Административное Право / Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти
Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти
Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).
Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.
Правительство, согласно ст. 114 Конституции:
— разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;
— обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— осуществляет управление федеральной собственностью;
— осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;
— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
— осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.
Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:
— организует реализацию внутренней и внешней политики;
— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
— обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;
— оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.
Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.
В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.
Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.
Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.
Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).
Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.
Постановлением Правительства от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения социально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации наравне с членами президиума Правительства на заседаниях Правительства участвуют в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель Президента по связям с международными финансовыми организациями и президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.
Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.
Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.
Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.
Источник
Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
* разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
* обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
* обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
* осуществляет управление федеральной собственностью;
* осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
* осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
* осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституция РФ закрепляет, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Перечисляя основные направления деятельности Правительства РФ, Конституция РФ указывает, что Правительство РФ:
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет управление федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
В этой связи Правительством РФ:
утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти;
устанавливается предельная численность работников аппаратов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
устанавливается порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
назначаются на должность и освобождаются от должности заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, утверждаются члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов, а также учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ полномочия данного высшего органа исполнительной власти подразделены на несколько категорий:
полномочия в сфере экономики;
полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;
полномочия в социальной сфере;
полномочия в сфере науки, культуры, образования;
полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;
Правительство РФ в пределах своих общих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации,
В сфере экономики Правительство РФ: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования,
В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.
В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство РФ: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.
13. Система федеральных органов исполнительной власти: Правительство РФ, министерства, службы, агентства: общая характеристика.
Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключаются в содержании их деятельности, которая по своей сути является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью; сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.
Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу), согласно которому компетенция органа государственной власти — это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам его ведения. А полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: 1) цели и задачи деятельности органа; 2) обеспечивающие решение этих задач функции управления; 3) полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; 4) организационные и правовые формы и методы деятельности. Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.). Функции — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач. Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления. Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).
Орган государственной исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.
Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — уставах, положениях, должностных инструкциях.
Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.
Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. ПО, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления губернатора (главы администрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т. д.
Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.
Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти — предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это — юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.
Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем положении об органе его компетенции в объеме всех се элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.
Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата.
В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные подразделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.
Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингента и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого персонала па 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т. д. в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях). Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управ
ления и т. д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контиигентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, па основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.
Она включает в себя Правительство, министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т. д.). Президент не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культурное развитие страны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. В последнее время получила распространение практика включения в Правительство председателей госкомитетов на том основании, что их статус официально приравнивается к статусу федеральных министров.
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Основными направлениями деятельности Правительства являются разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения; управление федеральной собственностью и др.
Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вторые — индивидуальный. Акты Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам, в противном случае они отменяются Президентом. Нормальным вариантом прекращения полномочий Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным Президентом. Кроме того, Правительство может прекратить свои полномочия досрочно:
в случае, если оно само подаст в отставку и Президент ее примет;
если Президент сочтет нужным отправить Правительство в отставку, причем перечень оснований для этого нигде не определен;
в случае, если Президент примет решение об отставке Правительства после того, как оно получит вотум недоверия Государственной Думы.
Министерства РФ — это центральные органы исполнительной власти. Свою деятельность они осуществляют на основе единоначалия, руководят порученными им отраслями экономики или сферами деятельности. Считается, что государственные комитеты в отличие от министерств осуществляют межотраслевое управление. Поэтому четких критериев отграничения министерств от ведомств (в их число включаются помимо госкомитетов и другие органы исполнительной власти: комиссии, агентства, службы, надзоры), кроме названия, почти не осталось.
Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр), обладающий решающей властью в министерстве и несущий персональную ответственность за его деятельность. Гарантией от произвола министра чаще всего является коллегия министерства, которая имеет совещательное значение и не может принимать обязательных решений. Однако разногласия между министром и коллегией докладываются Правительству.
Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют в масштабах всей Российской Федерации под непосредственным; руководством Правительства РФ (кроме министерств обороны, внутренних, иностранных дел, юстиции, которые подчинены Президенту РФ). Министерства действуют на основании Положения о министерстве, утверждаемого Президентом или по его поручению — Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с организациями других ветвей власти и между собой.
Государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России. Это — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Оперативное руководство организациями, подчиненными госкомитетам, федеральным комиссиям, осуществляет, как правило, их руководитель единолично. Председатели некоторых госкомитетов входят в Правительство.
Федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Общий статус ведомств Российской Федерации в принципе идентичен статусу министерств, только руководители ведомств не входят в Правительство. Подчиняются ведомства Правительству РФ, за исключением Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и некоторых других.
Федеральным министерством называется федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральное министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром РФ. Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных актов, федеральных законов, актов Президента РФ и правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с вышеназванными актами осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и правительства РФ.
Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Кроме того, федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1. федеральные министерства, это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере деятельности деятельности иных органов исполнительной власти. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между заместителями.
Министерство здравоохранения РФ
Министерство иностранных дел РФ
Министерство культуры РФ
Министерство обороны РФ
Министерство промышленности РФ
Министерство связи РФ
Министерство топлива и энергетики РФ
Министерство труда и социального развития РФ
Министерство финансов РФ
Министерство юстиции РФ
2. Государственный комитет РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
ст. 260 Гос. комитет РФ по делам молодежи
Гос. комитет РФ по кинематографии
Гос. комитет РФ по печати
Гос. комитет РФ по физической культуре и туризму
Правовое положение федеральных министерств и государственных комитетов характеризуется следующими общими чертами:
1. перечень, установленный Президентом РФ
2. они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в масштабах страны
3. большинство их работает под непосредственным руководством Правительства РФ
4. положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждаются Президентом или по его поручению Правительством
5. министры и председатели государственных комитетов назначаются Правительством
6. министерства и государственные комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, с Правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.
3. федеральные ведомства – это органы, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов.
Различают федеральные комиссии
Федеральная энергетическая комиссия РФ
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости
Федеральная авиационная служба России
Федеральная архивная служба России
Государственная налоговая служба России
Федеральная пограничная служба России
Федеральная служба безопасности России
Российское агентство по патентам и товарным знакам
Российское космическое агентство
Российское агентство правительственной связи информации при Президенте РФ
Федеральный горный и промышленный надзор России
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
4. управление делами Президента
Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24);
государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).
Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и
осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также
координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ,
осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.
Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ –
ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ. Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
Источник