Правительства зарубежных стран это орган
§ 1. Место правительства в системе высших органов государства
Правительство и руководимый им аппарат управления — важнейшая составная часть и центральное звено всего государственного механизма. В различных странах высший орган правительственной власти может иметь различные наименования. Наиболее распространенное из них — совет министров, государственный совет, федеральный совет и т. п. В качестве собирательного используется термин «правительство».
Правительство как носитель исполнительной власти
Правительство в большинстве зарубежных стран осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами государства. В деятельности правительства находят свое выражение и практически реализуются общие и наиболее существенные общественные интересы. Оно выступает как основной государственный орган, обеспечивающий проведение внутренней и внешней политики государства, охрану и защиту конституционного строя.
Правительство играет главную роль в разработке и формулировании основных целей политики государства, определении путей и средств их достижения и осуществления.
Усиливается независимость правительства от парламента. Практика последних десятилетий подтверждает, что зачастую парламентарии даже не информируются о важнейших правительственных решениях, а правительство далеко не всегда считается с настроениями масс. Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые в развитых странах на сравнительно высоком профессиональном и техническом уровне, нередко свидетельствуют об отрицательном отношении большинства населения к правительственной политике или отдельным акциям, о падении ее популярности. Однако подобные результаты опросов обычно весьма мало сказываются на практической деятельности правительства.
Конечно, современное демократическое государство не может себе позволить исключить контроль за правительственной политикой. Это находит отражение и в системе государственно-правовых норм, которые в большинстве развитых стран закрепляют институт парламентской ответственности правительства и возможность привлечения к судебной ответственности его членов на основе специальной процедуры и в порядке особого судопроизводства. Однако ни применение системы «сдержек и противовесов», ни прокламируемое на доктринальном уровне ограничение правительственной власти при помощи публичных прав и свобод не исключают стремление бюрократического аппарата к умножению управленческих структур, его бесконтрольности и самостоятельности. Рост бюрократизма — одна из главных угроз демократии.
Обоснованию растущей роли и самостоятельности правительства служит сформулированная в Великобритании и получившая сравнительно широкое распространение теория «самостоятельного мандата». Согласно этой теории, избиратели на всеобщих выборах высказываются не столько за того или иного кандидата в депутаты, сколько за правительственную политику или против нее. Тем самым они дают определенный мандат правительству, которое действует по воле избирателей и не должно зависеть от капризов парламентской борьбы. Голосованию на парламентских выборах придается значение плебисцита по вопросу о доверии определенному лицу (президенту, премьеру) или правительству в целом. Иначе говоря, избираются депутаты, но на голосование ставится вопрос о доверии правительству. В отдельных странах даже само правительство (Швейцария) или его глава (Израиль) избираются населением. Совершенно очевидно, что концепция «самостоятельного мандата» служит дальнейшему умалению значения «представительного гравления» и оправданию усилен! я исполнительной власти.
Органы правительственной власти в развивающихся странах занимают доминирующие позиции. В определенной мере это связано с необходимостью максимальной концентрации усилий в целях преодоления отсталости, унаследованной от эпохи колониализма. Важную роль играет также узость социальной базы и опоры правящего режима. В большинстве этих стран носителем исполнительной власти является глава государства, а роль правительства как коллегиального органа сравнительно невелика. Главное звено государственного механизма в данном случае — единоличный держатель правительственной власти.
Виды правительств
Осуществление правительственной (исполнительной) влас и может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, странах с монократическими режимами) или коллегиального органа. Правовой статус правительства как органа, объединяющего руководителей центральных министерств и ведомств, в этих случаях неодинаков. Различны процедуры формирования правительства, источники и объем полномочий. Когда правительственная власть является прерогативой одного лица, правительство выступает как совокупность ближайших советников и помощников главы государства, а их полномочия являются производными от власти главы государства. В странах, где носителем исполнительной власти выступает правительство как коллегиальный орган, оно формируется на основе специальной процедуры с участием парламента, должно пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладает собственными полномочиями, хотя на практике они нередко предоставляются не коллегиальному органу, а руководителю правительства.
Весьма важное значение для характеристики и прогнозирования правительственной политики имеет классификация правительств по основанию их структуры и состава. Во многих странах наблюдается процесс выделения в правительстве своего рода внутреннего кабинета, который и является зачастую действительным носителем правительственной власти. Наиболее типичен в этом отношении пример Великобритании. Правительство этой страны, насчитывающее примерно 100 членов, практически не собирается в полном составе. Все важнейшие вопросы обсуждаются и решаются на заседаниях кабинета, который объединяет под руководством премьер-министра ведущих членов правительства (примерно около 20 человек), или еще более узкого по составу внутреннего кабинета.
По партийному составу различают однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийные правительства формируются, как правило, в тех парламентарных странах, где одна политическая партия располагает большинством в парламенте (Великобритания, Канада и др.). В освободившихся странах с однопартийными системами принадлежность к правящей партии является обычно обязательным условием участия в правительстве. Коалиционные правительства создаются обычно там, где ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства в парламенте или в нижней палате. Например, коалиционные правительства формируются и функционируют в Италии, странах Бенилюкса и др. В освободившихся странах коалиционные правительства сравнительно редки, хотя они встречаются в таких странах, как Индия, Малайзия и ряде других.
В некоторых странах известны случаи формирования правительства меньшинства. Оно возникает, как правило, тогда, когда отсутствует одна доминирующая партия, а создание коалиции в силу межпартийных противоречий оказывается невозможным. Согласно общепризнанной государственно-правовой доктрине, такое правительство не должно принимать принципиально важные решения. Законодательство и практика устанавливают, что правительство, оказавшееся в меньшинстве (например, получив вотум недоверия в парламенте), занимается лишь текущими делами и продолжает свою деятельность до тех пор, пока не сформировано новое правительство. Подобное правительство именуют «служебным» или «переходным», иногда используется термин «деловой кабинет». Государственно-правовая практика ряда стран знает также существование института временного правительства. Оно создается обычно в условиях смены режима, когда отменяется ранее действовавшая и разрабатывается новая конституция. Такое правительство функционировало, например, во Франции в 1944—1946 годах и в 1958 году. Временное правительство может наделяться зачастую весьма обширными и даже чрезвычайными полномочиями.
Возрастание роли главы правительства
Изменения, происходящие в структуре правительства, находят свое проявление в концентрации широкой правительственной власти в руках все более узкого круга лиц или даже одного лица. В парламентарных республиках и монархиях им является глава правительства. В различных странах он именуется по-разному: премьер-министр, председатель совета министров, федеральный канцлер и т. п.
Решающая роль главы правительства в осуществлении исполнительной власти наиболее отчетливо проявляется в странах с парламентарными формами правления. Процесс концентрации этой власти в руках главы правительства получает в ряде стран законодательное закрепление. Так, в соответствии со ст. 65 Основного закона ФРГ, «федеральный канцлер устанавливает основные положения политики и несет за них ответственность». Аналогична ст. 95 Конституции Италии. Она гласит, в частности: «Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность».
Нередко в зарубежных странах изменения в построении и функционировании государственного механизма не закрепляются в законе. Однако и тогда общая для большинства государств тенденция получает активное развитие. Наиболее типична в этом отношении британская практика.
В Великобритании премьер-министр назначает, перемещает и отзывает членов Правительства, определяет их компетенцию и руководит их деятельностью. Он формирует кабинет и устанавливает порядок его работы, формулирует его решения. Премьер-министр обладает широкой распорядительной властью, издает и подписывает правительственные указы. Он осуществляет большинство полномочий, номинально принадлежащих монарху, включая право досрочного роспуска Палаты общин. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что премьер-министр, как правило, лично руководит внешней политикой государства. Объем полномочий премьер-министра и сконцентрированная в его руках правительственная власть настолько обширны, что некоторые госу-дарствоведы даже именуют его «некоронованным» или «выборным» монархом.
Глава британского Правительства по объему осуществляемой им власти и своему фактическому положению в системе высших государственных органов иногда мало чем отличается от президента в США. В то же время его положение как лидера партии, располагающей большинством в Палате общин, дает ему такую возможность воздействия на парламент, какой не располагает американский президент.
Весьма похожи положение и роль главы правительства в ФРГ, Японии, Канаде и ряде других стран. Несколько менее заметна тенденция к концентрации власти в руках премьер-министра при существовании коалиционного правительства (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Тем не менее и в этой группе стран премьер-министр — не «первый среди равных», а политический руководитель, которому принадлежит решающая роль в определении государственной политики.
Возрастанию роли руководителя исполнительной власти во многом способствует создание при главе государства или правительства специального аппарата, нередко образуемого на вне-конституционной основе. Показательна в этом отношении американская практика. Исполнительное управление президента — это широкий и разветвленный аппарат, нередко успешно конкурирующий с официальным кабинетом по участию в деле разработки и реализации внутренней и внешней политики США. Он включает штат личных сотрудников президента, различные органы политического руководства, координации управления, среди которых наиболее влиятельны Совет национальной безопасности и Административно-бюджетное управление, а также разного рода группы советников и экспертов. Особенно значительна роль руководителя аппарата сотрудников Белого дома, имеющего повседневный доступ к президенту. Именно через его посредство осуществляется связь главы государства с членами кабинета. Значительна также роль специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, который обладает зачастую не меньшим влиянием, нежели государственный секретарь.
Активизируется деятельность и растет влияние аппарата, функционирующего при премьер-министре в Великобритании, федеральном канцлере в ФРГ, премьер-министре в Японии и при главах правительств других стран. По своему объему и функциям такой аппарат значительно уступает американскому. Тем не менее в этот аппарат могут включаться не только личные сотрудники и советники, влияние которых нередко очень велико, но и различные специализированные службы вроде, например, ведомства по охране конституции (политическая полиция), действующего под руководством канцлера ФРГ. Практически все такого рода органы и службы, формально относимые к числу вспомогательных при носителе правительственной власти, уже давно превратились из технико-консультативных в политико-административные. То обстоятельство, что они функционируют при главе государства или правительства на правах его личного аппарата, позволяет избавить их от парламентского контроля и воздействия общественного мнения. Опыт США, Великобритании и ряда других стран подтверждает, что нередко личные советники и сотрудники могут оказывать весьма существенное влияние на решения, принимаемые главой исполнительной власти.
Во многих развивающихся странах, особенно при монокра-тических режимах, личный аппарат главы государства или правительства возглавляется лицом, имеющим ранг министра, который входит в состав правительства и высшее партийное руководство. Нередко такой аппарат пользуется большим влиянием, нежели официальное правительство.
Источник
Правительство в зарубежных странах
1. понятие и виды правительства
2. порядок формирования правительства
3. состав и структура правительства, глава правительства
4. полномочия правительства, компетенции, нормативные акты, издаваемые правительством
1.Правительство – центральный орган управления государством, исполнительная власть. К примеру, в большинстве стран называют Совет Министров (Индия, Франция, Куба), Кабинет Министров (Япония), государственный совет (Швеция, Норвегия), правительство (Чехия, Колумбия), федеральное правительство (ФРГ), федеральный совет (Швейцария).
Правительство – коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.
1) по признаку партийности – партийные и беспартийные.
Однопартийная – парламентская форма правления, где какая-то партия обладает доминирующим большинством в парламенте (Великобритания), характерен для президентских республик, где министрами – членами кабинета становятся сторонники той партии, которую возглавляет президент.
Многопартийная создается в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте (ФРГ, Италия, Бельгия) – создаются на основе договора партийных фракций по следующему признаку: парламентская партийная фракция, имеющая наибольшее число мест в парламенте назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест занимает менее значимые посты в правительстве. Самые небольшие фракции занимают второстепенные министерские должности.
· беспартийное правительство характерно для стран с абсолютной монархией (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар)
· беспартийные правительства, которые создаются во время ?критических? ситуаций (служебные, деловые, переходные правительства). Они образовываются, когда партийные фракции в стране не могут договориться друг с другом. Данные правительства не принимают важных решений, а занимаются текущим управлением страной. К примеру, в состав такого правительства входят постоянные заместители министров, которые обязаны быть беспартийными. Возможность образования правительств в некоторых странах закреплена в конституциях (конституция Болгарии)
· данный вид беспартийных правительств является не совсем нормальным явлением, т.к. образовывается при диктаторских режимах, когда все политические партии находятся под запретом. К примеру, в состав такого правительства входят военные.
2) в зависимости от степени поддержки со стороны правительства:
· правительства большинства – опирается на поддержку партийных фракций, образующих большинство в правительстве и являются наиболее распространенным видом
· правительства меньшинства – могут быть образованы фракцией, которая не опирается на большинство. Чаще всего возникают как результат политических столкновений и конфликтов. Существуют непродолжительное время и его называют, как правило, временным правительством (Дания, Индия, Швеция – в свое время)
· правительство национального единства – правительство, которое образовано в критической ситуации в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить ведущие политические партии и политические силы. Основная цель – преодоление тяжелого положения страны или общей опасности (Греция, Ливан).
2.Порядок формирования правительства, к примеру, определен формой правления государства. Выделяют основных способа формирования правительства:
1)Парламентский способ формирования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным является английская модель, когда правительство формирует лидер партии, победившей на выборах. Такой лидер формирует состав правительства и представляет его вместе с программой деятельности для утверждения в парламент (Канада, индия, Австралия).
В ряде стран для формирования правительства всегда применяется процедура, суть которой – формальное избрание парламентом главы правительства (ФРГ, Япония, Швеция). В ряде стран для того, чтобы правительство приступило к исполнению обязанностей и стало законным и легитимным, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Такая модель формирования правительства имеет название «позитивный парламентаризм» (Греция, Италия, Польша, Турция).
В странах Европы применяется принцип «негативного парламентаризма», т.е. правительство не должно получать вотум доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия (Голландия, Норвегия, Дания).
Чаще всего практикуется формирование правительства следующим образом: предлагается кандидатура не должность главы правительства и если она поддерживается парламентом, то глава правительства (премьер-министр) самостоятельно формирует состав своего правительства.
2) непарламентский способ формирования правительства, к примеру, используется в президентских республиках, где глава государства – президент является главным представителем исполнительной власти, т.е. он назначает и отстраняет от должности членов правительства (США). Данный способ характерен для смешанных республик (Франция).
В некоторых государствах к лицам, которые претендуют на должность члена правительства предъявляются специальные требования (в Великобритании членом правительства может быть только депутат нижней палаты парламента – палаты общин; в конституции Японии – министры-депутаты парламента).
В некоторых странах устанавливается запрет на парламентские должности для министров правительства.
3.Состав правительства включает в себя:
1) главу правительства
4) государственных министров
6) министров без портфеля – должностное лицо, которое может заниматься разными видами деятельности, они курируют несколько министерств
7) статс-секретарь – помощник министра (премьер-министра)
Парламентский секретарь (Великобритания) – правительственный чиновник, который занимается поддержанием контактов и связей в парламентом.
В абсолютных и дуалистических монархиях и в определенных республиках главой правительства фактически является глава государства.
В парламентских и смешанных республиках и конституционных монархиях всегда есть должность главы правительства (премьер-министр, председатель) (Испания, Чехия, председатель – Италия).
В парламентской форме правления роль и значение премьер-министра достаточно значима, он является главой исполнительной власти, выполняет практически все полномочия главы государства, определяет внутреннюю и внешнюю политику страны. Место и роль главы правительства часто закрепляется в конституциях.
Часто глава правительства одновременно является лидером правящей партии. В большинстве глава правительства подбирает членов правительства, формально они назначаются главой государства, фактически – премьер-министром.
Премьер-министр издает и подписывает правительственные указы, иногда имеет право досрочного роспуска парламента.
4.Правительственые органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, но существующие конституции закрепляют эту компетенцию в общей форме.
1) в сфере политического руководства – разработка основного курса страны, формирование, планирование и реализация внутренней и внешней политики государства
2) в сфере управления – координирует, согласовывает деятельность всех министерств, является главным органом управления всеми делами страны. Управленческая деятельность реализуется посредством издания специальных актов – приказов, декретов.
3) Правительство проводит назначение на значительное число высших и прочих гражданских и военных должностей
4) В законодательной сфере – правительство имеет собственную регламентированную власть, издает акты нормативного характера, правительство обладает правом законодательной инициативы, разрабатывает и принимает бюджет страны
5) Внешнеполитические – правительство ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры без ведома законодательных органов
6) Вопросы войны и мира – к примеру, в распоряжении правительства находятся вооруженные силы страны, руководит всеми военными делами, обороной страны
Источник