Тема 18. Правовые системы стран Дальнего Востока
|
1. Общая характеристика дальневосточного права. 2. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. 3. Дальневосточная концепция права. 4. Правовая система КНР.
1. Общая характеристика дальневосточного права
К отличительным критериям, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, принадлежит также восприятие права как исключительно важного социального инструмента регулирования общественных отношений. В этом отношении страны Дальнего Востока принципиально отличаются от других правовых семей.
В регион, который называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Эти циви-
лизации испытывали взаимное влияние, но за всю историю развита) из-за недостатка контактов оно не переросло в культурное единство подобное тому, которое возникло в Западной Европе. Китайская и индийская цивилизации оказали особенно существенное влияние на другие дальневосточные цивилизации. Поэтому описание китайского и японского права позволит выявить некоторые важные и характер ные элементы общей дальневосточной концепции права.
Правовую систему относят к той или иной семье правовых систем по ее отличительным чертам. Одной из этих черт может быть значе ние, которое данная система придает праву как средству упорядоче ния общественной жизни. В этом отношении правовые системы стран Дальнего Востока коренным образом отличаются от рассмотренных выше правовых семей и групп.
Все западные правовые системы независимо от того, относятся ли они к семье романо-германского или общего права, едины в том что важнейшие вопросы социальной жизни должны регулироваться преимущественно нормами объективного права, а не моральными нормами, обычаями и традициями. Закон и судебное решение обычно определяют условия, при которых все лица должны иметь определенные права, такие, как право исполнять договор, получать компенсацию убытков или развод, выплачивать алименты. Если права какого-то лица нарушены или ставятся под сомнение другими, то это лицо не только имеет право защищать и отстаивать их, но просто обязано поступать так. С этой целью используется такой механизм, как судебное разбирательство, в ходе которого судья рассматривает конкретное дело. Руководствуясь нормами закона, он выносит окончательное обязательное решение.
Достаточно беглого взгляда на правовые системы стран Дальнего Востока, чтобы убедиться в том, что этот метод – далеко не единственно возможный: в некоторых обществах юридические споры разрешаются способами, отличающимися от рассмотрения дел в суде. Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве. Хотя Япония благодаря своему островному положению никогда не была под властью Китая, китайская культура с VI–VII вв. оказывала значительное влияние на Японию и тем самым на ее право.
Источник
Тема 10. Правовые системы дальневосточных стран
Концептуальное изложение и методические рекомендации
Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве»[28].
Для этой правовой семьи характерно: «1) использование общефилософских, нравственно-религиозных доктрин в качестве источников права; 2) признание нормативно-правового акта как источника права; 3) проведение кодификации законодательства; 4) рецепция романо-германской правовой модели в XIXв.; 5) отсутствие судебного прецедента в качестве организации и процесса как результат смешения традиций и новаций»[29].
Китай– это двухтысячелетняя империя, стала во многом культурно-правовым образцом для других стран региона. В результате синтеза конфуцианства и легизма в первые века нашей эры[30] здесь обе социально ориентированные доктрины, ставящие во главу угла благо народа и государства, сумели, используя кнут и пряник, создать всеохватывающую систему образа жизни и организации управления. Детальнейший угловно-административный кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями Тан люй шу и (VII в. н.э.) из 502 статей был адресован в первую очередь чиновничеству, карая его представителей за нерадивую службу, но в то же время в нем содержались и нормы уголовного и гражданского права, адресованные всему населению. Он включал в себя следующие разделы:
1. Наказания и нормы их применения.
2. Охрана и обеспечение запретов.
3. Служебные обязанности и порядок их исполнения.
5. Государственные конюшни и хранилища.
6. Самовластные мобилизационные действия.
7. Разбой и хищения.
8. Драки и тяжбы.
9. Мошенничество и подлоги.
10. Разнородные уголовные установления.
11. Задержание и побеги.
12. Судопроизводство и тюремное содержание.
Танский кодекс был лишь первым, хотя и самым значимым шагом, в систематизации китайского права – за ним последовали кодексы династий Сун, Мин, Цин. К сожалению, в XIX в. Китай вовремя не смог осуществить модернизацию общественного строя и государства, что повлекло за собой Синьхайскую революцию 1911-1913 гг. и раскол страны. Первоначальная рецепция иностранного права при гоминдане в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной, но после 2-й мировой войны Китай восстановил свой державный статус. Творчески используя рыночный механизм и национальные традиции, Китайская Народная Республика существенно продвинулась вперед. В сфере права используются эксперементальные законы, в борьбе с преступностью явка с повинной. Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые рассматривают в разы больше дел, чем суды[31]. В то же время проблемой Китая в будущем могут стать последствия заигрывания, а порой и прямой опеки «верхушкой государственного аппарата и спецслужбами КНР китайской организованной преступности вне пределов Поднебесной для достижения различных политических и экономических целей». По сути это возможная «пятая колонна», которая может дестабилизировать политический режим.
Япония, испытывая островную изоляцию, хотя и находилась какое-то время под культурно-правовым воздействием Китая, развивалась вполне автономно и не создала бюрократически-правовых высококвалифицированных шедевров китайского образца. Государство здесь было намного слабее, а общество оказалось более сословным и замкнутым. Тем не менее, в раннее средневековье (начало VIII в. н.э.) принимается свод Тайхо, во многом напоминающий китайский Тан люй шу и. «Свод Тайхо в редакции Свода Ёро с небольшими изменениями и дополнениями действовал более тысячи лет, вплоть до эпохи Мэйдзи (1867-1912), что ставит его в один ряд с величайшими памятниками права». Этот свод «был прежде всего сводом синтоистского права. Не случайно первая статья Закона, закреплявшего структуру ведомств императорского договора, была посвящена Дзингикану – Совету по делам религии синто»[32]. К сожалению, до нас дошли только административные законы (Тайхорё), уголовные законы не сохранились (за исключением небольших фрагментов), но даже в таком виде памятник эпохи Тайхо (начало VIII в. н.э.) многое говорит о правовой жизни раннесредневековой Японии и представляет материал для сравнения с правовой действительностью Китая того же времени.
Свод Тайхорё состоит из 30 разделов:
1. Ранги и посты.
2. Штаты ведомств.
3. Штаты женского дворца.
4. Штаты дворца наследника престола.
5. Штаты дворцов царевичей и сановников.
6. Синтоистское богослужение.
7. Буддийские монахи и монахини.
8. Крестьянские дворы.
9. Земельные наделы.
10. Налоги, подати, трудовая повинность.
11. Государственные школы.
12. Назначение и продвижение чиновников.
14. Аттестация и государственные экзамены.
16. Охрана царского дворца.
17. Вооруженные силы.
18. Правила этикета.
19. Придворные деяния.
20. Строительство и ремонт.
21. Форма официальной документации.
22. Казенные амбары и кладовые.
23. Каменные конюшни и пастбища.
25. Отпуска и праздники.
26. Похороны и траур.
27. Заставы и базары.
28. Аресты беглых.
29. Уголовные дела.
30. Разные законоположения[33].
Однако японская элита фактически не опоздала с началом модернизации в последние десятилетия XIX в. И удачно заимствовала опыт романо-германских стран. После поражения во 2-й мировой войне ей были навязаны многочисленные правовые рекомендации со стороны США, но общество, обновившись, фактически сохранило свою культурно-правовую самобытность. Хотя Конституция Японии и шесть основных законов (кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающие значение придается специальным законам – даже в кодификационных отраслях. Оптимально функционирует судебная система, в рамках которой определенные административные и кадровые функции осуществляет Верховный Суд. В то же время заметной особенностью Японии является отсутствие здесь присяжных, но здесь широко применяются примирительные процедуры, в которых реальными преимуществами обладает не сильная, а слабая сторона (например, должник перед кредитором)[34]. Согласно опросам общественного мнения изначально прибегнуть к судебному разбирательству предполагали только 8%, 43% посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% ограничился выбором частных переговоров между сторонами.
Литература
Анисимцев Н.В. Правовая система Японии. Краткий обзор//Юридический мир.2003. №6. С. 38-39
Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления// Государство и право. 2003, №6
Богуславский М.М. Проблемы международного частного права в законодательстве и договорно-правовой практике КНР // Советское государство и право. – 1987, №3
Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998
Воробьев В.М. Японский кодекс «Тайхо Epo pe» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990
Гражданское законодательство КНР М., 1997
Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал российского права. 2002, № 2
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998
Еремин В.Н. К вопросу о типологических характеристиках современного
Японского права // Советское государство и право. – 1977, №3
Ерёмин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М., 1992
Еремин В.Н. Классификация права японскими юристами // Правоведение. 1977, № 1
Железняк О.Н. Судебная система Японии//Право и политика. 2004, №4
Имамов Э. З. К характеристике правосознания и права КНР // Советское государство и право. – 1988, № 4
Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981
Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.,1984
Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989
Корчагин А.Г., Иванов А.М. Организованная преступность в сфере экономики Японии. Правовые меры борьбы // Журнал российского права. 2000, № 4
Кузнецов В.С. Синьхайская революция в Китае // Вопросы истории. 2004 , №10
Куманин Е.В. Китайское право в условиях реформ // Советское государство и право. – 1988, № 9
Куманин Е,В, Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М., 1990
Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986
Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008
Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения .- М., 2002
Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: прошлое и настоящее // Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981
Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1975
Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997
Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. – М., 1984
Пиляева В.В. Гражданское и торговое право Японии. М., 2001
Радуль – Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., 1947
Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М., 2000
Сакаэ Вагацума, Тюру Ариидзуми Гражданское право Японии. Кн. 1 М., 1983
Салтыкова И.В. Семейные суды в Японии // Советская юстиция. 1972, №=17
Современное право Китайской Народной Республики. М., 1985
Тилле А.А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М., 1978
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996
Торговый кодекс Японии. М., 1993
Трощинский П.В. Юридическая ответственность по законодательству КНР // Журнал российского права. 2000., № 4
Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000
Источник
Правовые системы стран Дальнего Востока
К религиозной правовой семье тесно примыкают правые системы стран Дальнего Востока, которые образуют дальневосточное право (Китай, Корея, Индонезия, Малайзия).
Дальневосточное право основывается на таких философских учениях, как даосизм, конфуцианство и легизм. Все они по-своему видят право.
• Даосизм проповедует принцип недеяния, т. е. человек должен следовать великим путем, не побуждаемый волевым усилием.
• Конфуцианство отрицает принцип недеяния и диаметрально противоположно даосизму. Конфуцианцы гораздо активнее. Согласно их учению, мир человека резко отличается от мира природы, где господствует вечная иерархия, по образу которой должен строиться мир человека. Поэтому необходимо разрабатывать правила — обычаи (ли), имитирующие природные законы. Конфуцианство составляло основу государственной идеологии вплоть до революции 1911 г.
• Легисты полагали, что общественная жизнь должна регулироваться позитивным правом. Если конфуцианцы утверждают, что люди делятся в порядке иерархической соподчиненности и должны подчиняться ритуалам, то легисты, — что правила должны применяться ко всем.
На основе этих философских учений развивалось дальневосточное право, которое характеризуется:
1. Влиянием на право философских учений. Важный источник права — доктрина и обычай.
2. Регулирование общественных отношений с позиции гармонии и превосходства морали, обычаев над правом. Дальневосточная концепция права имеет воспитательный характер. Право рассматривается как наказание.
3. Отрицание субъективных прав, так как это ведет к столкновению интересов. Право имеет воспитательный характер, оно убеждает выполнять свои обязанности. Судья должен быть мудрецом.
4. Правовая система Китая складывается лишь в конце XIX в. с подписанием договоров с Англией, Францией, Россией, Японией. С 20-х гг. происходит кодификация всего частного права на основе германского и швейцарского права.
Современная правовая система КНР развивается в русле общей! концепции построения в стране социализма с «китайской спецификой». Ее создание с учетом уровня развития китайского общества и использования традиционного нормативного регулирования, соответствующего правосознанию народа, выражает сущность курса китайского государства на придание правовой системе страны национальной формы.
5. Система права четко выделяет небольшое количество отраслей (уголовное, административное). Частное право основано на внесудебном рассмотрении.
Лекция 7.
ТРАДИЦИОННАЯ (ОБЫЧНАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
1. Понятие, особенности и история формирования традиционной правовой семьи.
2. Современные тенденции развития правовых систем африканских стран.
Понятие, особенности и история формирования традиционной правовой семьи
Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. Традиционное право представляет собой преимущественно совокупность неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение.
В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:
Первый этап — этап развития традиционного африканского права. Второй этап — этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей. Третий этап — этап независимого развития, т. е. этап формирования современных правовых систем африканских стран.
В традиционной правовой семье правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи и при разрешении конфликтов следует руководствоваться идеей примирения. Африканское право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Оно строится на общих принципах, процедурах, правилах, характерных для разных народов.
В африканском праве слабо выражено отраслевое деление (нет четкого деления на уголовное и гражданское право). Большое внимание уделяется вопросам собственности и семейным отношениям (брак священен, развод практически невозможен, право на полигамию).
Среди институтов традиционного права особое место занимают семья, земельная собственность, наследование. Брак по обычному праву — это не столько союз двух индивидов, сколько соглашение двух семейных групп. Они играют заметную роль на каждом этапе брака: подбирают жениха и невесту; обговаривают и выплачивают приданое; улаживают разногласия между мужем и женой; развод также невозможен без их активного участия.
Для современного традиционного права характерен дуализм: действует общее (традиционное) право и некоторые судебные прецеденты Англии и США (связано с колонизацией стран Африки). Прецеденты охватывают административное, торговое, уголовное право.
Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 2158 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник