Разоружение
Разоружение — это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Разоружение может включать ограничение и сокращение личного состава вооруженных сил, а также сокращение расходов на оборону. Правовые нормы, лежащие в основе таких мер, тесно связаны с нормами, регулирующими применение вооруженной силы в международных отношениях. Точно так же они связаны с нормами, регулирующими использование средств ведения войны сторонами в вооруженном конфликте. Разоружение может быть подкреплено смежными и дополнительными мерами, такими как демилитаризация и нейтрализация определенных территорий, а также мерами укрепления доверия.
Разоружение может осуществляться на основе согласованных договоренностей. Но также может быть проводится в ограниченном масштабе посредством односторонних актов, предпринимаемых одним государством или одновременно несколькими государствами при отсутствии официального соглашения (например, односторонние сокращения тактического ядерного оружия, объявленные президентами США, СССР, а затем и России соответственно 28 сентября 1991 г., 5 октября 1991 г. и 29 января 1992 г.).
Разоружение наиболее эффективно осуществляется на основе официальных соглашений. Что касается односторонних инициатив, то они носят политический характер, не обладают юридической силой и не предусматривают контроль за их соблюдением, а их нарушение не влечет за собой ответственность государства. Они могут создать атмосферу, благоприятствующую переговорам о согласованных договорных нормах, или могут стать основой для таких норм. Однако государство, которое принимает такие обязательства в одностороннем порядке, может аналогичным образом в одностороннем порядке отказаться от них без юридических последствий (так поступила КНДР, в 2000 г. установив, а в 2006 г. отменив мораторий на испытательные пуски баллистических ракет).
Наряду с термином «разоружение» в международно-правовой практике применяется термин «контроль над вооружениями», под которым понимаются меры по ограничению развертывания вооруженных сил и вооружений, иной военной деятельности как на собственной территории, так и за ее пределами в целях устранения или уменьшения опасности возникновения вооруженного конфликта.
История разоружения
Хотя количество договоров о разоружении и контроле над вооружениями существенно увеличилось во второй половине XX века, такие договоры заключались и раньше. Одним из самых известных примеров является остающееся в силе с начала XIX века соглашение, касающееся ограничения и сокращения военно-морских сил на Великих американских озерах, которое было заключено путем обмена нотами между исполняющим обязанности государственного секретаря США и полномочным министром Великобритании в 1817 г. (Договор Раша – Багота).
Две Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг. оставили после себя важное и содержательное нормативное наследие. Хотя большинство разоруженческих целей конференциями так не были достигнуты, на них все-таки были приняты несколько конвенций и обладающих юридической силой деклараций. Большинство из них относится к международному гуманитарному праву, поскольку направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничивают средства ведения войны. Однако некоторые соглашения по своему охвату приближаются к мерам, свойственным контролю над вооружениями и разоружению. Наиболее известное из этих соглашений – действующий Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. (Женевский протокол). Этот договор, к принятию которого подтолкнули ужасающие последствия применения химического оружия в ходе Первой мировой войны, дополнил Гаагские конвенции 1907 г.
В период между двумя мировыми войнами заключены договоры, предусматривающие значительные меры разоружения: Вашингтонский договор об ограничении военно-морских вооружений 1922 г. и Лондонский договор о сокращении и ограничении военно-морских вооружений 1930 г. Однако эти внушительные по замыслу и концепции договоры действовали недолго, не в полной мере и своих целей не достигли.
Не достигла своих уставных целей и Лига Наций, провозгласившая, что «сохранение мира требует ограничение национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением». Пытаясь актуализировать идеологию разоружения, в 1932 г. Лиги все-таки удалось созвать Конференцию по сокращению и ограничению вооружений, однако переговоры полностью провалились.
После Второй мировой войны идея всеобъемлющего разоружения стала активно продвигаться как в виде политических деклараций, так и инициатив во вновьобразованных международных институтах. Резолюция ГА ООН 1959 г. «О всеобщем и полном разоружении» призвала государства добиваться осуществления разоружения в его наиболее радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Эти идеи получили развитие в декларациях ООН, провозгласивших три десятилетия разоружения (1970, 1980, 1990-е годы), в Заключительном документе 1978 г. X специальной сессии ГА ООН, посвященной разоружению. В них принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем был обозначен как высшая цель в деле достижения мира и безопасности.
Источники права разоружения
Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1, статьи 11 Устава относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности».
Общепризнанного и универсального обязательства разоружиться в современном международном праве не существует. Международный Суд в своем решении 1986 г. по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против США) отметил, что «в международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенных государств может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения».
Суть общего обязательства в отношении разоружения отражена в ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО) и заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».
Основными источниками норм, регулирующих разоружение, являются международные договоры. Они могут быть универсальными (например, ДНЯО), региональными (например, Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии 2006 г.) или двусторонними (например, Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений [СНВ III] 2010 г.). Договоры, регулирующие разоружение, можно также классифицировать и по их целям и объекту: договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям.
Предмет регулирования
К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Суть частичных мер заключается в запрещении и ликвидации отдельных видов оружия, запрещении их производства, накопления, развертывания и применения, ограничении некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужении возможности качественного совершенствования оружия, сокращении сферы или районов размещения различных видов вооружений.
Оружие массового уничтожения (ОМУ)
Наиболее развит комплекс норм, относящихся к ОМУ. В соответствии с определением, выработанным ООН еще в 1948 г., ОМУ «должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием». Впоследствии это определение было подтверждено практикой ООН.
Ядерное оружие
Действующие международное право запрещает испытывать ядерное оружие в атмосфере, космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Запрет станет полным, когда (и если) вступит в силу Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены:
- в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.);
- на Луне и других небесных телах (Договор по космосу 1967 г.);
- на морском дне и в его недрах (Договор по морскому дну 1971 г.);
- в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко 1967 г.);
- в южной части Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.);
- в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор 1995 г.);
- в Африке (Пелиндабский договор 1996 г.);
- в Центральной Азии (Семипалатинский договор 2006 г.).
Существующие нормы ДНЯО направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо государством помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия как государство-правопреемник СССР, Великобритания, Франция и Китай). Эти меры усилены специальными запретами на приобретение, производство или владение ядерным оружием, действующими в отношении Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии (мирные договоры 1947 г.), Австрии (Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии 1955 г. ) и любым ОМУ — в отношении Германии (Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.).
Химическое и биологическое оружие
Химическое оружие как средство ведения войны, начиная с 1925 г., признано противозаконным (Женевский протокол). В 1993 г была принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, призванная запретить и полностью уничтожить этот вид оружия массового уничтожения. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.
Биологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом: его нельзя не только применять на войне, но и разрабатывать, производить и накапливать, а запасы подлежат уничтожению (Конвенция о биологическом оружии 1972 г.). Однако отсутствие механизма проверок ограничивает эффективность выполнения положений Конвенции.
Обычные вооружения
Полные запреты в отношении отдельных видов обычного оружия предусмотрены Конвенцией о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. и Конвенцией о кассетных боеприпасах 2008 г.
На стыке норм, регулирующих разоружение, и норм международного гуманитарного права находится Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные провреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. и пять протоколов к ней (о запрещении применения оружия, поражающего необнаруживаемыми осколками, ряда видов мин, зажигательного оружия, ослепляющих лазеров). Некоторые меры, предусмотренные этими документами, устанавливают полный запрет на использование отдельных видов оружия, что приравнивает их к разоружению.
Растущую актуальность приобретает усиление контроля за распространением легкого и стрелкового оружия. В этой области ряд рекомендаций и правил, не имеющих свойства юридических обязательств, выработан в рамках ООН и других организаций.
Режимы нераспространения
Под режимами нераспространения понимается системы международных соглашений, норм и иных договоренностей, направленных на противодействие незаконному распространению конкретных видов вооружения. В совокупности режимы являются всеобъемлющими и направлены на устранение основных угроз безопасности, включая ядерное оружие (Группа ядерных поставщиков), химическое и биологическое оружие (Австралийская группа), системы доставки (Режим контроля за ракетными технологиями) и обычные вооружения (Вассенаарские договоренности).
Группа ядерных поставщиков (ГЯП) — международное объединение, созданное в 1974 г. с целью ограничения риска распространения ядерного вооружения путем установления контроля за экспортом ключевых материалов, оборудования и технологий. ГЯП не является международной организацией, не имеет устава, секретариата и общего бюджета. Группой были согласованы и приняты всеми участниками два свода правил: Руководящие принципы ядерного экспорта и Руководящие принципы экспорта товаров и технологий двойного назначения, которые должны выполняться государствами-членами на основе национального законодательства. В настоящее время членами ГЯП являются 48 государств (в т.ч. и Россия, которая является одним из основателей Группы).
Австралийская группа, образованная в 1985 г., является неформальным форумом государств, которые путем согласования правил экспортного контроля стремятся не допустить, чтобы экспортная торговля способствовала разработке и распространению химического и биологического оружия. Сегодня в Австралийскую группу входит 43 государства-участника.
Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) — это неофициальная и добровольная ассоциация стран, основанная в 1987 г. с целью контроля за экспортом систем и технологий доставки оружия массового поражения. РКРТ стремится ограничить риски распространения оружия массового уничтожения путем контроля над экспортом товаров и технологий, которые могут быть использованы в системах доставки такого оружия. РКРТ уделяет особое внимание ракетам и беспилотным летательным аппаратам способных доставлять полезный груз массой 500 кг и более на расстояние не менее 300 км, а также на оборудовании, программном обеспечении и технологиях для таких систем. В настоящее время РКРТ объединяет 35 государств, Россия присоединилась к нему в 1995 г.
Вассенаарские договоренности — соглашение, заключённое в июле-декабре 1996 года в городе Вассенаар (Нидерланды) 33 странами, для содействия повешению региональной и международной безопасности и стабильности посредством продвижения транспарентности и большей ответственности при передачах обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, тем самым предотвращая дестабилизирующие накопления. Задачей ставится недопущение попадания такой продукции в руки террористов. По состоянию на февраль 2018 г. участниками этого многостороннего режима являются 42 государства.
Демилитаризация и нейтрализация
Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризаций и (или) нейтрализации территории.
Демилитаризация — международно-правовой режим определенной территории или пространственной сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Эта мера предполагает ликвидацию в данном районе военных укреплений и сооружений и запрет содержать там вооруженные силы.
Нейтрализация — договорно установленный запрет на использование какой-либо территории в военных целях, в т. ч. ведения военных действий, возведения военных объектов и укреплений, размещения вооруженных сил. Цель нейтрализации — предотвращение развязывания войны в данном районе или из него либо, если военные действия где-то поблизости не удалось предотвратить, изъятие такого района из театра военных действий.
Одним из наиболее значительных примеров демилитаризации и нейтрализации обширного района Земли является Антарктика. Частичная демилитаризация в отношении всех видов ОМУ достигнута применительно к морскому дну, где запрещено устанавливать и размещать такое оружие. Конкретные договорно-правовые меры направлены на полную или частичную ядерную демилитаризацию и нейтрализацию Латинской Америки, Карибского бассейна, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Африки и Центральной Азии, иначе говоря, на создание там безъядерных зон.
Меры по укреплению доверия и безопасности
К ограничению вооружений и разоружению примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, которые в общем плане можно определить как специальные, договорным или иным образом обусловленные меры, направленные на снижение уровня противоречий, обеспокоенности и недоверия между сторонами конфликта посредством достижения транспарентности в том, что касается военного потенциала и намерений сторон, а также посредством поддержки предсказуемого поведения при использовании силы и политических действий. Такие меры не являются мерами реального разоружения и не подменяют их, но принимаемые сами по себе или в качестве сопутствующих мер создают благоприятные условия для открытия переговоров или способствуют прогрессу на уже ведущихся.
Меры по укреплению доверия и безопасности предназначены для создания у каждой из сторон уверенности в том, что противоположная сторона не готовит никаких агрессивных военных действий, предоставляя при этом достаточные средства, методы и инструменты контроля, способные исключить взаимное недоверие и разногласия по отношению к событиям, которые могут быть двусмысленно интерпретированы, а также по отношению к угрозам и рискам, которые могли бы перерасти в вооруженное противостояние. В то же время, данный комплекс мер предоставляет платформу для создания постоянных отношений и обмена мнениями, что в свою очередь может способствовать и поддержать политический диалог между сторонами.
Источник