Правительство должно руководствоваться житейскими интересами страны

Правительство должно руководствоваться житейскими интересами страны

Упражнение 1.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

Группа школьников … (пришла — зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем — выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем — склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал — признал). На голове отца (одета — надета) меховая шапка.

Упражнение 2.

Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.

1) Артистический — артистичный, архаический — архаичный, асимметрический — асимметричный, завладеть — овладеть, обессилить — обессилеть, стать — встать, основать — обосновать, героизм — героика — героичность, тема — тематика, реально — реалистически, индивидуальный — индивидуалистический, оклик — отклик, соседний — соседский, аллегоричный — аллегорический.

2) Дипломант — дипломник, значимый — значительный, нетерпимый — нетерпеливый, опростить — упростить, патриотичный — патриотический, типичный — типический, трагичный — трагический, сценичный — сценический, заразный — заразительный, проблема — проблематика, плодовитый — плодотворный, туристский — туристический, психически — психологически, комедия — комизм, акцент — акцентирование.

3) Высокий — высотный, единый — единственный, злой — злобный, лесной — лесистый, правда — правдивость, производство — производительность, осудить — обсудить, отразить — отобразить, решающий — решительный, факты — факторы, читальный — читательский.

Упражнение 3.

Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.

1. Дипломатичный — дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность — эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать — обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить — освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

Упражнение 4.

Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.

1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем.
2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности.
3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия.
4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете.
5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру.
6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно.
7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым.
9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды.
10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню.
12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе.
13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.
14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.


Тест по теме «Лексические нормы»


1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.

В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы


2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?

А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.

Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.

В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.

Г) У этого человека каменное сердце

3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?

А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?

Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.

Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны

4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.

Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?

Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?

А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы

7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.

В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..

Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

Б) оказать впечатление

В) долгосрочный кредит

Г) потерпеть поражение

9. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?

А) придерживаться точки зрения

Б) вынести приговор

В) оказать покровительство

Г) играть большое значение

10. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?

А) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.

Б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».

В) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.

Г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.

11. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?

А) Прошу оплатить мне расходы по командировке.

Б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.

В) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.

Г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

12. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?

А) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.

Б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.

В) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.

Г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.

Источник

Тест по русскому уровень А с ответами

В каком слове все согласные звуки звонкие?

снег
В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми?

блеск
Найдите синонимы к выделенному слову: «косой взгляд».

Выберите ряд, в котором неверно подобран антоним.

У какого слова есть омоним?

В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить слово

житейский?
Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.

Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые помогали людям в сложных ситуациях.+

Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.

Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

В какой строке во всех словах следует писать букву О?

пол..жить, заг..релся, к..сается

притв..ряться, уг..релый, з..ря

скл..нение, неук..снительно, р..стение

прик..снуться, отл..жить, подр..сли+
В каком ряду не во всех словах пишется одна и та же буква?

п…вильон, п…лисадник, пл…гиат

р…гламент, р…ферат, р…цензия

серт…фикат, ст…пендия, суверен…тет

д…ректор, д…крет, д…легат+
Укажите ряд, в котором есть слово с орфографической ошибкой.

брошка, ложка, ушки, ножки

розыгрыш, пейзаш, багаж, бровь+

крышка, кружка, шалаш, карандаш

резкий, шоколад, флот, столб

В каком ряду в обоих словах пишется одна буква Р?

Укажите существительное, которое не относится ко 2 склонению.

лосось
В каком ряду все существительные женского рода?

роль, бремя, царь, одеяло

семя, юноша, день, меч

ложь, ночь, помощь, соль+

дочка, время, море, грязь

Определите правильный вариант написания окончаний.

в колюч… кустарнике, со строг… юношей, с хорош… врачом,о старш… товарище
ом-им-им-ем

Укажите ряд прилагательных, с которыми нельзя использовать слова очень, самый.

стройный, увлекательный, хрупкий, тонкий

незначительный, уродливый, мягкий, бледный

химический, кислородный, валютный, гостиничный+

свободный, самолюбивый, смелый, сообразительный
В каком предложении есть безличный глагол?

Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.+

Из песни слова не выкинешь.
В каком предложении есть ошибка в образовании и употреблении вида глагола?

Мы приложили много усилий, чтобы узнать всё об этой даме.

Все свои чувства к возлюбленной Пушкин влаживал в стихи.+

Ветераны возложили цветы к памятнику героям.

Новые книги положили на полку.

В каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота?

Возвратившись из города, Илью ожидал сюрприз.

Покушав на свежем воздухе, у нас прибавилось сил.

Приехав домой, у него был усталый вид.

Стекая по окнам тоненькими ручейками, лил дождь.+

Укажите предложение, в котором выделенное слово является наречием.

Темп барабанной дроби стал быстрее.

Наш бегун оказался быстрее.

В надежде догнать деда, мальчик зашагал быстрее.+

За поворотом берега реки сузились, и течение стало быстрее.

Какое предложение нераспространённое?

Порой куда-то пронесётся со свистом стая куликов.

Вдали огни сияют золотые.

Мой садик, ты свеж и зелен.+

Правда суда не боится.

Определите, чем осложнено предложение.

Не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.
обособленным дополнением

вводным предложением
Укажите неопределённо-личное предложение.

Архитектора пригласили из Италии.+

Сильнее кошки зверя нет.

Много знаешь – мало говори!

Век живи — век учись.
Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг.

Присядем здесь и дождик переждём.

Глухая ночь сгущает краски и поневоле страшно нам.+
(знаки препинания не расставлены).
Дремотную лесную тишину нарушала только бесконечная песня ручейка да шум в верхушках деревьев.

Палубные пассажиры сидели на ящиках и мешках на цепях и свёртках канатов.+

Перед рассветом поезд затормозил загрохотал на входных стрелках у семафора подкатил к какой-то станции и замер.

Рисунок ходов напоминал непролазную чащу вьющихся растений или клубок безнадёжно запутанных ниток.
Укажите предложение без грамматической ошибки.

Согласно приказу ректора студенты прошли флюорографию.+

Двое девушек собирали цветы на лугу.

Я одела сегодня тёплый костюм, потому что похолодало.

Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.

В каком ряду на месте пропусков пишется приставка ПРЕ-?

пр…щурить глаза, пр…вратное понимание

пр…творить идею в жизнь, пр…клеить в альбом

пр…градить дорогу, пр…образившееся лицо+

пр…своить вещь, пр…слать письмо

В каком ряду во всех словах есть приставка НА-?

наивность, назло, наилучший

намного, наезжать, наговориться+

наименование, найти, надлежащий

накладной, напряжение, надзиратель

Укажите правильный вариант написания пропущенных букв.

Пред…дущий, без…скусный, без…дейный, меж…нститутский, сверх…нтересный
и-и-ы-и-ы

ы-ы-ы-и-и+
В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется О?

ч…лка, скач…к, ж…лтый, подж…г дом

прыж…к, прич…ска, крыж…вник, ож…г пальца

ч…лн, ш…рох, галч…нок, ш…мпол

ш…колад, боч…нок, дурач…к, капюш…н+
В каких формах притяжательных прилагательных не нужно писать Ь?

охотнич…я сумка, заяч…и следы

охотнич…е ружьё, рач…и узлы

лис…я нора, пастуш…я сумка

рыб…ий глаз, птич…ий крик+
Укажите пару выделенных прилагательных с одинаковыми окончаниями.

В (1)ясн… зимн… день выйдешь, бывало, в лес на лыжах и не надышишься. (2)Глубок…, чист… лежат под деревьями сугробы. Над тропинками (3)+кружевн… бел… арками согнулись под тяжестью инея стволы (4)молод… гибк… берёз.

В каком ряду одно из существительных не относится к общему роду?

плакса, неряха
Укажите ряд, в котором на конце всех наречий пишется А.
досух. занов. начерн..

справ. досыт. наглух.. 3) изредк. искос. сначал..+

Источник

Читайте также:  Взаимосвязь уровней финансовой системы страны
Оцените статью