- Нормы морали в разных странах
- Овцы в качестве рабочих на виноградниках
- Собачья жизнь и собачье счастье
- Пьяным водителям разрешили сидеть за рулем машины
- Виноделам Крыма пошли навстречу
- Что значит быть моральным человеком с точки зрения разных культур
- Представления о морали в разных странах
- Общечеловеческая мораль и нравственность
- Воспитание морали
- Специальный предмет
- Подведем итоги
- Моральные нормы в разные века
- Читайте также
- Сексуальные нормы в разные исторические эпохи
- Разные науки играют в разные игры
- Общие моральные разрешения
- XXIII Моральные цели психоанализа
- 5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ
- Правило 71. Сохраняйте высокие моральные принципы
Нормы морали в разных странах
Главные новости недели
Двадцать четвёртое апреля – день винограда Совиньон Блан
Чествуют его недаром – по распространённости в мире сорт занимает
Сегодня, 23 апреля – день немецкого пива
По мнению самих немцев, их пиво зародилось в Баварии.
Противное на вкус пиво как подарок на День Земли
Американский пивовар пофантазировал, каким будет пиво, если глобальное
Выпущен односолодовый скотч для смешивания с колой
Времена меняются и скотч Glenmorangie вместе с ними.
Овцы в качестве рабочих на виноградниках
Собачья жизнь и собачье счастье
Пьяным водителям разрешили сидеть за рулем машины
Виноделам Крыма пошли навстречу
Гвинет Пэлтроу вложилась в конопляную газировку
Легализация конопли в Канаде — отличный способ подзаработать.
В долине Напа начнут выращивать марихуану
Это получается выгоднее, чем виноградники.
В Орегоне выращено лишней марихуаны на два миллиарда косяков
Вот так выглядит настоящее перевыполнение плана!
Как в Германии из агавы делают коноплю
Причём, как раз ту, которую повсеместно легализуют в лечебных целях.
Интересное исследование провели Pew Research Center. Были опрошены жители сорока стран на предмет, что они считают приемлемым из предложенных вариантов.
Предложенные варианты включали в себя: супружескую измену, аборты, использование контрацептивов, развод, употребление алкоголя, гомосексуализм, игроманию.
Как и следовало ожидать, понятия о морали оказались сильно растяжимыми. Пройдёмся по каждому пункту.
Этот пункт оказался самым моногенным. Самое большое количество людей, не считавших это аморальным, оказалось в Чехии (17 %), за ней – Франция, Германия, Япония, Чили (12 – 13 %). Самое низкое число — в Пакистане, Ливане, Иордании, Палестине, Индонезии (0 – 1%). В России не отягощенных набралось семь процентов.
Самый большой разброс. Больше 70 % людей, не считающих это аморальным пришлось на Венесуэлу, Германию, Чехию, Бразилию, Чили, Японию. Страны, в которых более половины опрошенных считали это неприемлемым: Нигерия, Гана, Пакистан. В России 62 % не считают это аморальным, а 7 % — считают.
И снова в лидерах Чехия: 60 %. Наравне с ней пристроились Аргентина, Венесуэла, Япония, Иордания (!), Германия – от 50-ти до 60 %. Аморальным считают развод (от 60 до 80 % опрошенных в стране): Гана, Уганда, Нигерия, Филиппины, Пакистан. Россия – 46 и 22 % соответственно.
Чехи прочно удерживают первенство – почти половина опрошенных не считают это аморальным (49 %). От 30 до 40 % набрали: Франция, Германия, Испания, Япония. Интересно, что, хотя практически ни в одной стране не набралось 50 % , людей считавших аборт аморальным в этих же странах было в два раза меньше (больше 20 % набрали только Испания (35 – 26) и Япония (второе место после Чехии – 44 – 28). Страны-противницы абортов: Египет, Тунис. Индонезия, Малайзия, Пакистан, Филиппины, Боливия, Бразилия, Чили, Сальвадор, Мексика, Венесуэла, Гана. Кения. Нигерия, Уганда. Россия оказалась посередине: 25 – 44%.
Стран, считающих гомосексуализм моральным, оказалось мало. От 40 до 50 % набрали: Германия, Италия, Испания, Чехия (лидер, как всегда, 56 %), Аргентина, Бразилия, Чили. Странно, что приемлемым гомосексуализм считают только 23 % опрошенных американцев. Противников оказалось больше половины стран, где это считалось аморальным более чем шестьюдесятью процентами жителей. Россия уверенно держится в этой группе с результатом 9% «за» и 77% «против».
Страны, где это считается аморальным (60 % и выше): Турция, Египет, Иордания, Палестина, Тунис, Индонезия, Малайзия, Пакистан, Боливия, Сальвадор, Гана, Нигерия, Сенегал. Морально приемлемым алкоголь считают гораздо меньше людей. Только в Японии набралось 66%, выше 40, но ниже 50 – Германия – 41% и Чехия – 46%. Немножко не хватило Британии и Польше (38 и 37 %). Русские, высказавшиеся «за» алкоголь, составили 25 %, «против» — 44%. Франция, Испания, Италия набрали примерно столько же процентов, что и Россия, правда, половина опрошенных из этих стран указали, что этот вопрос не имеет отношения к морали.
Источник
Что значит быть моральным человеком с точки зрения разных культур
Что значит быть моральным человеком? На первый взгляд вопрос кажется очень простым. Моральными называют тех людей, которые строго придерживаются принятой в обществе этики, руководствуются конкретными нравственными принципами. Но ведь этические нормы зависят от общества, они разные у всех народов. Получается, на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, могут существовать разные ответы? Попробуем разобраться.
Представления о морали в разных странах
Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.
Общечеловеческая мораль и нравственность
Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.
Воспитание морали
Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.
Специальный предмет
Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий? Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.
Подведем итоги
Так что значит быть моральным человеком? Это значит:
- Придерживаться морали, принятой в конкретном обществе.
- Быть готовым сделать правильный и осознанный моральный выбор.
- Осознанно придерживаться общечеловеческих ценностей.
- В своем поведении руководствоваться этими ценностями.
- Уметь отвечать за безнравственные или аморальные поступки.
- Понимать, что только соблюдение моральных устоев помогает духовно жить в обществе, избегать войн, развиваться.
Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.
Источник
Моральные нормы в разные века
Моральные нормы в разные века
Люди делятся на грешников, которые считают себя праведниками, и праведников, которые считают себя грешниками.
Древние кодексы поведения
Чем религиозная мораль отличается от светской: в религии моральные нормы формулируются в более общем виде и для обоснования тех или иных норм ссылаются на высшие силы. Светская мораль более конкретна, более рациональна, и для объяснения тех или иных положений прибегает к логике, а не к божественным откровениям. Во все времена в человеческом обществе существовало противоречие между интересами отдельных людей и интересами общества в целом. В человеке заложен ряд инстинктов (самосохранения, размножения, разрушения и т. д.), толкающих его на определенные действия, которые другими членами общества воспринимаются как агрессия и покушение на их права. Борьба может идти за пищу, воду, жилище, женщину, и если не ограничивать эгоизм людей, может начаться всеобщая «война всех против всех» – «bellum omnium contra omnes», – как говорил Гоббс.
Для устранения подобных противоречий, начиная с глубокой древности, правители и жрецы принимали различные законы, которые должны были внести порядок и равновесие в общественную жизнь. Часть этих законов носило чисто юридически-правовой светский характер (законы царя Хаммурапи), другие были оформлены в виде божественных указаний (египетская «Книга мертвых»), третьи представляли собой нечто среднее между первым и вторым (библейские заповеди Моисея). Помимо установленных властями и зафиксированных (не важно – в виде глиняных табличек, в камне или на папирусе), в обществе существовали и неписаные этические законы, которые устно передавались из поколение в поколение, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо».
Одним из первых среди известных науке кодексов правил и норм поведения является знаменитый Kодекс вавилонского царя Хаммурапи, совмещающий в себе элементы Уголовного, Гражданского и Трудового кодексов нашего времени (XVIII в. до н. э.). Он появился за 500 лет до законов Моисея, и можно сказать, что иудейский пророк кое-что позаимствовал из законодательства Междуречья. В законах царя Хаммурапи, высеченных на мощном камне и сохранившихся до наших дней, содержится мало абстрактных этических норм (типа «не укради или не возжелай жены ближнего своего). Зато в деталях расписывается, какое наказание человек получит за каждое из этих преступлений – с учетом смягчающих или отягощающих обстоятельств.
Вот, например, какие наказания положены в древнем Вавилоне за прелюбодеяние:
(§ 128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена.
(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.
(§ 130) Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.
(§ 131) Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.
(§ 132) Если на жену человека был простерт палец по поводу другого мужчины, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в реку.
(§ 157) Если человек возлежал на лоне своей матери после смерти отца, то их обоих должно сжечь.
Кодекс строителей коммунизма
В разные века в разных странах моральные нормы менялись в ту или иную сторону в соответствии с национальными особенностями, характером правителей или религиозными канонами. Со времен царя Хаммурапи и до ХХ века человечество пережило рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический общественные уклады. На самом деле настоящего социализма – то есть общественного строя, нацеленного на благо всех членов общества – никому из «коммунистов» построить не удалось, но эта цель была торжественно заявлена правителями Советского Союза.
Новое время требовало и новые образцы нравственности, поэтому руководители страны дали своим подданным «Моральный кодекс строителя коммунизма» – свод принципов коммунистической морали, по которым теперь нужно было жить гражданам Советского Союза. Кодекс был включен в текст Третьей Программы КПСС, принятой в 1961 году XXII съездом партии. По своей форме «Моральный кодекс» являлся как бы ответом на библейские заповеди Моисея и должен был служить средством «нравственного воспитания советских людей, формирования сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества».
Моральный кодекс строителя коммунизма
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Как мы можем видеть, в данном Кодексе причудливым образом переплелись Ветхо– и Новозаветные мотивы. Из Нового Завета коммунисты взяли идею любви и уважения к окружающим (пункты 5, 6, 8, 10 и 12), а из Ветхого – идею непримиримой ненависти к врагам коммунистической идеологии (9 и 11). На самом деле этот Кодекс похож на окрошку, в которой есть все – и куски монастырского устава, в котором монахам предписывается трудиться на общее благо, и куски из Заветов альбигойцев, и фанатизм времен военного коммунизма. По частям этот Кодекс хорош, так как многие его постулаты призывают людей к самосовершенствованию, но вот придерживаться его в обыденной жизни было невозможно. В реальности каждый житель Советского Союза, так или иначе, нарушал этот светлый устав коммунистического рая и оказывался грешен перед партией. Поэтому очень скоро доски с текстом данных правил исчезли со стен учреждений и были отправлены в архивы.
Агитационный плакат советского времени
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Сексуальные нормы в разные исторические эпохи
Сексуальные нормы в разные исторические эпохи Фиговый листок – самая древняя этикетка. Лешек Кумор Фридрих Энгельс[70] в своем главном бестселлере XIX века «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «Мы имеем три главные формы брака, в общем и целом
Разные науки играют в разные игры
Разные науки играют в разные игры Наука умеет много гитик. Ключевая фраза карточного фокуса Мой опыт выступлений в самых разнообразных аудиториях показывает, что представителей различных научных профессий обычно волнуют разные вопросы. Математики чаще спрашивают,
Общие моральные разрешения
Общие моральные разрешения Куда бы ни уединялась пара, они все равно никогда не остаются наедине. Рядом с ними всегда оказывается заинтересованная общественность.• Естественно, не реально физически, а в виде моральных оценок и предписаний (точнее, осуждений и запретов).
XXIII Моральные цели психоанализа
XXIII Моральные цели психоанализа Буржуазная мечта. Эдип, Лир и служение благу. Телесное усвоение сверх-Я. Три Отца. Непримиримый Эдип.Теперь, когда пришел момент подвести черту под рискованной темой, с которой решился я вас в этом году познакомить, самое время обозначить
5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ
5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло? Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, то
Правило 71. Сохраняйте высокие моральные принципы
Правило 71. Сохраняйте высокие моральные принципы Да уж, это как раз из области того, что легко сказать, но трудно сделать. Однако я уверен, что вы на это способны. Необходимо только слегка сместить свою точку зрения и превратиться в немножко другого человека, который
Источник