Правовое положение депутата в зарубежных странах
В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою деятельность вознаграждение из государственной казны. В социалистических странах депутаты, как правило, работают в парламенте на общественных началах, получая лишь компенсацию расходов, связанных с выполнением функций парламентария.
В настоящее время в некоторых странах действует императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва депутата избирателями. В подавляющем большинстве, государств действует свободный мандат, т. е. депутат является представителем всего народа, он не связан с конкретным избирательным округом, не обязан выполнять наказы и не может быть досрочно отозван.
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий и комитетов. Только парламентарии имеют право решающего голоса, остальные лица (например, заместители депутатов) могут лишь участвовать в обсуждении.
Депутатский иммунитет в зарубежных странах имеет различный объем. По общему правилу парламентарий не может подвергаться уголовному преследованию без согласия соответствующей палаты (исключение составляют случаи задержания на месте преступления). Иммунитет может действовать в течение всего срока полномочий (Германия) или же только во время парламентских сессий (Япония). В настоящее время демократические государства идут по пути ослабления депутатского иммунитета.
Парламентарии пользуются индемнитетом. Это означает, что они не несут ответственности за свои политические выступления в парламенте и за действия, которые поддерживали голосованием. Законодательством некоторых государств устанавливается, что за клевету депутаты несут ответственность на общих основаниях. Неответственность за действия, совершенные в течение срока депутатских полномочий, действует пожизненно. Термин «индемнитет» применяется также в ином значении. Он означает депутатское вознаграждение.
Депутаты обладают правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам и государственным органам.
В подавляющем большинстве стран парламентарии (в первую очередь это относится к депутатам нижней палаты) не могут состоять на государственной службе. Однако в странах англосаксонского права часто депутатский мандат совместим с министерским постом. Обычно депутатам запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской и творческой).
Источник
Правовое положение членов парламента в зарубежных странах
Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными, органическими и обычными законами, регламентами палат и обычаями.
Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не какого-то одного избирательного округа. Логическим следствием этой концепции является запрещение императивного мандата и права отзыва. Соответствующие нормы содержатся в конституциях почти всех стран. Так, ст. 67 Конституции Италии гласит: «Каждый член Парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата». С не меньшей категоричностью говорит об этом ст. 38.1 Конституции ФРГ: «Депутаты германского бундестага. являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести». В статье 27 Конституции Франции 1958 г. содержится почти аналогичное положение: «Любой императивный мандат является недействительным».
Отсутствие императивного мандата и права отзыва не ведет к полной независимости депутата парламента. Это объясняется следующими причинами: во-первых, депутат, как правило, принадлежит к какой-либо партийной фракции и подчиняется партийной дисциплине; во-вторых, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию; наконец, депутат в известной степени зависит и от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием.
Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости ни с какой государственной или иной должностью. Парламентская деятельность считается единственным законным занятием депутата, за исключением права занятия министерских постов в парламентских странах.
В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты.
Индемнитет. Депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д. Чрезмерно высокий индемнитет в ряде стран превращает место в парламенте в доходную должность. В некоторых странах депутатский индемнитет приравнивается к жалованью чиновников высшего разряда (Япония, Франция, Финляндия) или составляет определенную часть министерского оклада.
Иммунитет. Законодательство демократических государств предоставляет депутату ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.
Свобода слова и голосования сводится к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Однако почти повсеместно свобода слова и голосования ограничивается жесткими рамками партийной дисциплины. Ограничения на свободу слова налагают также законы об охране государственной тайны и соответствующие положения парламентских регламентов.
Депутатская неприкосновенность, применяемая обычно в период сессий, как правило, состоит в том, что парламентарий не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления. В Италии депутатская неприкосновенность распространяется и на личный или домашний обыск, перехват разговоров или сообщений, изъятие корреспонденции членов Парламента (части 2 и 3 статьи 68 Конституции). Депутат может быть лишен иммунитета решением той палаты, к которой он принадлежит (с 1995 г. во Франции разрешение на арест или ограничение свободы члена Парламента дает бюро палаты).
Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат (этот порядок применяется обычно к депутатам верхних палат, которые не обновляются целиком), вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания выборов недействительными.
Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат.
Источник
Статус депутатов в зарубежных странах.
Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституциии законах.
Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретаетнеприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.
В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном)парламенте.
Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.
В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.
Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм
Депутатские привилегии
§ парламентский индемнитет — запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей: речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т. д. Никто не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.
Специальные права
§ право на вознаграждение и возмещение служебных расходов
§ право на участие в деятельности парламента
§ право депутатского запроса
§ право на внеочередной прием у должностных лиц
§ право законодательной инициативы
Обязанности
§ посещать все заседания парламента
§ соблюдать парламентскую дисциплину
§ работать в составе комитетов и комиссий
Запреты
§ участие в сделках с государственным имуществом
§ участие в руководстве юридических лиц
§ заниматься иной оплачиваемой деятельностью
Стадии осуществления законодательного процесса в зарубежных странах.
Законодательный процесс состоит из стадий:
— внесение законопроекта органами и должностными лицами, которые по конституции пользуются правом законодательной инициативы, так как законопроекты остальных лиц не могут породить никаких юридических последствий. Правом законодательной инициативы наделен глава государства, палаты парламентов, их постоянные комиссии, правительство, отдельные депутаты и ряд других лиц;
— обсужде ние законопроекта обычно состоит из его обсуждения на пленарном заседании палаты и называется чтением, а работа над законопроектом в постоянной комиссии носит название комитетской стадии;
— первое чтение состоит в обсуждении принципиальных положений проекта, после чего происходит голосование, в случае отрицательного решения проект снимается с повестки дня, при его положительном решении он передается в постоянную комиссию, которая соответствует профилю представленного проекта;
— второе чтение происходит с докладом автора проекта и с содокладом постоянной комиссии;
— свободное обсуждение предполагает выступление каждого депутаты о его отношением к проекту;
— третье чтение заключается в обсуждении и голосовании проекта в целом с возможными редакционными поправками;
— принятие закона осуществляется голосованием на пленарном заседании при наличии определенного большинства.
Верхняя палата может не согласиться с текстом, принятым нижней палатой, возникает вопрос о преодолении разногласий палат, решаемых следующим образом:
1) проект переходит из одной палаты в другую до тех пор, пока он не будет принят в одинаковом тексте;
2) образование согласительной комиссии из одинакового числа представителей обеих палат;
3) созыв совместного заседания двух палат с проведением общего голосования. В связи с тем, что нижняя палата многочисленнее верхней, зачастую закон принимается в редакции нижней палаты.
Промульгация и издание закона главой государства состоит из самого факта удостоверения закона, его подписания и распоряжения о его опубликовании и исполнении. Глава государства наделен правом не подписать закон (право вето), соответственно закон не может вступать в силу. Закон вступает в силу с момента его опубликования или же в срок, предусмотренный законодательством страны, к примеру, через 10 дней после опубликования.
Промульгация (от лат. promulgatio — объявление, обнародование), в буржуазном государственном праве официальное провозглашение закона, принятого парламентом.
Конституционные основы организации и деятельности Конгресса США.
Палата представителей США
Конгресс США (англ. United States Congress) — законодательный орган, один из трех высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона.
Структура
- Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.
- Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года, примерно одна треть Сената переизбирается.
Состав
По состоянию на начало 2009 года, состав конгресса был следующим: [1]
1. По возрасту: средний возраст членов конгресса — 57,2 года, членов Сената — 63,1. Самому старшему было 92 года (сенатор Роберт Берд, демократ из Западной Вирджинии), самому молодому — 28 лет (член Палаты представителей, республиканец Аарон Шок из штата Иллинойс).
2. По месту рождения: Лишь 14 членов Палаты представителей и один сенатор (Майкл Беннет, демократ из Колорадо) родились вне США. Все остальные родились в США.
3. По полу: В Палате представителей — 76 женщин (среди них 59 членов демократической партии и 17 членов республиканской партии), в Сенате — 17 женщин (среди них 13 членов демократической партии и 4 члена республиканской партии).
4. По расово-этническому происхождению: Среди членов конгресса 12 — азиатского происхождения, 42 — афроамериканцы (в том числе 41 член Палаты представителей и один сенатор — Роланд Буррис, демократ из Иллинойса), 29 — латиноамериканского происхождения (в том числе 28 членов Палаты представителей и один сенатор — Роберт Менендес из Нью-Джерси). Все остальные — представители белой расы не латиноамериканского происхождения (латиноамериканцы могут принадлежать к любой расе).
5. По религиозным верованиям: [2] Большинство членов конгресса — протестанты, хотя самую крупную деноминацию внутри конгресса составляют католики. В конгрессе 111го созыва 54,7 процента составляют протестанты, 30,1 — католики, 8,4 — иудейского вероисповедания, 2,6 — Мормоны. Среди членов конгресса США — два мусульманина и два буддиста.
6. По образовательному уровню: Лишь 27 членов Палаты представителей и один сенатор (Марк Бегич из Аляски) имеют образование, не выходящее за рамки средней школы. У 24 членов Палаты представителей — докторская степень, у 168 членов Палаты представителей и 57 сенаторов — юридическое образование.
Комплектование
Обе палаты избираются путем прямых выборов.
C 3 января 2011 года вступил в полномочия 112-й созыв Конгресса.
Права
Конгресс имеет право:
- устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;
- занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;
- регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;
- устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;
- чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;
- предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;
- создавать почтовые службы и почтовые пути;
- содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;
- учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;
- определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;
- объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;
- формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;
- создавать и содержать военно-морской флот;
- издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;
- предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;
- предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;
- осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа (не больше квадрата со стороной десять миль), каковой, будучи уступлен отдельными штатами и принят Конгрессом, станет местом пребывания правительства Соединённых Штатов; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретённых с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся, для возведения фортов, постройки складов, арсеналов, верфей и других потребных сооружений;
- издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединённых Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу оного.
История
История Конгресса США начинается с Континентального конгресса, собравшегося в 1774 в Филадельфии. Первый двухпалатный конгресс современного типа был собран в 1789. В 1800 он переехал в здание Капитолия в Вашингтоне.
Источник