Потребительский комплекс страны это

Глава 18 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Потребительский комплекс национальной экономики представ­ляет собой сегмент хозяйственного комплекса страны, объединяю­щий производства, нацеленные на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества. Этот комплекс является одним из важнейших звеньев в хозяйственной системе страны, функциональ­ное назначение которого — обеспечение материальными благами и услугами жизненного процесса людей в его постоянном течении и возобновлении.

Спектр потребностей населения чрезвычайно разнообразен, и его структура подвижна. При сохранении устойчивого ядра потребно­стей в основной продукции жизнеобеспечения (пища, одежда, жилье, медикаменты) на их состав и структуру потребительского спроса оказывают влияние многие факторы — уровень экономиче­ского развития страны и благосостояния ее граждан, культурные традиции и природно-климатические условия.

Важнейшей целью социально-экономического развития страны является обеспечение достойных стандартов жизни современного и будущих поколений, а ключевой целью развития ее потребитель­ского комплекса — всестороннее обеспечение качественными това­рами и услугами материальных и духовных потребностей граждан.

Границы национального потребительского комплекса в связи с его разносторонней деятельностью весьма широки, в них включают­ся предприятия, относимые к различным институциональным сек­торам экономики, и производства, относящиеся к различным сфе­рам экономической деятельности.

В рамках каждого институционального сектора осуществляется деятельность, нацеленная на удоалетворение индивидуальных по­требностей и спроса населения. И в «институциональные» границы потребительского комплекса экономики в той или иной мере могут быть включены предприятия всех институциональных секторов эко­номики.

В составе потребительского комплекса можно выделить два круп­ных производственных блока:

* материально-вещественный блок видов деятельности, включа­ющий деятельность по производству материально-веществен­ных видов продукции для конечного потребления населения (например, продовольственные и непродовольственные товары народного потребления) и его накопления (жилье, ценности из драгоценных металлов и камней);

блок услуг, объединяющий виды деятельности, связанные с про­изводством услуг потребительского характера.

Читайте также:  Смешанная республика это примеры стран

Ключевые позиции в обеспечении нужд конечного потребления населения принадлежат предприятиям, производящим продукцию жизнеобеспечения — продукты питания, одежду и обувь. Значимое место в структуре спроса населения занимает продукция машино­строения и бытовой химии.

Основные показатели работы ключевых структурных элементов материально-вещественного блока потребительского комгьгекса пред­ставлены в табл. 18.1-18.4.

В блок услуг потребительского комплекса в первую очередь вклю­чаются виды деятельности, обеспечивающие физическое здоровье и чуховное развитие населения, обслуживание различного рода бьгго- кь[х, жилищно-коммунальных, транспортно-коммуникационных потребностей населения, атакже процесс товарообмена на потреби- к льском рынке. В спектре потребительских услуг возрастающую роль играют услуги финансового характера, туристические, риэлтор- 1 кие.

Важной особенностью сферы услуг потребительского комплекса аиляется наличие в ней услуг двух типов — услуги рыночного харак- к’ра и нерыночные услуги.

Услугами рыночного характера являются услуги, стоимость кото- пи х оплачивается непосредственно их конечными потребителями (населением) по рыночным ценам. Их производят предприятия сфе­ры услуг, работающие на коммерческой основе — например, платные

иклиники, частные образовательные учреждения, предприятия

и» I бытовому обслуживанию населения и т.д. Эти услуги производят- ч и основном двумя институциональными секторами «нефинансо- «Мс корпорации» и «финансовые корпорации». Также определенная I II 11, этих услуг производится сектором «домашние хозяйства» (част- ЧИС репетиторство, частный извозидр.).

Услугами нерыночного характера являются услуги, оплачиваемые » I бюджетных или спонсорских средств и передаваемые населению

и конечному потребителю бесплатно или по экономически незна­чимым (т.е. ниже издержек по их производству) ценам. Основным нерыночных услуг яаляется институциональный сек-

Таблица 18.1 Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака»

Число действующих организаций (на конец года)

Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд руб.

Индекс производства, в % к предыдущему году

Среднегодовая численность работников органи­заций, тыс. человек

Сальдированный финансовый результат (при­быль минус убыток), млн руб.

Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

Производство основных видов продуктов

Мясо, включая субпродукты 1-й категории, тыс, т

Колбасные изделия, тыс. т

Товарная пищевая рыбная продукция (включая консервы рыбные), млнт

Масла растительные, тыс. т

Цельномолочная продукция (в пересчете на мо­локо), млн т

Масло животное, тыс. т

Хлеб и хлебобулочные изделия, млн т

Сахар-песок, тыс. т

Алкогольные напитки в абсолютном алкоголе, млн до

тор «Государственные учреждения». На его долю приходится более 90% в общем объеме нерыночных услуг. Относительно меньшая часть услуг нерыночного характера производится институциональным сек« тором «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКООДХ). К услугам, производимым данным сектором, относятся услуги различных общественных, религиозных организа» ций.

Основная часть нерыночных услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, относится к культурно-просветительной деятельности (услуги дошкольных и учебных заведений, музейно-библиотечнад деятельность и пр.), к деятельности в области здравоохранения И

Таблица 1 8.2 Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Текстильное и швейное производство»

Число действующих организаций (на конец года)

Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд руб.

Индекс производства, б % к предыдущему году

Среднегодовая численность работников организа­ций, тыс. человек

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб.

Уровень рентабельности проданных товаров, про­дукции (работ, услуг), %

11роизводство основных видов продуктов

Гкани — всего, млн кв. м

11улочно-носочные изделия, млн пар

Трикотажные изделия, млн шт.

Швейные изделия, млн шт.:

пальто, полупальто и плащи

физической культуры (районные поликлиники, больницы, спортив­но-оздоровительные комплексы), а также в области предоставления

В блоке услуг потребительского комплекса выделяется группа ‘ >

и ннцно-коммунальные услуги. Данную группу услуг часто назы- «||(1Т «социальной сферой услуг». Государство выделяет значитель­нее суммы бюджетных средств на поддержку социальной сферы

I у г, что обеспечивает доступ к этим жизненно важным благам всех > | >■ I *.дан страны независимо от уровня их доходов.

I !срыночные услуги потребительского назначения являются со- ин.ыьными трансфертами в натуральной форме, предоставляемыми и нчмению государственными учреждениями и сектором некоммер- н — ш организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви»

Число действующих организаций (на конец года)

Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд руб.

Индекс производства, в % к предыдущему году

Среднегодовая численность работников организа­ций, тыс. человек

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб.

Уровень рентабельности проданных товаров, про­дукции (работ, услуг), %

Производство основных видов продуктов

в том числе для детей (до 24 размера включительно):

валяна» и фетровая обувь

хромовые кожтовары, млн кв. дм

юфтевые кожтовары, млн кв. дм

жесткие кожтовары, млн кв. дм

Так, в общем объеме услуг, предоставлявшихся в 2008 г. потреби­тельским комплексом населению, на долю нерыночных услуг, оплат чиваемых из бюджетных источников, приходилось более 38%, неры­ночных услуг НКООДХ — 2,5%, население оплачивало 59% общей стоимости потребленных услуг. В общем объеме потребительских1 товаров и услуг, потребляемых населением, удельный вес нерыноч­ных услуг составляет немногим более 15%.

Объективный ход экономического развития, сопровождающийся ростом доходов населения, обусловливает постепенное снижение доли нерыночных услуг и субсидируемых государством жилищно- коммунальных услуг в общем объеме потребительских услуг. Эк> связано, во-первых, с расширением спроса населения на услуги платного характера, который наблюдался при росте реальных дохо^ дов населения, а во-вторых, с ростом цен на платные услуги, заметно опережающим рост стоимости нерыночных услуг, в-третьих, с проч ведением реформы жилищно-коммунального хозяйства и поетепен«

Отдельные характеристики производства потребительских товаров других видов экономической деятельности

Производство машин и оборудования

машины стиральные, тыс. шт.

электропылесосы, тыс. шт.

электроутюги, тыс. шт.

холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

устройства радиоприемные, тыс. шт.

телевизоры, тыс. шт.

видеомагнитофоны, тыс. шт.

фотоаппараты, тыс. шт.

часы бьгтовые, млн шт.

11роизвоаство транспортных средств и оборудования

легковые автомобили, тыс. шт.

мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт.

нелосипеды (без детских), тыс. шт.

11роизводство основных видов продукции прочих про- и 1водств

стулья и кресла, тыс. шт.

[Иваны, кушетки, тахты, тыс. шт.

ммм переходом к бездотационной оплате жилищно-коммунальных VI луг. Так, в частности, удельный вес услуг нерыночного характера в ■ инпем объеме потребляемых населением услуг образования и здра­воохранения сократился с 84% в 2002 г. до 80% в 2008 г. Фактический цювень платежей населении за жилое помещение и коммунальные ■ нуги в общем объеме издержек, связанных с производством жи- инцно-коммунальных услуг, повысился с 87% в 2000 г. до 95% в ч)08 г.

Уровень потребностей, их структура, обьсм фактического удовле­творения на каждом историческом этапе определяются главным об­разом степенью развития производства, состоянием материально- технической базы, уровнем развития производительных сил.

Подлежащие удовлетворению (со стороны рыночных производи­телей) потребности населения выступают в форме платежеспособ­ного спроса населения. Уровень и структура платежеспособного спроса определяются объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы, в особенности экономические, среди ко­торых выделяют в качестве главных доходы населения и уровень розничных иен, играют главную роль в формировании спроса. Дей­ствие субъективных факторов связано с системой личных потреби­тельских предпочтений, в основе которых лежит субъективная оцен­ка потребителем полезности данного товара или услуги.

Уровень и структура внутреннего платежеспособного спроса на отечественные потребительские товары и услуги определяются дей­ствием совокупности факторов, среди которых целесообразно выде­лять такие, как:

общий уровень развития национальной экономики (определяв ющий, в частности, государственную бюджетную и социальную политику);

уровень и динамика благосостояния населения страны (уровень денежных доходов и дифференциация населения по уровню ду­шевых доходов, степень удовлетворения потребностей в мате­риальных благах и услугах и т.п.);

демографические факторы (численность, физиологические осо-‘ бенности и половозрастной состав населения, семейное поло­жение, соотношение городского и сельского населения и т.п.);

факторы, воздействующие на производственные отношения (распределение населения по отраслям и сферам занятости на­циональной экономики, профессиональный состав трудовых ресурсов, условия груда и т.п.);

геофафические и природно-климатические факторы;

уровень развития рыночной инфраструктуры;

уровень конкурентоспособности отечественной продукции от­носительно импортных аналогов и наличие на внутреннем по­требительском рынке конкурирующей (по пене и потребитель­ским свойствам) импортной продукции.

В открытой экономике, функционирующей по рыночным прин­ципам, как правило, обеспечивается баланс между спросом и пред­ложением. Если совокупный платежеспособный спрос, предъявля­емый на какой-либо продукт, превышает его текущее предложение на рынке, то возникающие дисбалансы компенсируются либо за счет повышения цен, либо за счет расширения импортных поста­вок.

Многочисленные индивидуальные решения, принимаемые предъявителями спроса и продавцами (поставщиками товаров и услуг), реализуются и взаимоувязываются через систему потреби­тельского рынка товаров и услуг.

Потребительский рынок — экономическая категория, применя­емая для обозначения сектора внутреннего рынка товаров и услуг, где населением осуществляется купля потребительских товаров и услуг, а торговым посредником (или производителем услуги) — их продажа. Потребительский рынок выполняет важную экономиче­скую функцию по доведению продукции потребительского ком­плекса до конечного потребителя — населения.

Элементами инфраструктуры потребительского рынка являются предприятия розничной торговли, сферы услуг, вещевые И ПрОДО- иольственные рынки. Развитость инфраструктуры потребительского рынка — важное условие, обеспечивающее сбалансированность по­требительского спроса и предложения продукции потребительского комплекса по территории страны.

Совокупный объем предъявленного платежеспособного спроса на потребительские товары отечественного и импортного производ- 1 гва характеризуется показателем «оборот розничный торговли». борог розничной торговли оценивается по стоимостному объему покупок населения в розничной торговой сети, а также на вещевых и продовольственных рынках.

В течение ряда последних лет отмечалась устойчивая положитель­ная динамика оборота розничной торговли (табл. 18.5), что было — нязано с высокими темпами роста реальных доходов населения.

Особенностью структуры оборота розничной торговли России ннляется сохранение в течение достаточно длительного периода мтойчиво высокой доли импортных товаров (по оценке, до 35—40%). >и> свидетельствует о высокой импортозависимости российского

ребительского рынка и сохраняющихся низких конкурентных

пособностях предприятий материального блока потребительского > ‘ >мплекса (в первую очередь, производящих одежду, обувь, продук- о машиностроения).

Сохраняющаяся высокая импортоориентированность покупа- » п.ного спроса является серьезным сдерживающим фактором для г I шития отечественного производства потребительских товаров, и. к кольку значительная часть дохода населения уходит из страны на [•пианеирование зарубежных производителей.

Таблица 18.5 Основные показатели розничной торговли

Источник

Оцените статью