Нормативно-правовые акты зарубежных стран
1. Гражданское уложение Германии. Перевод с нем. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
2. Единообразный торговый кодекс США, разделы 1 и 2. // Коммерческое право. – 2008. — №1(2).
3. Гражданский кодекс Франции. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
4. Коммерческий кодекс Франции. – Киев: Истина, 2006.
Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2007.
5. Федеративная Республика Герания. Законы. Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handeksgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz: пер. с нем. / (сост. В. Бергман; пер. с нем.: Е.А. Дубовицкая). – М.: Волтерс Клувер, 2005
6. Федеративная Республика Германия. Законы и постановления. Закон об акционерных обществах Германии = Aktiengesetz: параллельные русский и немецкий тексты. – М.: Волтерс Клувер, 2009
7. Гражданский кодекс Квебека = Code civil du Quebec/ научн. ред. и авт. предисл.: О.М. Козырь, А.А. Маковская; Авт. введ.: Джон Е. К. Брайерли. – М.: Статут, 1999 (Серия «Современное зарубежное и международное частное право», Исследовательский центр частного права).
Основная литература
1.Зенин, И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран :учеб..и практикум. / И.А. Зенин- 14-е изд., пер. и доп .- М.: Юрайт , 2015.-282с.
Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?54&id=urait.content.53F17547-FDEC-44DC-AAF5-188A7EE7A47E&type=c_pub
2.Гаврилюк, О. В. Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: моногр. / О.В. Гаврилюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 432 с.: ISBN 978-5-16-011495-8
Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=534681
Дополнительная литература
1. Агеев, А.Б. Акционерное законодательство Швейцарии: постатейный комментарий. / А.Б. Агеев. М.: Статут, 2005.
2. Ансон, В. Договорное право / В. Ансон /Пер. с анг. – М.: Юрид. литература, 1984.
3. Байзигитова, А.М. Очередность наследования по закону в Российской Федерации и зарубежных странах: / Автореф. дис….канд. юрид.наук: 12.00.03 /Сарат. гос. акад. права. – Саратов, 2004.
4. Батлер, У. Э., Гаши-Батлер, М. Е. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. Учебное пособие. / У. Э. Батлер, М. Е. Гаши-Батлер — М.: Зерцало, 1997.
5. Бергманн, В. Новое германское обязательственное право (обзор положений вступившего в силу 1 января 2002г. германского закона о реформе обязательственного права)/ В. Бергманн // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. №5,6,7, 8.
6. Боботов, С. В., Жигачев, И. Ю. Введение в правовую систему США. / С. В. Боботов, И. Ю. Жигачев — М.: Норма, 1997.
7. Богатых, Е.А. Гражданское и торговое право: Учебное пособие. Изд.2-е, дополненное и переработанное. / Е.А. Богатых. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ». 2000.
8. Бушев, А.Ю., Макарова, О.А., Попандопуло, В.Ф. Коммерческое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под. Общ. ред. В.Ф. Попандопуло. – Спб.: Питер, 2003.
9. Василевская, Л.Ю. О специфике правовой конструкции вещного договора по германскому праву / Л.Ю. Василевская // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. №5,6.
10. Василевская, Л.Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. / Л.Ю. Василевская – М.: Статут, 2004.
11. Васильев, Г.С. Английский Закон о купле-продаже товаров 1979г.: его значение и основные моменты / Г.С. Васильев // Правоведение. 2002. №3,6.
12. Дубинчин, А.А. Английское контрактное право./ А.А. Дубинчин. М.: 2012.
13. Дубовицкая, Е.А. Европейское корпоративное право. / Е.А. Дубовицкая – 2-ое изд., перер. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
14. Жалинский, А., Рёрихт, А. Введение в немецкое право. / А. Жалинский, А. Рёрихт – М.: Спарк, 2001.
15. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. Руководитель авторского коллектива — д.ю.н. В.В. Залесский. Москва. Издательство НОРМА. 1999.
16. Карапетов, А.Г. Неустойка как средство защиты прав кредитора в российском и зарубежном праве / А.Г. Карапетов. — М.: Статут, 2005.
17. Кох, X., Магнус, У, Винклер фон Моренфельс, П. Международное частное право и сравнительное правоведение /Пер. с нем. Ю.М. Юмашева. М.: Междунар. отношения, 2003.
18. Крашенинникова, Н.А. Индусское право: история и современность. / Н.А. Крашенинникова. М., 2005.
19. Кросс, Р. Прецедент в английском праве. / Р. Кросс. М.: Юридическая литература, 2005.
20. Лунц, Л.А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран./ Л.А. Лунц. M., I999.
21. Мазаев, Р.И. Недействительность договора в международном договорном праве / Р.И.Мазаев// Международное публичное и частное право. –2006.– №4.
22. Медикус, Д. Отдельные виды обязательств в Германском гражданском уложении./ Д. Медикус. М., Издательство БЕК, 2007.
23. Мозолин, Л.П. Корпорации, монополии, право в США./ Л.П. Мозолин. М., 1966.
24. Петрищев, В.С. Существенное изменение обстоятельств: правоприменение ст.451 ГК РФ и опыт общего и континентельного права / В.С. Петрищев. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
25. Петровичева, Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. / Ю.В. Петровичева. М., 2006.
26. Пиляева, В.В. Гражданское и торговое право Японии. / В.В. Пиляева. М., 2004.
27. Полковников, А.М. Английское право о компаниях: закон и практика. / Полковников. М.: НИМП, 2006.
28. Право собственности на землю в России и ЕС: правовые проблемы: сборник статей , З.С. Белаева и др.,; отв. ред. И.А. Иконицкая; Ин-т государства и права Российской академии наук. – М.: Волерс Клувер, 2009.
29. Романов, А.К. Правовая система Англии. / А.К. Романов – М.: Дело, 2000.
30. Рубцов, Б.Б. Современные фондовые рынки./ Б.Б. Рубцов. М., Альпина Бизнес Букс, 2006.
31. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. Учебник. /Под ред. В.А.Туманова. М., 2005.
32. Соловьева, С.В. Основные институты обязательственного права правовой системы США. Автореф. дисс….канд.юр.наук: 12.00.03/ Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.,2008
33. Сыродоева, О.Н. Акционерное право США и России: сравнительный анализ./ О.Н. Сыроедова. М., 2006.
34. Терновская, О.А. Тенденции развития акционерного законодательства Европейского Союза. / О.А. Терновская // Правоведение, 2011, № 5, с.110-117
35. Уолкер, Р. Английская судебная система. / Р. Уолкер. М., 2005.
36. Федчук, В.Д. De facto зависимость de jure независимых юридических лиц: проникновение за корпоративный занавес в праве ведущих зарубежных стран. / В.Д. Федчук. 2010.
37. Хал, Г. Об отмене антимонопольного законодательства в США. / Под ред. Гери Хала. — М.: ЭКОМ, 2008.
38. Цвайгерт, К., Кетц, Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Том I и II. / К. Цвайгерт, Х. Кетц. М. «Международные отношения». 1998.
39. Цитович, П.П. Очерк основных понятий торгового права. / П.П. Цитович. М.: ЮрИнфоР, 2001.
40. Шапп, Я. Система германского гражданского права. / Я. Шапп./ Пер. с нем. С.В. Королева. – М.: Международные отношения, 2006.
41. Шорников, А.Г. Особенности организационно-правового регулирования образования и деятельности акционерных обществ в ФРГ /А.Г. Шорников; Ин-т теоретико-приклад. исслед. – М.: Ин-т теоретико-приклад. исследов., 2000
42. Шумилов, В.М. Основы американской правовой системы./ В.М. Шумилов.- М.: 2008.
Планы и задания к семинарским и практическим занятиям для студентов очной и заочной формы обучения
Источник
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н. Административное право зарубежных стран. 1996.
Компаративное изучение административного права имеет не только теоретико-познавательное, но и ярко выраженное прикладное значение.
Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со второй половины 80-х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования, зарубежного опыта. Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования иностранных моделей государственного управления. В вопросе о заимствованиях позитивных наработок зарубежного административного права должны соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость рецепируемых норм и реалий российской правовой системы.
Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торгово-экономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,
Административное право — сравнительно молодая отрасль права. Оно появляется в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических, административно-правовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.
Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.
Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.
В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административное право Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически, все аспекты отношений частных лиц и административных органов.
Эти и другие отличительные особенности континентального и англосаксонского административного права прослеживаются в соответствующих главах настоящего учебного пособия.
Выдерживая принцип репрезентативности, авторский коллектив учебного пособия счел необходимым познакомить читателей с особенностями административного законодательства Востока (Япония, Египет). Характеристику социалистического административного права можно найти в главе» посвященной Китаю. На примере Болгарии рассматривается становление современного административного права стран Восточной Европы.
Источник
Характеристика правовых актов управления зарубежных государств
В теории административного права зарубежных государств выделяются две основные формы государственного управления: правовые акты (административные акты) и административные договоры
Административные акты являются волеизъявлением соответствующих государственных органов в процессе осуществления своих функций.
Административные акты в зарубежных государствах классифицируются:
1. в зависимости от вида издавшего их органа;
2. в зависимости от способа принятия решения в органе, издавшем акт (коллегиальные или единоначальные);
3. по назначению (нормативные или индивидуальные);
4. по территориальному действию.
Нормативные административные акты – это акты, принимаемые государственными органами в процессе осуществления административной деятельности, которые регулируют широкий круг общественных отношений. Они предписывают правила поведения неопределенному числу лиц и применяются в отношении неопределенного числа случаев.
Индивидуальные акты относятся к отдельным определенным делам (предметам). Они отличаются конкретностью указания и носят персональный характер, т.е. относятся к определенному лицу или группе лиц.
Важное место в административном праве зарубежных государств занимает проблема внешних и внутренних актов. Внешние — оказывают юридическое воздействие в отношении лиц, не работающих в сфере государственного управления. Внутренние акты касаются отношений внутри механизма государственного управления.
Административные акты можно подразделить на учредительные и декларативные.
Учредительные акты создают, изменяют или прекращают административные правоотношения. Этими актами регулируются права и обязанности физических и юридических лиц. Учредительные акты, как правило, вступают в силу с момента их принятия. Действие таких актов обращено в будущее.
В зависимости от характера регулирования учредительные акты делятся на уполномочивающие, предоставляющие стороне определенное право, которого она до этого не имела, и обязывающие, налагающие на сторону определенные обязанности. Нередко как уполномочивающие, так и обязывающие акты содержат одновременно оба элемента: полномочия и обязанность. Поэтому для установления вида административного акта необходимо в каждом конкретном случае определить, какой из двух элементов доминирует.
Декларативными называются акты, которые конструируют наступление конкретных условий, необходимых для применения правовых норм. Такими актами правоотношения не создаются, а только подтверждаются.
В зарубежных государствах установлена презумпция действительности административного акта. Он исполняется до тех пор, пока не будет отменен издавшим его административным органом или упразднен каким-либо иным способом. Административный акт исполняется, если он не был обжалован или если обжалование не предусматривает его отлагательного действия.
Вместе с тем в теории административного права зарубежных государств разрабатывается концепция ошибочных административных актов. К категории ошибочных актов относятся незаконные и неправильные административные акты. Незаконными являются акты, противоречащие закону или подзаконному акту (наносят ущерб интересам, охраняемым законом.)
В зависимости от юридических последствий ошибочных административных актов последние могут быть подразделены на оспоримые (опровержимые) и недействительные.
Оспоримые (опровержимые) административные акты содержат ошибки, не имеющие серьезного характера.
Недействительным признается административный акт, который содержит существенную ошибку (изъян).
Другой формой государственного управления являются административные договоры. Под административными договорами понимаются соглашения, связывающие субъектов административного права и других субъектов и заключенные для достижения целей, стоящих перед государственным управлением. Требование согласовать позиции участников административного договора отличает его от административного акта.
Можно выделить следующие сферы использования административных договоров:
в связи с управлением общественными службами;
в целях приобретения, продажи или аренды имущества либо в целях его приспособления для государственных нужд;
для оформления отношений по найму персонала и ряд других.
Основу правового регулирования административных договоров составляют законы, которые можно подразделить на две основные группы.
Первую группу составляют законодательные акты, в которых закреплены понятие и основы правового режима административного договора.
Вторую группу составляют нормы законов, прямо или опосредованно касающиеся договорной практики в сфере государственного и муниципального управления.
Особое значение в механизме правового регулирования административных контрактов приобретает судебная практика. Это во многом связано с тем, что отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением административного договора, урегулированы в нормативных актах, как правило, фрагментарно, а потому особую роль при возникновении споров в связи с административными договорами приобретает накопленная судебная практика.
Административные договоры можно подразделить на договоры координационные (горизонтальные) и субординационные (вертикальные).
Координационные договоры заключаются, как правило, между субъектами административного права, а также между ними и другими субъектами в целях координации их деятельности (например, договор между органом исполнительной власти и юридическим лицом о совместной деятельности в какой-либо сфере). С помощью координационных договоров регулируются отношения, которые не могут быть урегулированы посредством издания административного акта. В таком договоре стороны, как правило, не подчинены одна другой.
Субординационные договоры заключаются между субъектами, находящимися в соподчинении. Это могут быть вышестоящий и нижестоящий административные органы. Отношения, регулируемые субординационным договором, могут быть урегулированы также путем принятия административного акта.
Источник