- Праворульные машины: где разрешены
- Страны с левосторонним движением — трудно ли водить машину?
- Количество стран с левосторонним движением
- Влияет ли это на ДТП?
- По какой стороне дороги ездили раньше?
- Почему большинство стран с правосторонним движением?
- Тяжело ли перестроиться на движение по левой стороне?
- Правостороннее и левостороннее движение: почему так получилось
- Историческая справка
- Интересные факты
- А руль какой?
Праворульные машины: где разрешены
В мире стран, где левостороннее движение, не так уж и много. Сразу вспоминается Япония, Великобритания, Кипр и Мальта. Но всего, оказывается насчитывается 76 государств, где водитель сидит справа в автомобиле.
Так или иначе, а машины из этих регионов попадают на вторичный рынок соседей. Кроме того, водители на своих автомобилях выезжают и на дороги, где организовано правостороннее движение. Вот и встает вопрос, а как с разрешением на эксплуатацию таких машин в этих государствах. Ну хотя бы среди членов бывшего Советского Союза.
Ситуация с правым рулем в разных странах. Явного ограничения в России на праворульные автомобили нет. Еще 15 лет назад ежегодно таких транспортных средств ввозилось до 400 тыс. ежегодно.
Сегодня порядок ввоза автомобилей с правым рулем во многом регламентируется новым ГОСТ Технического регламента Таможенного Союза. К примеру, с 1 июля 2020 года ограничен ввоз техники следующего перечня:
· Автобусы категорий М2 и М3;
· Минивэны и микроавтобусы с числом мест для пассажиров более 8;
· Грузовики с манипуляторами;
Такие же правила действуют и на территории остальных участников ЕАЭС. Что касается легковых автомобилей, то пока прямого запрета на ввоз и эксплуатацию таких машин нет. При этом требуется обязательная сертификация на допустимость к эксплуатации и безопасность таких машин. Это делает такую покупку не всегда экономически оправданной и долгой по времени, с учетом всего 4-х сертифицированных центров.
В других странах ситуация с «правым рулем» такова:
1. Беларусь. С учетом требований ПДД разрешено эксплуатировать автомобили в случае их регистрации до 10.08.2002 г. Еще одним исключением является временное пребывание в стране водителя на машине, зарегистрированной в другом государстве.
2. Украина . Ограничение использования машин с правым рулем – дата их регистрации не позднее 16.07.1993 г. Машины такой категории сегодня очень редки на местных дорогах. Исключение сделано на ввоз машин из Великобритании. При этом требуется не дешевая переделка транспортного средства под привычный вид.
3. Казахстан. Запрет на ввоз машин с правым расположением руля был принят еще в 2006 году. На тот момент в стране на дорогах находились около 117 тысяч автомобилей такой категории.
4. Армения. В 2019 году был разрешен импорт праворульных машин при условии их последующей переделки под традиционный тип.
5. Грузия. Только с 1 апреля 2020 года был введен запрет на новые регистрации праворульных автомобилей.
В качестве заключения. Правило, закрепленное в ПДД Беларуси, когда не запрещено въехать на праворульном автомобиле из другой страны, распространено во многих регионах мира. Единственное отличие заключается в порядке установления такой нормы. Если предстоит поездка в определенное место , не лишним будет поинтересоваться особенностями регулирования этой ситуации в конкретной стране.
Источник
Страны с левосторонним движением — трудно ли водить машину?
Большинство людей интересуются данным вопросом, когда едут в отпуск в страну с левосторонним движением и планируют брать машину на прокат. Трудно ли водить машину по другой стороне дороги? Итак, рассмотрим страны с левосторонним движением, и на что стоит обратить внимание.
Количество стран с левосторонним движением
Существует множество теорий о левостороннем и правостороннем движении, что откуда пошло и кто был первый. Наверное сейчас это неважно. Традиционно на ум первыми приходят страны где руль справа — это Япония, Великобритания, Австралия и еще парочку. На самом деле их гораздо больше.
Карта мира с левосторонним и правосторонним движением
В настоящее время 53 страны (с их зависимыми территориями) ездят по левой стороне, а 140 — по правой. Итого это 34% населения Земли, в первую очередь это за счет таких густонаселенных стран, как Индия, Пакистан и Индонезия. Список стран следующий:
Австралия
Антигуа и Барбуда
Багамские острова
Бангладеш
Барбадос
Ботсвана
Бруней
Великобритания
Восточный Тимор
Гайана
Гренада
Доминика
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Ирландия
Кения
Кипр
Кирибати
Лесото
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Маврикий
Мозамбик
Намибия
Науру
Непал
Новая Зеландия
Пакистан
Папуа — Новая Гвинея
Самоа
Сейшельские острова
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
Сингапур
Соломоновы острова
Суринам
Тайланд
Танзания
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Уганда
Фиджи
Шри-Ланка
Эсватини
ЮАР
Ямайка
Япония
Влияет ли это на ДТП?
По статистике левостороннее или правостороннее движение не имеет ничего общего с количеством ДТП. Главное, чтобы водитель был адекватный, и транспортное средство в порядке. Ну и разумеется, для вашей же безопасности руль машины должен быть с соответствующей стороны.
Кстати, некоторые страны за свою историю меняли направление движения. Сюда входит, например, Швеция, Корея, Самоа и некоторые страны в Африке. Только в этом случае могли бы возрасти ДТП пока все водители привыкают к новому движению 😃
Дорога с левосторонним движением, Австралия
По какой стороне дороги ездили раньше?
Если взглянуть на карту мира, то можно заметить, что всего около 30% — это страны с левосторонним движением, и тому есть объяснение. Существует мнение, что в древности движение по дорогам осуществлялось по левой стороне. На римских дорогах, ведущих от каменоломни, были найдены следы от колеи слева, гораздо более разбитой, нежели справа. Следовательно груженые телеги уезжали по левой части дороги.
Были найдены и другие доказательства того, что в древности было распространено левостороннее движение, что и логично. Большинство людей на планете правши, а значит правая рука должна быть свободна — как для приветствия встречных людей, так и для нападения с мечом. Тому есть и ещё одно объяснение — дорога у края была не так разбита и грязна, соответственно правой рукой можно держать поводья лошади и вести её, а самому идти по более чистой части дороги. К тому же на лошадь удобнее садиться слева.
Почему большинство стран с правосторонним движением?
На этот счет также существует несколько теорий. Одна из них заключается в том, что когда люди перестали скакать на лошадях с оружием, а просто стали управлять повозками, то опять-таки выяснилось, что ездить по правой стороне дороги проще. Большинство людей правши, а значит, что правая руки сильнее и ей проще потянуть лошадь вправо.
Другая любопытная теория гласит, что так велел Наполеон и обязал всю Европу. Он был левшой и он чувствовал себя комфортнее на правой стороне дороги — именно поэтому тут появилось правостороннее движение. Тогда что случилось с Америкой, и почему они ездят по правой стороне дороги? Тут скорее охотнее верится в повозки, и что разъезжаться на дорогах удобнее, если лошадь потянуть вправо.
Великобритания исторически (аж в 1756г) издала указ о левостороннем движении сначала по Лондонскому мосту, а 20 лет спустя и по всей стране. Таким образом, именно Англия считается инициатором левостороннего движения, которое она потом внедрила в своих колониях и странах, находившихся под ее влиянием (Австралия, Индия, Пакистан).
Тяжело ли перестроиться на движение по левой стороне?
На самом деле это не занимает много времени, а происходит как-то автоматически. Если машина автомат, то это еще проще, а если механика, то нужно просто привыкнуть переключать передачи левой рукой. Расположение у них такое же, и переключение ничем не отличается. То же самое касается и педалей.
Пожалуй самый непривычный момент — это круговые перекрестки, так как нужно помнить куда смотреть и кого пропускать вперед. В остальном правила ничем не отличаются и привыкнуть к такому вождению можно за пару поездок.
Источник
Правостороннее и левостороннее движение: почему так получилось
Автомобилистов часто любят делить на категории и типы, но самое простое — это разделение на тех, кто ездит по левой стороне и тех, кто перемещается по правой. Неумолимая статистика на стороне правшей: 66% людей нашей планеты водит машину по правой стороне и всего 34 % — по левой. Но если мы переведем эти цифры в дорожное полотно, то всего лишь 28% дорог — левосторонние и 72% — правосторонние. Такие данные связаны с тем, что плотнонаселенные Индия и Пакистан были английскими колониями и, соответственно, там левостороннее движение. Но обо всём по порядку.
Историческая справка
Если смотреть глубже, то у каждой страны есть своя история и свои предпосылки правостороннего или левостороннего движения — всё индивидуально. Но если мы обратимся к древнейшей Римской цивилизации, установившей порядок во многих областях нашей жизни, то узнаем, что римляне использовали левостороннее движение. Дороги от римских каменных шахт имели более глубокие разбитые левые колеи, и на найденных монетах всадники разъезжаются по левосторонним правилам. Такая схема движения была удобнее при верховой езде, потому что правая более сильная рука всегда готова нанести удар встречному всаднику или дать защитный отпор.
По аналогичной версии и англичане всегда передвигались по левой стороне, так как два человека с мечами могли спокойно разойтись на узкой дороге, не задев друг друга. Дело в том, что мечи носили слева и, таким образом, это помогало избежать ненужных конфликтов. А так как британцы известны своей консервативностью и приверженностью традициям, считается, что потом они просто закрепили уже существовавший порядок левостороннего движения биллем от 1756 года – следуя ему, по Лондонскому мосту нужно передвигаться по левой стороне. Затем британцы перенесли это правило на повозки с лошадьми, поезда и автомобили.
Что касается Японии, где тоже левостороннее движение, то есть разные версии, объясняющие такие традиции. По одной из них самураи могли начать битву случайно коснувшись друг друга мечами, которые они носили с левой стороны, и для того чтобы избежать таких столкновений они предпочитали обходить других с правого бока. И в дополнение, в 17 веке появился указ, по которому все, кто направлялся в Токио, должны были перемещаться по левой части дороги. Окончательную точку в этом вопросе поставили англичане, которые в XIX веке добрались до Японии и стали активно поставлять сюда свои товары и традиции, но самое главное, они строили здесь первые железные дороги и, конечно, первые паровозы двигались исключительно по левой стороне, как и в самой Англии. Позднее японцы просто установили это правило для всех видов своего транспорта. Отметим, что Япония не единственная страна, где британцы повлияли на транспортные традиции. Ирландия, Австралия, Кипр, Новая Зеландия, Индия – бывшие колонии Британии и во всех этих странах и сегодня левостороннее движение.
Но в большинстве стран мира, когда необходимость ездить с оружием отпала, люди стали всё чаще пользоваться правосторонним движением, потому что на тот момент именно оно стало удобнее. Так как большинство людей — правши, мир негласно принадлежит им, поэтому и правила устанавливались «праворукие». Ведь направлять повозку, экипаж к обочине, чтобы разъехаться, было удобнее сильной правой рукой. А затем многие страны просто подкрепляли уже существовавшие негласное правило официально. Так, в России движение по правой стороне закрепил указ императрицы Елизаветы в 1752 году.
Интересные факты
Отметим, что некоторые страны помимо удобства для правшей имели свои дополнительные внутреннеполитические причины выбора нужной стороны дороги. Так, во Франции, во время революции в 1789 году, был выпущен декрет, по которому правая сторона считалась народной, а левая – буржуазно-прогнившей. Наполеон был левшой и всегда садился на лошадь с правой стороны, поэтому требовал жесткого исполнения декрета в стране и во всех завоеванных территориях.
Но еще интереснее история была в Швеции, где до 1967 года передвигались по левой части дороги, в то время как в остальной Европе все уже давно предпочитали правую. Швеция всё острее чувствовала, что ей нужно меняться в сторону большинства, к тому же машины в стране были леворульными, и вопрос о движении даже выносили на референдум, но жители страны проголосовали против, потому что шведам было комфортно и так. Но спустя пару лет парламент вынес решение изменить движение на правостороннее. Началась подготовка ко дню «Н» (в переводе – правостороннее движение) – нужно было изменить дорожные знаки, переставить светофоры, а главное, подготовить автолюбителей. Была развернута масштабная кампания по продвижению нового движения с логотипом «Н», о котором писали в газетах, говорили по ТВ, выпускали одежду и даже сочинили песню – «Держись правее, Свенссон».
И, наконец, 5 сентября ровно в 4:50 утра всей стране нужно было одномоментно переместиться на другую сторону. И стоит отметить, что первое время водители так боялись и опасались изменений и новой схемы движения, что первый месяц количество аварий в Швеции было невероятно низким – настолько острожными и внимательными были автолюбители.
А руль какой?
Что касается автомобилей, то решение вопроса расположения управляющего элемента было делом времени, так как первый руль был больше похож на рычаг как у корабля и двигался исключительно в горизонтальной плоскости, и водители чаще садились слева, чтобы проще переносить силу с правой руки на руль (так удобнее правшам). Когда появились первые круглые рули, то первое время были споры, с какой стороны его устанавливать. Первоначально крепили справа, чтобы находиться ближе к краю дороги и для того, чтобы было проще выходить из автомобиля. Затем при появлении необходимости обгонять пришли к выводу, что при правостороннем движении удобнее в таких случаях сидеть слева и контролировать встречный поток. И логичным завершением вопроса стал выпуск первого серийного авто с левым рулем – им стал легендарный Ford T 1908 года.
В современном мире левосторонняя схема движения в ЮАР, Японии, Тайланде, Великобритании, Сингапуре, Индии, Ямайке, Австралии и в Восточной Африке — и для всех этих стран логичнее иметь праворульные автомобили. И отправившись туда стоит заранее учитывать этот факт, так как, если вы окажетесь в Австралии или Чили на автомобиле с «неправильным» для этих стран рулем, то рискуете быть оштрафованы или должны будете вынуждены переоборудовать свою машину. Что касается нашей страны, где правостороннее движение, то здесь вопрос о запрете праворульных автомобилей много раз поднимался, но на данный момент единого решения нет. Если вы побываете на Дальнем Востоке, то убедитесь, что большинство автомобилей там с правым рулем —близость Японии и доступность таких авто становится определяющим фактором. Да и в других регионах России таких машин очень много, и для того, чтобы полностью перейти на леворульные автомобили, нам придется развернуть кампанию, сравнимую со шведской по переходу на новое движение.
Источник