- Общая характеристика развития государств постсоветского пространства после распада СССР.
- Постсоветское пространство
- Содержание
- Население и языковая ситуация
- Государства и географические регионы
- Основная статистика
- Текущие лидеры
- Главы государств
- Главы правительств
- Исторические связи
- СНГ и Прибалтика
- Частично признанные и непризнанные государства и спорные территории
- Новый Союз
- Союзное государство
- Евразийский союз
- Региональные организации
- Содружество Независимых Государств
- Организация Договора о Коллективной Безопасности
- Евразийское Экономическое Сообщество
- Шанхайская Организация Сотрудничества
- Содружество Демократического Выбора
- Другое мнение
- Экономика
- Прогресс в развитии
- Войны и конфликты
- Сепаратистские конфликты
- Гражданские войны
- Государственные перевороты
- Революции
- Цветные революции
- Политические кризисы
- Примечания
- Ссылки
Общая характеристика развития государств постсоветского пространства после распада СССР.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Курский государственный медицинский университет»
Медико-фармацевтический колледж
Лекция
Общие тенденции и специфика развития стран
Ближнего зарубежья в 1990-х – 2000-х гг.
Общая характеристика развития государств постсоветского пространства после распада СССР.
К скоротечному развалу СССР бывшие республики были совершенно не готовы, что убедительно подтвердили последующие этапы трансформации большинства постсоветских государств (за исключением прибалтийских):
· за пятнадцать лет независимого существования постсоветские государства не смогли достигнуть советского уровня ВВП,
· в большинстве из них политическое управление до сих пор осуществляется в той или иной мере авторитарными методами, поддерживаемыми большинством населения и сдерживаемыми преимущественно международным давлением.
На первом этапе трансформаций украинское общество институционально ничем существенно не отличалось от российского или белорусского, общими были в тот период и характеристики массового сознания, и социально-классовая структура, и уровень жизни населения.
Трудно назвать хотя бы один социальный институт, который не был бы полностью или частично разрушен в результате постсоветских преобразований. Принципиальные изменения не коснулись разве что института семьи. Разрушение старых социальных институтов осуществлялось законодательным путем. 1) Каким бы экономически неэффективным ни был процесс приватизации государственной собственности в первые годы его осуществления, он основывался на легальном базисе, исключающем возможность государственной монополии на собственность в сфере производства и торговли. 2) Как бы близок по духу ни был институт исполнительной власти в постсоветских государствах к советской партийной монополии, его законодательно определенные полномочия и сам способ функционирования (на основе демократических выборов) принципиально отличаются от института однопартийной власти.
В этот период практически одномоментно возникают и приобретают легальность новые основополагающие социальные институты:
· президентская вертикаль власти,
· многопартийная система без доминирующей роли запрещенной КПСС,
· частная собственность и крупный бизнес,
· деидеологизированные силовые структуры.
Фактически создается совершенно новая институциональная инфраструктура, которая в тот период пользуется преобладающей поддержкой населения. Легитимный статус приобрела система учреждений, которые по сути своей не были способны осуществлять функции, необходимые для подкрепления декларативно принятых норм и ценностей демократического общества:
· властная элита не готова была к диалогу с оппозицией и общественностью,
· судебная власть оставалась зависимой от исполнительной,
· предприниматели ощущали себя обладателями не “священной”, а украденной у государства собственности,
· наука, культура, образование продолжали свое существование как “остаточный сектор” государственной экономики.
И массовое сознание, декларативно поддерживавшее рыночную экономику, политическую демократию и правовое государство, сохраняло в полном объеме патерналистские стереотипы, психологию зависимости от государства и беспомощности перед его произволом.
Наиболее ярким примером развития бывших советских республик является Украина. В системе координат “закрытое — открытое общество” Украина занимала весьма своеобразную позицию “полуоткрытого общества” с значительным продвижением к открытости по линии политических свобод и крайне незначительным — в экономической сфере. “Украинская модель” первого этапа посткоммунистической трансформации общества, при всей ее экономической неэффективности, оказалась состоятельной в одном — способности сохранить в стране мир и избежать открытой внутренней агрессии и кровопролития. Именно в этом первый Президент Украины Л. Кравчук видел определенный успех своей внутренней политики, который свидетельствовал в пользу избранной властями “консервативно-охранительной” стратегии развития государства и общества в условиях общих для всех посткоммунистических стран социально-экономических потрясений. Действительно, с точки зрения внутриполитической стабильности, Украина оказалась одной из немногих бывших советских республик, которым удалось избежать непримиримой конфронтации различных политических сил и кровопролитных конфликтов.
Хотя власти Украины постоянно подчеркивали свою приверженность западной идеологии и свое стремление к интеграции с Западом, образовавшееся “государство-кентавр” (с головой, направленной на Запад, но не способное реально двигаться в вожделенном направлении из-за упирающегося “социалистическими копытами” базиса) являло собой “переходный социум”, чей статус становился все более неопределенным с точки зрения демократической и рыночной перспективы. Под воздействием разнонаправленных импульсов политического и экономического развития “общественный организм” эволюционировал в направлении, противоположном первоначальным декларированным ожиданиям, когда на фоне массового разочарования в чудодейственности демократических деклараций усилилась ностальгия по утраченному “социальному порядку”.
· Ориентация на рыночные механизмы регуляции экономики
· Массовая поддержка государственной независимости
· Коммунистическая партия утрачивает массовую поддержку
· Ответственность за кризис возлагается на коммунистический режим
Гг.
· Ориентация на государственную поддержку производственного сектора
· Преобладающая поддержка реинтеграции с СССР
· Коммунистическая партия — главная оппозиционная сила и претендент на власть
· Ответственность возлагается на демократически избранную власть
Процесс становления такого рода институциональной системы был сопряжен с заметным ухудшением экономической ситуации в стране — падением ВВП, ростом безработицы, снижением уровня жизни населения, на фоне которого происходило нарастание пессимистических настроений, неудовлетворенности жизнью, неуверенности в будущем и недоверия к властным структурам. Но, тем не менее, сохранялась определенная социальная стабильность, позволившая властным структурам осуществить ряд важных для последующего преодоления социально-экономического кризиса политических и экономических реформ: была принята Конституция, осуществлены денежная реформа и массовая приватизация, в результате чего уже в 1998 году большинство предприятий перешли в частную собственность. Во многом благодаря этому ко второму сроку президентства Л. Кучмы была создана база для начала экономического подъема, в котором был реально заинтересован бизнес-класс, первоначально взращенный главным образом на псевдо- и внерыночных операциях – трастовых и валютных аферах, бартере и поиске ренты, основанном на дотациях из государственного бюджета и присвоении права на приоритетное использование природных ресурсов. Парадокс десятилетнего правления Л. Кучмы заключался в том, что экономически провальный период с 1994 года по 1999 год характеризовался политической стабильностью, тогда как вполне успешный с экономической точки зрения второй президентский срок сопровождался бурными политическими волнениями и бесславно закончился на невиданных до этого в посткоммунистическом мире 12% роста ВВП. К 2004 году, когда наблюдался существенный рост уровня жизни и социального самочувствия большинства населения, многие граждане Украины проявили повышенный интерес к политическим коллизиям, связанным с окончанием “эпохи Кучмы” и необходимостью выбора его преемника.
Источник
Постсоветское пространство
Постсоветское пространство, также известное как страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР) — все независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время и после его распада в 1991 году.
Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.
Содержание
Население и языковая ситуация
Население постсоветского пространства составляет более 293 миллионов человек по данным на первое полугодие 2015 года. Большинство жителей сравнительно хорошо говорит на русском языке, являясь билингвами. Во всех постсоветских государствах после распада СССР говорят преимущественно на национальных языках. Исключение составляет Белоруссия: на русском языке говорит подавляющее большинство населения, в результате чего русский язык был признан государственным, наравне с национальным. Кроме Белоруссии русский язык наравне с национальным языком функционирует также в Казахстане и Киргизии. Велика доля русскоязычных на Украине и в Молдавии. На постсоветском пространстве на первом месте по численности говорящих стоят славянские языки (русский, украинский, белорусский), на втором — тюркские языки (азербайджанский, казахский, киргизский, каракалпакский, узбекский, туркменский, татарский, башкирский и др.).
Конфессиональный состав: христиане, мусульмане, буддисты и другие.
Государства и географические регионы
Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе, основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.
- Россия
Россия (в свою очередь состоит из нескольких географических регионов: Восточная Европа, Северная Азия и Центральная Азия)
- Прибалтика (Северная Европа): Латвия
Латвия , Литва
Литва и Эстония
Эстония ;
- Восточная Европа: Белоруссия
Белоруссия , Молдавия
Молдавия и Украина
Украина ;
- Закавказье (Передняя Азия): Азербайджан
Азербайджан , Армения
Армения и Грузия
Грузия ;
- Центральная Азия: Казахстан
Казахстан , Киргизия
Киргизия , Таджикистан
Таджикистан , Туркмения
Туркмения и Узбекистан
Узбекистан .
Основная статистика
Страна | Герб | Флаг | Столица | Дата независимости [1] | Территория (км²) | Население | Плотность населения (чел./км²) | Дата | Источник популяции |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Российская Федерация (Россия) [2] | Москва | 26 декабря 1991 года [3] | 17,125,191 | 146,877,088 | 8.56 | 2018 | Официальная оценка | ||
Украина | Киев | 24 августа 1991 года | 603,549 | 42,248,598 | 73.92 | 2017 | Месячная официальная оценка | ||
Республика Беларусь (Белоруссия) | Минск | 26 декабря 1991 года | 207,600 | 9,765,469 | 46 | 1 июля 2014 года | Квартальная официальная оценка | ||
Республика Узбекистан (Узбекистан) | Ташкент | 31 августа 1991 года | 444,103 | 32,653,900 | 73 | 1 января 2018 года | Официальная оценка | ||
Республика Казахстан (Казахстан) | Астана | 16 декабря 1991 года | 2,724,900 | 18,050,488 | 6.49 | 2017 | Месячная официальная оценка | ||
Грузия | Тбилиси (административный центр) Кутаиси (законодательные органы) | 9 апреля 1991 года | 69,700 | 4,490,500 | 64 | 1 января 2014 года | Официальная оценка | ||
Азербайджанская Республика (Азербайджан) | Баку | 30 августа 1991 года | 86,600 | 9,477,100 | 109 | 31 декабря 2013 года | Официальная оценка | ||
Литовская Республика (Литва) | Вильнюс | 16 февраля 1918 года (от Советской России) 11 марта 1990 года (от СССР) | 65,300 | 2,944,459 | 45 | 1 января 2014 года | Месячная официальная оценка | ||
Республика Молдова (Молдавия) | Кишинёв | 27 августа 1991 года | 33,843 | 3,559,500 | 105 | 1 января 2012 года | Официальная оценка | ||
Латвийская Республика (Латвия) | Рига | 18 ноября 1918 года (от Советской России) 4 мая 1990 года (от СССР) | 64,562 | 2,005,200 | 31 | 1 января 2014 года | Месячная официальная оценка | ||
Кыргызская Республика (Киргизия) | Бишкек | 31 августа 1991 года | 199,945 | 5,895,100 | 29.5 | 2015 | Официальная оценка | ||
Республика Таджикистан (Таджикистан) | Душанбе | 9 сентября 1991 года | 143,100 | 8,160,000 | 57 | 1 января 2014 года | Официальная оценка | ||
Республика Армения (Армения) | Ереван | 21 сентября 1991 года | 29,743 | 3,024,100 | 102 | 2012 | Официальная оценка | ||
Туркмения | Ашхабад | 27 октября 1991 года | 491,210 | 5,240,000 | 10.7 | 1 июля 2013 года | Оценка ООН | ||
Эстонская Республика (Эстония) | Таллин | 24 февраля 1918 года (от Советской России) 8 мая 1990 года (от СССР) | 45,339 | 1,313,271 | 29 | 1 января 2015 года | Официальная оценка | ||
Бывший СССР | Москва | 26 декабря 1991 года | 22,307,815 | 292,610,734 | 13.1 | Разные даты | Разные источники |
Территория включает сушу и воду.
Текущие лидеры
Главы государств
Главы правительств
Исторические связи
Россия исторически связана с восточнославянскими народами. Её корни восходят к общему протогосударству (Киевская Русь). Впоследствии территории Красной, Малой и Белой Руси входили в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии и Польши.
Центральная Азия и Закавказье были присоединены к Российской империи только в XVIII и XIX веках.
Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье — Великим княжеством Литовским) были под властью Тевтонского ордена, Дании, Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке, и стали независимыми государствами после Первой мировой войны.
По официальной позиции СССР, подтверждённой МИД России, вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году в состав СССР соответствовало всем нормам международного права по состоянию на 1940 год. Признав целостности границ СССР на июнь 1941 года де-факто на Ялтинской и Потсдамской конференциях, ряд западных государств вместе с тем отказывались признать этот факт де-юре вплоть до 1975 года, когда участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки, подписав Заключительный акт Совещания, признали нерушимость европейских границ в целом, и тем самым легитимность границ СССР на 1975 год [5] .
СНГ и Прибалтика
СНГ и Прибалтика [6] (СНГ и Балтия) — название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991—1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).
До 2009 года территориально понятие «СНГ и Прибалтика» было тождественно понятию «постсоветское пространство». В 2009 году Грузия, а в 2018 Украина вышли из состава СНГ.
Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) — региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.
Частично признанные и непризнанные государства и спорные территории
Кроме 15 государств образованных из соответствующих союзных республик на постсоветском пространстве есть Приднестровская молдавская республика, Нагорно-Карабахская республика, Абхазия, Северная Осетия, ЛНР и ДНР. ЛНР И ДНР Украиной рассматриваются как сепаратистские образования на территории Украины. Грузия считает Абхазию и Северную Осетию территорией Грузии.
Крымский полуостров Украина рассматривает как временно оккупированную Россией территорию. Россия заявляет о том что Крым получил независимость в результате референдума и затем добровольно присоединился к РФ. Азербайджан считает Нагорный Карабах и прилегающие территории оккупированными Арменией. Молдавия считает ПМР территорией Молдавии.
Новый Союз
Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.
Союзное государство
Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.
Конфедеративное Союзное государство было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко. Но по сути Россия и Беларусь не объединились в конфедерацию, СГРБ хоть и продолжает существовать, но не имеет фактической реализации.
Евразийский союз
В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 29 марта 1994 года организовать Евразийский союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).
В 2011 году Владимир Путин вернулся к идее Евразийского союза на базе России, Белоруссии и Казахстана [7] .
Региональные организации
После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.
Три прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).
Далее упоминаются международные организации, которые полностью или по большей части состоят из постсоветских государств.
Содружество Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии [8] , перестала быть членом СНГ 18 августа 2009.
В 1994 году страны СНГ договорились создать зону свободной торговли, но соглашения не были подписаны. 19 октября 2011 года Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина подписали соглашение о свободной торговле. Узбекистан присоединился к зоне свободной торговли в 2013 году.
Организация Договора о Коллективной Безопасности
В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Узбекистан приостановил членство в ОДКБ 19 декабря 2012 года.
Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.
В «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.
Евразийское Экономическое Сообщество
Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) (2001 — 2014) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Армения, Молдавия, Украина имели статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже президент Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005 [9] , когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.
В октябре 2008 года Узбекистан заявил о том, что приостанавливает членство в ЕврАзЭС из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения. 12 ноября 2008 года ЕврАзЭС официально подтвердил факт приостановления Узбекистаном членства в этой организации.
Евразийский экономический союз создан на основе таможенного союза и объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Армению.
Шанхайская Организация Сотрудничества
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) состоит из Индии, Китая, Пакистана, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка, и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.
Содружество Демократического Выбора
2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали действующие на тот момент президент Украины Виктор Ющенко и президент Грузии Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ». По состоянию на 01.01.2018 года не работает. Прекратил свою работу в 2010.
Другое мнение
По мнению министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, понятие постоветского пространства устарело [10] :
По-моему, русские хотят использовать концепцию, так называемого «постсоветского пространства», не понимая, что граничащие с Россией бывшие республики СССР — это независимые страны с суверенными границами.
Я считаю это неприемлемым. Украина, Грузия и другие — это не «постсоветское пространство». Это — независимые суверенные страны, обладающие собственным правом территориальной целостности.
Экономика
После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. В 1994 г. инфляция достигла 400 % на Украине и 1258 % в Казахстане. В то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1 %). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. В 2004 г. только прибалтийские государства, Армения, Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. В России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП.
Изменения в валовом внутреннем продукте (ВВП) в постоянных ценах, 1991-2015 [11]
Страна | 1991* | 1996 | 2001 | 2006 | 2011 | 2015 | Оборот на год** |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Восточно-европейские страны | |||||||
Россия | 100 | 63.1 | 74.5 | 103.3 | 118.3 | 119.8 | 1997 |
Украина | 100 | 47.2 | 51.8 | 73.7 | 75.9 | 63.4 | 2000 |
Белоруссия | 100 | 67.9 | 94.0 | 141.5 | 192.5 | 193.9 | 1996 |
Молдавия | 100 | 45.2 | 45.0 | 62.5 | 74.5 | 83.2 | 1997 |
Прибалтийские республики | |||||||
Эстония | 100 | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Латвия | 100 | 67.8 | 92.9 | 143.1 | 130.1 | 145.8 | 1993 |
Литва | 100 | 64.6 | 81.5 | 119.8 | 123.9 | 139.6 | 1995 |
Центральная Азия | |||||||
Казахстан | 100 | 69.3 | 88.5 | 141.4 | 185.7 | 219.0 | 1996 |
Киргизия | 100 | 58.9 | 76.1 | 89.6 | 114.4 | 133.9 | 1996 |
Таджикистан | 100 | 34.1 | 45.2 | 56.0 | 98.1 | 124.5 | 1997 |
Туркмения | 100 | 68.4 | 107.7 | 215.5 | 351.8 | 515.5 | 1998 |
Узбекистан | 100 | 82.9 | 102.6 | 137.5 | 208.4 | 281.2 | 1996 |
Закавказье | |||||||
Армения | 100 | 63.3 | 84.2 | 154.7 | 172.5 | 202.6 | 1994 |
Азербайджан | 100 | 42.7 | 65.2 | 150.2 | 241.1 | 276.5 | 1996 |
Грузия | 100 | 39.8 | 49.8 | 74.1 | 93.2 | 109.3 | 1995 |
*Экономика большинства советских республик начала сокращаться в 1989-1990 годах, поэтому показатели за 1991 год не соответствуют дореформенным максимумам.
**Год, когда снижение ВВП переключилось на рост ВВП.
Прогресс в развитии
Постсоветские государства перечислены в соответствии с ИЧР (2017).
Очень высокий ИРЧП:
- Эстония
Эстония : 0.865
- Литва
Литва : 0.848
- Латвия
Латвия : 0.830
- Россия
Россия : 0.804
- Белоруссия
Белоруссия : 0.796
- Казахстан
Казахстан : 0.794
- Грузия
Грузия : 0.769
- Азербайджан
Азербайджан : 0.759
- Армения
Армения : 0.743
- Украина
Украина : 0.743
- Узбекистан
Узбекистан : 0.701
- Молдавия
Молдавия : 0.699
- Туркмения
Туркмения : 0.691
- Киргизия
Киргизия : 0.664
- Таджикистан
Таджикистан : 0.627
Войны и конфликты
За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить [12] .
Сепаратистские конфликты
Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.
Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:
После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня вернулась под власть федерального правительства.
Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.
Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Сирия и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные [ источник не указан 417 дней ] . Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил [ источник не указан 417 дней ] , так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 году эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).
Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика 24 мая 2014 года подписали договор о создании Новороссии. 18 мая 2015 года союз прекратил своё существование.
Гражданские войны
Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.
- Гражданская война в Грузии (1991—1993), между силами Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе. Война закончилась после того, как российские войска поддержали правительство Шеварднадзе в обмен на вступление Грузии в СНГ [источник не указан 417 дней] .
- Гражданская война в Таджикистане (1992—1997).
Государственные перевороты
- Государственный переворот в Грузии (1991—1992) — вооружённый мятеж отрядов Мхедриони и Национальной гвардии, завершившийся изгнанием Президента Гамсахурдиа за пределы страны.
- Государственный переворот в Азербайджане (1993) — вооружённый мятеж под командованием Сурета Гусейнова, завершившийся отставкой Президента Эльчибея.
- Разгон Верховного Совета России (1993) — вследствие конфликта между Президентом Российской ФедерацииБорисом Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации.
- Провалившийся государственный переворот в Азербайджане (1995) — вооружённый мятеж под командованием Ровшана Джавадова, завершившийся разгромом ОПОН.
- Провалившийся государственный переворот в Армении (1999) — террористы, осуществившие захват заложников, утверждали, что осуществляют государственный переворот.
Революции
- Революция в Киргизии и последовавшие за ней массовые беспорядки на юге страны (2010) — отстранение от власти Курманбека Бакиева.
Цветные революции
В четырёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции, которые привели к власти оппозицию:
В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:
Политические кризисы
- Конституционный кризис в России (1992—1993) — конфликт между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент РоссииБ. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр МосквыЮрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Причиной конфликта стали различия в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Результатом кризиса стал государственный переворот, в результате которого Съезд народных депутатов и Верховный Совет были распущены, а Советов народных депутатов ликвидирован — Россия стала президентской республикой.
- Конституционный кризис в Чечне (1992—1993) — конфликт между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент ЧРИ и Кабинет министров ЧРИ; с другой стороны — Парламент ЧРИ, Конституционный суд ЧРИ и Грозненское городское собрание. В результате в республике вводится прямое президентское правление, комендантский час, а Парламент, Конституционный Суд и Грозненское городское собрание были распущены.
- Межвоенный кризис в Чечне (1997—1999) — конфликт между светскими националистами и ваххабитами в Чеченской Республике Ичкерия. Причиной кризиса стала активизация ваххабитов в соседнем Дагестане, расколовшая правительство ЧРИ на светских националистов, которые хотели проводить политику невмешательства, и радикальных исламистов, которые выступали за оказание помощи «братьям по вере». Результатом конфликта стало вторжение чеченских исламистов в Дагестан.
- Аджарский кризис (2004) — конфликт между центральной властью и властью Автономной Республики Аджария в Грузии. Причиной кризиса стала фактическая узурпация власти в Автономной Республике Аджария Асланом Абашидзе и нестабильная ситуация в Грузии после ряда войн, а также непосредственно «Революции роз». Результатом кризиса стало полное подчинение автономной республики столичным властям.
- Политический кризис на Украине 2006 года — конфликт между исполнительной (Президент, Премьер-министр, кабинет министров) и законодательной властью (Верховная Рада). Результатом стало постановление Верховной Рады об отставке правительства. Правительство тем не менее так и продолжило работу, а постановление Верховной Рады об отставке правительства было отменено уже новым составом украинского парламента.
- Политический кризис на Украине 2007 года — конфликт между Премьер-министром Виктором Януковичем и Президентом Виктором Ющенко. Причиной кризиса стало стремление Премьер-министра Януковича расширить свои властные полномочия и ограничить власть Президента Ющенко. Результатом стал роспуск парламента Президентом и перевыборы парламента, в результате которых Премьер-министром стала Юлия Тимошенко.
- Политический кризис на Украине (2013—2014), связанный с массовыми протестами и с отстранением от власти Виктора Януковича.
- Крымский кризис. Конфликт в Крыму с пришедшим к власти в 2014 году новым правительством на Украине. Результатом кризиса стало провозглашение независимой Республики Крым и присоединение её к России.
- Политический кризис в Абхазии (2014) — конфликт между Президентом и Национальным Собранием, результатом которого стал роспуск Правительства и отставка Президента.
Примечания
- ↑ Для России и Белоруссии, официально не объявлявших о своей независимости от СССР, указана дата окончательного распада СССР.
- ↑ Включая Крым и Севастополь.
- ↑ Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза в результате распада СССР
- ↑ 12 Имеет как президентскую, так и исполнительную власть, поскольку прежняя роль Премьер-министра Туркмении была отменена.
- ↑МИД России: Запад признавал Прибалтику частью СССР
- ↑ Ср.: Карта железных дорог СНГ и Прибалтики. Архивировано 4 января 2013 года. , Телефонные коды городов СНГ и Прибалтики, Законодательство о СМИ в странах СНГ и Прибалтики и пр.
- ↑Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
- ↑Грузия уходит из СНГ
- ↑Working group discusses Uzbekistan’s accession to EurAsEC
- ↑Лондон: постсоветского пространства больше нет
- ↑GDP growth (annual %). worldbank.org. Проверено 2 декабря 2015.
- ↑Владимир Крючков: «Я был только председатель КГБ»
- ↑Дарья Юрьева.Шутки в сторону. Будущий глава Армении Серж Саркисян дал эксклюзивное интервью «РГ» // Российская газета — Федеральный выпуск, № 4607, 07.03.2008.
- ↑Президент Молдовы: В Кишиневе пытались устроить цветную революцию
Ссылки
- Подборка статей и книг о конфликтах в республиках бывшего СССР в библиотеке научно-просветительского журнала «Скепсис»
- Паспорта стран постсоветского пространства
- Богатые и бедные. страны экс-СССР через призму статистикиDELFI 2016
- Постсовет.RU — информационно-аналитический онлайн-ресурс, сочетающий форматы Интернет-газеты и социальной сети. Основная задача проекта — объективно и всесторонне освещать политические, экономические и социокультурные процессы, происходящие на постсоветском пространстве.
- НОЦ СНГ и Балтии СГУ — онлайн-портал Научно-образовательного Центра Сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Содержит новости постсоветского пространства, статьи, экспертные комментарии по наиболее актуальным вопросам, материалы интернет-конференций и аналитические доклады. Дополнительный адрес сайта
- Зиверт Ш., Захаров С., Клингхольц Р.После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризисаДемоскоп № 475—476
- Азербайджан
Азербайджан
- Армения
Армения
- Белоруссия
Белоруссия
- Грузия
Грузия
- Казахстан
Казахстан
- Киргизия
Киргизия
- Латвия
Латвия
- Литва
Литва
- Молдавия
Молдавия
- Россия
Россия
- Таджикистан
Таджикистан
- Туркмения
Туркмения
- Узбекистан
Узбекистан
- Украина
Украина
- Эстония
Эстония
- Республика Абхазия
Республика Абхазия ¹
- Южная Осетия
Южная Осетия ¹
- Приднестровская Молдавская Республика
Приднестровская Молдавская Республика
- НКР
НКР
- ДНР
ДНР
- ЛНР
ЛНР
- Республика Гагаузия
Республика Гагаузия ²
- Чеченская Республика Ичкерия
Чеченская Республика Ичкерия ³
- Республика Крым
Республика Крым
- Перестройка
- Падение просоветских режимов в Восточной Европе
- Объединение Германии
Массовые беспорядки внутри СССР Беспорядки в Алма-АтеКарабахский конфликтПогром в СумгаитеМитинг-реквием «Деды»Приднестровский конфликтБеспорядки в ТбилисиБеспорядки в Новом УзенеБеспорядки в СухумиПоход на ЦхинвалиФерганские событияОшская резняПогром в БакуЧёрный январьБеспорядки в ДушанбеПоход на ГагаузиюСобытия в ВильнюсеБеспорядки в РигеНападение на таможенный пункт под Мядининкаем
- «Поющая революция» в Прибалтике(1987—1991)
Восстановление независимости прибалтийских республик ЛитваЛатвияЭстония Декларации о суверенитете республик Эстония(16.11.1988)РСФСР(12.06.1990)Украина(16.07.1990)Беларусь(27.07.1990)Казахстан(25.10.1990) Декларации и акты о независимости республик Литва(11.03.1990)Латвия(04.05.1990)Армения(23.08.1990)Грузия(09.04.1991)Украина(24.08.1991)Молдова(27.08.1991)Азербайджан(30.08.1991)Киргизия(31.08.1991) Референдумы и опросы о независимости республик Литва(09.02.1991)Латвия(03.03.1991)Эстония(03.03.1991)Грузия(31.03.1991)Армения(21.09.1991)Туркмения(26.10.1991)Украина(01.12.1991)Азербайджан(29.12.1991)¹ Узбекистан(29.12.1991)¹
- Референдум о введении поста Президента РСФСР(17.03.1991)
- Выборы Президента РСФСР(12.06.1991)
и движения
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Источник