Постколониальный авторитаризм примеры стран

Постколониальный авторитарный режим

Категории Политические режимы | Под редакцией сообщества: Политология

Постколониальные авторитарные режимы – это однопартийные мобилизационные авторитарные режимы , возникающие после обретения бывшими колониальными государствами независимости, чаще всего «снизу» в обществах с низким уровнем экономического развития и небольшой по численности экономической элитой. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане: прежняя метрополия сохраняет весьма сильные позиции в данных государствах. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие значимость любых внутренних конфликтов. Ответ режима на рост напряженности в обществе – непоследовательная политика, соединяющая насилие над оппозицией с попытками включить ее в базу поддержки и в структуры власти. Подобные политические методы укрепляют положение националистических лидеров (обычно харизматического толка из-за слабости традиционного доколониального авторитета и отсутствия рационально-легального).

В переходной к постколониальному авторитаризму ситуации прежде всего обостряются экономические проблемы, в силу недостатка профессионалов резко падает управляемость общественными процессами и, напротив, растут ожидания граждан. Так создаются условия для появления антисистемной (нелояльной) оппозиции, что заставляет правителей ограничить или вовсе прекратить попытки свободного политического соревнования. Наиболее сильная (доминирующая) партия становится единственной. Эта партия, однако, не способна сформировать механизмы мобилизации граждан, присущие тоталитарным режимам , из-за несоответствия между ее идеологической риторикой и прагматической политикой, потому уровень политического участия при новом режиме остается довольно низким. Последнее обстоятельство определяет нестабильность позиций лидеров постколониального авторитаризма – для таких государств характерны перевороты, убийства правителей.

Читайте также:  Вольфрамовая руда запасы по странам

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Источник

Теория политики: Учебное пособие

Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

9.7. Типология режимов X. Линца

Другие типологии политических режимов, как мы уже отмечали, не делают различий между понятиями «режим» и «система». Под режимами в этом случае понимаются и авторитаризм, и тоталитаризм, и демократия во всех их разновидностях. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Американский теоретик Хуан Линц сформулировал четыре критерия политических режимов:

1) политическое участие/мобилизация;

2) политический монизм/плюрализм;

4) конституционность власти, которая означает ограничение на применение своих полномочий лидером правящей партии или элиты, закрепленные в конституции, законах, системе ценностей, традициях, религии и т. д.

На основании этих критериев X. Линц выделил пять основных типов режимов:

5) султанистский (рис. 9.2).

Поскольку о тоталитаризме и демократии как политических системах мы сказали уже достаточно, прокомментируем только суть авторитарных режимов и режимов посттоталитаризма и султанизма. Среди разновидностей авторитаризма Линц выделил: 1. Военно-бюрократический режим (точнее, субрежим), который возникает в виде диктатуры, по, развиваясь, привлекает к управлению гражданских специалистов. Как правило, при таком режиме в обществе отсутствует единая идеология, а правительство состоит их военных и бюрократов. Такое правительство может опираться на созданную им партию, не отменяя остальные партии, но чиня их деятельности (особенно оппозиционной) всяческие препятствия, или на армию. Военно-бюрократический режим возникает при сужении социальной базы правления и снижении поддержки политической системы. Военных и бюрократов сплачивает страх перед социальным возмущением, поэтому главной задачей «органов по охране конституции» становится борьба с лидерами оп-

176 Глава 9, Политические режимы

Рис. 9.2. Типология политических режимов X. Линца

Источник: Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 1 35.

позиции. Отсюда политическое насилие, запугивание, отстранение их от СМИ и даже аресты и высылка из страны. Предпосылками военно-бюрократическим режимам служат низкий уровень социально-экономического и культурного развития на фоне введения либерально-демократической политической системы, но не сложившейся сильной и конкурентной партийной системы, могущей формировать стабильное и ответственное правительство, которое открыло бы перспективы образования и работы миллионным массам. Такой режим, в функционировании которого заметную роль играют военные и спецслужбы, приобретает черты принципата и преторианства. Примерами таких режимов являются правление генерала Пиночета (Чили, 1973-1990), военные хунты в Бразилии, Аргентине, Перу, Гватемале, странах черной Африки, Юго-Восточной Азии.

9.7. Типология режимов X. Линца 177

2. Режим корпоративного авторитаризма устанавливается в плюралистических обществах с определенным уровнем политического участия. Он опирается на систему корпоративного представительства интересов и единственную проправительственную партию.

Примерами такого режима могут служить правление Салазара (Португалия, 1932-1968), генерала Франко (Испания после дототалитарного периода).

3. Режим дототалитарного авторитаризма считается переходным к тоталитарной системе и устанавливается после свержения демократии, радикальными правыми или левыми политическими силами (фашистами, коммунистами, анархистами, маоистами). Сила, пришедшая к власти и установившая данный режим, опирается на сплоченную, массовую партию, но ей еще противостоят или остаются нейтральными такие силы, как армия, интеллигенция, церковь. Возникает ситуация политической неопределенности, которая характерна для такого режима. Примерами могут служить режим Ленина (Россия, 1917-1924), режим Мао Цзедуна сразу после победы революции (Китай после 1949 г. до установления тоталитаризма).

4. Режимы постколониального авторитаризма создавались после получения независимости бывшими колониями в обществах с крайне низким уровнем социально-экономического развития и почти полным отсутствием собственной подготовленной элиты. Для обеспечения общественной поддержки, сплочения еще не состоявшейся нации, разделенной по этническому признаку, правительство выдвигает националистические лозунги, нивелирующие значение внутренних конфликтов, скрывающие некомпетентное правление и коррупцию. Если общество сплотить не удается и появляется антисистемная оппозиция, режим усиливает свое авторитарное воздействие, что иногда приводит к ситуации «революции» или гражданской войны. Такие режимы могут укрепиться за счет харизматического авторитета их лидера. Существуют в большинстве стран черной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании.

5. Режим расовой, или этнической, квазидемократии как тип авторитарного режима возможен, если устанавливается демократический политический процесс, допускающий к политической жизни определенное расовое или этническое меньшинство. Участие в политике большинства и других меньшинств исключено при помощи правовых или насильственных мер. Пример: режим ЮАР во время апартеида.

178 Глава 9. Политические режимы

Этим списком ограничиваются авторитарные политические субрежимы. Кроме них, как мы помним, Линц выделил режимы посттоталитаризма и султанизма.

К режиму посттоталитаризма он отнес советский строй после смерти Сталина. Методы правления, жестокость применения статей уголовного кодекса «за антисоветскую пропаганду и агитацию», за другие «преступления», «культ личности Сталина» были осуждены и смягчены новым руководством. Посттоталитарные режимы обычно устанавливаются после смерти тоталитарного харизматического лидера, когда начинается процесс «рутинизации харизмы» — консервация идеалов, символов и мифов тоталитарного правления. Одновременно ослабляется контроль со стороны спецслужб, а часто они нейтрализуются армией, которая становится более нейтральной, государственной, а не режимной организацией. Место диктатора занимает более либеральный руководитель или группа лиц, осуществляющих коллективное управление, быстро растут бюрократия и коррупция. Снимаются наиболее одиозные политические лозунги.

Поскольку режим посттоталитаризма выражает явление реконструкции тоталитарной политической системы, то тоталитарные реминисценции в посттоталитарном политическом процессе весьма вероятны. Типичным советским посттоталитаризмом был режим Н. С. Хрущева (1953-1964), реминисценцией, смутной копией, а то и карикатурой на сталинский тоталитаризм был режим неототалитаризма Л. И. Брежнева (1964-1982).

Султанистский режим, по Линцу, — крайняя форма патриархального наследственно-родового господства, которая берет свое начало в деспотиях Древнего мира, арабских халифатах, султанах Османской империи и вобрала в себя абсолютистскую формулу Людовика XIV: «Государство — это я!» Правитель Османской империи носил титул султана (светского императора) и калифа (религиозного главы всех мусульман империи). Все подданные султаната находятся в полной зависимости от султана, который по своей воле или прихоти может их казнить или жаловать. Султан выше правительства, правил поведения, государственного порядка. Султан может объявить себя пожизненным президентом, императором, назначить своих родственников принцами. Султану не может быть оппозиции, ибо мнение султана и есть право и истина. Основными признаками султанских режимов являются: отсутствие идеологии, политической мобилизации, ограничителей власти, плюрализма. Примерами современных султанистских режимов служат правление Дювалье в Гаити, Трухильо в Доминиканской Республике, Бокасса в Центрально-Африканской Республике.

Источник

Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Расовая, или этническая, квазидемократия

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Султанисткий режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии [источник не указан 1260 дней] .Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях [источник не указан 1260 дней] .

Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайнимцентризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

§ тотальный государственный контроль над обществом;

§ всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

§ система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

§ политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

§ господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

§ идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

§ унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

§ ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

§ ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадкегосударства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Источник

Типы политических режимов

Демократический

Описание

Источником власти является народ, управление государством осуществляется сугубо в интересах и по прямой воле народа (путём волеизъявления/выборов и делегирования особых прав органам власти). Предполагает равные политические «лифты» (возможность подниматься по карьерной лестнице, основываясь на политических достижениях и личных качествах человека), имеет вектор на сохранение всех духовных, национальных и экономических свобод.

Авторитарный

Описание

Особый тип политического режима, основан на неограниченной власти идеологического объединения или одного национального лидера. При этом, может иметь вектор на сохранение некоторых национальных, экономических и духовных свобод граждан. Характеризуемся отсутствием любых проявлений демократии, включая консультативные вопросы по управлению государством и прямые, свободные выборы. Режим, чаще всего, зарождается под диктатурой национального лидера. Типы могут быть разные, особенности выделения типов рассмотрим ниже также рассмотрим понятия и критерии.

Военно-бюрократический

Относится к разновидностям авторитаризма и, как правило, устанавливается в виде военной диктатуры. Судьба военно-бюрократического режима во многом зависит от позиции гражданских профессионалов, которые присутствуют во власти средь военных — они со временем перебирают на себя часть политического влияния и становятся лидерами нации, смещая военных. Национальная идеология отсутствует. Чаще всего предполагает парламентскую однопартийность, но может быть и многопартийность, с минимальной оппозицией.

Корпоративный авторитаризм

Возникает в обществах с хорошо развитым социальным и экономическим плюрализмом (в широком смысле этого слова). Устанавливается там, где интересы корпоративного представительства выступают в роли альтернативы, излишне идеологизированной, массовой партии. Может существовать как дополнение к однопартийному режиму.

Дототалитарный авторитаризм

Устанавливается на определённой ступени развития политической системы отдельной страны. Возникает там, где раньше существовала демократия, но со сменой лидеров державы началась тоталитарная политическая эволюция. К дототалитарному авторитаризму причисляют фашистские мобилизационные режимы, стремящиеся развить тоталитаризм.

Постколониальный авторитаризм

Представляет собой однопартийную (с одним политическим вектором, общенациональную) марионеточную власть, со слабыми государственными органами власти и институтами. Как правильно, возникает после обретения независимости от бывшего протектората. Чаще всего, зарождается в обществах с низким уровнем развития экономики. Нередко сопровождается государственными революциями (включая юридические государственные перевороты, которые вынужденно осуществляются, ввиду ограничений по марионеточным законам: убийства колониальных правителей, незаконное смешение власти и прочие).

Расовая квазидемократия

Один из подвидов авторитаризма. Здесь в политической жизни государства, в том числе и в управлении, принимает участие группа людей, относящихся к определённой расе. Другие этносы физически исключены из механизма управления, зачастую с использованием принуждения и жёстких запретных мер.

Султанистский режим

Управление страной подвластно одному «султану» (восточный аналог «короля/царя»). Один из видов родового управления. Данному режиму присуще отсутствие конкретной общественной цели. Правитель не имеет никаких ограничений, не несёт ответственности перед обществом за свои поступки.

Тоталитаризм

Описание

Правовой уклад, при котором правитель ведёт тотальный контроль над всеми областями жизни своего населения, как в целом, так и в общем масштабе отдельно взятого гражданина.

  • в стране существует и управляет одна политическая система;
  • всеобщая идеология;
  • постоянный контроль над средствами массовой информации, оборонным производством.

Либеральный режим

Описание

Характеризуется политическими методами управления государством, в основе которых находятся фундаментальные демократические принципы:

  • свобода слова;
  • свобода вероисповедания;
  • свобода выбора власти.

Либерализм показателен в современных развитых странах Европы.

Анархия

Описание

Безвластие, идея полного отсутствия государственного режима в отношении общества. Чаще всего характерна для некоторых стран при переходе от одной политической власти к другой, а также во время их противостояния в войне. В таком периоде происходят массовые общественные потрясения, например: революции.

Другие формы государственного правления

Рассмотрим какие выделяют другие формы государственного правления.

Аристократия

Такая форма власти в государстве характеризуется тем, что правят знатные люди, богатые и те, кто имеет большой вес в светских кругах. Хотя по задумке, что править должны лучшие умы государства, правили, как правило, правят либо очень богатые люди, либо прославленные своими военными достижениями.

Военная диктатура

Власть держат в руках военные начальники. Как правило, такой тип правления распространяется на захваченные территории и является принудительной формой власти. Военные диктаторы могут править страной после военного переворота или прикрываться однопартийной формой власти.

Демократура

В классификации перехода государства от диктатуры к демократии, промежуточным этапом является именно демократура . Отчасти, эта форма власти и является принудительной, но за нарушение интересов большинства предусмотрено наказание. характерно для послереволюционного периода.

Деспотизм

Правитель, который именовался не иначе как деспот, имел полноту власти не только над страной, но и над её жителями. Распоряжается политическими правами своего народа, лишая их по своему указу. Если проводить аналогию, то деспот был рабовладельцем, а его народ – рабами.

Диктатура

Свою политическую волю диктует только одно лицо либо группа лиц, которая объединена в партию. Диктатор ведёт свою самоличную политику в независимости от воли народа и его взглядов (пренебрегая ими, основываясь на личных убеждениях). Для подавления бунтов, диктатура использует силовые методы влияния. Ярким примером диктатуры стала Древняя Греция и её колонии.

Меритократия

Основывается на принципе правления только компетентных (самых умных и способных) людей. Такая власть могла развиваться двумя путями. В первом случае, к власти приходили только те, за кем присматривали верховные чины, взращивая их для будущей должности. Во втором случае, в государстве создавались все условия для того, чтобы каждый способный человек, мог без препятствий попасть в органы власти.

Клептократия

Государственно-правовой режим, в котором власть настолько коррумпирована, что занимается удовлетворением только своих потребностей, за счёт расхищения государственной казны. Таким устройством отличалась Доминиканская Республика, при управлении автократа Р. Трухильо .

Корпоратократия

Система государственного управления, при которой контроль над державой сосредотачивается в руках самых влиятельных коммерческих корпораций. Такие корпорации могут осуществлять правление напрямую, самолично или ставить на руководящие посты своих назначенцев. Примеров корпоратократии в современной истории нет.

Олигархия

Влияние на все политические процессы сосредотачивается в руках представителей крупного бизнеса, которые оказывают влияние на политиков. Олигархом может стать любой человек, но встречаются и случаи передачи влияния, по родовому признаку. Национальные интересы страны не стоят на первом плане, важнее — интересы олигархов.

Охлократия

Спонтанные политические решения, принятые под влиянием сиюминутных желаний толпы. Чаще всего, такие желания навязываются демагогами. Такой политический строй не существуют долго и является переходным периодом при революциях и государственных переворотах.

Плутократия

Политические решения принимаются, на основе мнения самой влиятельной прослойки населения. Плутократия может встречаться при всех типах власти, с различной интенсивностью и периодом действия. Интересы народа — не учитываются, хотя решения предусматривают вероятность народных восстаний.

Посттоталитаризм

Переходной период после тоталитаризма. Характер перехода зависит от основных тенденций политической жизни. Например, при демократическом переходе, может активно развиваться свобода слова и прочие атрибуты демократии.

Тимократия

Государственный контроль и управление минимального количества людей, которые объедены национальной идеей. Как привило, у таких людей нет бизнес-интересов и накопленного капитала, а лишь — практические имения и национальная идентичность.

Тирания

Единичное правление национального лидера. Как правило, сопровождается жёстким установлением внутренних правил, без «систем противовеса» — без ответственности. В более ранние времена, термин не имел негативного окраса.

Фашизм

Общий тип и совокупность политических курсов, направленных на укрепление национальных идей. Формально, очень сложно выделить чёткое определение, обычно этим термином обозначают уже негативные последствия режима, такие как геноцид или агрессию против других государств. Фашистскими чертами обладает практически каждое современное государство мира.

Феодализм

Система общественного взаимодействия, при которой одна часть населения имеет больше прав, чем вторая часть населения. Также, для феодализма характерно непомерное использование труда менее защищённого класса людей. Отношение между типами общества может напоминать рабовладельческий характер взаимоотношений.

Источник

Оцените статью