Правоохранительные органы зарубежных государств.
После 1991г., с которым связано начало формирования в Российской Федерации суверенной системы права, Российская Федерация, как новое суверенное государство, субъект международного права, уже не изолируется от внешнего мира, а постепенно вовлекается в мировое сообщество.
Одним из проявлений этого вовлечения является сотрудничество ее государственных органов с аналогичными органами зарубежных стран. Для решения возникающих проблем.
Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
Государственная власть в США основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет Конгресс США, состоящий из двух палат – Сената и Палаты представителей. Исполнительную власть осуществляет Президент США, одновременно являющийся главой государства.
Судебную власть осуществляют суды. Судебная система США представлена в виде трех звеньев. Высшим звеном является Верховный Суд США. Следующее звено – окружные суды. И наконец, суды штатов.
Высшим звеном системы органов юстиции США является Министерство юстиции США. В Министерство юстиции США входят следующие 5 групп структурных подразделений.
Первая группа: Служба разработки курса Министерства юстиции США, Служба по законодательным вопросам, Служба по связям с общественностью, Юристконсультская служба.
Вторая группа: Служба программ совершенствования правосудия, Исполнительная служба попечителей США, Комиссия по урегулированию претензий к зарубежным государствам, Служба по исполнению законов о свободе информации и охране частной жизни, Служба содействия правопорядку в общинах.
Третья группа: Управление по делам о нарушениях гражданских прав, Управление по делам о нарушениях антитрестовского законодательства, Управление по делам о нарушениях налогового законодательства, Управление по гражданским делам, Управление по делам об охране окружающей среды и природных ресурсов, Служба по вопросам взаимоотношений в общинах.
Четвертая группа: Федеральное бюро расследований (ФБР), Администрация по применению законов о наркотиках, Служба иммиграции и натурализации, Исполнительная служба атторнеев США, Управление по уголовным делам, Бюро тюрем, Служба маршалов США, Национальное центральное бюро ИНТЕРПОЛ.
Пятая группа: Служба по делам разведки, Отдел управления юстицией, Исполнительная служба по иммиграционным делам, Юрист по вопросам помилования, Комиссия по условно-досрочному освобождения, Национальный центр разведывательной информации по торговле наркотиками. В основе приведенной структуры Министерства юстиции США находится функциональный признак.
Особое место в системе органов юстиции США занимает так называемый Незывисимый прокурор.
Уголовно-исполнительная система сША основана на ее федеративном устройстве и административно-территориальном делении. Можно выделить три звена уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы США: местные («джейлы»), окружные и федеративные пенитенциарные учреждения. «Джейлы» – это специальные пенитенциарные учреждения, предназначенные для содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных к наказанию в виде лишения свободы сроком до одного года.
Правоохранительные органы Великобритании
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – демократическое, правовое, унитарное государство. Форма правления – Парламентская (конституционная) монархия. Государственная власть разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании – Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Главой государства является Королева Великобритании.
Судебная система включает в себя высшие и низшие (местные) суды. Высшими судами являются: Суд Палаты Лордов Великобритании, Апелляционный Суд Великобритании, Судебный комитет Тайного совета Великобритании, Суд Короны Великобритании, Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла Великобритании, Апелляционный трибунал по трудовым спорам Великобритании. Местными судами являются магистратские суды и суды графств.
Специальным органом, предназначенным для осуществления уголовного преследования, является Королевская служба обвинения – независимая и отдельная от полиции организация. Королевская служба обвинения может быть представлена в виде двух звеньев – высшего и регионального (региональный центр). Уголовное преследование вправе осуществлять и иные государственные органы – Управление налоговых сборов и Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством.
Правоохранительные органы Федеративной Республики Германия
Конституцией Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949г. Федеративная Республика Германия (ФРГ) провозглашена «демократическим и социальным федеративным государством». Государственная власть в ФГР осуществляется «через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти». Органами законодательной власти в ФГР являются Бундестаг и Бундесрат. Исполнительную власть осуществляет Федеральное правительство ФРГ, состоящее из Федерального канцлера ФРГ и федеральных министров. Особое место в системе органов рассматриваемого государства занимает Федеральный президент ФРГ, который не может входить ни в правительство, ни в законодательный орган Федерации. Федеральный президент ФРГ представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами и принимает послов. Судебная власть в ФРГ «вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом… федеральными судами и судами земель».
Статьей 95 Конституции ФРГ предусмотрены пять видов судопроизводства (юрисдикции):
Соответственно учреждены высшие судебные органы для каждого вида
судопроизводства (юрисдикции): Федеральный верховный суд ФРГ, Федеральный административный суд ФРГ, Федеральный финансовый суд ФРГ, Федеральный суд по трудовым спорам ФРГ и Федеральный суд по социальным вопросам ФРГ. Эти судебные органы следует рассматривать как высшие звенья судебной системы Федеративной Республики Германия. Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные дела, представляют собой систему из следующих звеньев: участковый суд, земельный суд, Высший земельный суд и Федеральный верховный суд ФРГ. Судами административной юрисдикции являются: административные суды в качестве первой инстанции, высшие административные суды земель ФРГ в качестве апелляционной инстанции, Федеральный административный суд ФРГ в качестве кассационной инстанции
Правоохранительные органы Французской Республики
Франция является неделимым, светским, социальным, демократическим государством. Государственная власть Франции основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является Парламент Франции, состоящий из Национального собрания и Сената. Исполнительную власть осуществляет Правительство Франции. Главой государства является Президент Франции.
Судебную власть во Франции осуществляют суды. Гарантом независимости судебной власти является Президент Франции.
Система судов общей юрисдикции Франции представляет четыре звена:
- трибуналы малой инстанции (малого процесса) как низовое звено;
- трибуналы большой инстанции (большего процесса);
- апелляционные суды;
Кассационный суд как высшее звено.
«Трибуналами» во Франции именуются полицейские и исполнительные суды. Суд присяжных, апелляционные суды и кассационный суд именуются «судами».
Судом специальной юрисдикции считается Конституционный совет
Правоохранительные органы стран Балтии
Три прибалтийских государства: Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика – в юридической литературе принято именовать «странами Балтии». Это название, прежде всего, обусловлено их географическим положением. Каких-либо международно-правовых договоров об объединении трех указанных государств, как субъектов международного права нет
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Правоохранительные органы зарубежных государств.
Правоохранительные органы зарубежных государств.
Правоохранительные органы зарубежных государств.
Источник
ГЛАВА 22 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
6. Международные правоохранительные организации
Международные межправительственные организации в самых различных формах участвуют в борьбе с преступностью. Одни из них принимают опосредованное участие в борьбе с преступностью (международные организации, участвующие в борьбе с преступностью). К их числу можно отнести ООН, ИМО, ИКАО, МАГАТЭ и др. Однако следует заметить, что роль многих таких международных организаций возрастает, ввиду создания в их рамках специальных структур по борьбе с преступностью (КТК ООН, АТЦ СНГ, РАТС ШОС, Евроюст). Другие международные организации непосредственно участвуют в этой деятельности (международные правоохранительные организации). К их числу можно отнести Интерпол и Европол.
Интерпол. Учредительным договором этой международной организации стал Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) 1956 г . На 1 января 2006 г. Интерпол насчитывает в своем составе 184 государства. Ее членом является и Россия.
Интерпол имеет целями обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции государств в рамках их законодательства, а также создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению преступности и борьбе с ней. Деятельность этой организации сосредоточена на международном розыске преступников, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей, а также на регистрации преступников. Такая деятельность охватывает, например, такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, кража произведений искусств и антиквариата, а также преступления, связанные с терроризмом.
Этой организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство в дела, входящие в компетенцию государств, или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Структурно Интерпол состоит из Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета, Генерального секретариата, Национальных центральных бюро и Советников.
Генеральная Ассамблея является высшим органом Интерпола. Она состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ими могут стать высокопоставленные должностные лица тех органов, которые выполняют в государствах полицейские функции, должностные лица, чьи функциональные обязанности связаны с деятельностью этой организации, а также специалисты по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний Интерпола.
Генеральная Ассамблея выполняет следующие функции: определяет принципы деятельности и разрабатывает общие меры, которые должны способствовать выполнению задач Интерпола; рассматривает и утверждает общий план работы, предлагаемый Генеральным секретарем Интерпола на следующий год; устанавливает иные регламентирующие положения, полагаемые необходимыми; избирает должностных лиц данной организации; принимает решения и дает рекомендации государствам-членам по вопросам, входящим в компетенцию Интерпола; рассматривает и выносит решения о сотрудничестве с другими организациями и др.
Генеральная Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. По просьбе Исполнительного комитета или большинства членов Интерпола могут быть созваны ее чрезвычайные сессии.
Исполнительный комитет : осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи; готовит повестку дня ее сессий; представляет Генеральной Ассамблее рабочие планы или предложения, которые Исполнительный комитет считает целесообразным; осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря; осуществляет все полномочия, которыми его наделяет Ассамблея. Комитет собирается на заседания не менее одного раза в год по созыву Президента Интерпола.
Постоянно действующей службой Интерпола является Генеральный секретариат . Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета; выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью; действует как специализированный и информационный центр; осуществляет эффективное руководство деятельностью Интерпола; поддерживает контакты с национальными и международными органами; издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными; решает другие задачи, предусмотренные Уставом Интерпола.
Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря и технического и административного персонала, который выполняет функции по обеспечению деятельности этой международной организации.
Каждая страна определяет орган, который выступает в качестве Национального центрального бюро Интерпола . Этот орган осуществляет взаимодействие с различными учреждениями своей страны, с подобного органами других стран, а также с Генеральным секретариатом. Россия, являясь участником этой международной организации, создала Национальное центральное бюро Интерпола, входящее в состав центрального аппарата МВД России. В Российской Федерации образованы также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.
Европол. Решение о создании Европола было принято 9-10 декабря 1991 г. в Маастрихте на заседании Европейского Совета. Однако для нормального функционирования международной организации 26 июля 1995 г. государства – члены ЕС подписали Конвенцию об учреждении Европейской полицейской организации (Европола) .
В качестве цели Европола, в ее учредительном договоре было обозначено улучшение полицейского сотрудничества между государствами-членами. Компетенция этой международной организации охватывает борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, нелегальной иммиграцией, незаконным оборотом радиоактивных веществ и ядерных материалов, угоном автотранспортных средств, подделкой евро, «;отмыванием»; денег. Членом этой организации может стать любой член Европейского союза.
Основной для Европола является информационная функция. Она определила задачи этой международной организации, а именно: содействие обмену информацией между государствами – членами ЕС; ее сбор, обработка и анализ; оперативный обмен между компетентными властями государств – членов ЕС информацией, касающейся совершаемых преступлений; оказание помощи в проводимых в государствах – членах ЕС расследованиях преступлений; обслуживание компьютерной системы собранной информации. Кроме того, в рамках Европола правоохранительные органы членов ЕС осуществляют оперативное взаимодействие в борьбе с преступностью, сотрудничество по вопросам расследований, подготовку кадров, аналитическую работу.
Каждое государство – член Европола определяет уполномоченный орган для выполнения указанных задач. Этот орган осуществляет связь между Европолом и национальными властями. Для этой цели государство направляет в Европол, по крайней мере, одного офицера связи, чтобы представлять национальные интересы в данной организации.
Конвенция о Европоле определила и структуру органов этой организации. Ими стали: Совет, состоящий из представителей всех государств-членов. На Совете председательствует одно из государств-членов организации; Директор, назначаемый Советом на четырехлетний срок не более чем одни раз; Финансовый контролер, назначаемый с единогласия Совета и подотчетный ему; Бюджетный комитет, состоящий из представителей всех государств-членов.
Совет ЕС предоставил Европолу полномочия заключить с другими государствами, в том числе и с Российской Федерацией соглашения о сотрудничестве, которое отвечало бы их общим интересам. Так 6 ноября 2003 г. в Риме было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией . На его основе осуществляется взаимодействие между Россией и Европолом. Оно охватывает сферу предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, входящих в компетенцию этой международной организации.
7. Международные уголовные суды и трибуналы
Международные уголовные суды и трибуналы можно условно подразделить на две категории:
— трибуналы «;ad hoc»;:
а) международные трибуналы, созданные на основе соглашения государств – победителей во Второй мировой войне (Международный Военный Трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г., Международный военный Трибунал для Дальнего Востока 1946 г.). К их числу можно также отнести трибуналы, созданные на основе резолюций Совета Безопасности ООН (Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии 1993 г., Международный трибунал по Руанде 1994 г.);
б) интернационализированные внутригосударственные суды и трибуналы, например, Специальный суд по Сьерра-Леоне и созданные в Камбодже Чрезвычайные палаты для суда над «;красными кхмерами»; и др.;
— трибуналы, действующие на постоянной основе. В настоящее время единственный такой орган – Международный уголовный суд.
Международный Военный Трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г. Настоящий трибунал был создан для осуществления «;справедливого и быстрого»; суда и наказания главных военных преступников фашисткой Германии и ее союзников. В своей деятельности он руководствовался Уставом Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г. , далее – Устав ) . Непосредственно процесс проходил в Нюрнберге.
Трибунал имел право судить и наказывать физических лиц, которые, действуя индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.
В соответствии с Уставом руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, должны нести ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией.
Организационно Трибунал состоял из 4 членов и их заместителей. Было назначено по одному члену и одному заместителю от Великобритании, Франции, США и СССР.
Для эффективной работы Трибунала был создан Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников . Для расследования дел и обвинения главных военных преступников каждая из подписавшихся Устав Трибунала сторон назначала главного обвинителя. Эти лица, действуя индивидуально и в сотрудничестве друг с другом расследовали, собирали и представляли до или во время судебного процесса все необходимые доказательства; готовили обвинительный акт для утверждения указанным Комитетом; производили предварительный допрос всех необходимых свидетелей и подсудимых; выступали в качестве обвинителей на суде; производили другие действия, которые были необходимыми в целях подготовки дела и производства суда.
Уставом Трибунала были предусмотрены процессуальные гарантии для подсудимых. Однако согласно Уставу Трибунал не должен быть связан формальностями в использовании доказательств. Он устанавливал и применял возможно более быструю и не осложненную формальностями процедуру и допускал любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу.
Приговор приводился в исполнение согласно приказу Контрольного Совета в Германии. В результате двенадцать подсудимых были приговорены к смертной казни. Кроме того, Трибунал вынес 3 приговора о пожизненном заключении, 4 — о тюремном заключении и 3 оправдательных приговора.
Международный военный Трибунал для Дальнего Востока 1946 г. Это был второй международный судебный орган, осуществляющий правосудие в отношении военных преступников Второй мировой войны. В своей деятельности он руководствовался Уставом Международного военного Трибунала для Дальнего Востока (19 января, 1946 г.) . Местом пребывания Трибунала был Токио.
Трибунал состоял из одиннадцати членов, предложенных государствами, подписавшими Акт о Капитуляции (США, Китай, Великобритания, СССР, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды и Новая Зеландия), а также представителей Индии и Филиппинской Республики.
Трибунал имел право судить и наказывать военных преступников на Дальнем Востоке, которые обвинялись либо персонально, либо как члены организаций в преступлениях против мира, военных преступлениях, преступлениях против человечности. Этот орган имел право устанавливать и изменять правила судопроизводства, соответствующие основным положениям Устава.
Главный обвинитель был ответственен за следствие и поддержание обвинения против военных преступников. Любое государство, с которым Япония была в состоянии войны, могло назначить дополнительного обвинителя в помощь главному обвинителю.
Трибунала имел право приговорить подсудимого, признанного виновным, к смертной казни или любому другому наказанию, которое этот судебный орган признавал справедливым. Суду были преданы 28 преступников. 7 из них были приговорены к смертной казни, 16 – к пожизненному заключению, 2 – к тюремному заключению. В ходе процесса двое подсудимых умерли, а один был признан психически больным.
Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (МТБЮ) был учрежден Советом Безопасности ООН в соответствии с резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. и на основании главы VII Устава ООН. Этой же резолюцией был утвержден Устав МТБЮ. Его местопребыванием является Гаага.
МТБЮ имеет полномочия осуществлять судебное преследование лиц, которые совершали или отдавали приказы на действия, которые являлись серьезным нарушением Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., нарушениями законов или обычаев войны, геноцидом, преступлениями против человечности.
Территориальная юрисдикция МТБЮ распространяется на территорию бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии. Временная юрисдикция – на период, начинающийся 1 января 1991 г.
МТБЮ и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию. Однако его юрисдикция имеет приоритет. На любом этапе судебного разбирательства МТБЮ может официально просить национальные суды передать ему производство по делу.
Лицо, которое было осуждено национальным судом за указанные деяния, может быть впоследствии судимо МТБЮ только в случае, если деяние, за которое оно было осуждено, было квалифицировано как обычное преступление. Кроме того, это касается случаев, когда судебное разбирательство не было беспристрастным и независимым, предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности, или же дело не было расследовано обстоятельным образом.
МТБЮ состоит из камер, включающих две Судебные камеры и Апелляционную камеру, Обвинителя, а также Секретариата, обслуживающего как камеры, так и Обвинителя.
Камеры состоят из 11 независимых судей: трое судей входят в состав каждой из Судебных камер, а пять – входят в состав Апелляционной камеры.
По рекомендации Генерального секретаря ООН Совет Безопасности назначает Обвинителя. Это должностное лицо отвечает за расследование дел и обвинение лиц, ответственных за совершение соответствующих преступлений. Он имеет полномочия допрашивать подозреваемых, жертв и свидетелей, собирать доказательства и проводить расследование на месте.
При определении сроков тюремного заключения камеры руководствуются общей практикой вынесения приговоров в судах бывшей Югославии и могут отдавать приказ о возвращении законным владельцам любого имущества и доходов, приобретенных в результате преступного поведения.
Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном МТБЮ и при его надзоре на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности о своей готовности принять осужденных лиц.
Государства без каких-либо неоправданных задержек должны выполнять любые просьбы МТБЮ об оказании помощи или приказы Судебной камеры, включая, в частности, опознание и установление местонахождения лиц, снятие свидетельских показаний и производство действий по собиранию доказательств, вручение документов, арест или задержание лиц, выдача или передача МТБЮ обвиняемых.
К концу 2006 г. МТБЮ предъявил обвинения 161 лицу, 97 были осуждены, пятеро оправданы
Международный трибунал по Руанде (МТР). В соответствии со своей резолюцией 955 от 8 ноября 1994 г. Советом Безопасности ООН, действующим на основании главы VII Устава ООН, был учрежден Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Этот судебный орган функционирует согласно Уставу Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г .
МТР уполномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершивших геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций и Дополнительного протокола II. Кроме того, Уставом данного судебного органа определено, что лицо, которое планировало, подстрекало, приказывало, совершало или иным образом содействовало или подстрекало к планированию, подготовке или совершению вышеуказанных преступлений, несет личную ответственность за это преступление.
Территориальная юрисдикция МТР распространяется на территорию Руанды, а также на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды. Временная юрисдикция распространяется на период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г.
Устав МТР содержит много положений схожих с положениями Устава МТБЮ. В частности, это касается параллельности юрисдикции МТР и национальных судов, структуры и организации деятельности трибунала, состава судей и других должностных лиц, их выборов, требований к ним, их деятельности в процессе функционирования трибунала, ответственности лиц, совершивших преступления, порядка отбывания тюремного заключения.
Члены Апелляционной камеры МТБЮ являются также членами Апелляционной камеры МТР. Судьи МТР принимают, для целей разбирательства в данном трибунале, используемые в МТБЮ правила процедуры и доказывания. Это касается проведения досудебного этапа разбирательства, разбирательства и обжалования, принятия доказательств, защиты потерпевших и свидетелей и других соответствующих вопросов, с учетом таких изменений, которые они сочтут необходимыми. Обвинитель МТБЮ является также Обвинителем МТР. Он располагает дополнительными сотрудниками, включая дополнительного заместителя Обвинителя, для оказания помощи при судебном преследовании лиц в МТР.
К концу 2006 г. МТР вынес 22 судебных решения, касающиеся 28 человек, из которых 25 были осуждены и трое оправданы, и вел судебные процессы в отношении 27 обвиняемых.
Специальный суд по Сьерра-Леоне (ССЛ). Этот суд учрежден на основе Соглашения между Организацией Объединенных Наций и правительством Сьерра-Леоне от 16 января 2002 г. и действует в соответствии с прилагаемым к нему Уставом Специального суда по Сьерра-Леоне .
ССЛ представляет собой договорный суд ad hoc особого рода со смешанной юрисдикцией и составом. Осуществление его деятельности на национальном уровне потребовало включения указанного Соглашения в национальное законодательство Сьерра-Леоне в соответствии с его конституционными требованиями. Применимое ССЛ право включает нормы международного и национального права Сьерра-Леоне.
Предметная юрисдикция ССЛ включает преступления как согласно международному праву, так и преступления согласно законодательству Сьерра-Леоне. Юрисдикция этого суда охватывает массовые убийства, казни без суда и следствия, причинение увечий, сексуальное насилие против девочек и женщин, обращение в сексуальное рабство, похищение детей и взрослых, каторжные работы и насильственная вербовка в состав вооруженных групп, грабежи и поджоги деревень и больших городских жилищ. Список преступлений против человечности, составляющих предметную юрисдикцию ССЛ, напоминает перечень, включенный в уставы МТБЮ и МТР.
Суд также уполномочен осуществлять судебное преследование тех лидеров, кто, совершением предусмотренных Уставом преступлений, ставил под угрозу установление и осуществление мирного процесса в Сьерра-Леоне.
ССЛ имеет параллельную юрисдикцию со сьерра-леонскими судами и верховенство над ними. Он имеет право на любой стадии судебного разбирательства просить любой такой суд передать ему производство по делу.
Организационно ССЛ состоит из Судебной камеры и Апелляционной камеры, а также второй Судебной камеры, которая может быть создана по просьбе Генерального секретаря ООН или Председателя этого суда.
В состав камер входят не менее восьми и не более одиннадцати независимых судей, назначаемых правительством Сьерра-Леоне из числа своих граждан и Генеральным секретарем ООН – из числа кандидатур, выдвинутых государствами.
Генеральный секретарь ООН после консультации с правительством Сьерра-Леоне уполномочен назначать Обвинителя. Этому лицу обязаны оказывать помощь сьерра-леонские и международные сотрудники.
Правила процедуры и доказывания МТР применяются с соответствующими изменениями для проведения юридических процессов в ССЛ. Его судьи могут вносить в эти правила поправки или принимать дополнительные правила в том случае, когда применимые правила не предусматривают какую-либо конкретную ситуацию. При этом они могут руководствоваться, по мере необходимости, Законом об уголовном процессе Сьерра-Леоне 1965 г.
Правительство Сьерра-Леоне должно сотрудничать со всеми органами ССЛ на всех стадиях разбирательства. В частности, это касается установления личности и местонахождения лиц, вручения документов, ареста или содержание лиц под стражей, передачи обвиняемого ССЛ.
Лишение свободы отбывается в Сьерра-Леоне или в любом из государств, которые заключили с МТБЮ и МТР соглашение об исполнении приговоров и которые выразили свою готовность принять осужденных. ССЛ может заключать аналогичные соглашения об исполнении приговоров с другими государствами.
В ходе своей работы ССЛ вынес приговоры в отношении лиц, совершивших такие преступления, как убийства, изнасилования, массовое уничтожение людей, акты террора, порабощение, разграбление и поджоги, обращение в сексуальное рабство, призыв детей на службу в вооруженные силы, нападения на миротворцев и работников гуманитарных организаций и др.
Чрезвычайные палаты для суда над «;красными кхмерами»;, созданные в Камбодже. Камбоджийские власти обратились к ООН за помощью в привлечении к суду высокопоставленных руководителей Демократической Кампучии и тех, кто несет наибольшую ответственность за серьезные преступления согласно международному и камбоджийскому праву, которые были совершены в период с 17 апреля 1975 г. по 6 января 1979 г. С этой целью 6 июня 2003 г. в Пномпене было подписано Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Королевским правительством Камбоджи о преследовании в соответствии с камбоджийским правом за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии , которое вступило в силу 29 апреля 2005 г. Настоящее соглашение закрепляет правовую основу, принципы и варианты такого сотрудничества.
Согласно соглашению ООН и Камбоджи были созданы при международной помощи чрезвычайные палаты в рамках существующей судебной структуры Камбоджи. В каждую из двух созданных палат входят камбоджийские судьи, с одной стороны, и судьи, назначенные Верховным советом магистратуры Камбоджи из числа кандидатур, выдвинутых Генеральным секретарем ООН, с другой.
К предметной юрисдикции чрезвычайных палат относятся: преступление геноцида, как оно определено в Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, преступления против человечности, как они определены в Римском статуте Международного уголовного суда 1998 г., а также серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., другие преступления, которые определены в главе II Закона Камбоджи об учреждении чрезвычайных палат.
Процедура судопроизводства устанавливается в соответствии с камбоджийским правом. В тех случаях, когда оно не охватывает тот или иной конкретный вопрос, или же когда существует неопределенность относительно толкования либо применения соответствующей нормы камбоджийского права, или же когда возникает вопрос касательно соответствия такой нормы международным стандартам, судопроизводство может осуществляться в соответствии с процедурными нормами, используемыми на международном уровне.
К интернационализированным судам можно также отнести Специальные группы по тяжким преступлениям, созданные в рамках деятельности Миссии ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), в связи с расследованием тяжких преступлений, совершенных в Восточном Тиморе в период с 1974 по 1999 гг. Группы, состоящие из местных и международных судей, были образованы Временной администрацией ООН в Восточном Тиморе в рамках деятельности данной миссии. Эти судебные органы призваны сосредоточить свое внимание на тех лицах, которые организовывали преступления, отдавали распоряжения об их совершении, подстрекали к ним или каким-либо другим способом помогали в планировании, подготовке и исполнении преступлений в пределах территории этого государства. В общей сложности через специальные группы прошло 87 подсудимых, из которых 84 человека было осуждено за преступления против человечности и по другим обвинениям. В общей сложности группами было выдано 270 ордеров на арест.
Суды, созданные в рамках Миссии ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК). Совет Безопасности в своей резолюции 1244 (1999) уполномочил Генерального секретаря создать в Косово возглавляемую ООН временную гражданскую администрацию, под управлением которой его население могло бы постепенно начать пользоваться существенной автономией. Наряду с основными задачами на миссию было возложено руководство правосудием, в том числе назначение судей.
Специальный трибунал по Ливану создается во исполнение резолюции 1664 (2006) Совета Безопасности от 29 марта 2006 г. и на основе Соглашения между ООН и Ливаном Республикой об учреждении трибунала с прилагаемым к нему уставом. Назначение нового органа — привлечение к судебной ответственности лиц, виновных в совершении террористических нападений, приведших к гибели бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других людей. В Соглашении определяются состав трибунала, порядок выдвижения и назначения судей (как международных, так и ливанских), международного обвинителя и ливанского заместителя обвинителя, секретаря и других членов этого судебного органа. Будучи договорным органом, трибунал не является ни вспомогательным органом ООН, ни частью судебной системы Ливана. Трибунал и национальные суды Ливана имеют параллельную юрисдикцию, а сам он верховенство над этими судами. Производство в трибунале включает в себя элементы как континентальной, так и общеправовой системы. Его временная юрисдикция распространяется на период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г., но может быть расширена.
Международный уголовный суд (МУС) действует согласно Римскому Статуту от, 17 июля 1998 г.) , руководствуясь принципом комплементарности (дополнительности) по отношению к национальным органам уголовной юстиции. Россия подписала Статут, но пока его не ратифицировала.
Местопребыванием Суда была выбрана Гаага, однако Суд может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства-участника Статута или, по специальному соглашению, – на территории любого другого государства.
Суд обладает международной правосубъектностью и наделен такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.
В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии. Такая юрисдикция действует только в отношении преступлений, совершенных физическими лицами после вступления в силу Статута.
Статут закрепил принцип недопустимости ссылки на должностное положение. Иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением лица, будь то согласно национальному или международному праву, не должны препятствовать осуществлению правосудию.
Суд может осуществлять свою юрисдикцию, если ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько указанных преступлений, передается Прокурору Суда государством-участником или же Советом Безопасности ООН, действующим на основании главы VII Устава ООН (Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии). Допускается возможность начала расследования и самим Прокурором Суда.
Суд сам определяет, что дело не может быть принято к производству, если:
— данное дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией. Однако это не касается случаев, когда это государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом;
— дело расследовано государством, которое обладает юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица, которого это касается, уголовного преследования. Тем не менее, исключение составляют случаи, когда данное решение стало результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;
— лицо, которого это касается, уже было судимо за поведение, которое является предметом данного заявления, и проведение судебного разбирательства Судом не разрешено на основании положений Статута;
— дело не является достаточно серьезным, чтобы оправдывать дальнейшие действия со стороны Суда.
Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле нежелание , Суд, принимая во внимание принципы уголовного процесса, признанные международным правом, учитывает наличие, если это применимо, одного или нескольких следующих факторов:
судебное разбирательство было проведено или проводится либо национальное решение было вынесено с целью оградить соответствующее лицо от уголовной ответственности за преступления, подпадающие под юрисдикцию настоящего Суда;
имела место необоснованная задержка с проведением судебного разбирательства, которая в сложившихся обстоятельствах несовместима с намерением предать соответствующее лицо правосудию;
судебное разбирательство не проводилось или не проводится независимо и беспристрастно и порядок, в котором оно проводилось или проводится, в сложившихся обстоятельствах является несовместимым с намерением предать соответствующее лицо правосудию.
Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле неспособность , Суд учитывает, в состоянии ли данное государство, в связи с полным либо существенным развалом или отсутствием своей национальной судебной системы, получить в свое распоряжение обвиняемого либо необходимые доказательства и свидетельские показания или же оно не в состоянии осуществлять судебное разбирательство еще по каким-либо причинам.
Суд в ходе своей деятельности применяет, во-первых, Статут, Элементы преступлений и свои Правила процедуры и доказывания ; во-вторых, в соответствующих случаях, применимые международные договоры, принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов. Если же указанное невозможно, то Суд применяет совместимые с этими нормами общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении конкретного преступления. Суд может применять принципы и нормы права в соответствии с тем, как они были истолкованы в его предыдущих решениях.
Суд состоит из 18 судей. Однако их число может быть увеличено установленным Статутом порядком. Свои функции судьи выполняют на постоянной основе. Их кандидатуры могут выдвигаться каждым государством – участником Статута. Сами судьи избираются путем тайного голосования на заседании Ассамблеи государств-участников, созываемой для этой цели.
Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и, с учетом отдельных ситуаций, указанных в Статуте, не имеют права на переизбрание. Каждые три года состав судей обновляется на одну треть.
Для обеспечения повседневного функционирования Суда принимается Регламент Суда . Организационно Суд включает в себя Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства, Канцелярию Прокурора и Секретариат.
Председатель Суда вместе с первым и вторым вице-председателями образуют Президиум. Этот орган несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, выполняет и другие функции в соответствии со Статутом. При выполнении своих обязанностей, этот орган координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. В свою очередь Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех судей, Судебное отделение – не менее чем из шести судей, Отделение предварительного производства – не менее чем из шести судей.
Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами. Так, Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя судьями Отделения предварительного производства, либо одним судьей этого отделения. Не исключена возможность одновременного учреждения более чем одной Судебной палаты или Палаты предварительного производства.
Канцелярия Прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Она отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде. Этот орган возглавляется Прокурором.
В Статуте закреплен широкий комплекс вопросов, относящихся к его компетенции, в частности: организация начала расследования; права и обязанности Прокурора при расследовании, а также права других лиц в ходе расследования; роль Палаты предварительного производства при расследовании, ее функции и полномочия, в частности, выдача Палатой предварительного производства ордера на арест или приказа о явке; процедура ареста в государстве места содержания под стражей; первоначальное производство в Суде; порядок утверждения обвинений до начала судебного разбирательства.
В случае если вина обвиняемого установлена, Судебная палата рассматривает вопрос о назначении соответствующего наказания, принимая во внимание представленные в ходе разбирательства доказательства и сделанные представления. В этом вопросе Суд в соответствии с Правилами процедуры и доказывания принимает во внимание такие факторы, как тяжесть преступления и личность осужденного. Суд может назначить наказание в виде лишения свободы сроком вплоть до 30 лет, а также пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным. Приговор оглашается публично и, когда это возможно, в присутствии обвиняемого.
Помимо лишения свободы, Суд может назначить штраф в соответствии с критериями, предусмотренными в Правилах процедуры и доказывания, а также конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide (действующий добросовестно – лат.) третьих сторон.
Решение принимается большинством судей. Оно выносится в письменном виде и содержит полное и мотивированное изложение выводов Судебной палаты. При отсутствии единодушия решение Судебной палаты содержит мнение большинства и меньшинства. Решение или его резюме оглашается в открытом заседании.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор.
Государства-участники Статута в соответствии с его положениями всесторонне сотрудничают с Судом в проведении им расследования преступлений, подпадающих под юрисдикцию этого судебного органа, а также в осуществлении уголовного преследования за эти преступления. Просьбы направляются Судом по дипломатическим или по любым другим соответствующим каналам. Когда это целесообразно, они могут также направляться через Интерпол или любую соответствующую региональную организацию. Суд также может предложить любому государству, не являющемуся участником настоящего Статута, оказать помощь на основе специальной договоренности, соглашения с таким государством или на любой другой соответствующей основе. Суд также может осуществлять сотрудничество с межправительственной организацией. Суд может препроводить просьбу об аресте и передаче лица вместе с подкрепляющими эту просьбу материалами, любому государству-участнику Статута, на территории которого может находиться это лицо.
В тех случаях, когда государство-участник не выполняет просьбу Суда о сотрудничестве, Суд может вынести заключение по этому поводу и передать вопрос Ассамблее государств-участников или, в тех случаях, когда данный вопрос передан Суду Советом Безопасности, – Совету Безопасности.
Следует обратить внимание, что государства, разрабатывая Статут, договорились, что термин «; передача»; означает доставку лица государством в Суд в соответствии с положениями этого документа, а термин «;выдача»; означает доставку лица одним государством в другое государство в соответствии с положениями международного договора, конвенции или национального законодательства.
Государство-участник может отказать в просьбе о помощи, полностью или частично, только в том случае, если просьба касается предъявления каких-либо документов или раскрытия доказательств, которые имеют отношение к его национальной безопасности.
Суд не может обращаться с просьбой о предоставлении в распоряжение лица или с просьбой о помощи, которая требовала бы от запрашиваемого государства действий, противоречащих его обязательствам по международному праву в отношении государственного или дипломатического иммунитета лица или имущества другого государства. Однако это возможно, если Суд заручится сотрудничеством этого другого государства в вопросе отказа от иммунитета.
Суд также не может обращаться с подобной просьбой, которая требовала бы от запрашиваемого государства действий, не совместимых с его обязательствами по международным соглашениям, в соответствии с которыми для предоставления какого-либо лица в распоряжение Суда требуется получение согласия направляющего государства. Это осуществимо, если только Суд сначала заручится сотрудничеством направляющего государства в деле получения согласия на предоставление данного лица в свое распоряжение.
Согласно Статуту учреждена Ассамблея государств – участников . Она рассматривает и принимает бюджет Суда, решает, есть ли необходимость изменить число судей, осуществляет любые другие функции, совместимые со Статутом или Правилами процедуры и доказывания. Ассамблея может учреждать необходимые вспомогательные органы, включая создание механизма надзора для проведения инспекций, оценок и расследований деятельности Суда.
К концу 2006 г. МУС принял к рассмотрению первые два дела – о ситуациях в Демократической республике Конго и в Уганде. На изучении у него находились ситуации в Дарфуре (Судан) и в Центральноафриканской Республике.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Что входит в предмет международного правоохранительного права?
Какова роль международного права в борьбе с преступностью и иными правонарушениями?
Раскройте соотношение распространения пределов предписательной и исполнительной юрисдикции государств в отношении совершаемых преступлений и иных правонарушений?
Как соотносятся составы преступлений, предусмотренные международным и внутригосударственным правом?
Выделите основные формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью, которые находят отражение в международном праве?
Раскройте структуру, характерную для большинства конвенций, посвященных вопросам борьбы с преступностью?
Назовите основные направления международно-правового регулирования в области борьбы с терроризмом? Какие основные проблемы стоят в развитии международного права в этой области?
Какие преступления охватываются понятием «транснациональная организованная преступность»?
Назовите международные институты, созданные для борьбы с преступностью?
Какова роль международных организаций в борьбе с преступностью?
Каково соотношение норм международного права в области борьбы с преступностью и в области защиты прав человека и его основных свобод?
12. Какие преступления относятся к предметной юрисдикции международных уголовных судов и трибуналов? Дайте сравнительный анализ.
13. Проанализируйте соответствие Римского Статута Международного уголовного суда Конституции Российской Федерации. Следует ли России становиться участницей Статута?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.: КНОРУС, 2003.
2. Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права // Российский ежегодник международного права 2003. Специальный выпуск. СПб, 2003. С. 12-17.
Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права 2003. Специальный выпуск. СПб, 2003. С. 17-26.
Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1978.
4. Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М.: Приор, 2002.
Ляхов Е.Г., Ляхов Д.Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.
Международное уголовное право. Учебн. пособие /Под общей ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Наука. 1999.
Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1994.
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М. 1990.
Ромашев Ю.С. Международно-правовые основы борьбы с преступностью. В 2-х т. М.: Национальный институт бизнеса. 2006.
11. Тузмухамедов Б.Р. Конституция Российской Федерации и Статут Международного уголовного суда: возможные пути гармонизации // Российский ежегодник международного права 2003. Специальный выпуск. СПб, 2003. С. 124-131.
1 Подробнее о международных судах и трибуналах см. Главу 8.
Источник