- § 11. Социально-экономическое развитие.
- расскажитье о роль транспорта в экономике.
- Ответы к вопросам по теме: § 11. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в из Окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 1 класс 1 часть
- Вопрос для работы с текстом параграфа
- №1. Обьясните, почему на протяжении первой половины XIX в. кризис феодально-крепостнической системы проявлялся всё более явно.
- №2. Перечислите особенности промышленного переворота в России.
- №3. В чём состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?
- №4. Какие принципиально новые черти появились в отечественной торговле во второй четверги XIX в.?
- Думаем, сравниваем, размышляем
- №1. Объясните, почему в отношении государственных крестьян власть предпринимала более активные попытки реформ, нежели это было по отношению к помещичьим крестьянам.
- №2. Поразмышляйте, насколько действенными были меры предпринятые правительством в отношении государственных крестьян в 1830-1840-е гг.
- №3. Поясните: почему наличие транспортных путей важно для активного развития экономики страны.
- №4. Привлекая дополнительную информацию, соберите материал о развитии промышленности в вашем регионе в XIX в. Напишите эссе (в тетради).
- №5. Узнайте, привлекая Интернет и дополнительную литературу, о строительстве первой железной дороги в России Подготовьте краткое сообщение.
§ 11. Социально-экономическое развитие.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Ответы на вопросы к § 11. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
1. Обьясните, почему на протяжении первой половины XIX в. кризис феодально-крепостнической системы проявлялся всё более явно.
Потому что на протяжении этого же периода в Европе всё более явно проявлялись плоды модернизации. Падали мировые цены на сельскохозяйственную продукцию, а также на другие товары, традиционно экспортные для России (например, чугун).
Под воздействием мировых, падали цены и внутри страны. Потому прежние урожаи и другие источники доходов приносили всё меньше прибыли, увеличить доходы с имений, или хотя бы добиться прежнего их уровня без модернизации было сложно.
2. Перечислите особенности промышленного переворота в России.
- в России промышленный переворот начался до исчезновения крепостного права и сословного деления общества;
- Россия догоняла европейские страны (как та же Пруссия), но при этом в отличии от той же Пруссии промышленный переворот не получил государственной поддержки;
- промышленный переворот в России мало стимулировал развитие науки потому что проходил в основном на основе иностранных технологий;
- в разных отраслях производства промышленный переворот проходил с разной скоростью, причём этот процесс отличался от такового в остальной Европе: начался переворот с хлопчатобумажной промышленности (в Англии, примеру – переворот также начался с текстиля), но машиностроение вплоть до начала ХХ века было слабо развито.
3. В чём состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?
Главная идея состояла в привязке российского рубля к серебряному стандарту ради стабилизации финансовой системы. В условиях господства натурального хозяйства реформа принесла желаемые плоды, хотя укрепило лишь финансовую систему, а не экономику в целом.
4. Какие принципиально новые черти появились в отечественной торговле во второй четверги XIX в.?
- строительство шоссейных дорог (которых, однако, не хватало);
- строительство железных дорог (правда, считанных);
- появление на речном транспорте пароходов (небольшого количества);
- появление первых магазинов.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Объясните, почему в отношении государственных крестьян власть предпринимала более активные попытки реформ, нежели это было по отношению к помещичьим крестьянам.
Эти крестьяне государству и принадлежали, потому изменяя их положение правительство напрямую не ущемляло ни чьих прав. В то время как изменение положения крепостных крестьян могло бы отразиться на благосостоянии дворянства, которое Николай I считал главной опорой престола.
2. Поразмышляйте, насколько действенными были меры предпринятые правительством в отношении государственных крестьян в 1830-1840-е гг.
С точки зрения самих крестьян эти меры мало изменили их положение, ведь большинство из них не ценило образования, медицинской помощи докторов (обходясь местными знахарями и советами соседей) и т. д. Некоторые из новшеств даже вызвали сопротивление, потому что вводили дополнительные сборы с крестьян. То, что средства собирались на нужды самих крестьян положения не изменило.
С точки зрения государственной пользы и с точки зрения ускорения модернизации реформы также практически ничего не дали, ведь крестьяне остались прикреплёнными к земли и связанными круговой порукой сельской общины – по-прежнему они не пополняли ряды наёмных рабочих.
3. Поясните: почему наличие транспортных путей важно для активного развития экономики страны.
Важная составляющая капитализма – оборот товаров, денег и т. д. Предприниматель получает больше прибыли, если может чаще продавать свою продукцию, эта прибыль позволяет ему увеличивать производство, а также модернизировать его.
Такой оборот требует хороших путей сообщения, потому что если на доставку каждой партии товара требуются месяцы, много его не продашь. Также пути сообщения в приличном состоянии нужны для получения вовремя сырья и всего остального для того, чтобы начать производство.
Все эти теоретические рассуждения подтверждаются практикой. Развитие промышленности и путей сообщений всегда идут в истории рука об руку. Именно на вторую половину XVIII века (время промышленного переворота) в Англии приходиться строительство большого количества каналов, а также дорог нового улучшенного типа. В России ускоренное развитие промышленности при Александре II сопровождалось бурным железнодорожным строительством.
4. Привлекая дополнительную информацию, соберите материал о развитии промышленности в вашем регионе в XIX в. Напишите эссе (в тетради).
Новые производства при Николае I появлялись с трудом, а старые не модернизировались. Однако последнее не означало, что они останавливались.
Город Тула продолжал поставлять империи оружие. Причём его производил как сам завод, так и вольные мастера города (кустарные мастера).
Это производство процветало. На правление Николая I (а именно на 1830-е годы) приходится первое единовременное перевооружение армии. До этого оружие заменялось постепенно и по данным государственной инспекции ещё в Отечественную войну 1812 года некоторые, хотя и очень немногие полки были вооружены ещё фузеями времён Петра I.
Но в 1830-е годы на вооружение многих стран мира стали принимать капсульные замки. По-прежнему все компоненты заряда закладывались отдельно, но поджигала основной заряд теперь гремучая ртуть, которая давала яркую вспышку просто от удара (сходный состав используется до сих пор, только теперь он заключён в задней части патрона).
Причём эта вспышка проходила в запальное отверстие и поджигала основной заряд без открытой полки. Такая конструкция практически не давала осечек, в отличии от кремневого замка, и позволяла полностью закрыть полку и уменьшить зависимость от дождя и влажности воздуха, но её внедрение требовало в короткие сроки изготовить оружие для всей армии, потому что новая технология принципиально отличалась от старой и требовала другой конструкции замка.
Тульский завод и кустарные производства приняли активное участие в перевооружении. Правда, часть ружей и пистолетов было не сделано заново, а переделано из старых образцов, но для этого они всё равно проходили через завод или мастерскую. Может по всей стране промышленность переживала и не лучшие времена, но в Туле она процветала.
5. Узнайте, привлекая Интернет и дополнительную литературу, о строительстве первой железной дороги в России Подготовьте краткое сообщение.
Царскосельская железная дорога была первой в Российской империи, перевозившей пассажиров. Она строилась начиная с 1836 года, первый участок сдан в эксплуатацию в 1837 году.
Догора построена благодаря влиянию графа Алексея Алексеевича Бобринского (сына незаконнорожденного сына Екатерины II), а во многом его жены Софьи Александровны (фрейлины и ближайшей подруги императрицы). Бобринский был главным держателем акций дороги. Также именно ему было выгодно, что другие дороги не строились и он обладал эксклюзивом.
Руководил строительством австрийский инженер Франц Герстнер. Большинство материалов от подвижного состава до железнодорожных стрелок закупалось за границей, в основном в Англии. Первое время между Санкт-Петербургом и Царским селом составы тянули лошади и только по воскресеньям – паровозы. В 1838 году паровозы полностью заменили лошадей, а дорога была продлена до Павловска.
Дорога имела всего одну колею и только посередине маршрута раздваивалась – там вышедшие одновременно друг навстречу друг другу поезда и разъезжались. Именно такая конструкция стала причиной первой в истории России железнодорожной катастрофы: 11 августа 1841 года пьяный машинист проскочил место встречи и столкнулся со встречным поездом, погибло несколько десятков человек.
Долгое время дорога оставалось скорее развлечением, именно поэтому вначале паровозы пускали лишь в праздничный день – воскресенье. Пассажиров поражала скорость паровозов и их внешний вид. Но всего одна и не очень протяжённая дорога не могла изменить ситуацию с путями сообщения в России.
§ 11. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
◄§ 10. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I
Источник
расскажитье о роль транспорта в экономике.
Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.
В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства оценивается величиной порядка 15-20%. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Благоприятные тенденции в развитии транспорта проявляются в снижении транспортоемкости, являющейся мерой «пространственной» эффективности его функционирования, и повышении подвижности населения.
При этом главные функции транспортной системы остаются неизменными: транспорт обеспечивает единство национальных товарных рынков, взаимосвязь регионов, подвижность граждан. Масштабы, направления и стратегия его развития должны быть подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы транспорт стал фактором, сдерживающим экономический рост.
Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования средств производства и рабочей силы.
Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром состояния национальных и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он влияет на загрузку производственных мощностей, на формирование ВВП.
Источник
Ответы к вопросам по теме: § 11. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в из Окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 1 класс 1 часть
Вопросы по теме
Вопрос для работы с текстом параграфа
№1. Обьясните, почему на протяжении первой половины XIX в. кризис феодально-крепостнической системы проявлялся всё более явно.
Потому что на протяжении этого же периода в Европе всё более явно проявлялись плоды модернизации. Падали мировые цены на сельскохозяйственную продукцию, а также на другие товары, традиционно экспортные для России (например, чугун). Под воздействием мировых, падали цены и внутри страны. Потому прежние урожаи и другие источники доходов приносили всё меньше прибыли, увеличить доходы с имений, или хотя бы добиться прежнего их уровня без модернизации было сложно.
№2. Перечислите особенности промышленного переворота в России.
— в России промышленный переворот начался до исчезновения крепостного права и сословного деления общества;
— Россия догоняла европейские страны (как та же Пруссия), но при этом в отличии от той же Пруссии промышленный переворот не получил государственной поддержки;
— промышленный переворот в России мало стимулировал развитие науки потому что проходил в основном на основе иностранных технологий;
— в разных отраслях производства промышленный переворот проходил с разной скоростью, причём этот процесс отличался от такового в остальной Европе: начался переворот с хлопчатобумажной промышленности (в Англии, примеру – переворот также начался с текстиля), но машиностроение вплоть до начала ХХ века было слабо развито.
№3. В чём состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?
Главная идея состояла в привязке российского рубля к серебряному стандарту ради стабилизации финансовой системы. В условиях господства натурального хозяйства реформа принесла желаемые плоды, хотя укрепило лишь финансовую систему, а не экономику в целом.
№4. Какие принципиально новые черти появились в отечественной торговле во второй четверги XIX в.?
— строительство шоссейных дорог (которых, однако, не хватало);
— строительство железных дорог (правда, считанных);
— появление на речном транспорте пароходов (небольшого количества);
— появление первых магазинов.
Думаем, сравниваем, размышляем
№1. Объясните, почему в отношении государственных крестьян власть предпринимала более активные попытки реформ, нежели это было по отношению к помещичьим крестьянам.
Эти крестьяне государству и принадлежали, потому изменяя их положение правительство напрямую не ущемляло ни чьих прав. В то время как изменение положения крепостных крестьян могло бы отразиться на благосостоянии дворянства, которое Николай I считал главной опорой престола.
№2. Поразмышляйте, насколько действенными были меры предпринятые правительством в отношении государственных крестьян в 1830-1840-е гг.
С точки зрения самих крестьян эти меры мало изменили их положение, ведь большинство из них не ценило образования, медицинской помощи докторов (обходясь местными знахарями и советами соседей) и т. д. Некоторые из новшеств даже вызвали сопротивление, потому что вводили дополнительные сборы с крестьян. То, что средства собирались на нужды самих крестьян положения не изменило.
С точки зрения государственной пользы и с точки зрения ускорения модернизации реформы также практически ничего не дали, ведь крестьяне остались прикреплёнными к земли и связанными круговой порукой сельской общины – по-прежнему они не пополняли ряды наёмных рабочих.
№3. Поясните: почему наличие транспортных путей важно для активного развития экономики страны.
Важная составляющая капитализма – оборот товаров, денег и т. д. Предприниматель получает больше прибыли, если может чаще продавать свою продукцию, эта прибыль позволяет ему увеличивать производство, а также модернизировать его. Такой оборот требует хороших путей сообщения, потому что если на доставку каждой партии товара требуются месяцы, много его не продашь. Также пути сообщения в приличном состоянии нужны для получения вовремя сырья и всего остального для того, чтобы начать производство.
Все эти теоретические рассуждения подтверждаются практикой. Развитие промышленности и путей сообщений всегда идут в истории рука об руку. Именно на вторую половину XVIII века (время промышленного переворота) в Англии приходиться строительство большого количества каналов, а также дорог нового улучшенного типа. В России ускоренное развитие промышленности при Александре II сопровождалось бурным железнодорожным строительством.
№4. Привлекая дополнительную информацию, соберите материал о развитии промышленности в вашем регионе в XIX в. Напишите эссе (в тетради).
Новые производства при Николае I появлялись с трудом, а старые не модернизировались. Однако последнее не означало, что они останавливались.
Город Тула продолжал поставлять империи оружие. Причём его производил как сам завод, так и вольные мастера города (кустарные мастера).
Это производство процветало. На правление Николая I (а именно на 1830-е годы) приходится первое единовременное перевооружение армии. До этого оружие заменялось постепенно и по данным государственной инспекции ещё в Отечественную войну 1812 года некоторые, хотя и очень немногие полки были вооружены ещё фузеями времён Петра I. Но в 1830-е годы на вооружение многих стран мира стали принимать капсульные замки. По-прежнему все компоненты заряда закладывались отдельно, но поджигала основной заряд теперь гремучая ртуть, которая давала яркую вспышку просто от удара (сходный состав используется до сих пор, только теперь он заключён в задней части патрона). Причём эта вспышка проходила в запальное отверстие и поджигала основной заряд без открытой полки. Такая конструкция практически не давала осечек, в отличии от кремневого замка, и позволяла полностью закрыть полку и уменьшить зависимость от дождя и влажности воздуха, но её внедрение требовало в короткие сроки изготовить оружие для всей армии, потому что новая технология принципиально отличалась от старой и требовала другой конструкции замка.
Тульский завод и кустарные производства приняли активное участие в перевооружении. Правда, часть ружей и пистолетов было не сделано заново, а переделано из старых образцов, но для этого они всё равно проходили через завод или мастерскую. Может по всей стране промышленность переживала и не лучшие времена, но в Туле она процветала.
№5. Узнайте, привлекая Интернет и дополнительную литературу, о строительстве первой железной дороги в России Подготовьте краткое сообщение.
Царскосельская железная дорога была первой в Российской империи, перевозившей пассажиров. Она строилась начиная с 1836 года, первый участок сдан в эксплуатацию в 1837 году.
Догора построена благодаря влиянию графа Алексея Алексеевича Бобринского (сына незаконнорожденного сына Екатерины II), а во многом его жены Софьи Александровны (фрейлины и ближайшей подруги императрицы). Бобринский был главным держателем акций дороги. Также именно ему было выгодно, что другие дороги не строились и он обладал эксклюзивом.
Руководил строительством австрийский инженер Франц Герстнер. Большинство материалов от подвижного состава до железнодорожных стрелок закупалось за границей, в основном в Англии. Первое время между Санкт-Петербургом и Царским селом составы тянули лошади и только по воскресеньям – паровозы. В 1838 году паровозы полностью заменили лошадей, а дорога была продлена до Павловска.
Дорога имела всего одну колею и только посередине маршрута раздваивалась – там вышедшие одновременно друг навстречу друг другу поезда и разъезжались. Именно такая конструкция стала причиной первой в истории России железнодорожной катастрофы: 11 августа 1841 года пьяный машинист проскочил место встречи и столкнулся со встречным поездом, погибло несколько десятков человек.
Долгое время дорога оставалось скорее развлечением, именно поэтому вначале паровозы пускали лишь в праздничный день – воскресенье. Пассажиров поражала скорость паровозов и их внешний вид. Но всего одна и не очень протяжённая дорога не могла изменить ситуацию с путями сообщения в России.
Источник