- Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
- Главная > Документ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практическая работа № 1 «Сравнительна оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» (10 класс)
- Практическая работа на тему:Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
- Практическая работа №1. География 10 класс » Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.»
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15—59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Работа выполняется по вариантам. По усмотрению учителя могут сравниваться две и более стран, в том числе те, для которых данные расчетов уже представлены в таблице 1.
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста:
100 % — (15 + 21) % = 64 %;
б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН:
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы (если они отсутствуют) доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
3. Отметьте причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран:
4. Используя диаграмму задания 2 и нижеприведенную диаграмму, сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН одной из сравниваемых стран. Отметьте причины, влияющие на долю ЭАН, характерные для этой страны:
а) высокий уровень развития экономики;
б) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
в) низкий уровень развития экономики;
г) высокая доля населения среднего возраста;
д) высокий уровень безработицы.
5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу 3 для сравниваемых стран (по образцу).
6. Впишите недостающие звенья в цепочку причинно-следственных связей:
Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
7. Назовите страны с наибольшей долей ЭАН, занятого:
а) в сельском хозяйстве;
б) в промышленности;
в) в непроизводственной сфере.
8. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах
хозяйства (в первую очередь в сельском), различают аграрные,
индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Заполните таблицу 4 (по образцу), используя дополнительные данные.
9. Отметьте правильное(ые) логическое(ие) выражение(я):
Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, уровнем экономического развития страны и ее типом.
Источник
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rab_no_1_10_klass.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста: 100% — (15+21)% = 64%;
б) разницы между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: (64-53)% = 11%.
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
100% — все население страны
58% — средний мировой показатель доли населения среднего возраста (15-59 лет)
Доля населения среднего возраста: средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
3. Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами?
Укажите причины , обусловившие в этой стране более высокую долю населения трудоспособного возраста
Доля населения среднего возраста (на середину 1990-х гг.): средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения (%)
Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭА Н
Источник
Практическая работа № 1 «Сравнительна оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» (10 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
— п ровести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,
— развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы;
— воспитывать ответственность за полученный результат.
Оборудование : политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Трудовые ресурсы – это все люди трудоспособного возраста (за исключением инвалидов и других людей, неспособных к труду) и работающие, которые старше или младше трудоспособного возраста.
Среднемировой показатель возраста трудоспособного населения: 15 – 64 года
Средний мировой показатель людей трудоспособного возраста – 64%
Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения, которая работает в хозяйственном комплексе страны (занятое население) или ищет работу (безработные).
Безработица – превышение количества желающих работать над количеством рабочих мест.
Безработные – это лица трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имеют работы, занимаются ее поисками и готовы приступить к ней.
Задание № 1. Используя данные таблицы 1, р ассчитайте долю населения стран в возрасте 15—64 года, которая составляет основу трудовых ресурсов государства, а также разницу между долей трудоспособного населения и долей ЭАН (по образцу). При выполнении задания необходимо выбрать 3 страны, которые отличаются уровнем экономического развития (развитая, развивающаяся, с переходной экономикой).
1.1. Доля населения стран в возрасте 15—64 года
Пример расчета для Японии:100 % — (13,11 + 26,59 %) = 60,3 %;
— В странах какого типа доля населения трудоспособного возраста выше?
— Почему, какие факторы влияют?
1.2. Разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН:
Пример расчета для Японии:(60,3-52)% = 7,7%.
В скобках (цифрами) после расчета задания 1.2. отметьте причины, влияющие на долю ЭАН:
1) высокий уровень развития экономики;
2) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
3) низкий уровень развития экономики;
4) высокая доля населения среднего возраста;
5) высокий уровень безработицы,
6) другое (написать)
— В странах какого типа р азница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН больше/ меньше ?
— Почему, какие факторы влияют?
Население в возрасте 0-14 лет, %
Население в возрасте 15-64 г.,%
Население в возрасте свыше 65 лет, %
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения, %
Разница между долей населения в возрасте 15-64 года и долей ЭАН
Источник
Практическая работа на тему:Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира .
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности .
Оборудование : политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы .
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 17 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.
Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.
Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
Часть ЭАН к общей численности населения
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН
Источник
Практическая работа №1. География 10 класс » Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.»
Практическая работа 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности .
Оборудование : политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы .
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 17 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.
Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.
Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
Часть ЭАН к общей численности населения
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН
Источник