- Профессор Знаев
- ОСНОВНОЕ МЕНЮ
- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- РУССКИЙ ЯЗЫК
- ЛИТЕРАТУРА
- АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
- ИСТОРИЯ
- БИОЛОГИЯ
- ГЕОГРАФИЯ
- МАТЕМАТИКА
- ИНФОРМАТИКА
- Раздел 7. XV век
- Профессор Знаев
- ОСНОВНОЕ МЕНЮ
- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- РУССКИЙ ЯЗЫК
- ЛИТЕРАТУРА
- АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
- ИСТОРИЯ
- БИОЛОГИЯ
- ГЕОГРАФИЯ
- МАТЕМАТИКА
- ИНФОРМАТИКА
- Раздел 9. XVII век
Профессор Знаев
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
Раздел 7. XV век
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Правление князя Василия II (Темного) было очень успешным, поскольку он успел сделать много полезного для страны».
Аргументы в подтверждение:
• при Василии Темном расширились территория и влияние Московского княжества в Северо-Восточной Руси;
• при Василии Темном значительно укрепилась власть великого князя;
• в 1448 году митрополитом был избран русский епископ Иона, что стало началом независимости русской церкви от константинопольского патриархата.
Аргументы в опровержение:
• при Василии Темном произошла усобица между представителями правящей династии, приведшая к ослаблению Московского княжества;
• Василию Темному не удалось свергнуть власть Золотой Орды ;
• до 1510 года существовала Псковская республика с атрибутами независимого государства: в ней чеканились собственные деньги, судопроизводство осуществлялось по Псковской судной грамоте, а не по Судебнику Ивана III.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Правление князя Ивана III (Великого) было очень успешным, поскольку он успел сделать много полезного для страны».
Аргументы в подтверждение:
• при Иване III почти все русские земли были объединены вокруг Москвы;
• при Иване III была создана единая система управления и законодательства;
• при Иване III была возвращена часть исконно русских территорий — захваченные ранее Великим княжеством Литовским черниговские и северские земли;
• при Иване III было свергнуто ордынское иго;
• при Иване III значительно вырос международный авторитет России.
Аргументы в опровержение:
• при Иване III подчинение ряда русских княжеств и территорий происходи ло военным путем и сопровождалось большими человеческими жертвами;
• при Иване III была ограничена возможность крестьянского перехода (установление Юрьева дня);
• при Иване III ряд русских княжеств и территорий еще сохранял независимость.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«В конце XV века закончился период феодальной раздробленности русских земель».
Аргументы в подтверждение:
• к концу 1480-х годов в состав Московского государства были включены все
• значительные русские земли, остальные находились под контролем Москвы, не имея права вести самостоятельную внешнюю политику;
• в 1497 году был издан Судебник Ивана III — свод законов для объединенного государства;
• при Иване III была унифицирована денежная система русского государства, что является признаком единого государства;
• в 1497 году произошло появление двуглавого орла в качестве государственного символа Русского государства.
Аргументы в опровержение:
• до 1520 года сохраняло номинальную независимость Рязанское княжество;
• до 1523 года сохраняло номинальную независимость удельное Новгород — Северское княжество.
Источник
Профессор Знаев
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
Раздел 9. XVII век
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Смутное время в России закончилось в 1613 году».
Аргументы в подтверждение:
• к 1613 году (осенью 1612 г.) польские интервенты были изгнаны из Москвы и с большей части захваченных ими территорий и утратили возможность подчинить себе Россию;
• в 1613 году был избран на царство Михаил Романов, кандидатура которого устроила большинство представителей социальных групп, что способствовало значительному ослаблению общественных противоречий;
• события, связанные с созданием второго ополчения (массовый приток добровольцев, активные пожертвования денежных средств и т.д.) и освобождением Москвы от поляков, свидетельствуют о преодолении общественных противоречий и как следствие о завершении Смуты.
Аргументы в опровержение:
• после 1613 года в течение еще нескольких лет продолжалась война за освобождение западных и северо-западных русских земель от польских и шведских интервентов;
• после 1613 года правители соседних государств — польский королевич Владислав и шведский принц Карл- Филипп продолжали претендовать на русский престол;
• после 1613 года в течение еще нескольких лет существовала угроза внутренней стабильности в России со стороны обосновавшихся в Астрахани И. М. Заруцкого, Марины Мнишек и ее малолетнего сына Ивана, которого определенная часть общества хотела видеть царем;
• после 1613 года в течение еще нескольких лет в стране продолжались казацкие восстания (Заволочское восстание 1614-1615 годов и др.) и разгул бандитских шаек.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Правление Михаила Федоровича было очень успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».
Аргументы в подтверждение:
• во время правления Михаила Федоровича на всей территории страны была установлена прочная государственная власть;
• во время правления Михаила Федоровича был в целом преодолен хозяйственный кризис;
• во время правления Михаила Федоровича армия России начала перестраиваться по европейскому образцу;
• во время правления Михаила Федоровича были присоединены большие территории и основано много новых городов в Сибири.
Аргументы в опровержение:
• при Михаиле Федоровиче Россия не смогла отвоевать у Речи Посполитой все земли, переданные ей в 1618 году;
• при Михаиле Федоровиче остался закрытым выход к Балтийскому морю;
• при Михаиле Федоровиче продолжался процесс закрепощения крестьян (увеличение срока урочных лет).
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Правление Алексея Михайловича было очень успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».
Аргументы в подтверждение:
• при Алексее Михайловиче была значительно усовершенствована система государственного управления: основан целый ряд новых приказов: Рейтарский, Хлебный, Счетный, Литовский, Тайных дел и др.;
• при Алексее Михайловиче был введен Новоторговый устав, носивший протекционистский характер;
• при Алексее Михайловиче армия России продолжала перестраиваться по европейскому образцу;
• при Алексее Михайловиче был введен новый свод законов — Соборное уложение;
• при Алексее Михайловиче были присоединены большие территории и основано много новых городов в Сибири;
• при Алексее Михайловиче Россия смогла отвоевать у Речи Посполитой все земли, переданные ей в 1618 году, включая Смоленск.
Аргументы в опровержение:
• при Алексее Михайловиче остался закрытым выход к Балтийскому морю;
• неудачная налоговая, финансовая и социальная политика привела к крупным народным выступлениям;
• церковная реформа вызвала раскол в обществе и преследования старообрядцев;
• при Алексее Михайловиче были окончательно закрепощены крестьяне.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума на проведение церковной реформы в значительной мере совпадали».
Аргументы в подтверждение:
• как Никон , так и Аввакум признавали необходимость унификации богослужебных книг и церковных обрядов;
• как Никон, так и Аввакум признавали необходимость улучшения нравственности духовенства, борьбы со всем, что подрывало авторитет православных священников.
Аргументы в опровержение:
• Никон считал, что исправление церковных книг необходимо провести по греческим образцам, а Аввакум выступал за исправление книг по древнерусским образцам;
• Никон считал, что необходимо провести исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами, а Аввакум выступал за следование образцам, сложившимся в русской иконописи;
• Никон считал, что необходимо унифицировать обряд богослужения по греческим образцам (крещение двоеперстием вместо троеперстия,
• единоголосие вместо многоголосия и т. п.), а Аввакум выступал за унификацию обрядов по древнерусским образцам.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Правление Федора Алексеевича было очень успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».
Аргументы в подтверждение:
• при Федоре Алексеевиче было отменено местничество, отрицательно влиявшее на качество управления государством;
• при Федоре Алексеевиче в целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены;
• при Федоре Алексеевиче получили новое развитие полки «нового строя»;
• при Федоре Алексеевиче по итогам Бахчисарайского мирного договора 1681 года из-под контроля Османской империи вышло Запорожье;
• при Федоре Алексеевиче было основано много новых населенных пунктов в Сибири.
Аргументы в опровержение:
• при Федоре Алексеевиче продолжал оставаться закрытым выход к Балтийскому морю;
• при Федоре Алексеевиче преследовались старообрядцы;
• попытка принудительной христианизации башкир привела в 1681 году к их восстанию.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Регентство Софьи Алексеевны было очень успешным, поскольку она сделала много полезного для страны».
Аргументы в подтверждение:
• при Софье Алексеевне было усмирено восстание башкир;
• при Софье Алексеевне в России активно распространялись образование и наука, в 1687 году была основана первая в стране высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия;
• в 1686 году был подписан «Вечный мир» с Речью Посполитой;
• в 1689 году был подписан Нерчинский договор с Китаем, определивший границу между государствами по р. Ар гунь.
Аргументы в опровержение:
• при Софье Алексеевне жестко преследовались старообрядцы;
• при Софье Алексеевне не удалось получить выход к Черному морю;
• при Софье Алексеевне по-прежнему оставалось недоступным Балтийское море.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Аргументы в подтверждение:
• в конце XVI века в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII века — 80; в Амстердам — сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;
• российская дипломатия в XVII веке не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);
• до 1710-х годов Россия не смогл a освоить производство современных видов вооружения, которыми уже обладали страны Запада (оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий.
Аргументы в опровержение:
• крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран;
• в XVII веке в России появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу;
• в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;
• происходило «обмирщение культуры»: уменьшалась ее зависимость от церкви; появлялись новые — светские — сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве; в России активно переводили книги европейских ученых; в 1670-х годах при царском дворе функционировал театр, созданный иностранцами. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.
Источник