- Демографический кризис в современном мире*
- В.П. МАКСАКОВСКИЙ
- Таблица 1 Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения
- Таблица 2 Динамика численности населения и его естественное движение в России
- Постсоциалистические страны характеризуется разной глубиной демографического кризиса. Некоторые из них уже вышли из этого процесса и имеют положительные показатели естественного прироста, в других—демографический кризис не утратил своей остроты. Чем бы вы объяснили этот факт?Дайте большой, развёрнутый ответ
- Разработка урока по географии. Численность и воспроизводство населения. География 10 класс
Демографический кризис в современном мире*
В.П. МАКСАКОВСКИЙ
Экономически развитые страны мира, как уже было отмечено, давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественного прироста населения. До недавнего времени каких-либо очень существенных различий в этом отношении между ними почти не наблюдалось. Однако в последнее время в этой группе стран также стала происходить довольно сильная дифференциация, и ныне эту группу тоже можно подразделить на три подгруппы.
Таблица 1
Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения
В первую подгруппу входят страны, где еще сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка, для которой характерны, по крайней мере, средние показатели рождаемости и естественного прироста, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения. Примером страны такого рода могут служить США, где формула воспроизводства (рождаемость – смертность = естественный прирост) в конце 90-х годов сохранялась на уровне 15‰ – 9‰ = 6‰. Соответственно среднегодовой прирост населения составлял 0,6%. К этой же подгруппе можно отнести Канаду, Францию, Нидерланды, Норвегию, Ирландию, Швейцарию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне хотя бы 0,3—0,5%. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100—200 лет, а то и более (в Швейцарии — через 250 лет).
Ко второй подгруппе нужно отнести страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения. К ним относятся в основном страны Европы, где суммарный коэффициент рождаемости еще в середине 90-х годов снизился до показателя 1,5. Некоторые из этих стран (например, Польша) еще имеют минимальное превышение рождаемости над смертностью. Другие же, которых гораздо больше, стали странами с нулевым приростом населения. Это Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Хорватия, Ирландия.
Наконец, третья подгруппа объединяет страны с отрицательным естественным приростом населения, или, проще говоря, с его естественной убылью (депопуляция). Суммарный коэффициент рождаемости в этой группе стран также предельно низкий. Число таких стран с «минусовым» приростом населения только в 1990—2000 гг. выросло с 3 до 15. Все они находятся в Европе (табл. 1).
Не будет ошибкой утверждать, что страны третьей (а фактически и второй) подгруппы уже вступили в полосу демографического кризиса, который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, а иногда прямо-таки обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению в населении доли лиц молодого возраста. Это явление демографы называют старением снизу. Далее, увеличение средней продолжительности жизни людей в условиях повышающегося уровня материального благополучия также привело к более быстрому, чем предполагалось, увеличению в населении доли лиц старшего («невоспроизводящего») возраста, то есть, как говорят, к старению сверху.
Таблица 2
Динамика численности населения и его естественное движение в России
Однако пытаться объяснить наступивший кризис только демографическими причинами было бы неправильно. На его возникновение повлияли также многие социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные факторы, которые вызвали, в частности, такое явление, как кризис семьи. Средний размер семьи в странах второй и третьей подгрупп в последнее время уменьшился до 2,2—3 человек. Да и стала она гораздо менее прочной — с увеличением числа разводов, широкой практикой сожительства без оформления брака, резким ростом числа внебрачных детей.
Если в начале 60-х годов число разводов на 1000 браков в странах зарубежной Европы колебалось в пределах от 100 до 200, то в конце 90-х годов оно возросло до 200—300. Еще более вопиющие данные о внебрачных детях, доля которых за это же время увеличилась в 5—10 раз. В Великобритании и Франции, например, доля внебрачных детей превышает 30%. Еще выше она в Дании — 40%. Но «абсолютными чемпионами» в этом отношении были и остаются Швеция, Норвегия и Исландия с показателем свыше 50%.
Все эти причины и факторы в странах, перечисленных в табл. 2, сочетаются по-разному. Так, в Германии и Италии, по-видимому, действительно преобладает влияние демографических факторов. В постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и др.) сказалось то, что в 90-х годах им пришлось пройти через довольно мучительный этап реформирования политического строя и перехода от командно-плановой к рыночной экономике. То же относится к Литве, Латвии и Эстонии. А в странах — членах СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) естественное ухудшение демографической обстановки совпало с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом 90-х годов.
Что же касается России, то в ХХ в. с демографической обстановкой ей, можно сказать, не повезло. Первая фаза демографического перехода завершилась в ней к началу ХХ в., но настоящего демографического взрыва за этим так и не последовало. Более того, на протяжении полувека Россия испытала три демографических кризиса: во время Первой мировой и Гражданской войн, в годы коллективизации деревни и жестокого голода и, наконец, в период Великой Отечественной войны. В 60—80-е годы демографическая обстановка в стране в целом стабилизировалась. Однако в 90-х годах разразился новый, причем особенно сильный, демографический кризис (табл. 2).
Из данных табл. 2 вытекает, что в 70 — начале 80-х годов демографическое положение России было относительно благоприятным. Так, в 1983 г. в РСФСР родилось 2,5 млн детей. Затем на рождаемости и естественном приросте населения благотворно сказались начало перестройки и борьба со злоупотреблением алкоголем. Однако с началом социально-экономического кризиса 90-х годов демографическая ситуация резко ухудшилась. Начиная с 1992 г. в России происходит абсолютная убыль населения. Можно добавить, что в РСФСР в 1988 г. на одну женщину приходилось еще 2 ребенка (в СССР в целом — 2,2 ребенка), а к концу 90-х годов фертильность женщин в стране снизилась до 1,24 ребенка, тогда как для устойчивого роста населения необходимо более двух. Согласно имеющимся прогнозам, численность населения России будет продолжать уменьшаться и в первые десятилетия XXI в., когда в зрелый возраст вступит малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы, а выходить из рабочего возраста будет самое многочисленное поколение, рожденное в 50-х годах. В результате к 2015 г. число жителей в России может уменьшиться до 138 млн чел.
По-видимому, обе демографические крайности — и взрыв и кризис — имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. Поэтому некоторые ученые выдвигают понятие демографического оптимума, который при единой его трактовке для разных регионов и стран может быть количественно неодинаковым.
* Очерк из готовящейся к переизданию книги «Географическая картина мира». — Прим. ред.
Источник
Постсоциалистические страны характеризуется разной глубиной демографического кризиса. Некоторые из них уже вышли из этого процесса и имеют положительные показатели естественного прироста, в других—демографический кризис не утратил своей остроты. Чем бы вы объяснили этот факт?Дайте большой, развёрнутый ответ
Среди множества показателей социально-экономического положения страны демографические характеристики наиболее полно, хотя и несколько косвенным образом, отражают деятельность правительств, партий, всего населения. В сущности, и отрасли производственной и непроизводственной сферы, да и вся целенаправленная деятельность общества могут быть оценены тем, сколь благотворно они влияют на здоровье, продолжительность и качество жизни человека.
К сожалению, демографическую обстановку в России последних лет никак нельзя считать благополучной. Глубокий социально-экономический кризис 90-х гг. резко снизил рождаемость. Одновременно наблюдался стремительный рост смертности, и, что очень настораживает, в последние годы произошло “омоложение” возраста умерших (заметный рост детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте) . Медленный рост продолжительности жизни в России, происходивший вплоть до конца 60-х гг. , сменился затем длительным ее снижением. Особенно резко обострился этот процесс с начала 90-х гг. , когда в связи с углублением социально-экономического кризиса произошло обвальное сокращение продолжительности жизни россиян. Лишь за период с 1989 по 1995 г. она снизилась более чем на четыре года. С 1992 г. смертность в России превысила рождаемость, и естественный прирост сменился естественной убылью населения. Иными словами, депопуляционные процессы приобрели общегосударственные масштабы.
Под депопуляцией понимается процесс уменьшения абсолютной численности населения какой-либо территории либо суженное его воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих. Реально депопуляция наступает, если величина общего коэффициента смертности превышает величину общего коэффициента рождаемости, т. е. наблюдается естественная убыль населения.
Депопуляционные процессы стремительно расширяют свою географию. Так, если в 1992 г. естественная убыль населения отмечалась в 44 из 79 субъектов Российской Федерации, то всего через два года, в 1994 г. — уже в 72. Даже положительное сальдо миграции, не в состоянии компенсировать величину естественной убыли населения, что привело начиная с 1993 г. к абсолютному сокращению общей численности населения России (с 1 января 1993 г. по 1 января 1996 г. — на 700 тыс. человек) . Депопуляционные процессы серьезно и на долгие годы деформируют половозрастную и семейную структуру населения, а следовательно, и всю систему его воспроизводства. По прогнозу Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации в результате естественной убыли населения общая его численность может сократиться к 2005 г. по сравнению с 1992 г. на 6,5% , или на 9,6 млн. человек. Для более подробного ознакомления с современной демографической ситуацией в России рассмотрим основные ее характеристики и процессы, приведшие к столь напряженной демографической обстановке.
Динамика численности населения
Долгое время численность населения России (в ее современных границах) росла очень медленно и лишь на рубеже XVIII и XIX столетий достигла 20 млн. человек. В XIX веке темпы роста численности населения России заметно активизировались, и к середине столетия оно перешагнуло 40-миллионный рубеж, а ко времени первой Всероссийской переписи населения 1897 г. на ее территории уже проживали 67,5 млн. человек (см. рис. 9.1, 9.2).
На динамику численности населения России в XX столетии большое влияние оказали:
1) активное продвижение страны по пути демографического перехода, существенно снизившего рождаемость, смертность и естественный прирост населения;
2) демографические кризисы в результате войн, революции, репрессий и прочих социальных потрясений (см. табл. 9.1);
3) миграционный отток населения России первоначально за рубеж, а впоследствии в союзные республики, особенно усилившийся в послевоенные годы, в 90-е гг. сменившийся миграционным притоком из бывших союзных республик, а ныне суверенных стран ближнего зарубежья.
Источник
Разработка урока по географии. Численность и воспроизводство населения. География 10 класс
Тема урока: Численность и воспроизводство населения мира.
Цели урока: сформировать представление учащихся о темпах естественного прироста населения мира; познакомиться с демографическими показателями, динамикой населения; рассмотреть типы воспроизводства населения и теорию демографического перехода.
Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.
Выявить закономерности динамики численности мирового населения.
Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Способствовать повышению интереса к географии.
Стимулировать желание расширить свой кругозор.
Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.
Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.
1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.
2.Чувство любви к истории родного края, своей стране
3.Формировать активную гражданскую позицию
4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.
5.Формировать умение вести дискуссию.
— учебник: Максаковский В.П.«География.10-11классы», Просвещение 2014.
1 этап. Организационный.
2 этап. Мотивация учебной деятельности
Население. За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Знания о численности населения, его составе, и естественном движении, миграции и размещении необходимы любому государству. Эти сведения свидетельствуют о процессах, которые происходят в стране, позволяют составлять прогнозы об объеме трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения. Именно люди, образованные и активные, своей профессиональной деятельностью в разных областях хозяйства делают государство сильным.
этап. Актуализация опорных знаний
Вспомните, что изучает демография.
Что такое естественный прирост населения?
Что вы знаете о половом составе населения страны?
На какие группы делится население в зависимости от возраста?
Что характерно для населения России?
Изучение нового материала:
Существует отдельное направление в географической науке – география населения – это одна из главных ветвей экономической и социальной географии.
Основным способом определения численности населения на определенный период времени является проведение переписи населения.
Перепись населения – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной ее части. По завершении переписи населения производится обработка и публикация собранных данных. Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства. Еще в древнеиндийских законах Ману правителям предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги. В Египте учет населения проводился, начиная с эпохи Древнего Царства (2800 – 2250 лет до нашей эры). Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. Перепись населения проводится обычно раз в 5 – 10 лет.
Численность населения Земли постоянно росла. Наибольший рост населения наблюдался в XX в. В настоящее время численность населения планеты превышает 7 млрд чел.
Рассмотрите в учебнике стр. 62 рис.10. Динамика численности населения Земли. Как изменялась численность населения в разные исторические периоды?
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений. Воспроизводство населения зависит от физиологических особенностей человека, его культуры, традиций, условий жизни и многих других процессов. Процессы рождаемости и смертности характеризуют естественный прирост (ЕП), который равен разности рождаемости и смертности (ЕП=Р-С).
Типы воспроизводства населения:
Первый тип. Используя текст учебника (стр. 58-60) кратко охарактеризуйте первый тип воспроизводста.
Пример ответов Для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности, невысокий естественный прирост, высокая продолжительность жизни. Данный тип воспроизводства населения характерен для развитых стран. В зависимости от рождаемости и смертности первый тип воспроизводства подразделяется на три подгруппы:
1. Р>С, ЕП положительный (США, Канада, Австралия).
2. Р=С, ЕП примерно равен 0 (Дания, Словакия, Португалия, Франция).
3. Р демографический кризис ). К странам, имеющим отрицательный естественный прирост, относят Россию, Украину, Латвию, Литву, Болгарию, Японию.
Депопуляция – уменьшение населения страны, района в результате превышения смертности над рождаемостью.
Второй тип. Используя текст учебника (стр. 60-61) кратко охарактеризуйте второй тип воспроизводста.
Пример ответов Для него характерны высокие показатели рождаемости, естественного прироста, относительно высокие показатели смертности. Данный тип воспроизводства населения характерен для развивающихся стран (Непал, Индия, Египет, Саудовская Аравия, Панама, Нигерия, Мали, Таиланд, Турция, Ямайка, Бангладеш и др.).
Для многих стран второго типа воспроизводства населения характерен демографический взрыв. Демографический взрыв – это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости (Сьерра-Леоне, Бурунди, Буркина-Фасо, Нигер).
Многие страны пытаются управлять процессами рождаемости и смертности, численностью населения и проводят демографическую политику.
Два типа воспроизводства не отображают всего многообразия ситуации, связанной с естественным движением населения. Какие особенности характерны для отдельных развивающихся стран?
(В этих странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим снижением рождаемости.)
Уменьшение численности населения или его быстрый рост создают ряд проблем. Стараясь избежать их обострения, власти многих стран осуществляют демографическую политику — систему государственных мероприятий, направленных на регулирование демографических процессов. В странах с первым типом воспроизводства она направлена на повышение рождаемости (в этом отношении можно отметить успешную демографическую политику Франции), в странах со вторым типом — на ее снижение (это удалось сделать, например, в Китае).
Используя рис.13 на стр. 63 приведите примеры стран, относящихся к первому, второму типу воспроизводства.
Постсоциалистические страны характеризуются разной глубиной демографического кризиса. Некоторые из них уже вышли из этого процесса и имеют положительные показатели естественного прироста, в других — демографический кризис не утратил своей остроты. Чем бы вы объяснили этот факт?
(Это определяется разными причинами, в том числе уровнем развития здравоохранения; образом жизни; решением вопросов, связанных с правами собственности во время приватизации; особенностями менталитета, способа мышления и действия. Быстрее и с меньшими потерями из демографического кризиса выходят страны, в которых характер социально-экономических преобразований отвечал настроениям большинства населения; государственные институты быстрее осуществляли реформы; алкогольная субкультура мало влияла на экономическую, политическую и повседневную жизнь; уровень жизни к началу переходного периода был относительно высоким; были созданы благоприятные условия для иностранных инвестиций.)
Сейчас наиболее низкие показатели смертности характерны не для наиболее развитых стран, а для некоторых среднеразвитых и развивающихся стран (Объединенные Арабские Эмираты — 2%о, Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Кувейт — 3%о, Бахрейн — 4%о, Мексика — 5%о, Турция — 6%о). Чем бы вы объяснили сложившуюся ситуацию, учитывая то, что уровень жизни, медицинское обслуживание и возможности восстановить свои моральные и физические силы значительно выше в развитых странах?
(В наше время в некоторых среднеразвитых и развивающихся странах улучшаются условия жизни, развивается медицина, а возраст населения молодой.)’
Наиболее сложная демографическая ситуация среди развитых стран сейчас существует в католических Италии и Испании. Хотя совсем недавно здесь были распространены большие семьи, и к тому же для католических? стран очень важным является традиционный институт семьи.
(В католических странах намного меньшая доля детей, родившихся не в браке) что характерно для многих стран Западной Европы (это снижает показатели рождаемости); как и в других развитых странах, резко увеличился возраст вступления в брак (как известно, поздние браки приводят к снижению рождаемости), к тому же здесь традиционно крепкие семейные узы и довольно сложная процедура развода, что также заставляет не спешить вступать в брак; в католических странах к родителям существуют высокие требования по уходу за детьми, в том числе в получении ими образования и в профессиональной карьере, что требует значительных финансовых расходов и усилий и заставляет ограничить количество детей в семье.)
В США старение населения происходит не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии. Чем бы вы это объяснили?
(В стране растет число выходцев из Латинской Америки, для которых характерна более высокая рождаемость. Не менее важными являются и другие факторы: американцы более религиозны, чем большинство европейцев, они менее терпимы к абортам и однополым бракам, у них более ревностное отношение к семейным ценностям.)
За счет стран какого типа воспроизводства будет расти численность населения мира в ближайшем будущем? Почему? К каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран мира?
Качество жизни населения – это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.
Основными показателями качества жизни населения являются:
1. Доходы населения.
2. Качество питания.
3. Качество одежды.
4. Комфорт жилища.
5. Качество образования.
6. Качество культуры.
7. Продолжительность жизни.
8. Безопасность и др.
Страны-лидеры по продолжительности жизни: Андорра, Япония, Монако.
Страны-лидеры по уровню грамотности населения: Австралия, Исландия, Канада и другие развитые страны.
Страны-лидеры по показателю ВВП на человека: Лихтенштейн, Катар, Люксембург.
4 этап. Закрепление изученного материала.
1. Как изменялась численность населения Земли на протяжении последних столетий?
2. Чем объясняется быстрый рост численности населения в XX в.?
3. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографическая политика».
Учебник стр. 57-66.
Перечислите первую десятку крупнейших стран по численности населения. Найдите их на карте и обозначьте на контурной карте.
Источник