Последствия вывоза капитала для стран

Последствия вывоза капитала для стран

Ключевые слова: международное движение капитала, миграция капитала, вывоз капитала, ввоз капитала

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала.

К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие:

— вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;

— вывоз капитала отрицательна сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;

— перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:

— регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;

— привлекаемый капитал создает новые рабочие места;

— иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;

— приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:

— приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

— бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;

— импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;

— импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

— использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой.

Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия.

Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала.

Источник

Последствия вывоза капитала для стран

Следовательно, экспорт капитала не только способствует расширению границ капиталистической эксплуатации, но и чрезвычайно усиливает паразитизм и загнивание капитализма. Торможение роста производительных сил в странах, вывозящих капитал, и однобокое, уродливое их развитие в странах ввозящих, обогащение одних государств за счет хищнической эксплуатации и ограбления народов других государств, отделение капитала-собственности от капитала-функции и быстрый рост на этой основе числа лиц, ведущих паразитический образ жизни, подкуп верхушки рабочего класса — вот система неизбежных экономических последствий вывоза капитала, которую В. И. Ленин характеризовал как паразитизм в квадрате, [c.248]

Последствия вывоза капитала как для страны базирования (откуда вывозится капитал), так и для принимающей страны (куда ввозится капитал) неоднозначны. С одной стороны, он способствует росту экономики, с другой — создает препятствия для национального капитала, поддерживает одностороннее, в основном сырьевое, направление развития национальной экономики. Расширение вывоза капитала порождает множество проблем, которые влияют на характер и развитие международных экономических отношений. К их числу относятся предоставление помощи, рост внешней задолженности, доступ к новым технологиям, избыточное влияние иностранного капитала в национальной экономике, экономическая и политическая безопасность, ограничение конкуренции, развитие национального предпринимательства, предоставление гарантий. [c.212]

Буржуазные идеологи скрывают истинные причины, цели и последствия вывоза капитала. Они утверждают, что государства, экспортируя капитал в развивающиеся страны, оказывают им помощь и тем самым способствуют якобы экономическому и социальному прогрессу, деловой активности местных предпринимателей, повышению уровня жизни населения. Однако практика опровергает эти утверждения. Страны, ввозящие капитал, попадают в сильнейшую экономическую зависимость от экспортеров капитала. В настоящее время платежи по внешней задолженности поглощают более четверти всех экспортных доходов развивающихся стран. Это истощает их экономику, существенно тормозит их поступательное движение. [c.96]

Каковы экономические последствия миграции капитала для развитых капиталистических стран В эти страны вывозится наиболее передовая техника и технология, что поднимает общий уровень производства. Это создает своеобразную конкуренцию [c.369]

Но причины намного серьезнее. Проблема в какой-то мере состоит в чрезмерном доверии к моделям экономики, почерпнутым из учебников, которые могут быть полезны для обучения студентов, но на них нельзя опираться при консультировании правительства, пытающегося создать рыночную экономику. Написанный в американском стиле учебник слишком зависит от специфической интеллектуальной традиции неоклассической модели, оставляя в стороне другие традиции (заложенные Шумпером и Хайеком). которые могли бы способствовать более глубокому пониманию ситуаций, возникающих в переходных экономиках. Имеется и смещение средств и целей. Так, проведение приватизации или снятие ограничений на вывоз капитала рассматриваются в качестве показателей успеха реформ, а не средств достижения более фундаментальных целей. Даже создание рыночной экономики важно не само по себе, а как фактор повышения жизненного уровня населения и обеспечения основы для устойчивого развития, отвечающего принципам справедливости. В России же доминирует тезис реформы — самоцель, а все, что связано с ними, хорошо независимо от того, к каким последствиям для нашей экономики они приводят. Произошло смещение цели и средств преобразований. Рынок из совокупности средств осуществления экономических связей стал целью реформ. Не так давно исповедовался у нас принцип цель оправдывает средства . Ныне средствами пытаются оправдать все происходящее. [c.275]

Источник

Тема 10. Зарубежное инвестирование

Цель – рассмотрение вывоза капитала как особой формы международных экономических отношений, получившей на протяжении нынешнего столетия мощный импульс развития. Охватывая в той или иной степени практически все государства современного мира, зарубежное инвестирование находится в тесной диалектической связи с международной торговлей. Это проявляется в том, что указанные формы внешнеэкономической деятельности выступают одновременно и в качестве субститутов, и в качестве комплементов.

Задачи:

  • определение сущности зарубежного инвестировании и понятие его объективной природы;
  • сравнение между собой специфики, преимуществ и недостатков основных форм, в которых осуществляется зарубежное инвестирование;
  • характеристика важнейших мотивов, лежащих в основе принятия хозяйствующими субъектами решений в области зарубежного инвестирования.

Оглавление

10.1. Сущность и формы зарубежного инвестирования

Традиционная для отечественной науки точка зрения на вывоз капитала восходит к его анализу в известной работе В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма», где вывоз капитала (в отличие от вывоза товаров) рассматривается в качестве одного из отличительных признаков «монополистического капитализма». Отмеченная в начале века тенденция отчетливо проявляется и в последние десятилетия. Об этом говорят, например, следующие данные. За период с 1973 по 1995 гг. ежегодный объем прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) увеличился в 12 раз (с 25 до 315 млрд. долл.), в то время как стоимость товарного экспорта возросла только в 8,5 раза (с 575 до 4900 млрд. долл.). В конце прошедшего столетия мир пережил настоящий бум инвестиционной активности – в 2000 г. объем ПЗИ достиг 1271 млрд. долл. Правда, затем наступил довольно резкий спад – до 560 млрд. долл. в 2003 г., хотя общая тенденция к росту сомнения не вызывает.

Для уяснения сущности рассматриваемого явления представим себе ситуацию, когда из одного государства в другое перемещаются машины и оборудование, необходимые для сооружения некого предприятия. Можем ли мы однозначно отнести такую операцию к зарубежному инвестированию? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Действительно, станки, машины, оборудование вполне могут циркулировать и по каналам международной торговли. Следовательно, акцент на натурально-вещественную сторону дела не дает нам возможности правильно оценить природу вывоза капитала. На передний план в данном случае должны выходить не столько станки как таковые, сколько те отношения, которые возникают по поводу этих средств производства.

Таким образом, ключевым для понимания сущности зарубежного инвестирования применительно к рассматриваемому примеру является то, что оно предполагает перенесение на территорию другой страны акта создания продукции (и соответственно заключенной в ней прибыли), в отличие от процесса ее реализации. Иными словами, в нашем случае инвестиционная деятельность будет иметь место в том случае, когда машины и оборудование, например, поступают, например, в качестве вклада компании в уставной капитал совместного предприятия.

По характеру своего проявления зарубежное инвестирование весьма многообразно. Его можно оценивать с различных точек зрения. Двумя наиболее важными, а потому и наиболее часто используемыми критериями общего порядка (т.е. применяемыми по отношению ко всей совокупности зарубежного инвестирования, а не к каким-то его отдельным пусть даже и весьма значительным блокам) являются:

  1. характер субъекта инвестирования;
  2. природа инвестируемых средств.

В соответствии с первым критерием мы будем выделять вывоз частного капитала в отличие от вывоза официального (государственного) капитала. Под последним понимаются средства, перемещаемые через границу по решению правительств или межправительственных организаций (государственные займы, дары, гранты, помощь, кредиты МВФ, Мирового Банка и пр.) Существенным в данном случае является то, что цели, которые ставят перед собой частные хозяйствующие субъекты, инвестирующие за границу, заметно отличаются от целей, на реализацию которых ориентируются государство и межправительственные организации. Они по самой своей природе призваны руководствоваться не столько относительно краткосрочными соображениями коммерческого плана, сколько долгосрочными стратегическими национальными интересами.

В соответствии со вторым критерием принято выделять вывоз предпринимательского капитала в отличие от вывоза ссудного капитала.

Вывоз предпринимательского капитала предполагает осуществление вложений в непосредственно функционирующий капитал (промышленный, банковский, торговый). Такого рода вложения могут, в свою очередь, производиться в двух основных формах:

  1. прямые инвестиции, предполагающие в наиболее чистом виде приобретение контрольного пакета акций той или иной компании;
  2. портфельные инвестиции, предполагающие приобретение относительно небольших долей как вновь создаваемых, так и уже функционирующих предприятий.

Разграничение между прямыми и портфельными инвестициями при всей условности 1 имеет глубокий смысл. Заключается он в том, что инвестор, осуществляющий прямые инвестиции, преследует, в отличие от портфельного инвестора, совершенно иные цели. Они сводятся к установлению контроля за деятельностью компании, в которую осуществляются инвестиции. Что же касается портфельных вложений, то они делаются в расчете на рост курсовой стоимости акций, получение дивидендов или иные отличные от получения контроля соображения. А иная мотивация, естественно предполагает и иной механизм принятия и осуществления решений.

В литературе принято делать особый акцент именно на прямые зарубежные инвестиции 2 . Это обусловливается целым рядом факторов, в частности тем, что они, в отличие от портфельных, относительно низколиквидны и, следовательно, не могут быть изъяты столь легко как портфельные. Тем самым ПЗИ обеспечивают большую стабильность и определенность для экономики как принимающей страны, так и страны-экспортера.

Вместе с тем, с точки зрения компании инвестора, полный контроль не всегда представляет собой наиболее приемлемый. Об этом наглядно свидетельствует пример General Motors (GM). Компания, начиная с 1998 г., сознательно сделала акцент на приобретении относительно небольших (до 20%) пакетов акций целого ряда своих конкурентов, избегая тех проблем, которые возникли, например, в ходе слияния Daimler Chrysler. Избранная стратегия позволила добиться определенных результатов. Так, когда принадлежащему GM шведскому брэнду Saab понадобилось быстро наладить производство новой машины небольших размеров, партнером выступила Subaru со своей Impreza WRX. Причина такого партнерства в том, что GM владеет 20% Fuji Heavy Industries, являющейся собственником Subaru. Новая модель Saab была создана в рекордно короткий срок – 14 месяцев вместо обычных 2-3 лет. Взаимодействие на основе портфельных инвестиций имеет и свои минусы. В частности, по мнению одного из представителей близкого к GM инвестиционного банка, управлять возникающими в результате партнерствами/альянсами чрезвычайно трудно, а синергетический эффект оказывается меньшим, чем мог бы быть в ином случае. Неслучайно и сама GM реализует несколько проектов совместной предпринимательской деятельности. Наиболее известные из них это совместное предприятие (СП) New United Motor Manufacturing, созданное совместно с Toyota и довольно долгое время успешно работающее в Калифорнии, и несколько СП в Китае. В 2006 г. на повестку дня стал вопрос об объединении GM с Nissan и Renault.

Что касается вывоза ссудного капитала 3 , то он осуществляется в виде международных займов и кредитов, предоставление которых предусматривает соблюдение трех важнейших принципов:

Как уже отмечалось выше, зарубежное инвестирование как массовое явление возникло на рубеже XIX – XX вв. С чем это было связано? В отечественной литературе принято в этой связи выделять два момента:

  1. необходимость вывоза капитала;
  2. возможность вывоза капитала.

В первом случае имеется в виду существование в стране-экспортере свободных средств, которые могут и, в конечном счете, действительно направляются в каналы зарубежного инвестирования. Следует обратить особое внимание на тот факт, что они являются не абсолютно, а относительно избыточными. Иными словами, в рамках национальной экономики государства-реципиента возможности их прибыльного вложения уступают, с точки зрения принимающего решения хозяйствующего субъекта, возможностям их размещения в других государствах.

Если же говорить о возможностях вывоза капитала, то они создаются в той мере, в какой в потенциальных странах-импортерах происходит становление адекватных рыночных форм хозяйствования. Еще раз обратим внимание в этой связи на необходимость анализа зарубежного инвестирования как совокупности определенных отношений, в которые вступают между собой хозяйствующие субъекты различной национальной принадлежности. Установление таких отношений в принципе невозможно в том случае, если они функционируют на основе качественно различных принципов – одни живут по законам современного индустриального общества, а другие находятся на докапиталистической стадии развития.

Чрезвычайно важным вопросом является проблема мотивации, в каждом конкретном случае побуждающей того или иного хозяйствующего субъекта к осуществлению инвестиций за рубежом. Целесообразно выделить следующие основные причины зарубежного инвестирования.

Таким образом, можно сказать, что в общем виде причины ПЗИ сводятся либо к экономии на издержках производства, либо к облегчению доступа на рынок 6 . Иногда в литературе можно встретить и более развернутую классификацию, в рамках которой выделяется третий тип ПЗИ – ориентированные на получение доступа к ресурсам. Такой подход имеет право на существование, хотя в принципе последний тип ПЗИ может быть сведен к одному из двух основополагающих.

Проведенный выше анализ мотивов зарубежного инвестирования вновь позволяет обратить внимание на диалектическую связь между экспортом капитала и международной торговлей. Действительно, в одних случаях эти две важнейшие формы внешнеэкономической деятельности выступает в качестве альтернативы, в других носят взаимодополняющий (или как еще говорят, комплементарный) характер.

Анализ вывоза капитала с необходимостью предполагает использование количественных показателей. Здесь принято выделять три основных направления:

  1. объем иностранных инвестиций;
  2. отраслевая структура иностранных инвестиций;
  3. географическая структура иностранных инвестиций.

Для характеристики объема иностранных инвестиций может использоваться целый ряд показателей. Прежде всего, выделим среди них две большие группы – абсолютные и относительные. В первом случае речь идет об общей величине либо осуществленных хозяйствующими субъектами некой национальной экономики, либо вложенных в нее зарубежных инвестиций. В принципе учет может вестись и по всей совокупности инвестиций в целом, и по их отдельным группам (ПЗИ, портфельные инвестиции и т.д.). Во втором случае объем инвестиций оценивается в расчете на душу населения или соотносится с макроэкономическими агрегатами типа ВВП.

Наконец, поскольку в большинстве случаев государство осуществляет определенное регулирование процесса зарубежного инвестирования, выдавая соответствующие разрешения на реализацию инвестиционных проектов с участием иностранных хозяйствующих субъектов, то необходимо разграничивать показатели одобренных (заявленных) и фактически осуществленных инвестиций. Так, например, Вьетнам, открывший себя иностранным инвесторам с 1988 г., получил фактически за период с 1988 по 1995 гг. 6 млрд. долл., в то время как общая сумма инвестиционных проектов, на осуществление которых было дано «добро» правительством страны составила 18,7 млрд. долл.

Безусловный интерес представляет и анализ отраслевой структуры зарубежных инвестиций. В данном случае мы оцениваем сравнительные доли инвестиций, направляемых в те или иные отрасли народного хозяйства. Показатели отраслевой структуры зарубежных инвестиций рассчитываются и с точки зрения страны-инвестора, и с точки зрения страны-реципиента, с точки зрения отдельной компании или всего всемирного хозяйства. В частности, рассмотрение отраслевой структуры привлеченных в страну инвестиций как в сопоставлении ее с общемировыми тенденциями, так и самой по себе является необходимым условием выработки эффективной государственной внешнеэкономической политики. Например, поводом для серьезных размышлений служит тот факт, что из общего количества иностранных инвестиций, поступивших в экономику России за период 2001-2003 гг., в машиностроение и металлообработку было направлено всего 3,1%, а в нефтеперерабатывающую промышленность – 0,3%.

Географическая структура зарубежных инвестиций оценивается в показателях, характеризующих долю отдельных государств или их групп (страны Юго-Восточной Азии, республики бывшего Советского Союза) в общем потоке международной миграции инвестиционных ресурсов. Как и в случае отраслевой структуры, мы также можем анализировать географическую структуру применительно к всемирному хозяйству в целом, стране-экспортеру капитала, стране-реципиенту, отдельной компании.

10.2. Последствия вывоза капитала для стран-экспортеров и стран-импортеров

Последствия, к которым приводит развитие процесса зарубежного инвестирования, достаточно многообразны и противоречивы. Первоначально постараемся оценить их на упрощенно-формализованном уровне. Для этого воспользуемся уже знакомой нам моделью всемирного хозяйства, сводящей его к совокупности всего лишь двух государств.

Предположим, что в стране Х наблюдается относительный избыток капитала, т.е. возможности инвестирования ограничены вследствие отсутствия, например, достаточного научно-технического потенциала, больших запасов природных ресурсов и т.п. Страна Y, напротив, характеризуется относительным дефицитом инвестиционных ресурсов: при существовании значительных потенциальных инвестиционных возможностей отсутствует необходимый для их реализации капитал. Допустим, что первоначально зарубежное инвестирование в силу тех или иных причин осуществляться не может, предложение капитала в каждой из стран строго фиксировано. Результаты, достигнутые в ходе функционирования такого всемирного хозяйства, состоящего из двух народнохозяйственных комплексов – Х и Y, представлены на рис. 10.1.

Рис. 10.1.Функционирование всемирного хозяйства при отсутствии возможностей для зарубежного инвестирования

Вся длина горизонтальной оси OxOy соответствует совокупному и фиксированному на данный период времени предложению капитала в странах X и Y (Кx + Кy). Первоначальное распределение инвестиционных ресурсов между странами задано точкой пересечения абсолютно неэластичной кривой предложения S с горизонтальной осью в точке Кo. Соответственно, на долю X приходится OxКo единиц капитала, на долю Y – OyКo единиц.

Как явствует из графика, относительно избыточный капитал в стране Х должен полностью инвестироваться в национальное производство. Складывающееся соотношение спроса и предложения ведет к формированию относительно низкого уровня прибыльности Рх. Что касается страны Y, то относительный дефицит капитала повлечет за собой формирование сравнительно высокой нормы прибыли Ру. Отметим, что в соответствии со стандартными построениями, с которыми Вы должны быть знакомы из курса «Экономической теории», спрос на капитал, предъявляемый хозяйствующими субъектами, определяется предельного производительностью данного фактора производства – MPК. Таким образом, для X спрос на капитал Dx совпадает с кривой MPКx. Спрос на капитал Dy, предъявляемый страной Y, совпадает с кривой MPКy.

В данных условиях совокупный объем производства в рамках всемирного хозяйства будет определяться сумма соответствующих показателей стран Х и Y. Для первой из них эта величина будет равна площади трапеции DBKoOx. Что касается страны Y, то для нее объем выпуска равняется площади трапеции ACOyKo.

Предположим теперь, что все препятствия для международной миграции капитала ликвидированы, и он стал абсолютно мобильным ресурсом. Отразим указанное изменение на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Функционирование всемирного хозяйства применительно к условиям зарубежного инвестирования

В новых условиях капиталы из страны Х первоначально устремятся в страну Y, ориентируясь на существующую там более высокую доходность вложений. Однако под воздействием сил спроса и предложения на рынках капиталов обоих государств, в конечном счете, установится единый равновесный уровень нормы прибыли Ре. В итоге совокупные инвестиционные ресурсы двух стран будут распределены более рационально. Использование их с большей, нежели ранее, эффективностью повлечет за собой рост совокупного объема выпуска. На графике это приращение соответствует площади треугольника АВЕ. Воздействие, оказываемое зарубежным инвестированием на объем производства, принято называть эффектом выпуска.

Нетрудно заметить, что это не единственное последствие, к которому приводит международная миграция капитала. Под ее влиянием изменились и уровень доходов, которые получают хозяйствующие субъекты. Иными словами, имеет место и так называемый эффект дохода. Применительно к инвесторам страны Х он означает получение ими более высокой прибыли.

Однако проявления эффектов выпуска и дохода не ограничиваются обозначенными выше. Действительно, положительный эффект выпуска, наблюдаемый на уровне всемирного хозяйства полностью достигается за счет увеличения производства в стране Y. Что же касается страны Х, то здесь объем выпуска в связи с оттоком инвестиций сократился.

Кроме того, в обоих государствах существуют социальные группы, чье экономическое положение ухудшилось в результате международной миграции капитала. Иными словами, по отношению к ним наблюдается отрицательный эффект дохода. В стране Х к их числу прежде всего относится та часть трудоспособного населения, которая потеряла работу из-за того, что часть капитала, ранее вкладывавшаяся в национальную экономику, теперь вывозится за рубеж. Что касается страны Y, то действовавшие в ней инвесторы, которые раньше получали прибыль на уровне Ру с открытием границ для иностранного капитала вынуждены довольствоваться более низкой прибылью на уровне Ре. Они попали в условия более жесткой конкуренции, чем во времена закрытой автаркической экономики.

Проведенный выше анализ ограничивался относительно узкими рамками формальной модели. Выйдя за ее пределы, мы имеем возможность обратить внимание еще на целый ряд последствий зарубежного инвестирования. Эти последствия, во-первых, достаточно многообразны и по формам своего проявления (финансовые, социальные, экологические и пр.), и по направлению (отрицательные, положительные). Во-вторых, их проявление носит скорее вероятностный, нежели безусловный характер, зависит от многих в значительной мере субъективных по своей природе обстоятельств.

Итак, рассмотрим потенциальные последствия зарубежного инвестирования первоначально по отношению к стране-экспортеру капитала. Если говорить о преимуществах, то начать, видимо, следует с того, что хозяйствующие субъекты-инвесторы получают дополнительную прибыль. Последняя может рассматриваться как обобщенное воплощение всех тех факторов, которые обусловливают принятие решений о зарубежном инвестировании. Конечно, в данном случае мы исходим из предпосылки (верной лишь в определенных пределах), что коль скоро национальная экономика представляет совокупность ее хозяйствующих субъектов, то их выигрыш одновременно является благом для всей страны.

Кроме того, в актив в данном случае могут быть занесены и такие моменты как дополнительные бюджетные доходы от налогообложения репатриируемой прибыли, формирование благоприятного международного имиджа государства-экспортера, активизация в долгосрочной перспективе хозяйственной деятельности, вынос за пределы страны экологически вредных производств. Последнее обстоятельство вновь заставляет обратить внимание на то, что любое международное экономическое сотрудничество представляет собой, с одной стороны, взаимовыгодную деятельность, с другой – жесткое соперничество и, как таковое, зачастую содержит определенные элементы так называемой игры с нулевой суммой.

При анализе негативных последствий, следует учитывать, что интересы отдельных хозяйствующих субъектов, фактически осуществляющих зарубежное инвестирование, нередко вступают в противоречие с национальными интересами государств, юридическими лицами которых они являются. Давно прошли те времена, когда как безусловная истина воспринималась фраза «Что хорошо для General Motors, то хорошо и для США».

Отталкиваясь от тех выводов, к которым приводит рассмотрение «эффекта выпуска», следует констатировать, что экспорт капитала подразумевает отток из страны инвестиционных ресурсов, являющихся, как уже отмечалось выше, не более чем относительно избыточными. Естественным следствием этого чаще всего может являться свертывание деловой активности и соответствующее снижение уровня занятости. Вместе с тем, в данном случае необходимо учитывать, что первоначальный отток ресурсов может в значительной мере (а иногда и полностью) компенсироваться последующей репатриацией прибыли, т.е. переводом ее обратно в страну-экспортер. Кроме того, зарубежные инвестиции нередко стимулируют экспорт товаров и услуг, направляемый как в адрес дочерних предприятий, так и в целом на рынок страны-реципиента. Таким образом, указанное негативное последствие чаще всего будет проявляться в краткосрочной перспективе. Увеличение же временного горизонта анализа может приводить к прямо противоположным выводам. Иными словами, в долгосрочной перспективе зарубежное инвестирование способно стимулировать рост деловой активности и вызывать создание дополнительных рабочих мест в стране-экспортере.

Далее отметим, вывоз капитала за рубеж может способствовать созданию либо укреплению зарубежных конкурентов. Типичным примером в данном случае является весьма сдержанное отношение целого ряда западных компаний к инвестициям в экономику России, осуществляемых в форме совместных предприятий с российскими партнерами. Целью последних зачастую является не столько завоевание отечественного рынка (а именно он нередко и привлекает зарубежные фирмы), сколько выход на рынки страны-экспортера капитала и третьих стран. В этих условиях иностранный инвестор фактически вкладывает средства в компанию, с которой ему в последствии придется вести конкурентную борьбу.

Наконец, нельзя не учитывать и того обстоятельства, что для государства вывоз капитала расположенными на его территории хозяйствующими субъектами способен приводить к ослаблению контроля за их деятельностью. А это, в свою очередь, влечет за собой снижение эффективности проводимой экономической политики. При этом тот факт, что в условиях интернационализации (и тем паче глобализации) географические рамки деятельности компаний все более выходят за пределы государственных границ их базирования, сознательно и активно используется фирмами для снижения налогового бремени и других издержек государственного регулирования.

Еще более разнообразны и не менее противоречивы последствия зарубежного инвестирования для страны-реципиента. Наряду с непосредственно проявляющейся в рамках «эффекта выпуска» активизации деловой активности, преимущества в данном случае принято сводить к следующим.

Во-вторых, импорт капитала способен принести с собой новые технологии. Особый акцент при рассмотрении данного вопроса чаще всего делается на ТНК. Именно они являются наиболее развитыми и конкурентоспособными фирмами, обеспечивающими львиную долу совокупных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и способными внедрять в производство новейшие достижения научно-технического прогресса. Зарубежные инвестиции обеспечивают освоение новых технологий не только в производственной деятельности в узком смысле этого слова. Большое значение имеют и новые организационно управленческие решения, маркетинговая стратегия и т.п. Как и в случае создания новых рабочих мест, повышение технологического уровня может постепенно распространяться и на отечественные предприятия. Наряду с текучестью рабочей силы, этому способствуют и закупки компаниями с иностранными инвестициями сырья, комплектующих, оборудования у поставщиков страны-реципиента. Последние в этих условиях вынуждены подстраиваться под соответствующие (зачастую более высокие) стандарты качества, принятые у заказчика.

В-третьих, импорт капитала может способствовать развитию экспорта. При этом уместно говорить о его совершенствовании во всех основных аспектах:

В-четвертых, создание зарубежными инвесторами новых производственных мощностей влечет за собой дополнительные налоговые поступления. Так, в число крупнейших корпоративных налогоплательщиков Санкт-Петербурга входят расположенные в городе пивоваренные заводы. В настоящее время все они являются предприятиями с иностранными инвестициями. При этом следует учесть, что оплата труда на таких предприятиях зачастую выше, чем на отечественных. В результате бюджет пополняется и по линии индивидуального налогообложения, а также за счет косвенных налогов, взимаемых в связи с покупкой персоналом соответствующих товаров и услуг.

В-пятых, особенно в том случае, когда иностранные капиталовложения осуществляются с целью выхода на рынок страны-реципиента, они могут приводить к появлению новых товаров или услуг, которые раньше были недоступны отечественным потребителям. Например, современный парк легковых такси сформировался в Шанхае только после того, как в 1984 г. было создано совместное предприятие с участием Volkswagen, начавшее с 1985 г. выпуск модели Santana.

Рассмотрим теперь те негативные последствия, с которыми сопряжено зарубежное инвестирование для страны-реципиента. Они заключаются в следующем.

Во-первых, при определенном стечении обстоятельств иностранные компании, приобретая действующие предприятия, проводят на них реорганизацию, в результате которой большое количество работников увольняется. Создание новых, особенно построенных по последнему слову техники, предприятий может повлечь за собой разорение и закрытие ранее действовавших отечественных компаний. В итоге общее число безработных не сокращается, а напротив увеличивается.

Важно иметь в виду, что это относится не только к взаимоотношениям развитых стран-экспортеров капитала, с одной стороны, и развивающихся государств-реципиентов, с другой. В 2003 г. три японские компании (Nissan, Honda, Toyota) произвели на своих заводах в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии 727 234 автомобиля, что составляет 44% от совокупного выпуска страны. Кроме того, автомобильная промышленность представлена французской PSA Peugeot Citroen (207000 автомобилей – 12,5% совокупного выпуска), BMW и американским Ford, выпускающим в рамках своей Fords Premier Automotive Group такие модели как Vauxhall, Jaguar и Land Rover. Отнюдь не надуманным выглядит в этой связи вопрос о том, а имеет ли сегодня Великобритания собственную автомобильную промышленность.

В-третьих, действия зарубежного инвестора могут включать в себя перенос на территорию государства-реципиента экологически вредных производств. Чем больший разрыв существует между экологическими стандартами, масштабом природоохранной деятельности, характерными для страны-экспортера капитала, с одной стороны, и принимающей страны – с другой, тем больше опасность. Важно при этом учитывать, что последствия загрязнения окружающей среды могут ощущаться не сразу, но постепенно накапливаться и, в конечном счете, проявить себя в значительных размерах, вплоть до экологических катастроф, чьи последствия требуют и огромных средств и длительного времени для своего преодоления.

В-четвертых, многолетнее действие на территории страны-реципиента предприятий с иностранными инвестициями может быть сопряжено с репатриацией прибыли, достигающей значительных размеров. В результате может сложиться ситуация, при которой отток средств будет перекрывать величину поступивших инвестиционных ресурсов. Принято считать, что именно эта ситуация имела место на протяжении 1950-1970-х гг. во взаимоотношениях американских корпораций и целого ряда государств Латинской Америки, где действовали дочерние предприятия и филиалы компаний США.

В-пятых, инвестор, вкладывающий свои средства за рубежом, может осуществить перенос в страну-реципиент устаревших технологий. Это могут быть технологии неиспользовавшиеся ранее в этой стране. Однако применительно к общемировому уровню научно-технического прогресса они будут являться воплощением «вчерашнего дня». В результате, технологический разрыв, к преодолению которого стремится страна-реципиент, не только не сокращается, но, напротив, консервируется и даже увеличивается. Еще раз сошлемся на пример Вьетнама, где за период с 1988 по 1995 гг. было одобрено более 1500 инвестиционных проектов с участием зарубежных хозяйствующих субъектов. По расчетам государственного комитета по иностранным инвестициям до 50% зарубежных вложений составляли машины, оборудование, ноу-хау, технологии. Однако в большинстве случаев они являлись устаревшими, а в ряде случаев ввозилось бывшее в употреблении морально устаревшее оборудование.

В-шестых, зарубежное инвестирование может иметь своим результатом технико-экономическую и технологическую привязку страны-импортера к государству-экспортеру. Типичным примером такого рода являются расположенные на территории целого ряда стран предприятия по сборке, например, автомобилей из деталей и комплектующих, поступающих из-за рубежа от материнской компании. Говорить о развитии национальной автомобильной промышленности можно в этих обстоятельствах лишь с большой степенью условности.

Таким образом, однозначного и априорного ответа на вопрос о том, хороши или плохи зарубежные инвестиции для принимающей страны, не существует. Это означает также, что государство-импортер капитала должно проводить продуманную селективную политику, в рамках которой четко определены отрасли и регионы, куда целесообразно привлекать иностранный капитал, пределы участия этого капитала в отдельных предприятиях и отраслях, меры государственного контроля и регулирования.

10.3. Инвестиционный климат

Инвестиционный климат – это совокупность факторов, определяющих для потенциальных инвесторов возможности применения капитала в данной стране. Основными составляющими инвестиционного климата являются политический и законодательный климат; экономический климат; социально-культурный климат.

Политический климат предполагает:

  • политическую стабильность;
  • предсказуемость политики национального правительства;
  • риск экспроприации (национализации) имущества зарубежного инвестора;
  • уровень и характер государственного регулирования экономики;
  • характер политических отношений с зарубежными странами.

Законодательный климат предполагает:

  • ограничения для предпринимательской деятельность иностранных инвесторов в данной стране;
  • гражданское и торговое законодательство;
  • налоговое законодательство;
  • гарантии репатриации прибыли за рубеж;
  • международные соглашения с другими государствами;
  • участие страны в деятельности международных организаций.

Экономический климат исследует:

  • стабильность национальной денежной единицы, возможность ее обмена на иностранные валюты;
  • уровень и характер развития национальной экономики:
  • макроэкономические показатели, доходы населения, емкость внутреннего рынка, характер конкуренции;
  • эффективность национальных финансовых институтов;
  • развитость инфраструктуры;
  • внешнеэкономические связи данной страны.

Социально-культурный климат анализирует:

  • уровень образования, квалификации персонала;
  • привычки и обычаи местного населения;
  • язык;
  • национальные интересы;
  • культурные ценности.

Иначе говоря, все то, что формирует организационную культуру фирмы.

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности стран складывается:

по совокупности показателей, характеризующих инвестиционный климат:

  • инвестиционные риски;
  • глобальные экономические перспективы;
  • наибольшая конкурентоспособность
  • проводится различными рейтинговыми агентствами и авторитетными журналами – Moody’s, Euromoney и др.

Резюме

Определив зарубежное инвестирование в качестве деятельности, предполагающей перенесение на территорию другой страны акта создания продукции (и соответственно заключенной в ней прибыли), в отличие от процесса ее реализации, мы проанализировали вывоз ссудного и предпринимательского капитала, выделили в рамках последнего прямые и портфельные инвестиции. Также нами были рассмотрены разнообразные и во многом противоречивые последствия трансграничного движения капиталов и инвестиций. Формальный анализ в рамках модели «2х2» позволил выявить два основных эффекта – эффект выпуска и эффект распределения дохода, проявляющиеся и в масштабах всемирного хозяйства в целом, и на уровне каждой страны-участницы. Сняв ряд жестких ограничений модели «2х2», мы смогли увидеть большее количество как положительных, так и отрицательных последствий международного движения капитала, которые ощущают на себе государства-экспортеры и государства-импортеры.

Источник

Читайте также:  Как вычислить ресурсообеспеченность стран
Оцените статью