Динамика ВВП в постсоветских республиках
Тридцать лет Союза нет. Пора подвести некоторые итоги. Известна практическая мудрость, что всё познаётся в сравнении. А что сравнивать? Пойдём по классике и будем считать, что основой является экономика. Поэтому сопоставим экономические показатели постсоветских республик.
Основным экономическим показателем является валовый внутренний продукт, рассчитанный по паритету покупательной способности (ВВП по ППС). Причём не просто абсолютные его значения, а приведенные на душу населения (ВВП по ППС на душу).
Но и этого недостаточно, так как есть инфляция и непонятно как сопоставить сегодняшние данные с данными тридцатилетней давности. Поэтому приведём показатели к относительному виду. А именно, к показателям одной из постсоветских республик. Какую республику взять за основу? Давайте возьмём самую большую, т.е. Россию.
Итак, на момент развала СССР подушевой ВВП по ППС был больше чем в России только в Литве, Латвии и Казахстане. Сегодня мало что поменялось в этом отношении, только к этому списку добавилась и Эстония.
Ниже приводятся графики, составленные на основе данных сайта: EconomicData.ru
Рейтинг республик (подушевой ВВП по ППС) на момент развала (сегодня): 1 (1). Литва, 2 (4). Казахстан, 3 (3). Латвия, 4 (5). Россия, 5 (11). Украина, 6 (2). Эстония, 7 (8). Азербайджан, 8 (7). Туркмения, 9 (6). Белоруссия, 10 (9). Грузия, 11 (13). Молдова, 12 (10). Армения, 13 (15. Таджикистан, 14 (12). Узбекистан. 15 (14). Киргизия.
Для того, чтобы определить какие страны улучшили или ухудшили свои экономические показатели, а какие остались примерно на том же уровне. Положим, что изменение в рейтинге на плюс минус две ступени существенно не изменяет положение.
Тогда получаем, что Литва (0), Казахстан (-2), Латвия (0), Россия (-1), Азербайджан (-1), Туркмения (+1), Грузия (+1), Молдова (-2), Армения (+2), Таджикистан (-2), Узбекистан (+2), Киргизия (+1) — остались при своих.
Улучили своё положение: Эстония (+4) и Белоруссия (+3).
Ухудшила своё положение Украина (-6). Ну, что поделать, доскакалась.
Источник
Рост ВВП по странам экс-СССР в последние 20 лет.
Вот какой прирост валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Всемирного банка (в ценах 2010 года), в 2000–2019 годах показали бывшие республики: Азербайджан — 341%, Туркменистан — 318%, Таджикистан — 305%, Узбекистан — 242%, Армения — 225%, Казахстан — 219%, Грузия — 179%, Молдова — 133%, Беларусь — 126%, Киргизия — 125%, Литва — 112%, Эстония — 96%, Латвия — 94%, Россия — 85%, Украина — 52%.
Решил проверить, тем более, что давно хотел сравнить эффективность Путина с правителями-соседями.
Нашел такой вот сайт (данные того же банка ППС, я так понимаю это соответствует понятию «в ценах», ну и разумеется все в долларах):
svspb.net/danmark/vvp-stran-wb.php
Азербайджан — 443%,
Туркменистан — 360,6%,
Таджикистан — 404,6%,
Узбекистан — 298,0%,
Армения — 413,4%,
Казахстан — 341,4%,
Грузия — 358,2%,
Молдова — 301,1%,
Беларусь — 225,5%,
Киргизия — 287,9%,
Литва — 259,8%,
Эстония — 290,1%,
Латвия — 224,2%,
Россия — 328%,
Украина — 177,6%.
Кто врёт Банк? Первый источник? Второй источник? Или я все же не правильно подобрал числа для сравнения?
Как бы там ни было советую всем хорошенько перепроверять любые числа с которыми вы имеете дело.
ЗЫ А что касается Путина, оцените его эффективность сами, да еще советовал бы учитывать, что в отличие от других стран мы находимся под санкциями, а ВВП не учитывает ВВП Крыма, как не учитывается и то, что у нас значительно больше территория (больше затрат на инфраструктуру), больше затраты на оборону (т.к. кто бы что ни кричал, а НАТО приближается к нашим границам, а организация эта называет нас официально и документально врагом), ну и деньги нам ссужают не так охотно как всем тем борцунам с Россией везде вокруг.
ЗЗЫ Еще к сожалению не изучить сколько от этого роста ВВП перепадает простым людям, разве что зарплаты еще так же посчитать.
Источник
Новое в блогах
Рейтинг роста постсоветских экономик
Ближе всего к определению развитых стран и рыночных экономик среди постсоветских республик приблизились государства Прибалтики
Исходя из основных источников доходов и структуры экономики, бывшие республики Советского Союза выбрали очень разные пути развития.
Эстония
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $26 555
По показателю ВВП на душу населения Эстония лидировала среди членов СССР еще до его распада. Устойчивый рост она возобновила с середины 1990-х благодаря реформам, направленным на поддержку бизнеса. В 2000-2007 годах ВВП Эстонии увеличивался в среднем на 8% ежегодно, что делало ее одной из наиболее быстрорастущих экономик Европы.
Тем не менее, Эстония очень серьезно пострадала от мирового кризиса 2008-2009 годов. Всего за два года – с 2007-го – ее реальный ВВП упал на 19%. Хотя в последние два года темпы восстановления экономики этой страны несколько замедлились, МВФ прогнозирует Эстонии стабильный рост на уровне 3,5% с 2016-го. Этому способствует грамотная бюджетная политика правительства: сейчас совокупный долг Эстонии составляет всего 10% от ВВП, а дефицит госбюджета – менее 0,5% ВВП.
Казахстан
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $24 144
Основу национального богатства Казахстана составляют внушительные запасы ископаемых энергоресурсов, а также других минералов и металлов – например, урана, меди и цинка. Подорожание в первой половине 2000-х сырьевых товаров, а также соседство с Китаем – основным их потребителем – позволило экономике страны ежегодно расти на 11-16% (по паритету покупательной способности) в этот период.
Всемирный финансовый кризис лишь однажды опустил этот показатель до 2% в год, после чего динамика реального ВВП вернулась к значениям, примерно в два раза меньше докризисных.
Как и многие энергетические экономики, Казахстан страдает от «голландской болезни» – чрезмерного укрепления национальной валюты из-за растущего экспорта нефти и газа. Страна также имеет слаборазвитую инфраструктуру в сфере гражданской авиации и дорожного сообщения.
Беларусь
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $18 178
С советских времен Беларусь унаследовала относительно развитую индустриальную базу. Однако на сегодня она устарела и стала энергетически неэффективной – рентабельность ее работы напрямую зависит от субсидий на энергоресурсы со стороны России, а также льготных условий доступа на местный рынок.
Двузначные темпы роста Беларуси в предкризисные годы обеспечивались переработкой и экспортом сверхдешевых российских нефтепродуктов. После энергетических конфликтов 2006 и 2010 годов субсидии северо-восточного соседа начали постепенно сокращаться, что вылилось в финансовый кризис 2011 года. Тогда белорусский рубль потерял более 60% стоимости, а Александру Лукашенко пришлось взять международных кредитов на общую сумму свыше $4 млрд и продать «Газпрому» оставшиеся 50% акций «Белтрансгаза».
Дорогое обслуживание международных кредитов, отрицательное сальдо торгового баланса и низкие ЗВР – вот неполный список причин, по которым следует ожидать ухудшения результатов Беларуси в аналогичных рейтингах в будущем. В 2014 году проблемы дополнились рецессией в Украине и России – ее основных контрагентах.
Узбекистан
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $5564
Рост Узбекистана в постсоветское время обеспечивается преимущественно государственными инвестициями и благоприятной экспортной конъюнктурой. Поставки углеводородов – в основном, газа – на внешние рынки генерируют значительную часть валютных поступлений в страну. Еще одна крупная категория экспортеров – поставщики хлопка. Узбекистан – шестой в мире производитель этой культуры, и вокруг нее, по сути, сосредоточено все местное сельское хозяйство.
После распада СССР руководство страны сохранило советскую модель плановой экономики с большим количеством дотаций, а также жестким контролем производства и цен. Свобода предпринимательства в Узбекистане не только существенно не выросла за время независимости, но и продолжает регулярно ограничиваться.
Примечательно, что закрытость узбекской экономики позволила стране почти не заметить влияния всемирного финансового кризиса. В 2008-2009 годах темпы роста ВВП по паритету покупательной способности снизились лишь до 9% с 11%.
Азербайджан
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $17 943
Главным образом из-за Карабахского конфликта с Арменией в 1990-х годах экономика Азербайджана сократилась почти на 60%. Ее активный рост начался в 1999 году с началом устойчивого подорожания нефти и газа. Доля этой страны в мировом ВВП по паритету покупательной способности с момента распада Советского Союза даже выросла на 6% (у других участников рейтинга падение по этому показателю составило 7-76%). Экономика Азербайджана становится также более диверсифицированной: удельный вес постсоветских республик в его внешнеторговом обороте постепенно снижается.
Тем не менее, экспорт энергоресурсов – не единственный, хотя и главный драйвер ее экономики. В последние годы двузначные темпы роста демонстрировали также строительство, банковский сектор и недвижимость.
В чем Азербайджан слабо отличился от большинства бывших соседей по СССР, так это в проведении рыночных реформ. Всеобъемлющая коррупция в государственном и частном секторах, а также структурная неэффективность остаются главными проблемами этой экономики.
Туркменистан
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $14 175
Почти половина трудоспособных жителей страны занята в АПК, ориентированном на производство хлопка и пшеницы. Тем не менее, удельный вес сельского хозяйства в ВВП Туркменистана – всего 7%. Основную же часть доходов страны обеспечивает экспорт нефти и газа.
При диктаторе Сапармурате Ниязове не было и намека на рыночные реформы. «Пожизненный президент» использовал нефтегазовую выручку для поддержки крайне коррумпированной экономики. Частично ему это удавалось – страна быстрее всех постсоветских республик росла от минимума 1990-х годов. Однако необходимо также делать скидку на то, что в 1990 году подушный ВВП Туркменистана был третьим с конца среди членов СССР. Хотя в последнее время наблюдается небольшое послабление госконтроля экономики, уровень ее зарегулированности все еще очень высок.
Большинство макроэкономических показателей в Туркменистане приравнивается к государственной тайне. Даже цифры по ВВП, публикуемые Государственным агентством статистики, не вызывают особого доверия экспертов.
Армения
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $7365
Экономика Армении чрезвычайно чувствительна к мировой конъюнктуре. Закрытие границ с Азербайджаном и Турцией в начале 1990-х частично изолировали страну географически, а узкий ассортимент экспорта и монополизированность рынков приводят к постоянно отрицательному сальдо внешнеторгового баланса. Также Армения значительно зависит от коммерческой и государственной поддержки со стороны России: большинство ключевых объектов инфраструктуры находятся в собственности или под управлением россиян, особенно в ТЭК.
Однако это не мешало ей расти с ежегодными темпами 10% и более в первые годы тысячелетия. Недостаточный экспорт компенсировали переводы трудовых мигрантов, в основном, из России, а также строительный бум, закончившийся с началом кризиса. В 2009 году ВВП страны упал более чем на 14%, а его рост пока далек от докризисных значений.
Латвия
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $23 904
Латвия была одним из лидеров по уровню развития еще в составе СССР. Несмотря на высокую стартовую базу, до 2007 года экономика страны росла впечатляющими темпами.
Всемирный финансовый кризис существенно пошатнул позиции латышей. Долгое время Латвия имела статус банковского офшора на постсоветском пространстве, и рецессия в ней началась с падения второго крупнейшего банка страны – Parex Bank. В 2009-м падение экономики составило 19%.
Большинство экономистов считает, что политика «внутренней девальвации» – удешевления экспорта путем снижения производственных затрат на зарплаты – была ошибкой правительства и сдержала рост в посткризисный период. Не слишком помогли и внушительные объемы международной помощи – около 7,5 млрд евро. Вернуться к докризисным объемам производства Латвии не удалось до сих пор.
Литва
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $26 700
Благодаря успешным рыночным реформам Литве удалось достаточно быстро возобновить экономический рост после обретения независимости. Начав с третьей ступени по уровню развития, сегодня она выбилась в лидеры среди бывших членов СССР.
Как и в Латвии и Эстонии, глобальный кризис серьезно ударил по литовской экономике, упавшей почти на 15% в 2009-м. Последовавший за этим новый виток экономических реформ позволил Литве вернуться к позитивной динамике и стать одной из наиболее быстрорастущих стран в Евросоюзе. Несмотря на то, что в 2012-2013 годах минимальная зарплата литовцев дважды поднималась на 25%, уровень безработицы среди них остается одним из самых высоких в Восточной Европе.
Россия
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $24 764
После вялых рыночных реформ 1990-х Россия осталась частично перестроенной экономикой с высоким уровнем концентрации национального богатства в руках политической элиты. РФ – один из ведущих производителей нефти и природного газа, а также крупный экспортер ряда металлов.
При этом продукция российской промышленности неконкурентна на мировых рынках и ориентирована на внутреннее потребление. Сырьевой характер экономики подтверждается ее зависимостью от стоимости энергоносителей: динамика российского ВВП дублирует ценовые циклы энергорынков.
Среди крупнейших экономик мира Россия больнее всех ощутила последствия глобального экономического кризиса. К 2013 году восстановление от него сменилось стагнацией, а события последнего года еще больше усугубили ситуацию. Двукратное падение нефтяных котировок, девальвация рубля и введение международных санкций грозят превратить застой последних лет в полноценную рецессию.
Грузия
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $7665
Новейшая история Грузии поделилась на «до» и «после» прихода к власти либеральной команды президента Михаила Саакашвили в 2003 году. Из-за череды войн – гражданской, в Абхазии и в Южной Осетии – страна испытала наибольшее сокращение экономики по сравнению с другими экс-членами СССР после его распада.
Главным драйвером стремительного роста Грузии в середине 2000-х были иностранные инвестиции, которые потекли в страну с началом реформ во всех сферах госуправления. Наибольших успехов удалось достичь в борьбе с коррупцией, либерализации налогового и регуляторного законодательства. Темп развития нарушил не только кризис, но и вооруженный конфликт с Россией в 2008 году. После него ежегодные объемы ПИИ снизились вдвое.
В 2012-2013 годах власть в Грузии полностью сменилась. Новый президент Георгий Маргвелашвили вместе со своей партией «Грузинская мечта» во многом продолжает либеральную политику предшественников, делая больший акцент в сторону соцрасходов. По оценкам МВФ, в ближайшие годы рост грузинского ВВП будет стабильным – на уровне 5% в год.
Молдова
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $4830
Разрыв производственно-сбытовых цепочек в промышленности после распада СССР тяжело сказался на экономике Молдовы. К тому же после 1992 года значительная часть ее индустриального потенциала осталась под контролем непризнанной республики Приднестровье. С того времени развитие страны основывается на денежных переводах примерно миллиона молдаван, работающих в Европе, России и других постсоветских республиках. Ежегодные объемы их трансферов формируют до четверти ВВП Молдовы.
Поддержка сепаратистов в Приднестровье – не последняя палка в молдавское колесо со стороны России. Факторами, сдерживающими рост экономики Молдовы, считаются также высокая цена на российский газ ($311 за 1000 кубометров в первом квартале 2015 года) и запрет на поставки местных вин в Россию. Несмотря на евроинтеграционные процессы, активизировавшиеся в Молдове в последние годы, она до сих пор остается одной из самых бедных стан Европы.
Украина
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $8240
Украина была самым важным, после России, компонентом советской экономики. На нее приходилось четверть производства сельхозпродукции СССР, а украинская промышленность обеспечивала другие советские республики сырьем и множеством позиций уникального оборудования.
Однако зависимость была и обратной: после падения коммунистического режима и потери крупных госзаказов страна потеряла более 60% ВВП, возобновив рост лишь в 2000 году. Однако уровень 1991 года не достигнут до сих пор.
В годы независимости главным сдерживающим фактором экономического развития стало низкое качество и коррумпированность госуправления. Постоянное уклонение властей от структурных реформ и зависимость от российских энергоносителей сделали Украину чрезвычайно чувствительной к внешнеэкономическим шокам.
В 2009-м ее экономика просела на 15%, что во время кризиса стало одним из самых масштабных в мире падений. И без того вялое восстановление от него сменилось рецессией в 2014 году.
Киргизстан
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $3385
В экономическом плане для Киргизстана – одной из самых бедных республик СССР – ничего принципиально не поменялось. В 1998 году она первой из постсоветских стран вступила в ВТО, однако рост ВВП в ее новейшей истории обеспечивается экспортом золота (преимущественно из Кумторского месторождения) и денежными переводами трудовых мигрантов из России. Хотя в структуре производства доминирует агросектор, объемы поставок сельхозпродукции за рубеж очень низкие.
Из-за череды политических кризисов динамика роста в период независимости была скачкообразной: сокращение экономики на 5% и более наблюдалось не только во время всемирного кризиса, но также в 2002, 2005 и 2012 годах. Кульминацией этих событий стало свержение президента Курманбека Бакиева в 2010-м. Рыночных реформ, которые начал проводить новый глава Киргизии Алмазбек Атамбаев, пока недостаточно для устойчивого роста экономики.
Таджикистан
ВВП по ППС на душу населения, 2014: $2677
И так слабо развитая инфраструктура Таджикистана серьезно пострадала во время гражданской войны 1992-1997 годов, что привело к резкому падению производства в промышленности и сельском хозяйстве. К концу конфликта подушный ВВП был настолько низким, что даже после 17 лет роста со средними темпами 7-8% в год страна остается аутсайдером по этому показателю среди экс-республик СССР.
Более миллиона таджиков покинули страну в поисках работы – в основном они работают в России. Их денежные переводы составляют почти половину ВВП родной страны. Коррупция, низкое качество госуправления, сезонные дефициты электроэнергии – неполный список проблем таджикской экономики. Последнюю из вышеперечисленных государство пытается решить строительством ряда гидроэлектростанций.
Источник