Правовые формы сотрудничества стран

§ 2. Формы сотрудничества

Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы.

Организационная форма реализуется в проведении международных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций.

Как начало качественно нового этапа в развитии сотрудничества по природоохране оценивается Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Р*ио-де-Жанейро, принявшая основополагающие документы: Декларацию Рио об ок-ружающей среде и развитии, которая развивает стокгольмскую Декларацию 1972 г., и Повестку дня XXI века — свод рекомендаций государствам и организациям по обеспечению устойчивого экологического развития в новом столетии.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается большое число постоянных структур — международных организаций общей и специальной компетенции, универсальных и региональных, межправительственных и неправительственных.

Ведущая роль принадлежит ООН, и прежде всего двум ее главным органам — Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН. ВОЗ занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха, ИМО — вопросами охраны мор-ской среды, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны, ИКАО разрабатывает стандарты охраны среды от авиаци-энного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы международных научных исследований.

МАГАТЭ наряду с основной деятельностью по обеспечению мирного использования атома выполняет программу защиты человека и окружающей среды от радиации.

Читайте также:  Жители одной страны рисунки

Едва ли не единственным специальным механизмом, обладающим признаками международной организации, по координации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды является упоминавшаяся ЮНЕП. Она обладает специальной ком-петенцией, т.

Среди неправительственных организаций важнейшее место принадлежит Международному союзу охраны природы и природных ресурсов (МСОП), хотя число неправительственных организаций достаточно велико. Членами МСОП являются государства и общественные организации. Союз разрабатывает международные программы, созывает совещания и конференции, подготавливает проекты конвенций и рекомендаций.

На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, Европейский союз, Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН. Обозначилось данное направление и в деятельности СНГ, в рамках которого созданы Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд.

В 1994 г. в Мехико учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологиче-ский суд). Это неправительственный орган, он дает юридические консультации в случае возникновения экологических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. Вместе с тем по желанию сторон он может выступить в качестве третейского суда. В этом случае стороны выбирают нечетное количество судей, которые образуют коллегию, рассматривают спор по существу и выносят решение, являющееся обязательным. В компетенции суда споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически, вредной деятельности, об использовании и охране природных комплексов, международных пространств и особо охраняемых природных объектов, о защите экологических прав граждан.

Обращаться в суд могут практически все субъекты права: государства, международные правительственные и неправительственные организации, национальные общественные организации, юридические и физические лица.

Источник

Международное сотрудничество — это. Понятие, принципы, основные виды и формы

Торговля и войны между странами сопутствовали всей истории человечества, как только появились первые древние государства. Долгое время основной формой международного сотрудничества и были торговля и военные союзы. С развитием общества и технологий, усилением разделения труда начали появляться все новые виды сотрудничества, от экономики, включая торговлю, до культуры и экологии.

Понятие

Международное сотрудничество — это взаимодействие нескольких участников в области взаимных интересов, усилия, направленные на согласование позиций и координацию действий, поиск решения общепризнанных проблем и сглаживание конфликтов. Изначально это были отношения между государствами, причем большее внимание уделялось политическим взаимоотношениям. При этом они должны носить ненасильственный характер, поэтому, например, сотрудничество с империей Цин, которую в результате опиумных войн Великобритания и Франция заставили разрешить продавать опиум и другие товары китайцам, вряд ли можно отнести к международному сотрудничеству государств, хотя некоторые исследователи относят этот случай к навязанному сотрудничеству.

Участников все больше

С развитием общественных отношений к участникам международной жизни присоединились международные и общественные организации, которые, как считают некоторые экономисты, сейчас являются главными субъектами международного сотрудничества. Есть мировые организации, охватывающие большинство стран, например, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные — ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, специализированные — Международный географический союз, Всемирная ассоциация оптовых рынков. Глобальные корпорации сейчас обладают большей экономической и политической мощью, чем большинство государств. Соглашения со странами, группой стран по экономическим, гуманитарным и экологическим проблемам делают их полноправными субъектами международной жизни. Многие вопросы международного сотрудничества государство и общество делегирует и на более низкие ступени в регионы, отрасли, отдельные предприятия.

Когда двое и больше

Более 190 стран мира сотрудничают, обмениваются информацией, конкурируют и торгуют между собой как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Сотрудничество между странами регулируется межправительственными соглашениями, которыми занимаются министерства иностранных дел. За развитие и создание условий для других участников отвечают межправительственные комиссии, которые определяют направления и ключевые параметры сотрудничества. Общественные организации (общества дружбы и сотрудничества и другие), торгово-промышленные палаты создают деловую, информационную и культурную среду для сотрудничества бизнеса, общественных организаций и граждан.

Глобализация разделения труда и рынка, усложнение стоящих задач требуют консолидации усилий многих государств. Поэтому все большее распространение получает многостороннее сотрудничество. Для организации международного сотрудничества по решению сложных, комплексных задач создаются различные региональные и специализированные объединения. Например, межгосударственные объедения — Европейский союз, Евразийский экономический союз, неправительственное объединение — международная экологическая организация «Гринпис». Координация работы международных объединений осуществляется специально созданными институтами — секретариатами, комиссиями, координационными комитетами. Самая большая такая структура — это ООН, которая объединяет почти все страны мира.

Какой результат всех устраивает

Взаимодействие между основными субъектами международного сотрудничества направлено на достижение результатов, которые закрепляются при заключении международных договоров, конвенций, соглашений, регулирующих разные стороны отношений, идет организация международных, межправительственных и неправительственных институтов, создание региональных и субрегиональных интеграционных образований.

Основные направления современного международного сотрудничества — это политическая и экономическая интеграция в виде:

  • союзов государств, сохраняющих полную самостоятельность;
  • объединений с образованием наднациональных органов и делегированием части суверенитета в общие институты;
  • функциональная интеграция, дающая возможность работать в какой-то специализированной области.

Принципы есть

История развития международного сотрудничества позволила выработать общие принципы, которые дают равные возможности странам с различным политическим и экономическим положением. Конечно, это не значит, что все государства их соблюдают, но, по крайней мере, декларируют.

Основные принципы международного сотрудничества — это:

  • суверенное равенство государств подразумевает, что страны уважают права друг друга, осуществляют на своей территории всю полноту законодательной, юридической и административной власти, конечно, при соблюдении общепризнанных норм;
  • невмешательство: внутренняя политика — это дело только самих государств, если не несет угрозы миру;
  • равноправие и самоопределение народов, народы имеют право создавать свое или присоединиться к другому государству для культурного и экономического развития;
  • уважение прав человека, не допускается дискриминация по любому признаку.

Также выделяют принципы соблюдения международных договоров, экологической безопасности и сотрудничества.

Главные направления

Главный вид сотрудничества — это сотрудничество между государствами в политической сфере, которое определяет условия и параметры для других направлений. Конечно, все виды международного сотрудничества используются для получения конкурентных преимуществ и экономической выгоды напрямую или косвенным образом. Например, политическое сотрудничество европейских стран позволило создать единое европейское пространство. Международное экономическое сотрудничество, начавшееся с продажи товаров (угля и стали), переросло в большой комплекс различных видов отношений в сфере обмена услугами, инвестиций, информационного и научно-технического сотрудничества и в других сферах экономики.

Усложнение технологий и систем управления в военной сфере вынуждает все больше стран участвовать в международном разделении труда в этой сфере. Военное и военно-техническое международное сотрудничество — это совместные учения, военные союзы, совместные предприятия по производству вооружения и многое другое. Все большее значение приобретает сотрудничество в экологии, культуре, идеологии, правовой и гуманитарной сфере.

Начинаем с политики

Для того чтобы развивать хоть какие-то отношения, прежде всего нужно хотя бы не воевать. Поэтому отмечают, что главная цель международного сотрудничества — это предотвращение войны. Совместные усилия двух или нескольких государств направлены на выработку взаимоприемлемых решений, учитывающий баланс интересов. Основная идея, заложенная в фундамент международных отношений, — результатом довольны или недовольны все стороны, подразумевая или позитивный результат, или взаимный компромисс. Поскольку изначально международное сотрудничество — это взаимодействие политических единиц, отношения государств определяют степень и глубину всех других видов сотрудничества. Страны в зависимости от политических симпатий или антипатий формируют повестку экономического сотрудничества. Вводя для одних стран режим наибольшего благоприятствования, а для других — санкции.

Все упирается в экономику?

Правда или нет, но экономисты считают, что цель любого сотрудничества — это получение конкурентных преимуществ прямым способом, например заключение соглашений о свободной торговле, или косвенным путем создания положительного имиджа страны. Южная Корея активно продвигает свою массовую культуру на глобальный рынок, что повышает интерес и к корейским товарам и услугам. В то же время многочисленные торговые и экономические организации ставят своей целью предоставить равные права для всех участников глобального рынка, снять барьеры, которыми страны защищают своих производителей. В экономической сфере международное сотрудничество — это мировая торговля, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере коммерческой практики и многие другие виды деятельности.

Кто пишет законы

Международное правовое сотрудничество обеспечивает юридическое пространство для взаимодействия участников. Отношения между государствами регулируются соглашениями между ними и международными договорами, участниками которых они являются. Правовая система международного сотрудничества охватывает практически все сферы деятельности, в том числе экономическое сотрудничество, транспорт, валютно-денежные отношения, интеллектуальную собственность, сертификацию и стандартизацию. Страны, присоединяясь к международным соглашениям, делегируют часть своего суверенитета институтам, ответственным за их реализацию. Например, многие страны признают юрисдикцию Международного суда по правам человека в Страсбурге и безусловно выполняют его решения.

Сила в коллективе

Поодиночке трудно жить даже странам. Большие государства стремятся затянуть на свою орбиту все большее количества стран, чтобы получить выгоды от своих конкурентных преимуществ, маленькие охотно дают это сделать, стремясь выжить. Коллективная интеграция предусматривает более тесное международное сотрудничество в области политики, экономики, права и военной сфере. Пока самый успешный проект международной интеграции — это Европейский союз. Страны объединяет единое гражданское и экономическое пространство, единая валюта, работают наднациональные органы управления. Коллективная интеграция может реализовываться в отдельных видах международного сотрудничества, например, военное сотрудничество стран Северной Атлантики в виде блока НАТО позволило обеспечить безопасность этих стран.

Источник

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Дата публикации: 19.11.2018 2018-11-19

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Саиев, Ю. У. Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства / Ю. У. Саиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53874/ (дата обращения: 28.04.2021).

Международно-правовое взаимодействие государств вырабатывает действенные механизмы в усовершенствовании национально законодательства. Принцип сотрудничества между государствами играет важную роль в совершенствовании национального законодательства.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1]. Из этого следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ, являются частью ее правовой системы, а положения международного права имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным законодательством.

Известно, что, начиная с 90-х гг. ХХ в., заметно изменилась правовая система страны. Существенной чертой современного периода можно считать то, что Россия быстро восполняет пробел, образовавшийся за предыдущие десятилетия в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности. Особенно нужно заметить, что Россия принимает активное участие в международных организациях, которые непосредственно занимаются вопросами борьбы с международной преступностью, а также в формировании международно-правовой базы сотрудничества в этой сфере, где можно сказать, что РФ сегодня вышла на уровень развитых стран мира. Ярким примером активной деятельности является то, что принятие Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., разработанной на основе проекта, внесенного РФ в 1997 г., является результатом инициативной и энергичной системной деятельности, прежде всего, российской стороны. Россия первой подписала эту Конвенцию в рамках проходящего в сентябре 2005 г. в Нью-Йорке саммита глав государств [2].

Более того, многие нормы в УК РФ были включены именно в результате заключения Россией международных конвенций, касающихся сотрудничества в борьбе против преступности. Это, например, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем (ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ), изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг (ст.186 УК РФ), незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (ст.228–233 УК РФ), на борьбу с коррупцией направлены нормы ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»).

Наряду с этим, Россия в рамках СНГ осуществляет работу по предотвращению попадания наркотических средств на свою территорию, а также проводит политику по совершенствования национального законодательства для успешной борьбы с этим злом. Кроме того, изучаются наиболее эффективные законы государств СНГ в указанной сфере с целью принятия их в свое законодательство.

С созданием таможенного союза в рамках ЕврАзЭС появилась надобность странам-участникам совершенствовать свое национальное законодательство исходя на договоренности по созданию и функционированию таможенного союза. Раньше отечественное законодательство не имело положений, регулирующие правоотношения по осуществлению взаимоотношений таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами зарубежных государств при производстве по делам об административных правонарушениях, несмотря на их фактическое существование. Только с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ [3], дополнившего текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) главой 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях», вопросы оказания правовой помощи по делам об административных правоотношениях впервые получили свое законодательное разрешение.

Представляется, что законодательное закрепление такой формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях, как оказание правовой помощи, было обусловлено несколькими объективными причинами.

Во-первых, обязанностью приведения текста КоАП РФ, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о верховенстве вступивших в силу международных договоров над федеральным законодательством, в соответствие с положениями Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее — Соглашение), в связи с его ратификацией. Так, ст. ст. 8, 9, 10 Соглашения регулируют осуществление таможенными органами государств — членов Таможенного союза ряда процессуальных и иных действий по делам об административных правонарушениях в рамках оказания правовой помощи. Однако КоАП РФ ранее не предусматривал положений, регулирующих оказание такой помощи. Кроме того, ст. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» также предусматривает приведение правительствами государств-членов Таможенного союза национального законодательства в соответствие с принимаемыми международными договорами.

Сотрудничество государств формируется на трех уровнях. В первую очередь, это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В текущее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

По утверждению Шугурова М. В. Всеобщая Декларация прав человека и Пакты, несмотря на существующие разногласия, были приняты и со временем обрели гарантированную юридическую силу, но в начале не имели точных и конкретных обязательных целей. Полученные данными соглашениями статуса международных конституционных актов оказалось реальным благодаря созданию в дальнейшем достаточно законченного массива международного законодательства в области прав человека, а также сближения внутригосударственных законодательств при существенном участии международного права [4].

Позицию автора считаю целесообразным, так как Всеобщая Декларация прав человека и Пакты сыграли важную роль в усовершенствовании национального законодательства. Всеобщая Декларация прав человека явилось «азбукой» для многих государств в развитии национального законодательства. Не стало исключением и наше национальное законодательство, где фундаментальные права человека и гражданина, закреплены на основе Всеобщей Декларации прав человека.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 9. — Ст. 851.

2. Н. В. Аюбов. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения преступности // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 532–535. — URL https://moluch.ru/archive/53/7217/ (дата обращения: 27.09.2018).

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2714.

4. М. В. Шугуров Международно-правовое сотрудничество в сфере прав и свобод человека: плюрализм доктринальных оснований // Международное право. — 2015. — № 3.

Источник

Оцените статью