Методические рекомендации организации и проведение экскурсии, целевых прогулок в ДОУ для педагогов.
консультация на тему
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekom_ekskur.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов
Подготовила и провела консультацию: Жигмитова Л.Н.
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
Во время экскурсий у детей формируются представления о родной природе. У детей осуществляется сенсорное развитие через знакомство со всем богатством природных красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше ребенок познает природу, тем лучше идут его мыслительные процессы, формируется воображение, эстетические чувства.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Экскурсии за пределами ДОУ. Такие экскурсии позволяют детям познакомиться с объектами и явлениями природы в естественной обстановке.
Организация и методика проведения экскурсий
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
1. природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,
2. экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).
Природоведческие экскурсии – проводятся в разные времена года с целью изучения сезонных изменений в природе, происходящие в природе. К таким экскурсиям воспитателю надо тщательно подготовиться, ведь провести экскурсию намного сложнее, чем простое занятие в группе.
Подготовка воспитателя: сначала надо определить цели и задачи экскурсии. Экскурсия проводится в соответствии с изучаемой программой, возрастной группой и особенностей окружающей местности, в которой проживаете. Место для экскурсии выбирается интересное, там не должно быть предметов, которые бы отвлекали детей от намеченной цели. Естественно экскурсия должна отвечать теме недели, которая изучается детьми, и быть в пешей доступности от детского сада. Воспитателю необходимо учитывать физические особенности детей при расчете расстояния до места экскурсии. Для средней группы расстояние до места наблюдения должно составлять не более 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. Предварительно воспитатель за день или два осматривает место проведения экскурсии. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Чтобы разнообразить маршрут экскурсии и сделать его более интересным для детей, воспитатель готовит стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны иметь представление о том, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Вместе с воспитателем дети повторяют правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах.
Особое внимание надо уделить одежде детей. Одежда должна быть удобной, дети должны быть одеты по погоде.
Воспитатель вместе с детьми заранее готовит экскурсионного снаряжение и оборудование для собранного материала на экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Все это можно менять местами в зависимости от цели экскурсии.
Как только дети оказались на месте наблюдения, воспитатель кратко напоминает о целях и задачах экскурсии. Предлагает детям осмотреть территорию наблюдения. Коллективное наблюдение помогает детям решить все основные задачи экскурсии. Дети вместе с воспитателем выделяют главные признаки предметов и явлений, которые они наблюдают при помощи ответов на вопросы воспитателя, отгадывания загадок, сравнения признаков, игр, рассказов и пояснений воспитателя.
Беседы и логические задачи активизируют познавательную активность детей. Воспитатель может во время экскурсии задавать разные вопросы, например: «Чем береза в лесу похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Вопросы следует задавать такие, которые вызывают эмоции у детей. Важно обращать внимание детей не только на объекты живой и неживой природы, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, учиться находить взаимосвязь между ними, научиться правильно строить логические цепочки.
С детьми важно проводить дидактические игры во время экскурсий. Можно поиграть в такие игры как: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.
Проведение экологических акций расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий можно развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Таким образом, дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
По окончании основной части рекомендуется дать детям возможность провести самостоятельные наблюдения и сбор природоведческого материала. Но необходимо воспитателю еще раз напомнить о необходимости беречь природу.
Во время игр, дети закрепляют знания о природе, об изучаемом предмете, запоминают названия растений.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.
После возвращения детей в детский сад можно предложить им выполнить творческие задания, например: составление книг сказок, рассказов о парке, описать разные экологические ситуации, составление коллажей и т. д. Так же можно сконструировать различные макеты из собранного природного материала детьми на экскурсии. В дальнейшем будет возможность дополнять новыми объектами и материалами макеты.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Целевые прогулки отличаются от экскурсий тем, что они являются только кратковременными. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:
— прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
— тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
— взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
— продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;
— о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
— желательно уточнить прогноз погоды;
— накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;
— взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
— взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);
— план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;
— взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Перед проведением прогулки-похода составляется перспективный план:
Дата проведения прогулки-похода Тема и объекты наблюдения Цель прогулки-похода Отметка о выполнении прогулки-похода
В перспективном плане дается краткое описание маршрута проведения прогулки-похода, отмечаются места привалов для отдыха детей, и делается отметка о деятельности на них.
К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.
Содержание прогулки-похода составляют:
— чтение художественной литературы;
— экспериментальная и практическая работа.
Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Маршруты все должны быть пронумерованы. На каждом маршруте обязательно должны быть отмечены опасные участки дороги и привалы.
Перед походом воспитатели делают запись в тетради прихода и ухода группы в поход в таблице:
№, дата Возрастная группа Количество детей № маршрута Количество сопровождающих, Ф. И. О. Время ухода, подпись Время прихода, подпись Кто принял сведения
Разрабатывается памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок
Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. Воспитатель разрабатывает маршрут прогулки с безопасной дорогой, местами для привалов.
В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра.
Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.
В результате таких походов можно укрепить физическое состояние детей: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.
Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.
Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты
Список используемой литературы:
1. Каменева Л. А. :«Как знакомить дошкольников с природой» — М. : «Просвещение», 1983г.
2. Каменева Л. А. :«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М. : «Просвещение», 1991г.
3. Мазурина А. Ф. :«Наблюдения и труд детей в природе» — М. : «Просвещение», 1976г.
4. Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М.
Источник
Методические рекомендации по проведению экскурсий
методическая разработка
Методика проведения экскурсий для студентов и учащихся профтехобразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Аграрно-технологический техникум «Дубна»
по проведению учебных экскурсий
Разработали преподаватели: Ефимова Н.Г., Батищева М.А.
Основной задачей профессионального обучения является обеспечение целостности образования .
Междисциплинарные курсы по специальности (профессии) построены в соответствии с требованиями ФГОС и действующим базисным учебным планом. В рамках этой учебной программы каждый междисциплинарный курс своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. компетентного специалиста, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Развитие личности зависит не только от возраста, но и от структуры учебной познавательной деятельности, которая определяется методами обучения. Соответственно программа предъявляет определенные требования и к выбору методов обучения, и к логике построения курса. Процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Преподавание успешно только в том случае, если работа преподавателя с студентами ( учащимися) во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве мировоззрения, мышления и навыков самостоятельной практической работы .
В основу технологии преподавания спец. дисциплин мы ставим деятельностный подход обучения- студенты в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных творческих задач с использованием этих знаний, а это является главным способом изучения спец.цикла.
Для достижения поставленных целей в современных условиях актуально проведение занятий с использованием экскурсий.
Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) — это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.
ПЭ служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.
В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у студентов интереса к различным профессиям. Однако ПЭ — это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи студентам в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами.
Основная цель ПЭ — расширение политехнического образования студентов . Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных дисциплин, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.
Методика проведения экскурсий.
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.
Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания студентов (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развивать творческие способности студентов (учащихся), их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных).
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности студенты (учащиеся) быстрее усваивают знания, которые затем на учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у студентов (учащихся) знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются на занятии, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе.
Наблюдая и познавая явления общественной жизни, студенты (учащиеся) сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности.
Студенты (учащиеся) должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки и техники. К сожалению не урок, не факультатив, не просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на студентов (учащихся) такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с технологическим процессом производства. Во время экскурсии студенты (учащиеся) переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач.( см. приложение).
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста студентов (учащихся), местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока студентов.
Длительность учебной экскурсии определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных дисциплин
по профессиям « Мастер сельскохозяйственного производства»,
« Автомеханик» и специальностям « ТО и ремонт автомобильного транспорта», «Механизация с/х».
С чем конкретно может происходить знакомство студентов (учащихся) на промышленном предприятии?
Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.
На производстве студенты (учащиеся) имеют возможность наблюдать последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамику, точность операций, а также осознание студентами (учащимися) возможности рационализаторства и изобретательства.
Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?
Отбор объектов для ПЭ должен осуществляться при планировании учебного материала с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией.( см. приложение).
ПЭ могут проводиться
- на предприятия в целом,
- в отдельные цехи,
- к отдельным техническим объектам.
Содержание ПЭ определяется исходя из задач учебного процесса.
Каково место ПЭ в учебном процессе?
Возможны экскурсии, предваряющие изучение темы или раздела курса, или завершающие их изучение (по усмотрению).
Какими могут быть ПЭ?
В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на
- ознакомительные (обзорные),
- тематические,
- профессиографические,
- комплексные.
Что представляет собой ознакомительная экскурсия (ОЭ)?
Основные цели ОЭ: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.
Тематическая экскурсия (ТЭ) применяется в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала и имеет направленный характер.
Например, при изучении слесарного дела, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника, слесаря-инструментальщика, лекальщика, сборщика.
План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с отделом подготовки кадров или со службой профориентации предприятия. После такого рода экскурсии студенты (учащиеся) могут (по усмотрению) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр.
Профессиографическая экскурсия (ПрЭ)
Ее цель — раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.
Комплексная экскурсия (КЭ) Ее цель — выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию студентов (учащихся) в члены коллектива предприятия.
Студенты (учащиеся) должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.
Методика проведения занятия в форме экскурсии.
При проведении занятий в форме экскурсии различают следующие этапы:
1) подготовку преподавателя и группы к экскурсии;
2) проведение самой экскурсии;
3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Функционировать – это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.
Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.
Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. с Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Нередко экскурсия конкретизирует знания студентов (учащихся), помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам.
Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.
Преподаватель осуществляет две задачи: дидактическую — вооружение студентов (учащихся) знаниями и воспитательную — формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Для преподавателя характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.
Конструктивный компонент — умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
Организаторский компонент — умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание к учащихся на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания.
Коммуникативный компонент — умение установить деловые отношения с группой, водителем автобуса, руководителями предприятий и организаторами выставок. Установлению контактов способствуют такие качества, как приветливость, доброжелательность, манера поведения и непринужденность во взаимоотношениях . Для каждого экскурсовода естественным является волнение при встрече с группой. Познавательный компонент — это умение: совершенствовать содержание экскурсий, методику и технику их проведения; анализировать особенности экскурсионного процесса, результаты своей деятельности и на этой основе совершенствовать педагогическое мастерство; дифференцировано подходить к различным группам учащихся. Особенности педагогического процесса: высокая степень наглядности, четкая тематичность материала, развитая методика сообщения знаний обучаемым. е.
Этапы подготовки экскурсии
1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
4. Составление маршрута экскурсии.
5. Разработка заданий для учащихся.
6. Составление методической разработки.
Цель экскурсии : наглядное ознакомление студентов (учащихся) с техникой и технологией , организации с/х производства.
Задачи экскурсии:
1. обогащать знания студентов (учащихся) на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов;
2. устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами
3. развивать творческие способности студентов (учащихся),
4. развивать самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи;
5. развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции;
6.активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. месторасположение.
Источник