Последствия миграции рабочей силы для принимающей страны

Последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер.

С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, обострению экологической ситуации, обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и Стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран-доноров заключаются в следующем:

· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов. Особенно положительно эмиграция воздействует на экономику густонаселенных стран (Китай, Мексика, Пакистан, Турция), сокращая масштабы безработицы этих государств;

· экспорт рабочей силы — это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

· экспорт рабочей силы — важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы;

· страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.

Негативные последствия для стран-доноров:

· страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению;

· страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов;

· отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет до 60 млрд. долл. в результате того, что треть российских ученых работает за рубежом[1];

· изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.

Позитивные последствия для экономики стран-реципиентов:

· приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в национальной экономике;

· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно молодежь — самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

· принимающие страны существенно экономят на затратах, которые были вложены на образование и профессиональную подготовку рабочих и специалистов в странах-донорах;

· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

· импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих;

· временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

· иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

· иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для стран-реципиентов:

· целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, растет предложение на рынке труда иностранных рабочих, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами, возрастает социальная напряженность в обществе, усиливается межнациональная неприязнь;

· иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Оценка экономических эффектов иммиграции часто упрощается и сводится лишь к отрицательным последствиям. Признавая их, следует помнить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. Такие страны, как США, Канада и Австралия, возникли в результате иммиграции. Во многих странах иностранные рабочие заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Некоторые отрасли производства, в том числе обеспечивающие экспортный доход, не выжили бы без иммигрантов (например, горно-рудная промышленность в ЮАР, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии, сельскохозяйственные плантации в Малайзии, Испании, Доминиканской Республике).

Наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы, обострение проблем социально-экономического, нравственного и идеологического характера приводит к необходимости регулирования миграционных процессов на национальном и межнациональном уровнях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции

Россия.

2.Факторы, определяющие миграцию рабочей силы и ее последствия.

Миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

1) неэкономических, например, политико-правовых, религиозных, этнических, семейных;

2) экономических:

• различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабочей силы;

• состояние национального рынка труда;

• структурная перестройка экономики;

• НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

• вывоз капитала, функционирование ТНК.

Миграция рабочей силы может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих.

Позитивные для экономики в целом:

• облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

• иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

• достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

• расширяется емкость внутреннего рынка, а собранные на счетах иммигрантов деньги используются для экономики.

Позитивные для отдельной фирмы:

• иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

• ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

• происходит снижение цены на национальную рабочую силу;

• провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

• эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

• из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

• переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

• при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

Негативные:

• страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

• теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

• происходит «утечка умов».

Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран.

3. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты.

Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа;

2) таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:

а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) прямой и косвенный запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов: а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

• политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

• политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов:

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании;

б) стаж работы по специальности;

2. Возрастной ценз;

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера;

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы;

6. Финансовые ограничители, например, плата за трудоустройство;

7. Временные ограничители;

8. Перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты;

10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов;

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов.

Каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ:

Международная миграция рабочей силы — это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы. Эмиграция — это выбытие за границу, иммиграция — прибытие из-за границы. Реэмиграция – возврат на родину ранее эмигрировавшего населения. Классификация форм миграции рабочей силы: по направлениям, по территориальному охвату, по времени, по степени законности.

Миграция рабочей силы происходит под воздействием экономических и неэкономических факторов (политико-правовых, религиозных, этнических, семейных). Миграция рабочей силы может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих.

Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную. Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Иммиграционная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. Он формируется из следующих инструментов: качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании и стаж работы по специальности), возрастной ценз, состояние здоровья, ограничения личностного характера, прямое квотирование импорта рабочей силы, финансовые ограничители, временные ограничители; перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и перечень приоритетных профессий для въезда; национально-географические приоритеты; система санкций в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, и работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов; программы репатриации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Каковы причины международной миграции рабочей силы?

2. Как изменились миграционные потоки за последнее столетие?

3. Что такое «утечка умов»?

4. Каково влияние иммиграции на экономику принимающих стран?

5. Каковы основные последствия эмиграции для стран-экспортеров?

6. Как влияет миграция на зарплату в странах, участвующих в экспорте-импорте рабочей силы?

Тема 10. Интернационализация в мировой

1. Международные корпорации: сущность, виды и эволюция.

Источник

Читайте также:  Коронавирус мире список стран
Оцените статью