. При прямом применении на титульном листе приводят наименование международного стандарта на русском языке и языке оригинала и обозначение номера международного стандарта.
Косвенное применение международных и региональных стандартов осуществляют посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят. На практике это может быть выполнено тремя методами.
Первый метод — метод обложки — принятие национального стандарта Российской Федерации, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного стандарта. При данном методе соответствующий МС используют без какого-либо изменения его текста. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит-, из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. На титульном листе идентичного стандарта после его обозначения приводят условное обозначение степени соответствия национального стандарта международному — IDT. Пример: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (IDT).
Второй метод — принятие национального стандарта, идентичного международному стандарту и представляющего собой аутентичный перевод на русский язык международного стандарта без изменения его структуры и технического содержания. Но в этом случае допускается вносить в национальный ст андарт редакционные изменения по отношению к международному или региональному стандарту: исправлять опечатки, изменять нумерацию страниц, изменять слова или фразы для приведения их в соответствие с принятыми в Российской Федерации правилами орфографии, дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России. Обозначение идентичного национального стандарта аналогично гармонизированному методом обложки.
Третий метод — принятие национального стандарта, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного или регионального стандарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики России. Такой национальный стандарт называют модифицированным и обозначают индексом «MOD».
Все изменения и дополнения, внесенные в текст стандарта, должны быть четко идентифицированы и объяснены. При данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением национального стандарта ГОСТ Р в скобках приводят обозначение примененного МС, например:
ГОСТ Р 518850231 -92-2002 (ИСО 7001:1990173-89).
Если международный или региональный стандарт нецелесообразно применять в качестве национального стандарта путем оформления идентичного или модифицированного стандарта, то существует еще одна возможность косвенного его применения. Этот стандарт используют в качестве основы для разработки национального стандарта, но в этом случае гармонизации не происходит. Такой национальный стандарт называют неэквивалентным, не гармонизированным по отношению к международному стандарту и применяют условное обозначение «NEQ». В предисловии к такому национальному стандарту используют следующую типовую формулировку: «Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта . ». В обозначении национального стандарта нумерацию международного стандарта не используют.
До принятия международных стандартов в качестве национальных на их основе могут быть приняты предварительные национальные стандарты или стандарты организаций.
В новой редакции Закона «О техническом регулировании» региональным и международным стандартам отводится особое место. По данным Росстандарта, в целом нынешний уровень соответствия российских стандартов международным составляет примерно 35-40%. Таким образом, у России нет иного выбора, кроме как адаптировать свое техническое законодательство к нормам, принятым в развитых странах.
Контрольные вопросы и задания
Е Какова сущность понятий: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация? Что понимают под техническим законодательством? Перечислите принципы технического регулирования. Назовите структурные элементы ТР. Каков порядок разработки и принятия технического регламента? Охарактеризуйте национальную систему стандартизации Российской Федерации (НСС РФ). Какие вы знаете органы и службы стандартизации и их функции? Назовите нормативные документы по стандартизации. Какие существуют категории и виды стандартов? Каков порядок разработки национальных стандартов? Как осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов? Какие вы знаете межотраслевые организационно-методические и общетехнические системы и комплексы стандартов? Охарактеризуйте межгосударственную систему стандартизации. Каково значение международного сотрудничества в области стандартизации? Какие международные и региональные организации по стандартизации вы знаете? Каков порядок применения международных (региональных) стандартов в Российской Федерации?
Источник
Порядок применения стандартов зарубежных стран
Материал актуален на 23.04.2021
Зарубежные и международные стандарты
1. Международный, региональный, зарубежный стандарт, стандарт иностранного государства. Общая информация
Картотека зарубежных и международных стандартов
Слова «международный стандарт» и «зарубежный стандарт» прочно вошли в наш обиход, но зачастую мы осмысливаем их по-своему, вкладывая в эти слова собственное понимание.
Чтобы избежать недоразумений, вызванных различным толкованием одних и тех же слов, обратимся к терминам, определения которых даны в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (определения даны для целей Федерального закона «О техническом регулировании», но в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах эти понятия не определены):
— международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;
— стандарт иностранного государства — стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;
— региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Первый вывод, который мы можем сделать, — слова «зарубежный стандарт» не являются термином, имеющим однозначное толкование. Вместо этих слов Федеральный закон «О техническом регулировании» предлагает термины «стандарт иностранного государства» и «региональный стандарт».
Стандарты иностранного государства — это, например, стандарты Великобритании BS, стандарты Республики Беларусь СТБ, стандарты Германии DIN.
Федеральный закон «О техническом регулировании» дает также определение термина «региональная организация по стандартизации» — это организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.
1.2. Что такое международный стандарт
Определение термина «международная организация по стандартизации» дано в п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Это организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны мира.
Международные организации по стандартизации перечислены в примечании к п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 :
— ИСО (Международная организация по стандартизации, ISO, the International Organization for Standardization);
— МЭК (Международная электротехническая комиссия, IEC, the International Electrotechnical Commission);
— МСЭ (Международный союз электросвязи, ITU, the International Telecommunication Union).
К международным стандартам относятся стандарты ИСО, стандарты МЭК и стандарты ИСО/МЭК, которые являются совместными публикациями ИСО и МЭК (примечание к п.4.1.1.1 ГОСТ 1.1-2002) .
МСЭ разрабатывает рекомендации, а не стандарты.
Стандарты ИСО и МЭК — это нормативные документы, являющиеся результатом консенсуса. Для их принятия необходимо, чтобы не менее 2/3 полноправных членов технического комитета, ответственного за подготовку стандарта, проголосовали «за».
Стандарты ИСО публикуются на английском и французском языках. Условием опубликования стандарта ИСО на русском языке является активное участие представителей России в работе технического комитета, ответственного за разработку стандарта.
Стандарты МЭК публикуются на английском и французском языках. Национальный комитет Российской Федерации МЭК переводит документы МЭК на русский язык.
ИСО и МЭК разрабатывают не только стандарты, но и другие типы документов.
Например, ИСО разработала Международный классификатор стандартов (ICS), который широко применяется во всем мире.
В частности, Общероссийский классификатор стандартов ОКС ОК 001-2000 и идентичный ему Межгосударственный классификатор стандартов (МКС) гармонизированы с ICS, что позволяет без труда идентифицировать сопоставимые группы национальных, межгосударственных и международных стандартов.
Также ИСО разрабатывает Общедоступные технические требования (ISO/PAS), Технические требования (ISO/TS), Технические отчеты (ISO/TR), Руководства ИСО (ISO Guide), Соглашения международного семинара (ISO/IWA).
Технические отчеты и Соглашения международного семинара являются информационными, а не нормативными документами. Руководства ИСО предназначены для технических комитетов при подготовке стандартов.
МЭК разрабатывает Общедоступные технические требования (PAS), Технические требования (TS), Технические отчеты (TR), Руководства (Guide).
Публикации МЭК служат базой национальной стандартизации, а также применяются при подготовке международных тендеров и контрактов.
1.3. Что такое региональный стандарт
Пожалуй, самой известной региональной организацией по стандартизации является Европейский комитет по стандартизации (CEN). Кроме него в Евросоюзе действуют еще две региональные организации. Это CENELEC, Европейский комитет по стандартизации в электротехнике, тесно сотрудничающий с МЭК, и ETSI, Европейский институт по стандартизации электросвязи.
Мы привыкли к аббревиатуре ГОСТ и привыкли пользоваться стандартами ГОСТ наравне со стандартами ГОСТ Р. Поэтому обычно мы не задаемся вопросом, что такое «ГОСТ».
А ведь ГОСТ — это региональный стандарт (называемый также межгосударственным стандартом), который принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ) — региональной организацией по стандартизации, в которую входят национальные органы по стандартизации бывших республик СССР.
ГОСТ, принятые МГС, применяются в межгосударственных отношениях. Только после того, как Росстандарт введет их в действие на территории Российской Федерации, эти стандарты получают статус национальных стандартов. Не нуждаются в таком дополнительном действии Росстандарта только ГОСТ, введенные в действие в СССР до его распада. Эти стандарты действуют в России в качестве национальных, поскольку Россия является правопреемницей СССР. При этом только МГС имеет право отменять ГОСТ СССР. Росстандарт может лишь прекратить их применение в качестве национальных стандартов.
1.4. «Другие» стандарты
Кроме вышеперечисленных, есть еще множество стандартов, которые можно назвать зарубежными. Например, ASTM, API, DNV, ASME, SAE. К какой категории относятся они?
По сути, это стандарты организаций. Организации могут быть национальными, например, американскими, как ASTM, API, или международными, как SAE International.
Важно то, что международная организация не является организацией по стандартизации, хотя и разрабатывает собственные стандарты.
Таким образом, мы можем точно определить, что международные стандарты — это стандарты ИСО, МЭК и совместные стандарты ИСО/МЭК. Но обычно в их число включают и другие документы ИСО и МЭК.
А зарубежными стандартами называют стандарты иностранных государств, стандарты иностранных организаций и региональные стандарты.
Кроме того, к международным и зарубежным стандартам относят и другие виды документов, принятые за рубежом.
Такое обобщение понятно, но порой оно мешает понять, каким образом следует применять тот или иной документ.
2. Применение международных, региональных, зарубежных стандартов и стандартов иностранных государств
2.1. Приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546 утвержден документ «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», зарегистрированный в Минюсте России и вступающий в силу 09.09.2016. Документ содержит исчерпывающий перечень условий применения в Российской Федерации международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств. Это:
а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
б) соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
в) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.
Можно применять только стандарты, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов. Решение о регистрации того или иного стандарта принимает Росстандарт на основании обращения заинтересованного лица.
Обращение должно содержать информацию об объекте применения стандарта, о необходимости применения и наличии условий применения стандарта, а также срок его применения.
К обращению прилагается копия стандарта и «надлежащим образом заверенный перевод» либо официальный ответ о наличии перевода указанного стандарта в Фонде.
Росстандарт направляет запрос в профильный технический комитет по стандартизации о соблюдении условий применения стандарта, относительно которого направлено обращение.
На основании заключения ТК Росстандарт или регистрирует стандарт в Фонде и обеспечивает доступ к нему заинтересованного лица в течение указанного в обращении срока применения стандарта, или направляет отказ.
Порядок распространяется на применение стандартов при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.
1. «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» регламентируют применение перечисленных видов зарубежных документов. Действие документа не распространяется на международные и зарубежные документы, не являющиеся стандартами, а также на стандарты иностранных организаций.
2. «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» регламентируют применение перечисленных видов документов только на территории Российской Федерации. Если планируется применение этих документов за пределами Российской Федерации, то требования Порядка не применяются.
3. Для стандартов, на которые распространяется действие «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», разрешается использование единственного, зарегистрированного в Фонде, перевода на русский язык, даже если этот перевод не кажется удовлетворительным. В выигрыше оказывается тот, кто первым представил в Росстандарт перевод данного стандарта.
4. Организация должна доказывать Росстандарту необходимость применения стандартов, на которые распространяется действие «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.
5. Из текста «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» следует запрет сертификации Системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям ISO 9001 как условие при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации, поскольку существует национальный стандарт, аналогичный ISO 9001 (несоответствие условию применения «а»). Сертификация Системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям ISO 9001 может иметь применение только внутри самой организации или за пределами Российской Федерации.
6. Что касается выражения «надлежащим образом заверенный перевод», в тексте «Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» оно не раскрывается. Однако со стороны организаций Росстандарта возможна замена этого выражения словами «официальный перевод».
Эта возможная замена понятий обусловлена внесенными изменениями в ГОСТ Р 1.7-2014, в частности, в п.4.5, так как в примечании к новой редакции пункта 4.5 написано: «Для разработки национальных стандартов Российской Федерации. должны быть использованы надлежащим образом заверенные переводы данных документов на русский язык (далее — официальные переводы). «.
2.2. «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств» устанавливают, что стандарты применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации. Документ не конкретизирует возможные виды работ и услуг. Поэтому далее мы рассмотрим возможности применения международных и зарубежных документов, установленные действующим законодательством.
2.2.1. Международные стандарты могут быть основой национального документа по техническому регулированию и стандартизации
При разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организации необходимо брать за основу международные стандарты. Таково требование Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Федерального закона «О техническом регулировании». Исключением являются случаи, когда тот или иной международный стандарт неприменим в России, например, из-за климатических условий.
Часть 2 статьи 17 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» требует, чтобы национальные стандарты (в том числе — предварительные) разрабатывались на основе положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг).
Это означает, что основой национального стандарта может стать не любой международный документ, а только тот, что содержит прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствует повышению конкурентоспособности.
2.2.2. Международные и зарубежные документы, на которые не распространяются «Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств», утвержденные приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546, можно применять «как есть», без регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов
Использование международного или зарубежного документа может быть условием контракта (договора).
В этом случае язык документа, обязательность тех или иных его положений и т.д. определяются контрактом (договором).
Использование международного или зарубежного документа в организации устанавливается внутренним документом этой организации с учетом условий и ограничений, установленных правообладателем.
При таком использовании следует иметь в виду, что международный (зарубежный) документ и его перевод на русский язык — суть разные документы, и что разработчики полагают официальным лишь оригинальный вариант документа. Понятие «официальный перевод» международного или зарубежного документа для его владельца не существует.
2.2.3. Возможность использования международных и зарубежных стандартов при проведении работ по государственному оборонному заказу
Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567.
В разделе IV Положения перечислены документы по стандартизации оборонной продукции. Международные и зарубежные стандарты отсутствуют в перечислении, а значит, они не могут устанавливать требования к оборонной продукции.
Кроме того, в статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в которой перечислены виды документов по стандартизации, нет ни международных, ни зарубежных стандартов.
А это означает, что никакие нормативные акты не позволяют применять международные или зарубежные стандарты в качестве документов по стандартизации оборонной продукции, если только это не будет установлено государственным заказчиком государственного оборонного заказа.
3. Легитимность использования международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств
Мы выяснили, что применять международные и зарубежные документы можно по-разному. Но имеем ли мы право использовать их? Как мы можем получить это право?
Международные и зарубежные стандарты являются объектами авторских и смежных прав. Законодательство разных стран по авторским правам различается. В России эти вопросы регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.
В рамках законодательства своей страны правообладатель может установить собственный порядок получения и использования документа, а также плату за использование документа (так называемые роялти или лицензионные платежи).
При этом ограничивающие условия одного и того же правообладателя могут различаться в зависимости от того, каким образом используется документ. При работе с зарубежными и международными стандартами пользователи должны соблюдать условия Лицензионного соглашения.
4. Гармонизированные стандарты. Общая информация
4.1. Гармонизация «по-российски»
Обычно называют гармонизированными все национальные стандарты, которые разрабатывались на основе международных или зарубежных нормативных документов.
Однако национальные документы по стандартизации используют этот термин в более узком смысле.
ГОСТ Р 1.7-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» определяет гармонизированные стандарты как стандарты, которые приняты различными органами по стандартизации, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления и в некоторых частях текста, не влияющих на суть стандарта, например, в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных требований.
В международной стандартизации такие стандарты называют «эквивалентные стандарты» (термин из Руководства ИСО/МЭК 2:2004).
Гармонизированные стандарты могут содержать полный текст исходного международного (зарубежного) стандарта с национальными дополнениями или без них. Важно, чтобы текст международного (зарубежного) стандарта вошел полностью. Возможные технические отличия в национальном стандарте выделяются курсивом.
Если национальный стандарт повторяет не только текст международного (зарубежного) стандарта со всеми ссылками на международные документы, но и его структуру (разбивку на части, пункты), тогда гармонизированный национальный стандарт считают идентичным и ставят на обложке отметку IDT.
Если текст международного (зарубежного) стандарта воспроизведен в национальном стандарте полностью, но ссылочные документы заменены на соответствующие национальные стандарты, если изменена нумерация пунктов, такой национальный стандарт также считается гармонизированным, но модифицированным. На его обложке можно увидеть отметку MOD.
Порой невозможно использовать все положения международного (зарубежного) стандарта в национальном стандарте. Что-то запрещает наше законодательство, что-то неприменимо из-за различий в уровне экономики. Часто препятствием становятся климатические различия, которые, в частности, ограничивают применение в России Еврокодов — комплекса стандартов EN, содержащих строительные нормы и, по сути, аналогичных российским сводам правил по строительству. При разработке сводов правил — актуализированных редакций строительных норм и правил (СНиП) — разработчики обнаружили, что степень гармонизации сводов правил с Еврокодами не может превышать 30%.
Если при создании национального стандарта используются не все положения международного (зарубежного) стандарта или какие-то положения изменены, такой национальный стандарт не считается гармонизированным. В этом случае используют термин «сопоставимый стандарт».
4.2. Гармонизация «по-европейски»
В странах Евросоюза также используется термин «гармонизированный стандарт», но в абсолютно ином смысле.
Гармонизированные стандарты «по-европейски» неразрывно связаны с так называемыми New Approach Directives — Директивами Нового и Глобального подходов, комплексом документов, который устанавливает обязательные требования к продукции в процессе проектирования, изготовления, реализации и утилизации. То есть, гармонизированные «по-европейски» стандарты — это стандарты, используемые в сфере технического регулирования.
Гармонизированный стандарт — это стандарт EN, отвечающий основным требованиям конкретной Директивы Нового подхода. Он применяется на добровольной основе и обычно состоит из двух частей — обязательной и рекомендательной.
Гармонизированный стандарт может применяться к продукции в полном объеме или частично. В зависимости от этого говорят о полной или частичной презумпции соответствия. Если при производстве какой-то продукции гармонизированные стандарты применялись в полном объеме, то такая продукция считается соответствующей конкретной Директиве ЕС и может свободно обращаться в любой стране Евросоюза.
Стандарт считается гармонизированным только в том случае, если он введен к применению во всех странах Евросоюза. «Гармонизированный стандарт» в европейских странах означает идентичность стандарта для всех стран — членов ЕС.
Напрашивается аналогия с техническим регулированием в Евразийском экономическом союзе, ЕАЭC.
Европейские Директивы Нового подхода — аналог технических регламентов ЕАЭС — ТР ТС и ТР ЕАЭС. Это комплекс документов, содержащих обязательные требования к той продукции, безопасность которой должна быть подтверждена сертификатом или декларацией соответствия.
Европейские гармонизированные стандарты аналогичны межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований конкретного технического регламента.
Отличие гармонизированных EN от ГОСТ доказательной базы технических регламентов ТР ТС и ТР ЕАЭС в том, что ГОСТ должны либо применяться полностью, либо не применяться вообще. Возможность частичного соответствия требованиям того или иного технического регламента не предусмотрена ни законодательством по техническому регулированию в ЕАЭС, ни российским Федеральным законом «О техническом регулировании».
Кроме того, ГОСТ доказательной базы могут не быть введены в действие на территории стран ЕАЭС в качестве национальных стандартов. В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.
Это ограничивает их практическое применение целями конкретного технического регламента. А для других целей в этой же области может действовать национальный стандарт ГОСТ Р.
Подобная двойственность затрудняет применение обоих аналогичных стандартов — и ГОСТ, и ГОСТ Р. Причина ее — в существовавшей долгие годы рассогласованности межгосударственной и национальной политики стандартизации.
Для решения этой проблемы Росстандарт активизировал процесс введения в действие в России ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС с одновременной отменой аналогичных национальных стандартов ГОСТ Р. Однако, этот процесс далек от завершения.
5. Включение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в перечни к техническим регламентам
Мы рассмотрели межгосударственные (то есть региональные) стандарты ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС.
Если мы продолжим изучение документов, составляющих доказательную базу ТР ТС и ТР ЕАЭС, то обнаружим в ней немало международных и зарубежных стандартов.
Например, в перечни к ТР ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» включен государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 2431-2013 «Составы пассажирские сочлененного типа, сформированные из вагонов локомотивной тяги с системами пневматической подвески и наклона кузова. Общие технические требования». Это — стандарт иностранного государства.
А в перечень к ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» в качестве документов, применение которых обеспечивает выполнение требований ТР ТС, включены не только государственные стандарты Республики Беларусь, например, СТБ ISO 12870-2007 «Офтальмологическая оптика. Оправы очков. Технические требования и методы испытаний», идентичный международному стандарту ISO 12870:2004, но и международный стандарт ИСО 7854-1995 «Материалы текстильные с каучуковым или полимерным покрытием. Определение устойчивости к повреждению при многократном изгибе».
Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств могут включаться в обеспечивающие перечни к техническим регламентам при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Как подтверждать соответствие требованиям технических регламентов в этом случае? Каковы особенности применения международных и зарубежных стандартов для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов?
ТР ТС и ТР ЕАЭС — документы прямого применения на территории России как части территории Евразийского экономического союза. Поэтому они являются частью многоуровневого российского законодательства по техническому регулированию.
Соответственно, международные и зарубежные стандарты доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС применяются наравне с российскими документами по стандартизации доказательной базы.
Условие одно — международные и зарубежные стандарты должны приобретаться в легальном источнике, а ответственность за использование таких стандартов в целях технического регулирования несет субъект, который включил эти стандарты в перечни к техническим регламентам.
6. Официальные издания международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, включая ТР ТС и ТР ЕАЭС, установлен в главе 6 Федерального закона «О техническом регулировании».
На основании статьи 34 Федерального закона «О техническом регулировании» контролирующие органы могут требовать от изготовителя только «предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента».
Закон не требует предъявлять органам контроля (надзора) использованные при создании продукции нормативные документы, даже если проверка проводится на основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании», то есть в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
Проверке подлежит соответствие продукции требованиям конкретного технического регламента, а не стандарт, использованный при создании продукции.
Тем не менее органы контроля (надзора) могут захотеть проверить у вас наличие международных и зарубежных стандартов, в соответствии с которыми изготавливается продукция.
До сих пор некоторые проверяющие требуют предъявить им «официальные печатные издания» стандартов. В этом случае полезно напомнить о добровольном характере применения национальных стандартов, включая комплекс стандартов «Стандартизация в Российской Федерации» (ГОСТ Р 1.).
Но сначала следует убедиться, что ГОСТ Р 1.15-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» не применяется в вашей организации.
В п.1.2 ГОСТ Р 1.15-2017 написано, что факт его применения основывается на ссылках на него в организационно-распорядительных и нормативных документах организации, поэтому нужно провести ревизию таких документов в организации и исключить из них не используемые на деле стандарты. Но даже если ГОСТ Р 1.15-2017 применяется в организации для ведения информационного фонда, требования проверяющих предоставить «официальные печатные издания» неправомерны, так как положения п.5.8.3 ГОСТ Р 1.15-2017 не распространяются на международные и зарубежные документы, применяемые в организации.
Если имеющийся текст международного (зарубежного) стандарта приобретен легально (что подтверждено документально) и поставщик стандарта гарантирует достоверность текста, проверяющий не имеет права требовать дополнительных гарантий достоверности, таких как печати, голограммы и тому подобное.
7. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств для целей импортозамещения
Импортозамещение — это процесс замещения ввозимых из-за рубежа товаров собственными.
Казалось бы, если мы отказываемся от импортных товаров, то и «импортные» стандарты нам ни к чему. Но это не так.
Если мы хотим как можно скорее создать собственную продукцию, которая будет, как минимум, не хуже зарубежных аналогов, нам нужно использовать весь накопленный мировой опыт, содержащийся в международных и зарубежных стандартах.
Кроме того, нам нужно переориентировать национальную стандартизацию. До сих пор в качестве основы при разработке национальных стандартов использовались европейские и североамериканские стандарты.
Теперь следует обратить более пристальное внимание на стандарты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь — Китая (стандарты GB), Индии (стандарты IS) и Вьетнама (стандарты TCVN).
Разработка национального стандарта — долгий процесс.
Но организации могут самостоятельно внедрять у себя международные (зарубежные) стандарты и принимать на их основе стандарты организации.
Затем проверенные на практике стандарты организации могут стать основой национальных стандартов (или предварительных национальных стандартов).
Справки
- Картотека зарубежных и международных стандартов
Источник