Православные экскурсии с детьми

Экскурсия в православный храм, внеклассное занятие

Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам и иконам;
Усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Задачи:
1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
6. Развитие учебных умений: анализ, обобщение полученных знаний.
7. Формирование коммуникативных умений, воспитание культуры общения.
8. Формирование уважения к архитектурным традициям и достижениям, к общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре.

Форма урока: урок-экскурсия.

Организационная часть.
Вступительное слово учителя.
— В 4 классе по ОРКСЭ проходил урок по теме «Совесть». На этом уроке присутствовал иерей Вячеслав Герасимов, который рассказал о совести с православной точки зрения и показал видеоролик детской православной программы «Купелька» — «Совесть». После этого урока у детей появилось желание побывать в православном храме, узнать его назначение и роли в возрождении духовных традиций русского народа. Сегодня мы совершим экскурсию в Свято-Покровский кафедральный собор города Джанкой.

А расскажет нам об этом соборе отец Вячеслав.

Ход экскурсии:
Отец Вячеслав встретил детей у входа в собор. Осенив себя крестом, мы прошли на территорию собора. Здесь отец Вячеслав поведал, что на Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Читайте также:  Татуировки путешествие по миру

Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство… (И. Пашков)

История храмов кафедрального собора г. Джанкой насчитывает более полувека: малый храм перестроен и освящен через месяц после окончания войны, одним из первых его молитвенников был священно-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) Симферопольский и Крымский; новый храм собора заложен в начале 1990-х и в нём уже проходят богослужения. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга или звезды (восьмиугольника). Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
— Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
— У него есть купол, на котором находится крест.
Купола (или глава) – символ соединения земного и небесного.

Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
звонят её колокола…
(Е. Чернухин)

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым». Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

По краям солеи у стен храма устраивают клиросы — места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. «жребий, надел»).

За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)

Иерей Вячеслав Герасимов рассказал, что самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находится антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гробе, напрестольное Евангелие, крест.

Отец Вячеслав рассказал, что, в храме есть много икон. Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым). Особо чтимой является икона Божьей Матери, именуемой «Умиление» Ежегодно10 августа (28 июля ст.) в Покровском кафедральном соборе г. Джанкой проводится день празднования иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской.

В свече есть Благодать Святого Духа,
Слияние любви всех христиан.
Напоминанье — свет идет от Бога,
И все дороги, нас приводят в храм.
Свеча горит, как символ нашей веры,
А вера в сердце — это Божий дар.
И пусть священник в храме ежедневно,
Зажжённую свечу несёт в алтарь.

Детей заинтересовал столик, на котором лежали книги, подготовленные к службе вознесения Иисуса Христа. Книги написаны на старославянском языке. Ребята вспомнили, что создателями старославянской азбуки были монахи Кирилл и Мефодий. Отец Вячеслав рассказал детям, что в средние века богослужение допускалось только на трех языках: латинском, греческом и еврейском (как рассказывает евангельская легенда, по-древнееврейски, по-древнегречески и по-латински была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса). Кирилл и Мефодий добились у папы римского признания старославянского языка четвертым языком церкви, что явилось крупной победой в их борьбе за права славян вести богослужение на родном языке.

Рефлексия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Храм божий – небесный островок на грешной земле.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

Прощаемся. В церковной лавке дети купили именные иконки, крестики и свечи.

Источник

Паломнические поездки как эффективная форма духовно-нравственного воспитания школьников
методическая разработка по теме

В данной публикации представлены теоретико-педагогическое обоснование и методические рекомендации по организации и проведению однодневных экскурсий в православные храмы или монастыри родного края для обучающихся в рамках духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
palomnicheskie_poezdki._melihova_yu.a.doc 103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Центр дополнительного образования для детей «Истоки» г. Волгограда

Паломнические поездки как

эффективная форма духовно-нравственного воспитания школьников

Автор: Мелихова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки»

Глава 1. Теоретические основы проведения паломнических поездок

как формы духовно-нравственного воспитания

в общеобразовательных учреждениях………. ……………3

Глава 2. Организация паломнических поездок

Приложение № 1. Творческие задания во время экскурсии…………….17

Приложение № 2. Фильмы для экскурсионного кинолектория……….19

Глава 1. Теоретические основы проведения паломнических поездок как формы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях

В данной работе представлена такая форма воспитательной деятельности с обучающимися, как однодневные паломнические поездки, или экскурсии к православным святыням. Следует отметить, что речь идет не о традиционном понимании паломничества как «путешествия, странствия верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням, а иногда получения сверхъестественной помощи» [5]. Мы говорим о переносном значении, согласно которому паломничество есть «путешествие, хождение куда-нибудь с целью ознакомления с какими-нибудь достопримечательностями, а также к знаменитому лицу» [4]. Это обусловлено тем, то нашими экскурсантами являются ученики обычной общеобразовательной школы. Однако паломнические поездки даже с не воцерковленными школьниками все же не являются обычными экскурсиями, но имеют определенную специфику, поскольку объектом «ознакомления» всегда выступает религиозная культурная среда.

Актуальность такой формы работы с обучающимися, как совершение паломнических поездок, связана в первую очередь с необходимостью повышения у современных школьников мотивации к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом. Иными словами, на наш взгляд, выездные экскурсии к святыням родного края являются одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества. Это связано с тем, что экскурсии представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных кабинетных занятий. Дело в том, что экскурсия-паломничество – это, выражаясь языком философов, своеобразный прорыв из профанного мира в мир сакральный, идеальное условие для осуществления «акта веры» [см. 2]. Словом, данная форма воспитания, согласно нашему опыту, обеспечивает своим участникам душевный подъем на волне интенсивного мировосприятия, окуная их в атмосферу православного служения и быта. Кроме того, психологическое восприятие информации человеком значительно усиливается в условиях погружения в сферу изучаемого объекта.

Итак, несмотря на то, что приобщение к православному образу жизни не является явной целью воспитательной работы в школе, однако понимание воспитанниками некоторых основ христианского мировоззрения очень актуально. И этому во многом способствуют паломничества.

Итак, целью данной работы является обоснование проведения экскурсий к православным святыням для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве эффективной формы духовно-нравственного воспитания. Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

  1. Определить возрастные особенности младшего школьного и подросткового возраста и особенности воспитательного воздействия паломнической практики;
  2. Составить рекомендации по организации однодневных экскурсий к православным святыням родного города и области.

Итак, поскольку экскурсантами являются школьники либо младшего школьного возраста, либо подростки (возможны и смешанные группы), то необходимо выявить их возрастные особенности в преломлении сквозь призму духовно-нравственного воспитания посредством паломнических поездок. Анализ возрастных особенностей проводится на основе статей Л.В. Суровой и игумена Георгия Шестуна [см. 6 и 7].

Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что ребенок включается в новую систему отношений: «ребенок — общество». В учителе воплощены требования общества, а «живые» носители православной системы ценностей, например, насельники монастырей, могут предоставить положительный пример общественного устройства.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия. Среди детей психологами выделяются группы: «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане; «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия; «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Именно паломническая поездка может строиться так, чтобы в ходе нее, кроме непосредственно духовного обогащения дети получили бы «пищу» для всех упомянутых видов мышления. Во время путешествия младшим школьникам могут быть предложены интеллектуальные задачи, связанные с темой путешествия (викторина, кроссворд, ребусы и т.п.). Они могут реализовать свои творческие способности в изобразительной и литературной деятельности (рисунки, стихи, рассказы).

Младший школьник уже может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но по-прежнему он выделяет наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того, чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, взрослый должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Паломничество к такому наблюдению представляет множество случаев.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Именно поэтому во время паломничества дети лучше усваивают богословские положения, поскольку они связаны с яркими впечатлениями и наглядными образами.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления для них — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое. Это следует учитывать при проведении различных экскурсий и бесед, хорошо бы овладеть некоторыми способами, известными в экскурсоведении, по переключению внимания. Здесь важно отметить, что во время экскурсии внешние впечатления оказываются не отвлекающим фактором, а, напротив, благоприятным условием усвоения информации.

Основные изменения в развитии личности младшего школьника происходят в мотивационной сфере. Мотивация достижения успеха в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. У неуспевающих учеников в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей, неодобрения сверстников. Это сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Паломничество позволяет открыть для неуспевающего младшего школьника «второй фронт». Сформировать у него компенсаторную мотивацию. Активное включение ребенка в побочные, не связанные с учебой виды деятельности позволяют добиться результата, а, затем, и поощрения взрослого в чем-то другом (спорт, живопись, забота о младших и т.п.), что компенсирует не успешность в учебе. Путешествие на время извлекает неуспевающего ребенка из неблагополучной школьной ситуации, позволяя ему поверить в себя, найти для себя другие области приложения. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний для ребенка.

Ведущая деятельность — учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. При этом для детей младшего школьного возраста характерен мотив к общественно необходимой деятельности. Именно при проведении паломничества младших школьников можно включать в реальную, одобряемую обществом деятельность. Это может быть и посильная помощь монастырю, мытье посуды после обеда, помощь руководителю при сборе группы, опека младших по возрасту детей, если такие присутствуют в паломнической группе. Важно при этом дать правильную мотивацию этого дела, что бы для детей оно казалось очень важным и ответственным.

Важным фактом развития в младшем школьном возрасте является тот факт, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной, коллективной деятельности. В паломничестве этот момент легко реализуется, так как дети путешествуют именно в группе, и взаимодействие осуществляется коллективно.

Другие возрастные особенности характерны для подросткового периода (11 — 15 лет).

Большинство психологов указывают, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Считается, что в подростковом возрасте происходит разрушение и отмирание старых интересов и созревания новых.

Выделяются основные группы наиболее ярких интересов подростков, которые называют доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростков на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму). Указанные доминанты при участии подростка в паломничествах могут направляться в нужное для духовно-нравственного воспитания русло. Так, эгоцентрическая доминанта под впечатлением от увиденного и услышанного о важности покаяния и самоотречения может сформироваться в виде способности к познанию самого себя, рефлексии и духовному совершенствованию своей личности. Доминанта дали, под действием, к примеру, рассказа о духовных подвигах Святого, подтверждаемого наглядным образом его мощей, способно принять черты возвышенных идей о служении ближним, о личных подвигах и крупномасштабных добрых делах. Доминанта усилия в условиях физических трудностей и волевого напряжения в поездке получает разрядку, вместо того, чтобы вылиться в искаженные формы. Доминанта романтики именно в паломничестве, в силу наглядности положительных примеров и образов, способна приобрести духовно-нравственную наполненность.

Активное развитие в подростковом возрасте получает теоретическое рефлексивное мышление. В паломничестве целесообразно проводить с подростками беседы в форме диалога на определенную тему.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с духовным и интеллектуальным развитием.

Развитие таких психических функций как восприятие и память идет по пути дальнейшей интеллектуализации. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Подростки свои впечатления от паломнической поездки преломляют в стихах, рисунках, дневниковых записях, которые могут отличаться определенной глубиной и творческой самобытностью.

Для подросткового возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Именно в этот период у детей по-настоящему появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Тогда так в среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но тем не менее, это — один из наиболее действенных путей их профилактики. В свою очередь паломничество открывает подростку новые перспективы, позволяет расширить границы его восприятия, мировоззрения, дать правильные ценностные установки.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Однако нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированными. В паломнических поездках складывается особая атмосфера функциональной сплоченности и дружелюбия, что, с одной стороны, удовлетворяет потребность в общении, а, с другой стороны, решает проблему подросткового одиночества.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особенно выделяется чувство взрослости. Внутренняя сторона чувства взрослости — особая форма самосознания. Прежде всего, это желание, чтобы все относились к нему как к взрослому. Подросток претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения, которую подросток с жаром отстаивает. Эта черта подростков может быть эффективно раскрыта в паломнической поездке как основа в помощи монастырю, руководителю в организационно-бытовых ситуациях и т.п. Также можно распределять между подростками различные обязанности в форме должностей: фотограф, летописец, художник и т.п., а в конце поездки предложить им отчитаться о своей работе. Со стороны руководителя возможна и критика, но общая оценка, конечно же, должна быть положительной.

На основе теоретического исследования А. Зерчанинова о важности паломничества для духовной жизни человека [см.1] и анализа проведенных паломнических поездок с детьми можно выделить общие для двух возрастов моменты, положительно влияющие на духовное развитие воспитанников:

  1. перенесение физических трудностей (дальние пешие походы, подъемы, трудности дороги, подъем в ранние утренние часы) способствует воздержанию в удовольствиях и физическому здоровью;
  2. исполнение послушаний, различные житейские ситуации помогают развитию в детях сострадания и любви к ближнему;
  3. требования дисциплины, необходимой в поездке, формирует самоконтроль;
  4. созерцание величественной архитектуры монастырей и храмов приводит к благоговейному отношению к вековым традициям благочестия Православия;
  5. рассказы о чудесах и исцелениях, происходящих в обители, дают ученикам обильную пищу для размышлений о вере;
  6. красота и благотворное влияние природы действует умиротворяюще на душу воспитанника и помогает познавать Бога через Его творения.

Итак, мы можем сделать вывод о целесообразности проведения паломнических поездок в качестве эффективной формы духовно-нравственного воспитания обучающихся в силу учета их возрастных особенностей благодаря уникальному разнообразию возможных воспитательных средств.

Источник

Оцените статью