- Особенности правового положения центральных банков России и зарубежных стран
- Особенности создания центральных банков
- Правовой статус Центрального банка Европы
- Европейская система центральных банков
- Правовой статус Банка России
- Правовое положение центральных банков стран Латинской Америки
- Федеральная резервная система США
- Банковская система исламских государств
Особенности правового положения центральных банков России и зарубежных стран
«Юридическая работа в кредитной организации», 2009, N 1
По мнению автора, для преодоления последствий мирового финансового кризиса рассматриваемые в статье тенденции развития банковских систем и статус центральных банков разных стран получат свое дальнейшее развитие, в том числе и в изменении и совершенствовании законодательства.
Сама идея создания центрального банка появилась в период развития капиталистических отношений, когда необходимость в нем была продиктована осознанием того, что функционирование и развитие финансового рынка без некоего органа управления и надзора грозит потрясениями и потерями.
В середине XIX — начале XX в. соответствующие функции закрепляются за определенными банками, которые становятся эмиссионными центрами страны. Среди них можно выделить Банк Франции (1848 г.), Государственный (Центральный) банк России (1860 г.), Рейхсбанк Германии (1874 г.), Федеральную резервную систему США (1913 г.).
Особенности создания центральных банков
Создание в стране центрального банка обусловливается необходимостью осуществления целенаправленного воздействия и контроля отношений в сфере распоряжения частными финансовыми средствами и означает формирование двухуровневой банковской системы.
Центральный банк выступает в качестве регулятора денежных и кредитных потоков в государстве, осуществляя такое регулирование через банки. Сочетая в себе черты собственно кредитного учреждения и органа государства, центральный банк в строгом смысле не является ни тем ни другим.
В литературе по этому вопросу существует спор, суть которого сводится к двум основным точкам зрения. Согласно одной из них центральные банки (в частности, Банк России) являются органами исполнительной власти , органами государственного управления или даже органами государства специальной компетенции, которые, однако, не входят ни в одну из ветвей власти . П.Д. Баренбойм и О.Е. Кутафин определяют Банк России как «конституционный орган с государственно-властными полномочиями и особым статусом, характеризующимся взаимной неподчиненностью с другими органами государственной власти и независимым осуществлением своих функций, связанных с эмиссией денег, защитой и обеспечением устойчивости рубля» .
Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России. М., 1995.
Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1999.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004; Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка РФ // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 — 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 172.
Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Банк России в XXI веке: Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2003.
Сторонники другой точки зрения подчеркивают, что центральный банк — это прежде всего банк, однако специально наделенный специфическими функциями, в частности, связанными с эмиссией денежных знаков .
Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001; Братко А.Г. Банковское право: Курс лекций. М., 2006.
Очевидным в данном случае является то, что центральный банк не должен быть административным органом, а должен выступать самостоятельным регулятором денежного обращения. Его правовой статус характеризуется теми специфическими задачами, которые ставит перед ним государство. С одной стороны, законодатель стремится обеспечить его независимость и возможность широкого участия в гражданском обороте, а с другой — наделить его определенными властно-распорядительными полномочиями.
Правовой статус центральных банков в большинстве случаев закрепляется в конституции страны и раскрывается в специальном законе. В настоящий момент можно даже отметить определенную тенденцию закрепления в конституциях основ правового статуса центральных банков. При этом конституционно-правовой статус центральных банков включает следующие элементы: цели создания, основные задачи и функции, порядок формирования руководящих органов центрального банка, отдельные основополагающие предметы ведения и полномочия, основы взаимоотношения центрального банка с другими органами государства .
Чегринец Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского союза (на примере европейской системы центральных банков): Автореф. дис. . к. ю. н. М., 2001.
Основными функциями, которые законодательно возлагаются на центральные банки, являются:
- обеспечение устойчивости национальной валюты и управление инфляционными процессами;
- обеспечение эффективного развития банковской системы.
Организационно-правовые формы, в которых создаются центральные банки, в большинстве случаев законодательно не определяются. Между тем в ряде стран (Австрия, Бельгия, Греция, Турция) центральные банки учреждены в форме акционерных обществ. В большинстве случаев законодательство устанавливает весьма широкие формы гражданской правоспособности центральных банков. Например, Закон «О Банке Бельгии» предусматривает, что «Банк может осуществлять все сделки и предоставлять любые виды услуг, которые соответствуют возложенным на него задачам» (ст. 13). Закон «О Резервном банке Новой Зеландии» указывает, что «Банк является юридическим лицом, которое не может быть ликвидировано, имеет общую печать и которому предоставлено право приобретения, владения и распоряжения движимой и недвижимой собственностью, а также быть истцом и ответчиком в суде» (ч. 2 ст. 5).
Правовой статус Центрального банка Европы
Вопрос о гражданской правоспособности Европейского центрального банка нормативно решен следующим образом: «Европейский центральный банк. в каждом из государств — участников Европейского сообщества имеет наиболее широкую правоспособность из тех, которыми может обладать юридическое лицо в таком государстве; он может, в частности, приобретать и отчуждать движимую и недвижимую собственность и быть стороной в судебном процессе».
В целом же все формы организации центральных банков можно свести к следующим трем:
- государственные, капитал которых целиком принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия);
- акционерные (США, Италия);
- смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).
Причем в каждом случае центральные банки пришли к определенной форме своим путем. В ряде случаев банки изначально создавались как государственные, а некоторые, будучи акционерными банками, были впоследствии национализированы.
Наряду с отмеченной тенденцией закрепления правового статуса центрального банка в основном законе страны конституции нового поколения провозглашают независимость центральных банков . При этом вопрос, касающийся степени независимости центрального банка, является достаточно сложным.
Чегринец Е.А. Указ. соч.
Критерии независимости центральных банков можно распределить по следующим группам: функциональная независимость, институциональная независимость, персональная независимость и финансовая независимость , что наглядно видно на примере ЕС.
Саргсян Р. Независимость центральных банков как конституционная ценность: опыт постсоветских государств // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 6.
Появление указанной тенденции вызвано тем фактом, что ст. ст. 108 и 109 Договора об учреждении Европейского сообщества, являющегося составной частью Договора о Европейском союзе, предписывается, что Европейский центральный банк, а также центральные банки государств — членов ЕС должны быть независимыми. Если ряд стран (ФРГ, Нидерланды) давно обладают независимыми центральными банками, то большинство государств — членов ЕС вынуждены были изменять их статус, в том числе и на конституционном уровне. То есть в основном это результат стремления ряда стран интегрироваться в ЕС и единую европейскую валютную систему.
В уставах Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков также провозглашается их независимость от других органов союза, от правительств стран — членов Европейского экономического и валютного союза и любых других учреждений. Это позволяет обеспечить само построение ЕСЦБ и ЕЦБ, которое схематично выглядит следующим образом.
Европейская система центральных банков
Верховным управляющим органом является Совет управляющих, включающий всех членов Исполнительной дирекции и управляющих НЦБ только стран — участниц Европейского экономического и валютного союза.
Основными функциями Совета управляющих являются:
- адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
- определение основных направлений денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза;
- утверждение правил внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов;
- определение порядка представления Европейской системы центральных банков в сфере международного сотрудничества.
В состав Исполнительной дирекции входят президент, вице-президент и четыре члена. К ее функциям относится проведение денежной политики в соответствии с инструкциями, принимаемыми Советом управляющих Европейского центрального банка.
Президент, вице-президент Европейского центрального банка и управляющие национальными центральными банками всех стран ЕЭС составляют Генеральный Совет. В его основные задачи входят:
- осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
- сбор и обработка статистической информации;
- подготовка отчетов о деятельности Европейского центрального банка;
- разработка и принятие мер, направленных на стандартизацию бухгалтерского учета и отчетности национальных центральных банков.
Структурно Европейская система центральных банков напоминает Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков во главе с The Bank of New York и в целом выполняющую роль центрального банка. Специальный статус членов ЕСЦБ имеют национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции. В частности, им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро», и реализовывать подобные решения.
Европейская система центральных банков вызывает интерес и тем фактом, что ею определяется и осуществляется единая кредитно-денежная политика на территории государств — членов ЕС, перешедших на единую валюту, а также управление единой валютой. То есть исторически обладавшие данными полномочиями органы государств передали их органам межгосударственным, причем на добровольной (договорной) основе, а не в результате утраты этими государствами, полностью или в части, суверенитета.
Правовой статус Банка России
В Российской Федерации особенности правового статуса Банка России обусловлены, с одной стороны, рассмотренной общемировой тенденцией, то есть необходимостью обеспечить независимость Центрального банка, а с другой стороны, желанием законодателя предоставить в его распоряжение весь комплекс средств для решения поставленных перед ним задач. При этом немаловажным является обеспечение прозрачности деятельности Банка России в целях контроля его деятельности.
Совмещение статуса юридического лица и федерального органа государственной власти вызвано необходимостью постоянного участия в гражданском обороте с одновременным выполнением регулятивной функции.
В Конституции РФ статус Банка России раскрывается лишь в ст. 75 через его функциональное значение, где указано, что Центральный банк осуществляет эмиссию национальной валюты и обеспечивает ее устойчивость. Более детально данный вопрос освещается в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который устанавливает, что Банк России является юридическим лицом, чей уставный капитал и иное имущество являются государственной собственностью. При этом законодатель установил иммунитет в отношении имущества Центрального банка, определив, что его изъятие и обременение обязательствами без согласия Банка России не допускается.
Цели деятельности формулируются в ст. 3 Закона и включают:
- защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Отдельно отмечено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Примечательно, что именно этот факт дает основания для споров о его организационно-правовой форме. С одной стороны, ряд правовых предписаний исключает возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям, т.к. он имеет уставный фонд, а имущество Центрального банка РФ, как было отмечено ранее, не является его собственностью.
С другой стороны, п. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривает закрытый перечень организационно-правовых форм для коммерческих организаций, но Банк России ни к одной из них отнести нельзя. В этой связи возникает необходимость введения в законодательство РФ особого понятия для такого рода юридических лиц. В качестве такового может выступать, например, известная гражданскому законодательству ФРГ публично-правовая корпорация (см., например, ст. 89 Германского Гражданского Уложения). Это позволит снять некоторые противоречия в статусе Центрального банка, сохранив основные полномочия, необходимые для эффективного выполнения возложенных задач.
Правовое положение центральных банков стран Латинской Америки
Определенный интерес вызывает и изучение правового положения центральных банков стран Латинской Америки. Наиболее показательной в этом плане является Бразилия, чей Центральный банк был образован 31 декабря 1964 г. согласно федеральному закону Федеративной Республики Бразилия N 4595. Данный закон регулирует статус, цели и основные направления деятельности, функции и полномочия Центрального банка. Наконец, Конституцией Бразилии, принятой в 1988 г., был закреплен конституционный статус Центрального банка Бразилии.
Среди возложенных на него функций можно выделить следующие наиболее характерные:
- разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику совместно с правительством страны;
- защищает и обеспечивает устойчивость национальной денежной единицы — бразильского реала;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством страны;
- осуществляет управление золотовалютными резервами страны;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов и проведения банковских операций;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной валюте, организует составление платежного баланса страны .
Груненко Д.Ю. Банковская система Бразилии // Международные банковские операции. 2006. N 3.
Хотя ЦБ Бразилии и не является органом государственной власти, его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. В части нормотворчества Центральный банк Бразилии обладает исключительным правом по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных, региональных и местных органов государственной власти, по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Федеральная резервная система США
Несколько обособленно и специфически по отношению к правовому статусу центральных банков большинства стран мира выглядит Федеральная резервная система США, являющаяся основным компонентом банковской системы и выполняющая функции центрального банка США.
ФРС была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятым Конгрессом в 1913 г. для обеспечения безопасной гибкой банковской и кредитно-денежной системы. Данному событию предшествовал достаточно длительный процесс, основной целью которого было упорядочение банковской системы путем унификации выпуска банками банкнот и усиления банковской системы в целом. К 1908 г. стало очевидным, что государство крайне нуждается в организации центрального банка, аналогичного тем, что существовали в Европе. Были предложены две принципиальные концепции центрального банка.
Согласно первой концепции в Нью-Йорке создавался единый центральный банк со своим правлением директоров, в состав которого входили представители коммерческих банков. По второй — возникал целый ряд региональных банков, каждый из которых обладал собственными полномочиями центрального банка. Ни один из этих региональных банков не мог преобладать над другим, и почти полностью отпадала необходимость в координации их деятельности между собой.
Президент Вудро Вильсон в 1913 г. утвердил Закон о Федеральной резервной системе, которая наиболее тяготела к децентрализованной модели. Согласно данному Закону Конгресс фактически передавал свои полномочия по вопросам денежной политики Федеральной резервной системе. В Законе говорилось о создании от восьми до двенадцати федеральных резервных банков, каждый из которых обслуживал свой регион или округ.
В результате было создано двенадцать банков с двадцатью пятью отделениями в целях лучшего обслуживания округов. Во главе каждого банка стоял свой управляющий. Все национальные банки, находившиеся в ведении контролера денежного обращения, были обязаны стать членами Федеральной резервной системы, для коммерческих же банков Штатов это было не обязательно.
Банкам, пожелавшим стать членами ФРС, предоставлялись определенные привилегии, такие как право пользования кредитом Центрального банка, в обмен на введение в этих банках более строгих требований по соотношениям между различными частями их балансов. Для координации деятельности ФРС в Вашингтоне, в округе Колумбия, был создан Совет управляющих ФРС в составе семи человек — министра финансов, контролера денежного обращения и пяти членов Совета, назначаемых президентом с последующим одобрением кандидатур Сенатом. Один из членов Совета назначался управляющим ФРС.
В кредитно-денежной сфере резервные банки могли авансом получать проценты за некоторые выданные членами ФРС кредиты, они могли выпускать банкноты с золотым обеспечением. Позже они перешли к купле-продаже инструментов денежного рынка на открытом рынке. Резервные банки также становились главным банком казначейства и выполняли важную роль в платежной системе посредством клиринга чеков и перевода средств по телеграфу. Резервные банки имели право на проведение ограниченно независимой политики, и они пользовались этим правом, часто вступая в противоречие друг с другом.
В 30-е годы XX в. стало очевидным, что отсутствие последовательного руководства и единой политики является крайне отрицательным фактором. В результате Конгресс и президент Франклин Рузвельт реформировали Федеральную резервную систему, значительно повысив полномочия ее Совета в руководстве системой.
Согласно Акту «О банковской деятельности» 1935 г. в структуре Федеральной резервной системы были проведены следующие изменения:
- наименование «Совет Федеральной резервной системы» было изменено на «Совет управляющих Федеральной резервной системы»;
- из состава руководства были выведены министр финансов и контролер денежного обращения, представляющие исполнительную власть, и на их место президентом страны назначались новые лица.
Таким образом, каждый член Совета ФРС получал титул управляющего. Каждый округ, обслуживаемый одним из федеральных резервных банков, не мог быть представлен в Совете более чем одним из его членов. Первый по старшинству служащий каждого резервного банка получал титул президента банка вместо бытовавшего ранее управляющего. Президент банка и его второй по старшинству служащий — первый вице-президент — назначались советом директоров резервного банка с последующим утверждением их в должности Советом управляющих.
В настоящее время ФРС выполняет следующие функции:
- управляет национальной денежной политикой путем влияния на денежное и кредитное состояние в экономике;
- контролирует и регулирует банковские учреждения с целью обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;
- поддерживает стабильность финансовой системы и сдерживает систематический риск, который может возникнуть на финансовых рынках;
- предоставляет определенные финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также главную роль в управлении национальной системой расчетов.
Согласно Закону о ФРС вся территория США поделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Федеральные резервные банки являются главными оперативными звеньями Федеральной резервной системы, выполняя функции центрального банка для своего округа. Каждый из них является своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данного округа, которые в свою очередь оказывают немалое влияние на бюджет своего региона.
Каждый резервный банк имеет правление, состоящее из 9 директоров, не являющихся служащими данного банка. Три директора, которые относятся к классу A, представляют коммерческие банки, которые являются членами ФРС. Три директора класса B и три — класса C представляют общественность. Директора класса B и C избираются коммерческими банками — членами ФРС. Совет управляющих в Вашингтоне назначает директоров класса C. Из числа директоров класса C Советом управляющих избираются председатель правления директоров и его заместитель. Директора класса B и C не могут быть в банке или в банковской холдинговой компании ни чиновниками, ни директорами, ни служащими. Директора класса C не могут владеть акциями банка или банковской холдинговой компании. Правление директоров в свою очередь назначает президента и вице-президента резервного банка, и выбор должен быть подтвержден Советом управляющих.
Каждое отделение резервного банка имеет свое собственное правление директоров в составе 5 или 7 человек. Большинство этих директоров назначается резервным банком этого отделения; другие назначаются Советом управляющих.
Правления директоров резервных банков и их отделений предоставляют Федеральной резервной системе полную информацию об экономическом положении практически в каждом уголке страны. Эта информация используется Федеральным комитетом открытого рынка и Советом управляющих для принятия важных решений по поводу денежной политики.
Доход резервные банки получают в основном за счет процентов по правительственным ценным бумагам, которые были приобретены на открытом рынке, а также процентов на имеющиеся иностранные валютные инвестиции, процентов по ссудам депозитным учреждениям, платы за предоставляемые депозитным учреждениям услуги.
Каждый резервный банк является своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данного округа, которые должны вкладывать средства в акции регионального Федерального резервного банка на сумму, равную 3 процентам от их капитала. Приобретение таких акций является обязанностью каждого банка-члена. Акции не могут быть предметом каких-либо сделок (купли-продажи, залога и т.п.), не могут быть приобретены физическими лицами. Статус банка — члена ФРС предоставляет право получать займы в Федеральных резервных банках, пользоваться их услугами, а также получать необходимую информацию по интересующим финансовым вопросам.
Окончательно банковская система США сформировалась в 1980 г. под воздействием Закона о Федеральной резервной системе. Основой денежной и банковской системы Соединенных Штатов Америки является Совет управляющих Федеральной резервной системы. Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль за работой денежной и банковской системы страны. Федеральная резервная система является независимой организацией, которая не может быть упразднена президентом, Конгресс также не имеет полномочий менять ее роль и функции иначе чем специальным законодательным актом.
Банковская система исламских государств
Определенной спецификой отличаются устройство и функции банковской системы исламских государств. Связано это прежде всего с религиозной составляющей, присутствующей практически во всех сферах жизни общества и деятельности государства. Не составляют исключение и исламские банки, которые должны строить свою деятельность на принципах шариата.
Центральный банк выступает в данном случае необходимым элементом исламской банковской системы. Основу его деятельности составляют ведение текущих, инвестиционных и кредитных счетов, общий мониторинг и контроль над всеми местными банками, надзор за соблюдением ими правил и норм регулирования, обеспечение их финансовой безопасности, особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и при других чрезвычайных обстоятельствах.
Все местные банки взаимодействуют с центральным банком, функционирующим на национальном уровне .
Подробно см.: Зарипов И.А., Петров А.В., Житов Д.В. Исламское банковское дело: история развития // Международные банковские операции. 2006. N N 4, 5, 6.
В целом функции центральных банков исламских государств и задачи, стоящие перед ними, имеют определенные сходные черты. Так, основными задачами Центрального банка Кувейта являются:
- разработка и проведение денежно-кредитной политики;
- регулирование уровня внутренней ликвидности исходя из потребностей национальной экономики и конъюнктуры мирового рынка;
- обеспечение привлекательности кувейтского динара в качестве средства хранения сбережений населения путем поддержания устойчивого курса национальной валюты по отношению к доллару и другим основным валютам;
- сдерживание инфляции;
- регулирование и контроль за функционированием финансово-банковской системы.
Банки в Кувейте действуют на основе Закона 2003 г. N 30 и Закона 1968 г. N 32. В настоящее время осуществляется активная поддержка увеличения числа исламских банков, создаваемых в противовес традиционным.
Центральный банк другого исламского государства — Ирана выполняет следующие функции:
- эмиссия банкнот и чеканка монет, составляющих валюту страны;
- надзор за банками и кредитными учреждениями;
- издание правил и контроль за осуществлением валютных операций и операций с золотом (утверждение соответствующих правил возлагается на Совет Министров);
- издание правил и контроль за вывозом и ввозом иранской валюты.
Центральный банк Ирана вместе с тем также выступает в качестве банкира или управляющего финансами иранского правительства, осуществляя следующие функции:
- ведет счета министерств, правительственных агентств, организаций, аффилированных с правительственными агентствами, организаций, аффилированных с правительством, правительственных корпораций и муниципалитетов, организаций, капитал которых более чем на половину принадлежит министерствам, правительственным агентствам, организациям, аффилированным с правительством, правительственными корпорациями и муниципалитетами, а также обслуживание всех операций указанных организаций в Иране и за рубежом;
- осуществляет продажу всех видов государственных облигаций и казначейских векселей, погашение основного долга и выплату дохода по ним в качестве агента правительства с правом передачи указанной функции физическим лицам или другим организациям;
- обеспечивает хранение золотовалютных резервов страны;
- поддерживает объем денежной массы в национальной валюте для нужд МВФ, МФК, МАР, других международных организаций и их филиалов;
- заключает межбанковские соглашения во исполнение платежных, финансовых, торговых и транспортных соглашений иранского правительства с правительствами других стран.
В целях выполнения указанных обязанностей Центральный банк Ирана наделен правом:
- предоставлять ссуды и кредиты министерствам и правительственным учреждениям, гарантировать обязательства правительства, министерств или правительственных организаций;
- предоставлять и гарантировать ссуды и кредиты, полученные правительственными корпорациями и муниципалитетами под соответствующее обеспечение;
- переучитывать тратты и другие краткосрочные коммерческие векселя, представленные другими банками, а также предоставлять кредиты банкам под соответствующее обеспечение;
- покупать и продавать казначейские векселя и облигации правительства Ирана, правительств других стран и аккредитованных в Иране международных финансовых организаций;
- осуществлять операции с золотом; открывать текущие счета в иностранных банках, открывать счета иранских и иностранных банков, осуществлять любые другие разрешенные законом банковские операции;
- гарантировать кредиты в Иране и за границей как за свой счет, так и от имени иранских банков .
Хорошилов С.Д. Банковская система Ирана // Международные банковские операции. 2006. N N 1 — 2.
Центральный банк Ирана является акционерным обществом, причем на него не распространяется юрисдикция общих нормативных актов, регулирующих деятельность государственных министерств и правительственных организаций. Он наделен всеми полномочиями, обычно предоставляемыми центральным банкам в других странах, на него возложена ответственность за функционирование денежно-кредитной системы страны в целом и банковской системы в частности. Организационную структуру Центрального банка Ирана составляют:
- Генеральный совет (The General Assembly);
- Валютно-кредитный комитет (The Currency and Credit Council);
- Исполнительный совет (The Executive Board);
- Совет по контролю над валютными резервами (The Currency Reserve Board);
- Наблюдательно-аудиторский совет (The Supervisory Board).
В целом же центральные банки исламских государств в общих чертах имеют задачи и осуществляют функции, схожие с рассмотренными выше и характерными для большинства центральных банков мира. Это связано с тем, что, несмотря на курс созидания банков, осуществляющих деятельность на основе шариата, банковские системы таких стран не могут существовать изолированно и взаимодействуют с кредитными учреждениями других государств и с мировыми финансовыми институтами.
Если говорить об общемировых тенденциях развития банковских систем и определения статусов центральных банков, то здесь, как мы могли видеть, наблюдается стремление к большей интеграции и взаимодействию между собой, а также провозглашение независимости центральных банков. Представляется, что в будущем с целью преодоления последствий мирового финансового кризиса указанные тенденции получат свое дальнейшее развитие, в том числе и нормативное.
Источник