Потребление нефти развитыми странами

Обвальный спрос и беспрецедентное сокращение добычи: что будет с нефтью в ближайшие годы

Осень выдалась богатой на долгосрочные прогнозы развития нефтяного рынка. В сентябре свой прогноз выпустила британская BP, в начале октября — Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), а буквально на днях — Международное энергетическое агентство (МЭА). При первом взгляде на опубликованные обзоры нельзя не заметить очевидную, казалось бы, разницу в оценках перспектив глобального спроса: если в прогнозе ОПЕК пик потребления нефти приходится на 2040 год, то в базовом сценарии МЭА спрос практически перестает расти после 2030 года, а в инерционном сценарии BP, который называется Business as usual, наиболее мягком с точки зрения перехода к безуглеродной энергетике, — и вовсе после 2025-го.

Точка невозврата

Но даже при таком контрасте все три прогноза объединяет несколько сквозных тенденций, первая из них — сжатие спроса в развитом мире. Это касается как Европы и Северной Америки, где, исходя из инерционного сценария BP и базового прогноза МЭА, потребление нефти больше никогда не вернется на уровень, предшествующий пандемии COVID-19, так и стран ОЭСР в Азии и Океании (Японии и Южной Кореи, а также Австралии и Новой Зеландии), в которых спрос, по прогнозу ОПЕК, до 2025 года будет ежегодно сокращаться в среднем на 0,5%.

Ключевой причиной станет снижение спроса на транспорте, которое с 2019 по 2025 год достигнет 7% в США, 9% — в Европейском Союзе (ЕС) и 13% — в Японии, как следует из базового прогноза МЭА. Скажется и сокращение потребления в жилищном секторе и промышленности: в США — на 23% и 24% соответственно, а в ЕС — на 27% и 4% за тот же период. Схожие темпы падения в разбивке по секторам характерны и для инерционного сценария BP, согласно которому в 2025 году спрос на нефть в развитых странах будет на 5% ниже, чем в 2018-м.

Читайте также:  Концепция развития регионов страны

Флагманская пересменка

К числу сквозных трендов относится и смена страны — лидера по темпам прироста нефтяного спроса. Долгое время таковым был Китай, увеличивавший потребление нефти в период с 1995 по 2018 год в среднем на 6,2% в год (против 5,3% у Индии и 1,4% по миру в целом, по оценке BP). Однако в ближайшие десятилетия лидером станет Индия. Правда, ОПЕК более оптимистична в том, насколько быстро индийские потребители будут наращивать спрос (на 6,3% в год до 2045 года), нежели МЭА (на 2,5% в год до 2040 года, исходя из базового сценария) и BP (на 2% в год до 2050 года, согласно инерционному сценарию). При этом МЭА и BP более консервативны и в оценке перспектив китайского спроса, прогнозируя его сокращение после 2030 года, в отличие от ОПЕК, заложившей в свой прогноз его нескончаемый прирост до 2045 года.

Перестановки внутри первой «двойки» быстрорастущих стран-потребителей связаны в первую очередь с различиями в динамике спроса со стороны индийского и китайского транспортного секторов: если в первом случае потребление будет ежегодно расти в среднем на 3,4% в период с 2019 по 2040 год, то во втором, по базовому прогнозу МЭА, лишь на 0,2%. Причина в том числе в более широком распространении электромобилей, по числу которых Китай в прошлом году более чем двукратно превосходил США (3,35 млн против 1,45 млн единиц, согласно данным МЭА). При этом в ближайшие двадцать лет Китай будет сокращать спрос на нефть в промышленности и жилищном секторе (на 1,4% и 2,6% в год соответственно), тогда как Индия, наоборот, будет его наращивать (на 1,3% и 1,7% в год, исходя из базового прогноза МЭА).

Читайте также:  Ресурсообеспеченность стран мира по запасам нефти

Единственным сектором китайской экономики, в котором потребление нефти будет устойчиво расти, останется нефтехимия (ежегодно в среднем на 2,4% в период с 2019 по 2040 год). Впрочем, то же самое касается и мира в целом: если в жилищном секторе в ближайшие два десятилетия глобальный спрос на нефть будет сокращаться на 1,1% в год, а на транспорте ежегодно расти на весьма скромные 0,3%, то в нефтехимии — на более внушительные 1,7% в год, в том числе из-за развития электронной торговли, подхлестывающей использование пластиковой упаковки. В этом основное отличие от ушедшего десятилетия, когда кумулятивный прирост спроса на нефть в глобальном транспортном секторе (на 18% с 2010 по 2019 год) был не в пример более стремительным, чем в нефтехимии (на 4% за тот же период, по оценке МЭА).

Фальстарт новых времен

Еще одним, пусть и менее долговременным отличием может стать расширение круга стран, вносящих ощутимый вклад в прирост добычи за пределами ОПЕК. С 2010 по 2019 год этот прирост более чем на 90% обеспечивали США, следует из данных BP, однако МЭА еще в мартовском среднесрочном прогнозе указывало, что в период до 2025 года доля Штатов составит «только» 55%. Судя по октябрьским проектировкам ОПЕК, она может оказаться еще меньшей: с 2019 по 2025 год добыча нефти и жидких углеводородов (ЖУВ) вырастет в США на 1,4 млн баррелей в сутки (б/с), следует из прогноза картеля, тогда как в Бразилии — сразу на 1,7 млн б/с, в основном за счет освоения месторождений на шельфе Атлантики (Бузиос, Сепия, Итапу и др.). Ощутимым будет и прирост добычи нефти и ЖУВ в Норвегии (на 0,8 млн б/с до 2025 года), где ровно год назад было введено в строй месторождение Йохан Свердруп, одно из крупнейших в Северном море.

Читайте также:  Модернизация стран третьего мира таблица

На ближнем горизонте это наверняка осложнит жизнь странам ОПЕК, добыча которых даже по прогнозу самого картеля в 2025 году будет находиться почти на том же уровне, что и в 2019-м (чуть менее 34 млн б/с с учетом жидких углеводородов). Однако в долговременной перспективе для производителей нефти более насущной может стать не столько внутриотраслевая, сколько межтопливная конкуренция, под влиянием которой добыча углеводородов будет терять инвестиционную привлекательность. Именно такую угрозу обрисовывает МЭА в своем базовом сценарии, согласно которому с 2020 по 2030 год глобальный среднегодовой объем инвестиций в нефтегазовую отрасль будет лишь на 2% выше, чем в 2015-2019 годы ($800 млрд против $781 млрд в постоянных ценах), тогда как в возобновляемой энергетике за тот же период он увеличится сразу на 10% (с $310 млрд до $340 млрд), а в 2031-2040 годы — еще на 16% (до $396 млрд).

Собственно, эта угроза во многом уже реализовалась во время пандемии. По итогам 2020 года, согласно последнему специализированному прогнозу МЭА, инвестиции в добычу, переработку и транспортировку нефти сократятся по миру в целом на 31% (до $325 млрд против $470 в 2019-м), тогда как в развитие возобновляемой электроэнергетики — лишь на 10% (до $281 млрд).

Учитывая обвальный спад спроса вкупе с беспрецедентным сокращением добычи, «тестированием» отрицательных значений цены и фиксацией компаниями миллиардных убытков, сложно отделаться от ощущения, что нынешний год словно бы приоткрывает занавес будущего. В этом будущем нефть идет по проторенной дорожке угля, когда-то определявшего энергобаланс ведущих экономик мира, а ныне почти неотступно сдающего позиции.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Потребление нефти в мире, потребители российской нефти

Потребление нефти странами мира определяется уровнем развитости экономики, зависит от численности населения, географического положения государств и многих других факторов. Потребление нефти, в том числе, зависит и от цен на нефть, поскольку при значительном скачке ценового показателя, потребление нефти некоторыми государствами может снижаться.

Страны – лидеры потребления нефти

ТОП 10 лидеров потребления нефти за 2017 год, согласно данным BP Statistical Review of World Energy 2018, выглядит так:

На США – лидера топ 10 потребителей черного золота приходится 20,3% от мирового потребления нефти в 2017 году (19,88 млн баррелей).
Второе место занимает Китай с ежесуточным потреблением на уровне 12,8 млн баррелей (13,04% от общего объема).
Третье место принадлежит Индии. Страна с развивающейся экономикой и большой плотностью населения нуждается ежесуточно в 4,69 млн баррелей черного золота (4,78%).
На четвертой позиции находится Япония. Страна Восходящего Солнца ежесуточно потребляет 3,99 млн баррелей или 4,06% общего мирового потребления нефти.
Пятерку лидеров закрывает Саудовская Аравия с ежесуточным объемом 3,92 млн баррелей.
Шестую позицию занимает Россия. Согласно статистике, для обеспечения работоспособности предприятий, перерабатывающих нефть, необходимо ежесуточно 3,22 млн баррелей нефти. Напомним, что РФ является активным экспортером сырца в европейский регион, Китай и пр. государства.
Седьмая позиция за Бразилией. Государство с активно развивающейся экономикой потребляет 3,02 млн барреля в сутки.
Восьмую позицию закрепилось за Южной Кореей. Она использует 2,8 млн баррелей в сутки.
Германия занимает 9-е место. Немецкой промышленности необходимо 2,45 млн баррелей нефти в сутки, чтобы функционировать в беспрерывном режиме.
Замыкает перечень лидеров Канада с ежедневным потреблением нефти на уровне 2,43 млн бар.

Потребление нефти по годам

Потребление нефти в мире странами – лидерами в период с 2007 по 2017 год по данным BP

Потребление нефти (млн баррелей в день)

Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
США 20,68 19,49 18,77 19,18 18,88 18,49 18,96 19,11 19,53 19,69 19,88
Китай 7,81 7,94 8,28 9,44 9,80 10,23 10,73 11,21 11,99 12,30 12,80
Индия 2,94 3,08 3,24 3,32 3,49 3,69 3,73 3,85 4,16 4,56 4,69
Япония 5,01 4,85 4,39 4,44 4,44 4,70 4,52 4,30 4,15 4,03 3,99
Саудовская Аравия 2,41 2,62 2,91 3,21 3,29 3,46 3,45 3,75 3,88 3,94 3,92
Россия 2,78 2,86 2,78 2,88 3,07 3,12 3,14 3,30 3,16 3,19 3,22
Бразилия 2,31 2,48 2,50 2,72 2,84 2,92 3,12 3,24 3,18 3,01 3,02
Южная Корея 2,40 2,31 2,34 2,37 2,39 2,46 2,46 2,45 2,58 2,77 2,80
Германия 2,38 2,50 2,41 2,45 2,37 2,36 2,41 2,35 2,34 2,38 2,45
Канада 2,34 2,30 2,17 2,31 2,38 2,34 2,38 2,40 2,35 2,40 2,43

Анализируя приведенную статистику, мы наблюдаем перераспределение занимаемых странами мест. С 4-го на 3-е место переместилась Индия. Потребление нефти в стране показывало стабильный ежегодный рост в среднем на 5%, что объясняется активно растущим автомобильным рынком страны. Ранее занимавшая третье место Япония переместилась на четвертое место снизив объемы потребления вследствие проведения государством политики снижения зависимости экономики страны от нефти. Потребление нефти Китаем показало наибольший рост в абсолютном выражении — с 7,81 до 12,8 млн барр. в день, что связано со множеством факторов, одним из которых является значительное увеличение количества автомобилей в стране. США является абсолютным лидером в рейтинге. В 2017 году потребление нефти в США в сутки составило 19,88 млн баррелей в день.

Потребление нефти в мире

Общее мировое потребление нефти по данным BP Statistical Review of World Energy 2018

Потребление на душу населения

Потребление нефти в 2017 году на душу населения (тонн) по данным BP

Потребление нефти на душу населения в странах-лидерах потребления по данным ENI World Oil Review 2018

Потребление нефти (баррелей в год на человека)

Страна 2000 2005 2010 2015 2016 2017
Саудовская Аравия 27,62 29,64 35,59 39,50 36,91 35,69
Канада 23,91 26,50 25,60 24,18 23,98 24,03
США 25,81 26,06 22,92 22,53 22,55 22,61
Южная Корея 16,45 16,42 16,71 17,84 18,90 19,00
Япония 15,33 14,69 12,29 11,75 11,50 11,29
Германия 12,40 11,78 11,22 10,58 10,66 10,99
Россия 6,68 6,94 7,52 8,75 8,96 9,02
Бразилия 4,45 4,24 5,15 5,63 5,40 5,38
Китай 1,32 1,87 2,42 3,02 3,07 3,22
Индия 0,81 0,84 0,98 1,18 1,26 1,28

Согласно представленным данным, потребление нефти на душу населения во всех странах продолжает стабильно расти. Наибольшее значение этого показателя наблюдается в Саудовской Аравии, Канаде, США и Южной Корее. Китай и Индия, где численность населения очень высока, переместились на нижние позиции рейтинга.

Структура потребления нефти в мире

Потребление нефти по отраслям по данным OPEC World Oil Outlook 2017 (млн баррелей в день)

Отрасль Факт
2016
Прогноз
2020
Прогноз
2025
Прогноз
2030
Прогноз
2035
Прогноз
2040
Транспорт всего:
в т.ч.:
54,60 58,10 60,60 62,50 63,90 64,90
— Автотранспорт 43,00 45,40 46,80 47,70 48,20 48,40
— Авиация 6,00 6,60 7,20 7,80 8,40 8,90
— Железнодорожный и речной транспорт 1,80 1,90 2,00 2,10 2,10 2,20
— Морской транспорт 3,80 4,20 4,70 5,00 5,20 5,40
Промышленность всего:
в т.ч.:
25,20 26,40 27,60 28,60 29,60 30,20
— Нефтехимическая 12,60 13,40 14,30 15,00 15,90 16,50
— Остальная 12,50 13,00 13,30 13,60 13,70 13,70
Другие отрасли всего:
в т.ч.:
15,60 16,20 16,10 16,30 16,20 16,00
— Сельское хозяйство/ Коммунальное хозяйство/ Торговля 10,50 10,90 11,40 11,70 12,00 12,10
— Электроэнергетика 5,10 5,30 4,80 4,60 4,20 3,90

Таблица наглядно демонстрирует, какие отрасли являются основными потребителями нефти. Абсолютный лидер в 2016 году — транспортная отрасль, на обеспечение которой уходит 57,2% потребляемой нефти в мире. При этом, более всего нуждается в нефти автотранспорт, потребляющий 79% нефти, необходимой для всей транспортной отрасли. На поддержание промышленности уходит 25,20 млн баррелей в сутки или 26,4% нефти. Меньше всего требуется нефти прочим отраслям — всего 16,4% от общего объема и 15,6 млн баррелей ежедневно в абсолютном значении. По прогнозу ОПЕК, соответствующее распределение потребления по отраслям будет сохраняться вплоть до 2040 года.

Основные потребители российской нефти

Поскольку РФ входит в число лидеров по добыче и экспорту нефти, не будет лишним узнать её основных потребителей. В таблице представлена информация Forbes, касающаяся закупки российского черного золота 20-ой лидеров в 2016 — 2019 годах. При этом, среди них как европейские компании, так и потребители из Китая.

Объем закупок по контрактам, млн баррелей

Компания 2016 2017 2018 2019
China National United Oil Corporation 197,21 202,35 211,88 289,59
Litasco 262,46 241,20 263,20 255,87
Rosneft Trading 42,52 162,76 184,02
Total Oil Trading 106,3 148,83 140,03 153,23
Orlen 73,31 91,64 76,25 80,65
Shell Trading 71,11 65,98 80,65 70,38
Tatneft Europe 59,38 75,51 92,38 69,65
QHG Trading 56,45 68,91
CEFC China 65,98
Мозырский НПЗ 43,26 55,72 58,65 44,72
Sakhalin Energy 32,99 40,32 46,19 42,52
Concept Oil Services 43,26 48,39 41,06 37,39
Unipec Asia Company 35,92 45,45 35,19 34,46
British Petroleum 19,06 38,86 34,46
Exxon Mobil (включая EXTAP) 20,53 32,99
Vitol 37,39 82,11 50,59 26,39
Trafigura 94,57 169,35 30,79 25,66
Glencore 39,59 108,50 82,11 25,66
Russneft Limited 16,86
Grupa Lotos 21,26 15,40
Mercuria Energy Trading 57,18
Ros-GIP Limited 59,38
Trumpet 35,19 24,93
ENI Trading & Shipping 34,46 25,66
Нафтан 52,05 42,52 29,33
Ros-Vit Limited 34,46
JX Nippon Oil & Energy 25,66
Gunvor 31,52
Белорусская нефтяная компания 29,33
ChemChina 20,53
Итого 1395,16 1577,71 1571,85 1574,78

Первенство принадлежит компании China National United Oil Corporation, заключившей в 2019 году контрактов покупки российской нефти на наибольшую сумму (20,5 млрд долларов). Второе место занимает Litasco, заключившая в 2019 году контракты на поставку 255,87 млн баррелей. Третье место заняла Rosneft Trading — трейдер «Роснефти», второй год занимающая третье место в рейтинге с объемом 184,02 млн барр. На четвертом месте Total Oil Trending — дочерняя компания швейцарской компании Total с объемом покупки 153,23 млн баррелей. Orlen из Польши на пятом месте по объему закупки черного золота в России (80,65 млн барр.). С шестого по 20-е место занимают компании из Великобритании, Китая, Гонконга, России, Белоруссии, Швейцарии, США и Польши с общим объемом закупки в 2019 году по контрактам 1013,8 млн баррелей нефти Российской Федерации.

Источник

Оцените статью