- Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы сезонного наблюдения на уроках окружающего мира
- статья «Общие вопросы организации экскурсии по предмету «Окружающий мир» в начальной школе» статья по окружающему миру (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы сезонного наблюдения на уроках окружающего мира
Естествоведческая экскурсия — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет изучать предметы, явления, процессы и ситуации природы (материального мира) в их естественной обстановке или в специально созданных искусственных условиях. Для этого предусматривается выход младших школьников из классной комнаты в природу, в том числе преобразованную человеком (парк, сад и т.п.), а также передвижение их от одного изучаемого объекта к другому.
Количество экскурсий по сравнению с занятиями, проводимыми в помещении (например, классной комнате), незначительно — обычно не более 5 в год, что связано с рядом обстоятельств:
· далеко не все изучаемые предметы, явления, процессы или же ситуации природы (материального мира) имеются в окрестностях школы и даже населенного пункта (особенно, если школа размещена в крупном городе);
· проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода; экскурсии, как правило, требуют больше времени (это связано отчасти с выведением младших школьников на место проведения экскурсии и возвращением в класс), проведение экскурсии связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины).
Но все же экскурсии имеют ряд преимуществ:
· на экскурсиях учащиеся изучают предметы, явления, процессы или ситуации природы (материального мира), а также природные (материальные) системы такими, какими они есть на самом деле, причем в их обычном (естественном или же искусственно созданном) взаимодействии с другими компонентами;
· неоценима роль экскурсий в экологическом образовании учеников, так как именно на экскурсиях предоставляется возможность увидеть примеры как положительных, так и отрицательных последствий деятельности человека в природе (материальном мире), поучаствовать в несложной природоохранной деятельности, научиться вести себя в природе экологически и нравственно обоснованно;
· в ходе непосредственного общения с природой и ее компонентами младшие школьники получают незабываемый заряд переживаний и эстетических впечатлений.
Экскурсии по естествознанию могут быть урочными (уроками-экскурсиями) и внеурочными, а по месту в системе других занятий — вводными, текущими и обобщающими [8].
На вводных экскурсиях, проводимых в начале темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем, младшие школьники получают первоначальные представления об изучаемом материале, задания для последующей работы.
Текущие экскурсии, проводимые по ходу изучения темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем, предполагают знакомство с конкретными природными предметами, явлениями, процессами или же ситуациями с развитием представлений о них.
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем и предполагают систематизацию и обобщение изученного материала.
Экскурсии также можно разделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-либо одного компонента природы или же ряда близких компонентов природы. Например, на предметной экскурсии по теме «Поверхность нашего края» изучаются только формы рельефа, на предметной экскурсии по теме «Растения луга» изучаются только растения, произрастающие на лугу.
На комплексных экскурсиях изучается комплекс разнородных компонентов природы, связанных между собой. Например, на комплексной экскурсии по теме «Экскурсия на луг» изучаются форма рельефа, грибы, растения, насекомые, птицы и звери лугового сообщества, следы деятельности человека.
Следует иметь в виду, что любую экскурсию в природу можно назвать еще и экологической, если в ходе ее младшие ученики выявляют связи, существующие между компонентами природы, сообщества, выявляют и оценивают антропогенное влияние, участвуют в несложной природоохранной деятельности, усваивают экологически и нравственно обоснованные правила поведения в природе.
В экскурсионной работе по естествознанию выделяют 3 этапа:
1) подготовку к экскурсии;
2) проведение экскурсии;
3) послеэкскурсионную работу.
При подготовке к экскурсии учитель готовится сам, а также готовит младших школьников:
· определяет тему, цели и задачи экскурсии;
· изучает методическую, а при необходимости и специальную (общеземлеведческую, краеведческую, ботаническую, зоологическую и др.) литературу;
· намечает место и маршрут движения учащихся на экскурсии;
· посещает место проведения экскурсии по намеченному маршруту и отмечает объекты для наблюдения и опытов, уточняя маршрут, планирует необходимое экскурсионное снаряжение, при необходимости выбирает места (остановки) для отдыха, приема пищи, игр, определяет способы и маршрут выдвижения на место проведения экскурсии и возвращения в класс, параллельно проводит хронометраж;
· продумывает правила безопасного поведения на экскурсии: на месте ее проведения, в ходе выдвижения к этому месту и в процессе возвращения в класс;
· продумывает послеэкскурсионную работу;
· предупреждает учащихся о сроках и месте проведения экскурсии, инструктирует их о том, как следует одеться, что с собой взять;
· заинтересовывает учащихся с помощью определенных заданий.
Природоведческие экскурсии содержат обычно следующие структурные элементы (этапы, части):
1) организационный момент (подготовка к экскурсии) (1-2 мин.);
2) выдвижение на место проведения экскурсии;
3) инструктаж или вводная беседа (объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе) (3-5 мин.);
4) основная часть с выделением ряда самостоятельных работ (основное время занятия);
5) обобщающая беседа по результатам самостоятельных работ (5-10 мин.);
6) подведение итогов (2-3 мин.);
7) домашнее задание (1-2 мин.);
8) возвращение в класс [10].
Послеэкскурсионная работа заключается прежде всего в том, что полученные на экскурсии знания, умения, впечатления, а также собранный природный материал учащиеся используют на последующих уроках в классе, причем не только на уроках естествознания, а и по другим предметам. Собранный на экскурсии природный материал можно поместить в краеведческом уголке, а также для изготовления наглядных пособий, в групповой внеклассной работе, на уроках труда.
В последнее время получила распространение близкая к экскурсии форма занятий на природе — занятие на учебной экологической тропе. В окрестностях школы намечается постоянно действующий маршрут с посещением объектов природы, в том числе преобразованной человеком, интересных с точки зрения формирования экологического сознания эксцентрического типа и экологической культуры. Это могут быть родник (источник), муравейник, овраг, участок леса или луга, участок естественного или искусственного водоема, остатки костра или пожарища, терриконы, оставленный строительный мусор, заброшенный котлован и т.п.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 565 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
статья «Общие вопросы организации экскурсии по предмету «Окружающий мир» в начальной школе»
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Экскурсии,которые проводятся с учениками начальной школы, являются учебными, т.к. относятся к формам организации обучения. Все они связаны с темами программы учебного предмета «окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие вопросы организации экскурсии по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
Экскурсия – форма организации обучения. Основной метод, который в ней используется – наблюдение.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника. Её содержание определяется учебной программой.
Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память. Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания — предметы внешнего мира.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать её красоту. Познание природы, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем её многообразии.
Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.
Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьёзной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке. Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка экскурсии, её проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на последующих уроках.
Готовясь к экскурсии, учитель определяет её задачи, объем и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомления с местностью найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии, наметить основные вопросы для итоговой беседы.
Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.
В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсий.
Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе должен провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины.
Вводная беседа к экскурсии может быть проведена в классе или на месте экскурсии. В ходе её сообщается цель и задачи экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы на экскурсии (полностью или частично). Учитель ставит вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
Во время проведения экскурсии необходимо организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр.
В младших классах самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов ведётся в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т.п. При этом учителю следует помнить, что в задания включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент.
Во время экскурсии должна быть конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных и словесных объяснений и всяких отступлений лучше избегать.
Не следует также перегружать детей множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно желание узнать название того или иного предмета — это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. На экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассматривать не более 8-10 объектов. Задача экскурсии — вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе.
Учитель должен правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.
По материалам проведённых наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: учитель даёт задание, дети выполняют его, сразу говорят о результатах своих наблюдениях. Иногда можно давать сразу несколько заданий, учащиеся выполняют их, затем через определённое время по сигналу учителя собираются в указанном месте, где и проводится беседа.
В конце каждой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.
Иногда на экскурсии дети делают сбор природного материала, который должен быть строго ограничен — ровно столько, сколько нужно для последующей работы в классе. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.
Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.
В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.
Во время подготовки к экскурсии дети должны ознакомиться с Памяткой для проведения наблюдений в природе.
Итак, организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:
1) чётко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи;
2) организовать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей;
3) намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми;
4) кроме непосредственного рассматривания, которое на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы — слух, вкус, обоняние.
5) заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, моделирование их, сбор природного материала для дальнейшей работы в классе.
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. — М., 2006.
3. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
4. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, №6.
5.Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова – М. : Вентана-Граф, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В публикации обобщается учебно-методический опыт коллег по организации проектной деятельности по окружающему миру в начальной школе. Рассматриваются цель и задачи курса внеурочной деятельности, ценнос.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе программы Н.Ф.Виноградовой. — М.: Планета, 2014.УМК «Начальная школа 21 века и в соответствии с ос.
Методические рекомендации при организации сотрудичества на уроках.
Данный материал поможет учителям начальной школы провести неделю окружающего мира интересно , познавательно и творчески.
Программа по предмету «Окружающий мир» УМК «Начальная школа XXI века» 1- 4 класс содержит следующие разделы:- планируемые результаты учебного курса;- содержание курса «О.
Доклад для МО учителей начальной школы.
Методические рекомендации по изучению предмета «Окружающий мир в начальной школе.
Источник