Правительства зарубежных стран это орган

Правительства зарубежных стран это орган

§ 1. Место правительства в системе высших органов государства

Правительство и руководимый им аппарат управления — важнейшая составная часть и центральное звено всего государ­ственного механизма. В различных странах высший орган прави­тельственной власти может иметь различные наименования. Наи­более распространенное из них — совет министров, государствен­ный совет, федеральный совет и т. п. В качестве собирательного используется термин «правительство».

Правительство как носитель исполнительной власти

Правительство в большинстве зарубежных стран осуществ­ляет верховное политическое руководство и общее управление делами государства. В деятельности правительства находят свое выражение и практически реализуются общие и наиболее суще­ственные общественные интересы. Оно выступает как основной государственный орган, обеспечивающий проведение внутренней и внешней политики государства, охрану и защиту конституцион­ного строя.

Правительство играет главную роль в разработке и форму­лировании основных целей политики государства, определении путей и средств их достижения и осуществления.

Усиливается независимость правительства от парламента. Практика последних десятилетий подтверждает, что зачастую парламентарии даже не информируются о важнейших правитель­ственных решениях, а правительство далеко не всегда считается с настроениями масс. Многочисленные опросы общественного мне­ния, проводимые в развитых странах на сравнительно высоком профессиональном и техническом уровне, нередко свидетельствуют об отрицательном отношении большинства населения к правитель­ственной политике или отдельным акциям, о падении ее попу­лярности. Однако подобные результаты опросов обычно весьма мало сказываются на практической деятельности правительства.

Конечно, современное демократическое государство не мо­жет себе позволить исключить контроль за правительственной политикой. Это находит отражение и в системе государственно-правовых норм, которые в большинстве развитых стран закреп­ляют институт парламентской ответственности правительства и возможность привлечения к судебной ответственности его членов на основе специальной процедуры и в порядке особого судопроиз­водства. Однако ни применение системы «сдержек и противовесов», ни прокламируемое на доктринальном уровне ограничение правительственной власти при помощи публичных прав и свобод не исключают стремление бюрократического аппарата к умноже­нию управленческих структур, его бесконтрольности и самостоя­тельности. Рост бюрократизма — одна из главных угроз демокра­тии.

Читайте также:  Приведите примеры животных жарких стран

Обоснованию растущей роли и самостоятельности правитель­ства служит сформулированная в Великобритании и получившая сравнительно широкое распространение теория «самостоятель­ного мандата». Согласно этой теории, избиратели на всеобщих выборах высказываются не столько за того или иного кандидата в депутаты, сколько за правительственную политику или против нее. Тем самым они дают определенный мандат правительству, которое действует по воле избирателей и не должно зависеть от капризов парламентской борьбы. Голосованию на парламентских выборах придается значение плебисцита по вопросу о доверии определенному лицу (президенту, премьеру) или правительству в целом. Иначе говоря, избираются депутаты, но на голосование ставится вопрос о доверии правительству. В отдельных странах даже само правительство (Швейцария) или его глава (Израиль) избираются населением. Совершенно очевидно, что концепция «самостоятельного мандата» служит дальнейшему умалению зна­чения «представительного гравления» и оправданию усилен! я исполнительной власти.

Органы правительственной власти в развивающихся странах занимают доминирующие позиции. В определенной мере это свя­зано с необходимостью максимальной концентрации усилий в це­лях преодоления отсталости, унаследованной от эпохи колониа­лизма. Важную роль играет также узость социальной базы и опо­ры правящего режима. В большинстве этих стран носителем исполнительной власти является глава государства, а роль прави­тельства как коллегиального органа сравнительно невелика. Глав­ное звено государственного механизма в данном случае — едино­личный держатель правительственной власти.

Виды правительств

Осуществление правительственной (исполнительной) влас и может составлять прерогативу одного лица (в президентских рес­публиках, странах с монократическими режимами) или коллеги­ального органа. Правовой статус правительства как органа, объе­диняющего руководителей центральных министерств и ведомств, в этих случаях неодинаков. Различны процедуры формирования правительства, источники и объем полномочий. Когда правитель­ственная власть является прерогативой одного лица, правитель­ство выступает как совокупность ближайших советников и помощ­ников главы государства, а их полномочия являются производными от власти главы государства. В странах, где носителем исполнительной власти выступает правительство как коллегиальный орган, оно формируется на основе специальной процедуры с участием парламента, должно пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладает собственными полномочиями, хотя на практике они нередко предоставляются не коллегиальному орга­ну, а руководителю правительства.

Весьма важное значение для характеристики и прогнозиро­вания правительственной политики имеет классификация прави­тельств по основанию их структуры и состава. Во многих стра­нах наблюдается процесс выделения в правительстве своего рода внутреннего кабинета, который и является зачастую действи­тельным носителем правительственной власти. Наиболее типичен в этом отношении пример Великобритании. Правительство этой страны, насчитывающее примерно 100 членов, практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждают­ся и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек), или еще более узкого по составу внутреннего кабинета.

По партийному составу различают однопартийные и коали­ционные правительства. Однопартийные правительства форми­руются, как правило, в тех парламентарных странах, где одна политическая партия располагает большинством в парламенте (Великобритания, Канада и др.). В освободившихся странах с од­нопартийными системами принадлежность к правящей партии является обычно обязательным условием участия в правительстве. Коалиционные правительства создаются обычно там, где ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства в парла­менте или в нижней палате. Например, коалиционные правитель­ства формируются и функционируют в Италии, странах Бени­люкса и др. В освободившихся странах коалиционные правитель­ства сравнительно редки, хотя они встречаются в таких странах, как Индия, Малайзия и ряде других.

В некоторых странах известны случаи формирования прави­тельства меньшинства. Оно возникает, как правило, тогда, ког­да отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиции в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным. Согласно общепризнанной государственно-правовой доктрине, та­кое правительство не должно принимать принципиально важ­ные решения. Законодательство и практика устанавливают, что правительство, оказавшееся в меньшинстве (например, получив вотум недоверия в парламенте), занимается лишь текущими де­лами и продолжает свою деятельность до тех пор, пока не сфор­мировано новое правительство. Подобное правительство именуют «служебным» или «переходным», иногда используется термин «де­ловой кабинет». Государственно-правовая практика ряда стран знает также существование института временного правительства. Оно создается обычно в условиях смены режима, когда отменяется ранее действовавшая и разрабатывается новая конституция. Та­кое правительство функционировало, например, во Франции в 1944—1946 годах и в 1958 году. Временное правительство может наделяться зачастую весьма обширными и даже чрезвычайными полномочиями.

Возрастание роли главы правительства

Изменения, происходящие в структуре правительства, на­ходят свое проявление в концентрации широкой правительствен­ной власти в руках все более узкого круга лиц или даже одного лица. В парламентарных республиках и монархиях им является глава правительства. В различных странах он именуется по-раз­ному: премьер-министр, председатель совета министров, феде­ральный канцлер и т. п.

Решающая роль главы правительства в осуществлении ис­полнительной власти наиболее отчетливо проявляется в странах с парламентарными формами правления. Процесс концентрации этой власти в руках главы правительства получает в ряде стран зако­нодательное закрепление. Так, в соответствии со ст. 65 Основного закона ФРГ, «федеральный канцлер устанавливает основные по­ложения политики и несет за них ответственность». Аналогична ст. 95 Конституции Италии. Она гласит, в частности: «Председа­тель Совета министров руководит общей политикой Правитель­ства и несет за нее ответственность».

Нередко в зарубежных странах изменения в построении и функционировании государственного механизма не закрепляются в законе. Однако и тогда общая для большинства государств тен­денция получает активное развитие. Наиболее типична в этом от­ношении британская практика.

В Великобритании премьер-министр назначает, перемещает и отзывает членов Правительства, определяет их компетенцию и руководит их деятельностью. Он формирует кабинет и устанавли­вает порядок его работы, формулирует его решения. Премьер-министр обладает широкой распорядительной властью, издает и подписывает правительственные указы. Он осуществляет большин­ство полномочий, номинально принадлежащих монарху, вклю­чая право досрочного роспуска Палаты общин. Сложившаяся прак­тика свидетельствует о том, что премьер-министр, как правило, лично руководит внешней политикой государства. Объем полно­мочий премьер-министра и сконцентрированная в его руках пра­вительственная власть настолько обширны, что некоторые госу-дарствоведы даже именуют его «некоронованным» или «выбор­ным» монархом.

Глава британского Правительства по объему осуществляе­мой им власти и своему фактическому положению в системе выс­ших государственных органов иногда мало чем отличается от пре­зидента в США. В то же время его положение как лидера партии, располагающей большинством в Палате общин, дает ему такую возможность воздействия на парламент, какой не располагает американский президент.

Весьма похожи положение и роль главы правительства в ФРГ, Японии, Канаде и ряде других стран. Несколько менее заметна тенденция к концентрации власти в руках премьер-министра при существовании коалиционного правительства (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Тем не менее и в этой группе стран премьер-министр — не «первый среди равных», а политический руководитель, которому принадлежит решающая роль в опреде­лении государственной политики.

Возрастанию роли руководителя исполнительной власти во многом способствует создание при главе государства или прави­тельства специального аппарата, нередко образуемого на вне-конституционной основе. Показательна в этом отношении амери­канская практика. Исполнительное управление президента — это широкий и разветвленный аппарат, нередко успешно конкуриру­ющий с официальным кабинетом по участию в деле разработки и реализации внутренней и внешней политики США. Он включает штат личных сотрудников президента, различные органы поли­тического руководства, координации управления, среди которых наиболее влиятельны Совет национальной безопасности и Админи­стративно-бюджетное управление, а также разного рода группы советников и экспертов. Особенно значительна роль руководителя аппарата сотрудников Белого дома, имеющего повседневный дос­туп к президенту. Именно через его посредство осуществляется связь главы государства с членами кабинета. Значительна также роль специального помощника президента по вопросам националь­ной безопасности, который обладает зачастую не меньшим влия­нием, нежели государственный секретарь.

Активизируется деятельность и растет влияние аппарата, функционирующего при премьер-министре в Великобритании, федеральном канцлере в ФРГ, премьер-министре в Японии и при главах правительств других стран. По своему объему и функциям такой аппарат значительно уступает американскому. Тем не ме­нее в этот аппарат могут включаться не только личные сотрудни­ки и советники, влияние которых нередко очень велико, но и различные специализированные службы вроде, например, ведом­ства по охране конституции (политическая полиция), действую­щего под руководством канцлера ФРГ. Практически все такого рода органы и службы, формально относимые к числу вспомога­тельных при носителе правительственной власти, уже давно пре­вратились из технико-консультативных в политико-администра­тивные. То обстоятельство, что они функционируют при главе государства или правительства на правах его личного аппарата, позволяет избавить их от парламентского контроля и воздействия общественного мнения. Опыт США, Великобритании и ряда дру­гих стран подтверждает, что нередко личные советники и сотрудники могут оказывать весьма существенное влияние на ре­шения, принимаемые главой исполнительной власти.

Во многих развивающихся странах, особенно при монокра-тических режимах, личный аппарат главы государства или пра­вительства возглавляется лицом, имеющим ранг министра, кото­рый входит в состав правительства и высшее партийное руковод­ство. Нередко такой аппарат пользуется большим влиянием, нежели официальное правительство.

Источник

Правительство в зарубежных странах

1. понятие и виды правительства

2. порядок формирования правительства

3. состав и структура правительства, глава правительства

4. полномочия правительства, компетенции, нормативные акты, издаваемые правительством

1.Правительство – центральный орган управления государством, исполнительная власть. К примеру, в большинстве стран называют Совет Министров (Индия, Франция, Куба), Кабинет Министров (Япония), государственный совет (Швеция, Норвегия), правительство (Чехия, Колумбия), федеральное правительство (ФРГ), федеральный совет (Швейцария).

Правительство – коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

1) по признаку партийности – партийные и беспартийные.

Однопартийная – парламентская форма правления, где какая-то партия обладает доминирующим большинством в парламенте (Великобритания), характерен для президентских республик, где министрами – членами кабинета становятся сторонники той партии, которую возглавляет президент.

Многопартийная создается в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте (ФРГ, Италия, Бельгия) – создаются на основе договора партийных фракций по следующему признаку: парламентская партийная фракция, имеющая наибольшее число мест в парламенте назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест занимает менее значимые посты в правительстве. Самые небольшие фракции занимают второстепенные министерские должности.

· беспартийное правительство характерно для стран с абсолютной монархией (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар)

· беспартийные правительства, которые создаются во время ?критических? ситуаций (служебные, деловые, переходные правительства). Они образовываются, когда партийные фракции в стране не могут договориться друг с другом. Данные правительства не принимают важных решений, а занимаются текущим управлением страной. К примеру, в состав такого правительства входят постоянные заместители министров, которые обязаны быть беспартийными. Возможность образования правительств в некоторых странах закреплена в конституциях (конституция Болгарии)

· данный вид беспартийных правительств является не совсем нормальным явлением, т.к. образовывается при диктаторских режимах, когда все политические партии находятся под запретом. К примеру, в состав такого правительства входят военные.

2) в зависимости от степени поддержки со стороны правительства:

· правительства большинства – опирается на поддержку партийных фракций, образующих большинство в правительстве и являются наиболее распространенным видом

· правительства меньшинства – могут быть образованы фракцией, которая не опирается на большинство. Чаще всего возникают как результат политических столкновений и конфликтов. Существуют непродолжительное время и его называют, как правило, временным правительством (Дания, Индия, Швеция – в свое время)

· правительство национального единства – правительство, которое образовано в критической ситуации в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить ведущие политические партии и политические силы. Основная цель – преодоление тяжелого положения страны или общей опасности (Греция, Ливан).

2.Порядок формирования правительства, к примеру, определен формой правления государства. Выделяют основных способа формирования правительства:

1)Парламентский способ формирования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным является английская модель, когда правительство формирует лидер партии, победившей на выборах. Такой лидер формирует состав правительства и представляет его вместе с программой деятельности для утверждения в парламент (Канада, индия, Австралия).

В ряде стран для формирования правительства всегда применяется процедура, суть которой – формальное избрание парламентом главы правительства (ФРГ, Япония, Швеция). В ряде стран для того, чтобы правительство приступило к исполнению обязанностей и стало законным и легитимным, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Такая модель формирования правительства имеет название «позитивный парламентаризм» (Греция, Италия, Польша, Турция).

В странах Европы применяется принцип «негативного парламентаризма», т.е. правительство не должно получать вотум доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия (Голландия, Норвегия, Дания).

Чаще всего практикуется формирование правительства следующим образом: предлагается кандидатура не должность главы правительства и если она поддерживается парламентом, то глава правительства (премьер-министр) самостоятельно формирует состав своего правительства.

2) непарламентский способ формирования правительства, к примеру, используется в президентских республиках, где глава государства – президент является главным представителем исполнительной власти, т.е. он назначает и отстраняет от должности членов правительства (США). Данный способ характерен для смешанных республик (Франция).

В некоторых государствах к лицам, которые претендуют на должность члена правительства предъявляются специальные требования (в Великобритании членом правительства может быть только депутат нижней палаты парламента – палаты общин; в конституции Японии – министры-депутаты парламента).

В некоторых странах устанавливается запрет на парламентские должности для министров правительства.

3.Состав правительства включает в себя:

1) главу правительства

4) государственных министров

6) министров без портфеля – должностное лицо, которое может заниматься разными видами деятельности, они курируют несколько министерств

7) статс-секретарь – помощник министра (премьер-министра)

Парламентский секретарь (Великобритания) – правительственный чиновник, который занимается поддержанием контактов и связей в парламентом.

В абсолютных и дуалистических монархиях и в определенных республиках главой правительства фактически является глава государства.

В парламентских и смешанных республиках и конституционных монархиях всегда есть должность главы правительства (премьер-министр, председатель) (Испания, Чехия, председатель – Италия).

В парламентской форме правления роль и значение премьер-министра достаточно значима, он является главой исполнительной власти, выполняет практически все полномочия главы государства, определяет внутреннюю и внешнюю политику страны. Место и роль главы правительства часто закрепляется в конституциях.

Часто глава правительства одновременно является лидером правящей партии. В большинстве глава правительства подбирает членов правительства, формально они назначаются главой государства, фактически – премьер-министром.

Премьер-министр издает и подписывает правительственные указы, иногда имеет право досрочного роспуска парламента.

4.Правительственые органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, но существующие конституции закрепляют эту компетенцию в общей форме.

1) в сфере политического руководства – разработка основного курса страны, формирование, планирование и реализация внутренней и внешней политики государства

2) в сфере управления – координирует, согласовывает деятельность всех министерств, является главным органом управления всеми делами страны. Управленческая деятельность реализуется посредством издания специальных актов – приказов, декретов.

3) Правительство проводит назначение на значительное число высших и прочих гражданских и военных должностей

4) В законодательной сфере – правительство имеет собственную регламентированную власть, издает акты нормативного характера, правительство обладает правом законодательной инициативы, разрабатывает и принимает бюджет страны

5) Внешнеполитические – правительство ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры без ведома законодательных органов

6) Вопросы войны и мира – к примеру, в распоряжении правительства находятся вооруженные силы страны, руководит всеми военными делами, обороной страны

Источник

Оцените статью