Практическая работа типология стран по уровню социально экономического развития

Типология стран мира по уровню социально-экономического развития(практическая работа)

ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ

Цель: Овладение методикой расчета уровней социально-экономического развития стран с помощью метода ранжирования

Оборудование: настенная политическая карта мира; географические атласы для 10 кл.; калькуляторы

I. Типология стран мира и показатели уровня их развития

Типология – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития.

Согласно типологии ООН, страны мира делятся на две большие группы – экономически (промышленно) развитые и развивающиеся.

В основу типологии положен ряд показателей, позволяющих выявить сходство отдельных стран по уровню социально-экономического развития. В данном задании мы оперируем следующими:

валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, дающий представление о распределении произведенного богатства между населением страны;

структура ВВП (соотношение важнейших секторов экономики – сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг);

— средняя ожидаемая продолжительность жизни.

По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между отдельными странами.

II. Знакомство с методикой расчета уровней социально-экономического развития с помощью метода ранжирования

III. Расчеты показателей уровня социально-экономического развития отдельных стран с помощью метода ранжирования

Для сравнения разнотипных показателей используется методика ранжирования, т. е. нахождение рангов всех показателей и сопоставление не самих показателей, а их рангов.

Из шести стран выявить страны со сходным уровнем социально-экономического развития. Для изучения предлагаются следующие страны: Болгария, Гаити, Россия, США, Уганда, Швейцария. Необходимо разбить эти страны на 3 группы – высокого, среднего и низкого уровня социально-экономического развития. Значит, каждый показатель будем ранжировать по трехбалльной шкале.

Используя в качестве исходных данные таблицы 1 «Показатели социально-экономического развития отдельных стран», рассчитайте ранги стран по каждому из показателей – от 1 до 3.

Интервалы, в которые должна попасть каждая из стран, рассчитываются по формуле:

где max — максимальное значение показателя,

min — минимальное значение показателя,

Страны, в зависимости от того, в каком промежутке находится их показатель, получают соответствующий ранг и относятся к следующим группам:

ВВП на душу населения.

Max — 37800, min – 1440,

Х= (37800-1440) / 3= 12120

1 ранг — от 1440 до 1440+12120, т. е. интервал от 1440 до 13560 (у)

2 ранг — от 13560 до 13560+12120, т. е. интервал от 13560 до 25680 (z)

3 ранг – от 25680 до 37800 .

Первый ранг присваиваем Болгарии, Гаити, России, Уганде,

Второй ранг не получает ни одного государство,

Третий ранг присваиваем США и Швейцарии.

Аналогичным образом рассчитываются ранги стран по показателям: доля сельского хозяйства в ВВП, доля промышленности в ВВП, доля сферы услуг в ВВП, средняя ожидаемая продолжительность жизни

Показатели социально-экономического развития некоторых стран, 2003 г.

Источник

Практическая работа по теме «Типология стран современного мира» 10 класс

Практическая работа №1

Тема: Типы стран современного мира.

Цели: закрепление знаниий по классификации стран (по форме правления и административно-территориальному устройству), развитие умения работы с картой .

Оборудование: учебник, политическая карта мира.

По политической карте мира определить страны, имеющие наименьшее (наибольшее) число стран-соседей.

Подпишите флаги государств, используя форзац учебника:

Используя форзац учебника, составьте таблицу «Государственный строй стран мира».

Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам мира.

Сделайте анализ ПГП одной из стран мира (на выбор) по плану:

Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица).

Вид страны по географическому положению.

В каких экономических, политических и военных блоках состоит.

С какими странами и где граничит.

Выделите среди соседних стран союзные, враждебные и нейтральные государства.

Обозначьте «горячие точки», которые потенциально или реально угрожают безопасности страны.

Вывод о политико-географическом положении страны.

Номер материала: ДБ-762125

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Практическая работа по географии «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития

«Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития»

Цель: сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире.

Задачи практической работы: 1.Сформировать навык ориентирования на политической карте мира, использования тематических карт, текста учебника, содержащих информацию о социально-экономическом статусе государства, форме государственного правления и территориального устройства 2.Продолжить развитие умений фиксации полученных результатов, а также их обобщения в виде краткого вывода.

Оборудование: учебник Е.В.Баранчикова «География», учебник Максаковский В.П География, 10 кл)

Задание 1. изучив пар.1.2. (Учебник Е.В Баранчиков География для профессий и специальностей социально-экономического профиля, стр.13) отобразить в виде схемы типологию развитых стран по уровню социально – экономического развития. ( привести примеры стран)

Задание 2. Изучите пар. 1.2. (Учебник Е.В Баранчиков География для профессий и специальностей социально-экономического профиля, стр.13) отобразите в виде схемы типологию развивающихся стран по уровню социально – экономического развития. (привести примеры стран)

1. Выписать значение термина – транснациональные корпорации, оффшорная зона

Транснациональные корпорации (ТНК) – это…..

Задание 4. Составьте систематизирующую таблицу . На основе «визитной карточки стран»- форзац учебника заполните таблицу. (учебник Максаковский В.П География, 10 кл)

«Государственный строй стран мира»

Сделайте вывод: Наиболее распространена ______________ форма правления.По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство государств являются ________________________

Практическая работа по географии, для студентов 1 курса СПО. Помогает сформировать представление о разнообразии современного мира, о существующей классификации стран в мире. Данная практическая работа направлена на использование учебников, как источника географической информации, составление схем, тематических таблиц.

Номер материала: ДБ-389358

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по теме «Типология стран»

Данная разработка предназначена для учащихся 10 класса . В ней представлены разные типы классификации государств: по географическому положению, по численности населения, по уровню социально-экономического развития. даётся расшифровка понятия ВВП на душу населения, перечислены страны с высоким и низким уровнем ВВП. В конспекте представлены разные задания по проверке знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Типология стран»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саконская средняя школа»

Открытый урок по географии в 10 классе

Тема: Типология государств по уровню социально-экономического развития.

МБОУ Саконской СШ

23 ноября 2017г.

Открытый урок по географии в 10 классе по теме «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»

Образовательные цели урока:

сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой, страны с командно-централизованной экономикой)

сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

Развивающие цели урока:

способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,

развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Воспитательные цели урока:

продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения

слушать и работать в заданном режиме.

Тип урока: комбинированный

Словесные, наглядные, метод проблемного обучения, практические методы, метод контроля, метод исследования, частично-поисковый.

Основная направленность урока: системно- деятельностный подход

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал ,атлас, политическая карта мира.

1. Организационный момент 1-2 мин.

2. Проверка домашнего задания10 мин

3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин

4. Изучение нового материала 15 мин.

5. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.

6. Подведение итогов урока 3 мин.

7. Сообщение домашнего задания и инструктаж 2 мин.

1. Организационный этап.

Приветствие учителя, проверяется готовность к уроку.

2. Мотивационная установка урока.

Эпиграф к уроку: Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Учитель: Ребята как вы думаете, о чём говорит автор в этом стихотворении? Попробуйте связать это с нашей темой. (ответ детей)

3. Повторение домашнего материала.(15 мин)

Учитель:Мы уже познакомились с многообразием стран современного мира, некоторыми признаками классификации. Сейчас мы немного повторим этот материал. Для начала скажите, что такое суверенное государство?
Ученики: независимое

Учитель: Какие признаки классификации государств вы знаете?

Ученики: по площади

Учитель: как различаются страны по площади?

Ученик отвечает у карты, показывает страны.

По величине территории

Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан

Франция, ФРГ, Парагвай, Ангола, Ливия, Иран, Пакистан

Дания, Чехия, Греция, ОАЭ, Сирия, Тунис, Конго, Габон, Лаос, Чили

Люксембург, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн

Учитель: Как различаются страны по численности населения?

Ученик отвечает у карты:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония

Украина, Франция, Польша, Италия, Филиппины, Ирак, Мексика, Венесуэла

Норвегия, Швеция, Кувейт, Монголия, Тунис, Боливия

Монако, Сан-Марино, Науру, Ватикан, Маврикий, Барбадос

Учитель: Как различаются государства по географическому положению:

Ученик отвечает у карты:

Не имеют выход к морю

Имеют выход к морю

По географическому положению

Монголия, Парагвай, Австрия, Непал

Бразилия, Мексика, Канада, Саудовская Аравия, Швеция

Италия, Индия, Республика Корея

Мадагаскар, Великобритания, Исландия

Япония, Индонезия, Филиппины

Задание классу: сгруппируйте страны по разным основаниям. Состав действий:

1. Выделить признак.

2. Подобрать страны по данному признаку

Страны: Россия, Чад, Монголия, Япония, Люксембург, Куба, Китай, США, Норвегия, Филиппины, Индия, Италия, Андорра, Индонезия.

4. Изучение нового материала

Учитель: Итак, ребята, мы рассмотрели немало признаков классификации стран. А какой,самый главный, критерий нам предстоит сегодня изучить?

— Уровень социально-экономического развития.

Учитель: Верно. Тема сегодняшнего урока «Типология стран по уровню социально-экономического развития».(записывают тему).

Учитель: на сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с классификацией стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой, страны с командно-централизованной экономикой)

сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

А вот основными показателями уровня социально-экономического развития являются:

1.ВВП на душу населения

2.Доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП.

3.Уровень образования населения

4. Продолжительность жизни.

(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития.

(ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет:Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель: Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

(выступление учащегося с сообщением об ИЧР)

ВВП – сумма всех благ, произведенных на территории страны за год на душу населения, ИЧР — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

Показатели ИЧР стран мира Показатели ВВП стран мира 2010

Норвегия 0,943

Новая Зеландия 0.908

Республика Корея 0.897

По данным показателям все страны мира делятся на три группы: экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран с рыночной экономикой Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить три подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

группа стран с переходной экономикой.

С планово-централизованной экономикой.

Для этого каждая группа на листе бумаги оформляет тезисы или типичные характеристики каждого типа стран

1 группа – экономически развитые страны

2 группа – развивающиеся

3 группа – страны с переходной экономикой

Слушаем выступления групп

Экономически развитые страны: высокие показатели выпуска высокотехнологичной промышленной продукции, являются крупными центрами финансов и экономики; политическая стабильность; высокие показатели ВВП; высокое качество жизни; велика доля экспорта

Развивающиеся страны: низкий показатель ВВП, доля обрабатывающих отраслей низка; зависимость экономики от сельского хозяйства – отстающие в развитии страны. Страны НИС имеют иные общие черты: быстрый рост производительности труда, перестройка экономики, повышение уровня жизни людей. Страны ОПЭК в последнее десятилетие демонстрируют значительный рывок в развитии и находятся на высоких позициях по некоторым показателям

Страны с переходной экономикой: структура хозяйства с преобладанием добывающих отраслей промышленности; спад производства во всех отраслях экономики; экономические реформы разрушают авторитарную политическую систему, но не меняют реальную картину развития хозяйства в странах.

I группа выступает с темой «Развитые страны»

(Один человек работает со схемой на интерактивной доске, другой показывает страны на политической карте, третий схематично наносит на контур мира).

Развитые страны – это страны, которые достигли своего социально-экономического уровня. Их роль велика в мировой экономике, политике. У них высокий уровень производительности труда, жизни населения. Выделяют:

1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония)

2. Страны Западной Европы с традиционной рыночной экономикой. Их развитие связано со спецификой отраслевой структуры экономики (выпуск «патентной» высокотехнологичной продукции), с повышенной долей транспортного обслуживания больших стран, туризма, научно-исследовательских центров и др.

К таким странам относятся Австрия, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия…

3. Внеевропейские страны: бывшие доминионы Великобритании – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Также сюда относится Израиль.

II группа выступает с темой «Развивающиеся страны»

Один человек работает со схемой на интерактивной доске, другой показывает страны на политической карте, третий схематично наносит на контур мира.

Развивающиеся страны – страны, находящиеся в системе рыночной экономики и отличающиеся либо средним, либо высоким в отдельных сферах экономики, показывающих социально-экономическое развитие.

1. Новые индустриальные страны (НИС). Их особенности в том, что в прошлом они были сырьевыми придатками высокоразвитых стран Запада. У этих стран достаточно высокие темпы экономического прироста, специализирующихся на производстве высокотехнологичных товаров и до 80% осуществляется экспорт продукции.

Выделяют «азиатские тигры» — страны первой волны Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг.

«Азиатские драконы» — страны второй волны Малайзия, Таиланд, Индонезия

2. Страны нефтеэкспортеры, входящие в международную организацию ОПЕК, созданная в 1960 году для стабилизации цен на нефть.

Входят 12 стран: Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, Эквадор, Венесуэла, Нигерия, Ангола (вступила в организацию в 2007)

В состав ОПЕК входила Индонезия с 1962 по 2008 год, но вышла из организации, так как начала импортировать нефть. Если она займется экспортом нефти, то, скорее всего, вернется обратно.

3. Страны «квартиросдатчики» или страны-«отели», которые получили свое развитие за счет туризма, транзита, плантационного хозяйства и т.д. Например, это страны Карибского региона, где существует политическая стабильность и либерализм экономического законодательства.

4. «Ключевые» страны. Это страны, обладающие высоким природно-ресурсным и людским потенциалом, следовательно, возможностями для экономического роста. Это Бразилия, Индия, Мексика.

6.Бедней­шие страны, которые имеют очень низкий доход на одного жителя (1-2 долл. в сутки) и испытывают постоянную потребность во вне­шней помощи для решения своих социально-экономических проблем. Для них характерны:

широкое распространение родоплеменных и натуральных отно­шений, архаичных форм хозяйства, значительная роль религии и тра­диций;

низкая доля обрабатывающей промышленности, отсталость тех­нологий и примитивность орудий труда, высокая доля ручного труда;

высокий уровень неграмотности взрослого населения, большая доля голодающих и живущих в условиях обнищания, лишенных нор­мального медицинского обслуживания и доступа к полноценному обра­зованию.

Основная часть из более 40 наименее развитых стран располагает­ся в Африке (Чад, Эфиопия), частично в Азии (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мьянма) и Океании (Вануату, Кирибати).

III группа выступает с темой «Страны с переходной экономикой»

Это бывшие социалистические страны, строящие основы рыночной экономики и отличающиеся средними мировыми показателями социально-экономического развития.

1. Страны, образовавшиеся после распада СССР, в том числе и Россия. 15 бывших республик: Страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Однако здесь есть страны которые находятся в крайне тяжелом экономическом положении и их уже можно отнести к слаборазвитым странам (Таджикистан)

2. Страны Европы, так называемого социалистического лагеря. Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Польша, Болгария, Страны бывшей Югославии (Балканского полуострова).

Статус «страны с плановой централизованной экономикой»(соци­алистической страны) сохранило незначительное количество госу­дарств современного мира: Китайская Народная Республика (КНР), Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Корейская Народ­но-Демократическая Республика (КНДР), Республика Куба. Китай и Вьетнам, формально сохраняя социалистический строй, фактически создали смешанные экономические системы, в которых значительное распространение получили рыночные элементы и отношения. Их эко­номические системы часто называют «рыночным социализмом».

Не следует забывать о том, что созданные в определённый период классификации и типологии являются динамичными образованиями, отражающими экономическое и социальное развитие государств. С течением времени отдельные страны перемещаются из одного типа в другой, появляются новые их группы, меняется социально-экономическая и политическая сущность государственных образований, что находит своё отражение в новых теоретических разработках.

Игра: Что лишнее? Почему?

Великобритания, США, Франция, Чили, Япония – большая 7

Китай, Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Иран — ОПЕК

Руанда, Эфиопия, Бразилия, Бангладеш, Чад — беднейшие

Швеция, Израиль, Мьянма, Бельгия, Австрия — высокоразвитые

Юж.Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг , Австралия – НИС

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

2)Мексика и Бразилия

4)Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

2)Мексика и Бразилия

4)Франция и Италия

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

2)Мексика и Боливия

4)Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1)Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3)Индонезия и Перу

4)Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1)Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3)Аргентина и Перу

4)Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

3)Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

1 вариант – 1-2; 2-1; 3-1; 4-1; 5-4

2 вариант — 1-1; 2-4; 3-1; 4-4; 5-2

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны – получили

оценку пять, прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – и вы получили четыре –

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – получили три — желтые листочки.

Домашнее задание : параграф 22, повторить карту, на контурной карте отметить страны «большой семёрки» и «новые индустриальные страны»

Все учащиеся, которые выступали с сообщениями у карты получили оценку «5».

Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:

Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, . Затем государства ранжируются на основе этого показателя (см. ниже таблицу по странам). Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:

Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

Страны с высоким уровнем ИЧР.

Страны со средним уровнем ИЧР.

Страны с низким уровнем ИЧР.

В 1990 году ООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В изданиях доклада традиционно содержится информация об Индексе человеческого развития, который ежегодно рассчитывается группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Индекс человеческого развития был разработан пакистанским экономистом Махбубомуль-Хаком (Mahbubul-Haq) в 1990 году и используется ООН как альтернативный показатель общественного прогресса, в противоположность чисто экономическим оценкам. Исходная идея исследования заключалась в следующем: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве государств.

Уровень жизни населения мира и отдельных стран

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимы­ми материальными и духовными благами, а также степень удовлет­ворения потребностей людей в этих благах (по сравнению с научно обоснованными нормами или с другими странами). Он характеризу­ется величиной доходов населения, количеством потребляемых мате­риальных благ, обеспеченностью жильем и его качеством, объемом и качеством рекреационных и транспортных услуг, уровнем развития системы образования и здравоохранения, величиной пенсий, стипен­дий, пособий на детей, состоянием окружающей среды.

Об уровне жизни можно судить по наличию у населения предметов длительного пользования (телевизоров, компьютеров, видеомагнито­фонов, пылесосов, холодильников, легковых автомобилей). По этому показателю лидируют высокоразвитые страны. Например, в 2008 г. на 100 жителей США приходилось более 120 автомобилей, в то время как на 100 жителей Киргизии — 32, Украины — 35, России — 44. На 100 жителей США приходится более 250 телевизоров, России — более 150, а Киргизии — лишь 35.

Население развитых стран тратит значительно меньше средств на продукты питания и существенно больше на приобретение товаров длительного пользования и услуг. Например, в 2008 г. доля затрат на питание в Армении, Азербайджане, Таджикистане превышала 50% общих расходов населения. Аналогичный показатель в Великобрита­нии, США, Канаде, Дании, Нидерландах, Швеции не превышал 10%.

Неравенство в распределении доходов приводит к тому, что во всех странах имеется определенная численность бедного населения. К нему относят население, доходы которого ниже величины прожиточ­ного минимума. МВФ относит к бедному населению людей, реальный доход которых не превышает 1 долл. на человека в день, Всемирный банк — 2 долл.

Больше всего бедняков в Африке (Гвинее-Бисау, Замбии, Зимбабве, Кении, Лесото, Мадагаскаре, Мали, Непале, Нигере, Сенегале, Уганде, ЦАР) и Южной Азии (Индии, Бангладеш, Пакистане, Шри-Ланке).

Для стран с наименее низким уровнем развития и жизни разра­батываются специальные программы по оказанию гуманитарной помо­щи, созданию предприятий, поддержке отдельных отраслей. Беднейшие страны также пользуются различными льготами при получении иност­ранных кредитов, экспорте продукции в развитые страны.

Источник

Читайте также:  Туризм страны активного отдыха
Оцените статью