План-конспект внеурочного урока-экскурсии на тему «Войди в лес другом!»
Разделы: Биология
Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.
Задачи:
- Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
- Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
- Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»
Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.
Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.
Время проведения: 21 марта – день леса (12. 50-13.35).
Возраст учащихся: 11-16 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
- Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью — лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
- Провести беседу об охране природы.
- Провести беседу о правиле поведения в природе.
- Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
- Ввести три новых понятия о весне.
- Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
- Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «Лес». Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока
I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными — чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!
II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой
— О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
— Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).
— Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (снег последний тает, кувшинчик расцветает, пар восходит от земли и зовут друг друга журавли).
III. Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
— Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее)
— Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)
— Какой весенний месяц самый холодный? (Март)
— Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
— Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)
Какое небо сегодня?
— Какие осадки выпадают весной? (В марте — снег, а апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)
— Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)
— Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)
Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)
— Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)
— Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)
— Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)
— Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)
А теперь поговорим о сроках наступления весны:
- «календарная весна» — 1 марта;
- «астрономическая» — 21 марта — День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
- «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)
Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)
Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)
Физкультминутка «Похлопали – потопали»
Учитель рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– На нашем лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего — мой помощник.
Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.
Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.
Как правильно сделать скворечник расскажет лесник — Емельянов Юрий Петрович.
Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:
- наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
- гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
- краска без запаха
Размеры скворечника
- доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
- оптимальный внутренний размер:
— квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
— диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
— расстояние от летка до дна 15-20 см,
— высота скворечника 30-35 см,
— верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.
Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.
IV. Рефлексия
— Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»
— Что нового узнали?
— Что дал вам этот урок для жизни?
— Что вам захотелось после этого урока…?
— Стали ли мы друзьями леса?
V. Заключение
Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…
Источник
Урок-экскурсия
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy_gorod_roslavl_otkrytaya_smennaya_shkola.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа»
216500, Смоленская область, город Рославль,
улица Пролетарская, дом 78, 48(134)64592
Методическая разработка «Урока Победы», посвященного 75-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне на тему:
«Мира не узнаешь, не зная края своего»
Составил: учитель истории
Красносумова Марина Николаевна
- Пояснительная записка
- Сценарий урока-экскурсии
- Заключение
- Рекомендации по подведению итогов и оформлению результатов экскурсии
- Папка приложений
Время меняет историю. Одну из самых кровавых страниц в истории нашей Родины – Великую Отечественную войну обучающиеся основной школы с переходом на линейную структуру изучать не будут. Несмотря на это, учитель истории обязан через внеурочную деятельность, через изучение краеведческого материала рассказать учащимся обо всех значимых событиях нашей Родины.
В связи с приближающейся великой датой 75-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне, я предлагаю в качестве одного из направлений по патриотическому воспитанию провести урок-экскурсию в школьном музее по теме «Мира не узнаешь, не зная края своего». Данный урок относится к разряду исследовательских технологий (изучение исторических фактов, краеведческого материала, подготовка экскурсий), так как исследование является одним из способов осмысления обучающимися окружающего мира, постижения реальной действительности. Как показывает опыт работы, одним из фактов развития исследовательской работы является краеведение. Через краеведческий материал обучающиеся знакомятся с развитием края, культуры, военной историей, деятельностью местных ориентиров власти в тот или иной период времени.
Школьные музеи всегда были активными элементами общественной жизни, на которые возложена миссия: содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общественных ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру через историко-культурное просвещение.
С меняющимися жизненными реалиями меняются и методы преподавания предметов, методы работы с учащимися, меняется и музейная работа. Заинтересовать детей историей родного края становится сложнее. Размещенные в сети Интернет базы данных и электронные ресурсы значительно облегчают работу руководителей школьных музеев, учителей истории, так как позволяют использовать на занятиях копии уникальных документов, карты, накапливать материал для дальнейших исследований, оформлять выставки.
Тема урока – экскурсии тесно связана с изучением истории малой Родины во всеобщей истории. Урок-экскурсия «Мира не узнаешь, не зная края своего» разработан в МБОУ «Открытая (сменная) школа». Школа находится в городе Рославль, который имеет богатую историю.
Учителя и обучающиеся нашей школы пытаются собрать воедино в своём историко-краеведческом музее воспоминания и свидетельства о событиях 1941-1945 годов, происходивших в городе Рославле и Рославльском районе.
Один из разделов историко-краеведческого музея «Никто не забыт, ничто не забыто», был взят за основу проведения урока-экскурсии. В данном разделе нашего музея стенды и экспонаты, посвященные Великой Отечественной войне.
- военно-патриотическое;
- краеведческое направление;
- изучение музейного дела.
- сформировать представления у обучающихся о Великой Отечественной войне и её героях на основе исторических фактов;
- воспитание у обучающихся уважения к боевым традициям нашего народа;
- воспитывать патриотизм;
- знакомство с героическим прошлым наших земляков;
- изучение истории родного края;
- приобретение обучающимися навыков работы в музее.
- продолжать знакомство с историей Великой Отечественной войны;
- познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества и города Рославля;
- знакомство с военными памятниками Рославля.
- уметь самостоятельно работать с материалом книг и СМИ;
- использовать навыки самоорганизации своей работы;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны;
- воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих,
защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
- способствовать формированию у молодёжи готовности к защите
Возраст обучающихся : 14-17 лет.
- компьютер, интернет;
- учебная, справочная литература;
- экспонаты, материалы музея.
Место проведения: музей школы.
Длительность урока-экскурсии: 45 минут.
Формы и методы реализации: урок-экскурсия может применяться при изучении регионального компонента на уроках экскурсии, внеклассных мероприятиях.
В ходе подготовки и проведения мероприятия обучающимся было предложено ответить на вопросы викторины.
Предполагаемые образовательные результаты :
— формирование чувства гордости за свою Родину, историю России.
— освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других.
Регулятивные: — учиться высказывать своё мнение, предположение на основе работы с материалом;
— учиться работать по предложенному учителем плану, планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей.
— формирование умения получать информацию по музейным экспонатам
— формирование умения проводить сравнение, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
— умение точно выражать мысль, формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание, участвовать в рассуждении;
— расширение кругозора обучающегося,
— знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, малая Родина.
— осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
— описывать конкретные экспонаты и события.
Предварительная подготовка: подготовка учащихся (9 класс) к экскурсионной деятельности по теме Великой Отечественной войны.
Оргмомент — 1 минута
Подготовка к восприятию – 2,5 минут
Учитель: Ребята! Сегодня мы будем изучать тему «Город Рославль в годы Великой Отечественной войны». Мы проведем необычный урок, урок – экскурсию: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Изучать эту тему мы с Вами будем не в кабинете истории, как обычно, а в школьном музее, в котором собран материал, раскрывающий одну из героических страниц прошлого нашей Родины ( Приложение 1 ).
Провести урок мне помогут ваши одноклассники, выступающие в роли начинающих экскурсоводов.
Приглашаю всех Вас принять активное участие при знакомстве с экспонатами музея, по итогам урока – экскурсии дома, каждый из Вас
ответит на вопросы викторины.
Изучение нового материала – 35 минут
Учитель: Итак, начнём.
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Вопросы на которых мы сегодня остановимся:
1. Рославль в годы Великой Отечественной войны.
2. Герои Советского союза – наши земляки.
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой войне.
В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки (показать кусочек такого хлеба ). Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
Война… От Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.
Кажется, мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года- 1418 дней.
Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
Сказать, что войну не ждали, нельзя. Все знали – война будет, она не за горами. К ней готовились. И все же она пришла неожиданно, обрушилась лавиной людского горя. Первые бомбы упали на Рославль 2 июля 1941 года, а 10 июля 1941 года началось Смоленское сражение.
Суровые испытания выпали на долю рославльчан в годы Великой Отечественной войны. В ходе Смоленского сражения в районе Рославля вела бои 28 армия Резервного фронта под командованием В.Я. Качалова, попавшая в окружение у населенных пунктов Стодолище, Доротовка, Старинка в июле – августе 1941 г.
3 августа 1941 года немецко-фашистские войска оккупировали Рославль и 784 дня хозяйничали в нем. На стенде мы видим фотографии нашего города во время Великой Отечественной войны. За это время были разрушены все промышленные предприятия, сожжено 2/3 жилых домов. Особенно пострадали центральные улицы города и привокзальный район. За период оккупации население города значительно сократилось. Оставшееся в городе еврейское население было уничтожено поголовно. Фашисты сжигали людей заживо, обливая их бензином, отравляли в специально оборудованных автомашинах – «душегубках», морили голодом, затравляли собаками, расстреливали, зарывали живыми в ямы, детей умерщвляли, переламывая им позвоночники.
Местами казни гитлеровцы избрали Вознесенское и Еврейское кладбища и окраину улицу имени Кирова. После изгнания немцев на Вознесенском кладбище было обнаружено 47 массовых могил, в которых похоронены тысячи убитых и зверски замученных фашистами женщин, детей, стариков. (Приложение 2 )
В августе 1941 года на юго-западной окраине города, вдоль Московско- Варшавского шоссе, служба тыла 4 армии вермахта организовала пересыльный лагерь для советских военнопленных – Дулаг 130. (Приложение 3)
До войны здесь располагалась Школа младших командиров пограничных войск НКВД.
Лагерь был оборудован для приема 30 тысяч военнопленных, в ноябре 1941 года их насчитывалось 54 тысячи, а к декабрю 1941 года, в период наступления Красной Армии под Москвой и в связи с ликвидацией префронтальных лагерей, количество заключенных достигло ста тысяч. Заключенные в лагере находились в кошмарных условиях. Жилых строений на территории лагеря почти не было. Люди в течении всего года находились под открытым небом. Кормили их плохо, и они умирали от голода и холода. Среди военнопленных было много раненых. Им не оказывалось никакой медицинской помощи. В ранах заводились черви, открывались страшные болезни, и люди умирали мучительной смертью.
Смертность в лагере зимой 1941-1942 гг. достигла масштабов массового истребления. В день вывозили по 500-600 трупов. Тысячи советских военнопленных навсегда остались в рославльской земле Вознесенского кладбища (Приложение 4).
Согласно актам Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 12 апреля 1944 года , в южной части Вознесенского кладбища было обнаружено 47 массовых захоронений длинной от 5 до 38 м и глубиной 3-4 м. Каждую из могил заполняли несколько дней, трупы укладывали в 3-6 рядов.
Сейчас на этом месте мемориальный комплекс Погибшим в Великой Отечественной войне (Приложение 5).
Немецкие изуверы нанесли огромный материальный ущерб населению города и городскому хозяйству, а перед отступлением занялись планомерным уничтожением города. Из 5060 домов, бывших в Рославле до оккупации, осталось лишь 1751, в том числе только 62 коммунальных дома. Каменные здания города взрывались, деревянные сжигались (Приложение 6).
Были уничтожены почти все промышленные предприятия. Фашисты разрушили вагоноремонтный завод, разграбили шпагатную фабрику. Часть оборудования была вывезена в Германию. Руины остались на месте стекольного завода и других предприятий.
Гитлеровцы сожгли театр, кинотеатр, клубы, школы, специальные средние учебные заведения, больницы, библиотеки, магазины, электростанцию, разрушили водопровод и 15 городских мостов, вырубили много деревьев в городе. Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами Рославлю, составляет свыше 400 миллионов рублей (Приложение 7).
25 сентября 1943 года в ходе Смоленской наступательной операции под кодовым названием «Суворов» (7 августа – 2 октября 1943 года) войска 10 армии под командованием генерал-лейтенанта В.С. Попова и 49 армии под командованием уроженца деревни Внуковичи, Рославльского района генерал-лейтенанта И.Т. Гришина освободили Рославль. К полудню 25 сентября в городе состоялся митинг бойцов, сержантов и офицеров – освободителей города Рославля – и местных жителей. Митинг проходил в сквере имени Ленина (в районе нынешнего «кольца»). На митинге, кроме бойцов и офицеров, выступил полковник И.К. Кириллов (Приложение 8).
Более двух лет находился наш город в лапах немецко-фашистских захватчиков. За это время население города потерпело много горя, страдания, истязаний от гитлеровских плачей. Но все это не сломило у нашего народа веры в Победу Красной Армии.
В нашем музее находятся немые свидетели войны: остатки оружия и снарядов, оружейный ящик, фляжка (Приложение 9).
Предметы солдатского быта. Котелки и фляги, кружки и ложки – неразлучные спутники солдата на фронтовых дорогах. Они сопровождали воинов всюду: в тылу, на марше, на передовой в окопах. Эти вещи мы часто видим на фронтовых фотографиях, о них упоминают в своих повествованиях ветераны Великой Отечественной. Солдаты берегли свою утварь, ценили её. Нередко на котелки и фляги бойцы наносили свои фамилии и инициалы. Такого рода подписная вещь — желанная находка для поисковика, ведь в некоторых случаях, это возможность узнать имя найденного солдата и установить его фронтовую судьбу. Иногда, на корпусе алюминиевого котелка или фляги вместе с надписью можно увидеть и незамысловатый рисунок, сделанный солдатской рукой.
Перед нами ордена и медали.
За мужество и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, бойцы награждались орденами и медалями.
Ордена и медали в Великой Отечественной войне вручались бойцам, проявившим в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащим, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск (Приложение 10).
За непосредственное участие на фронтах Отечественной войны вручалась медаль « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».
Мы часто слышим такие фразы: совершил герой, героический поступок, совершил подвиг. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?
Понятия героизм и патриотизм всегда стоят рядом.
История любого государства знает множество примеров героизма своего народа. А в русской истории таких страниц, трагических и героических, победных и драматических, противоречивых и вызывающих гордость, огромное множество.
Сегодня мы вспомним тех, кому мы обязаны жизнью.
В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., не щадя своей крови и самой жизни, приближал час Победы. В это суровое время советские люди проявили несгибаемую волю к победе, сплоченность и самоотверженность. Их героизм в борьбе с врагом носил массовый характер.
Еще один стенд экспозиции посвящён Героям Советского Союза – нашим землякам (Приложение 11).
Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.
На рославльской земле родилось 12 Героев Советского Союза, все они были удостоены высшей степени отличия своей родины. Георгий Андреевич Назарьев не является уроженцем Рославля, но прожил в нем долгую и плодотворную жизнь, и мы по праву считаем его своим земляком.
О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут.
В нашей памяти живут ваши имена:
- Головлёв Леонид Иосифович
- Гришин Иван Тихонович
- Добрынин Михаил Семенович
- Левин Борис Савельевич
- Назарьев Георгий Андреевич
- Петрунин Евдоким Фёдорович
- Прасолов Михаил Васильевич
- Прутков Степан Дмитриевич
- Стёпин Виктор Александрович
- Стерин Ефим Ильич
- Титов Фёдор Фролович
- Фомченков Константин Фёдорович
- Щербаков Александр Фёдорович
Время никогда не вырвет из памяти народа Великую Отечественную войну, самую жестокую из всех войн.. . Мы родились и выросли в мирное время! Мы никогда не слышали, воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень. Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. Никогда не забудется трудовой подвиг женщин, стариков, детей. И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.
Я благодарю каждого из вас за плодотворную работу.
Для меня этот урок — экскурсия очень значимый. А каким сегодняшний урок был для вас?
В завершении урока – экскурсии по теме «Мира не узнаешь, не зная края своего» с обучающимися будет проведена дискуссия, в ходе которой они поделятся впечатлениями от экскурсии. Затем обучающимся в качестве домашнего задания будет предложено ответить на вопросы викторины (Приложение 12), которая поможет закрепить полученные знания.
Итогом урока-экскурсии станет митинг в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Ежегодно 25 сентября и 9 мая обучающиеся МБОУ «Открытая (сменная) школа» приходят на «Аллею Героев» для того чтобы возложить цветы (Приложение 13).
IV. Рекомендации по подведению итогов и оформлению результатов экскурсии
1. Предложить обучающимся в качестве домашнего задания:
а) познакомиться с дополнительной литературой по изученной теме;
б) ответить на вопросы викторины.
2. Выступить в других классах с экскурсией.
3. Использовать краеведческий материал на других уроках истории.
4. Создать и оформить виртуальную экскурсию к разделу школьного музея «Никто не забыт, ни что не забыто».
5. Изготовить экспонаты для музея школы.
6. Создать презентацию урока-экскурсии
Очень важно выработать у обучающихся взгляд на экскурсию, как на важное событие в учебной работе
1. Сколько было проведено военных операций на территории области в 1941 – 1943 годах?
2. Почему у Стодолища (Починковского р-на) на трассе Смоленск — Рославль-Брянск-Орёл был установлен танк Т-34?
3. Кем и когда была освобождена деревня Козловка Рославльского района от немецко-фашистских захватчиков?
4. Сколько партизанских формирований действовало на Смоленщине в годы ВОВ?
5. Какой знаменитый авиаполк базировался на Смоленщине в годы ВОВ?
6. Каким образом в Москве отметили освобождение Смоленска 25 сентября 1943 года?
7. В результате, какого плана наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?
8. Как называлась операция по освобождению Смоленской области?
9. Когда на рославльской земле появились немецко-фашистские войска?
10. Назовите города-герои ВОВ?
1. 2 стратегические, 10 фронтовых и 1 армейская. В том числе Смоленское оборонительное сражение 1941 года и Смоленская наступательная операция 1943 года.
2. В Стодолище на постаментах установлен танк «»Т-34» в честь воинов 28-й армии и памятник ее командующему. На месте гибели В.Я. Качалова у деревни Старинка возвышается обелиск.
3. 25 сентября 1943 года деревня Козловка была освобождена вторым батальоном старшего лейтенанта Н. Т. Колесникова из 920 стрелкового полка 247 стрелковой дивизии под командованием Г. Д. Мухина.
4. .ПАРТИЗАHСКИЕ ФОРМИРОВАHИЯ СМОЛЕHЩИHЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ– организационно самостоятельные боевые единицы партизан: отряды, полки, бригады и соединения. Создавались по решению подпольных районных партийных органов, штабов партизанского движения; они же направляли их боевую деятельность. В общей сложности на территории Смоленщины в годы войны активно действовало более 120 зарегистрированных партизанских формирований, в которых насчитывалось 62 тысячи вооруженных бойцов.
5.»Нормандия». В последствии — «Нормандия-Неман».
6.Москва 25 сентября 1943 года салютовала доблестным воинам двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.
7. В результате плана «Уран» коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской битвы.
Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года.
8. Операция по освобождению Смоленской области называлась «Суворов».
9. Немецко-фашистские войска появились на рославльской земле 2 августа 1941 года.
10. Москва, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то.
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов .
Данный материал предназначен для закрепления.
Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер.
познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте.
Урок-экскурсия по Новочеркасску с использованием ИКТ, смарт-доски.
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты .
Источник