- 1.Предмет, методы и функции науки конституционного права зарубежных стран.
- 2. Конституционное право как отрасль права зарубежных стран: понятие, предмет, метод.
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»
- Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран
1.Предмет, методы и функции науки конституционного права зарубежных стран.
КПЗС как наука– совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Предмет – общественные отношения, возникающие во всех сферах развития общества: политические, социальные, культурные, экономические. Это фактически отношения по поводу: 1Устройства государства и организации государственной власти (властеотношения). Включают в себя: народовластие, 2 государственный суверенитет, разделение властей, форму государственного устройства, способы реализации государственной власти, избирательное право, и избирательную систему. 3 Гражданские свободы (отношение между государством и гражданином). Включают в себя: принципы правового статуса личности 4 гарантии прав и свобод, основные гражданские права и свободы, гражданство. Функции: —учебно-познавательная,-возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая функция),-рекомендательная (возможность перенимания опыта). Методы: 1.Общенаучные: 1. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном развитии, 2. Частнонаучные: 1. метод сравнительно-правового анализа (Метод сравнительного анализа состоит в том, чтобы обнаружить и исследовать общие и особенные элементы государственного строя, сходства и различия между политико-правовыми институтами, учреждениями и процедурами, их преимущества и издержки, условия, в которых они проявляют себя.), 2. конкретно-исторические методы, 3. социологический, 4. системного анализа.
2. Конституционное право как отрасль права зарубежных стран: понятие, предмет, метод.
КПЗС как отрасль– система правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и управления. Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения);б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством).Конституционное право не регулирует отношений человека и общества, общества и государства. Методы конституционного права — совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения. Методы: управомочивающий (закрепляет компетенцию гос. органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.); обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием); дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению); запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).Также можно выделить методы: 1) сравнительный анализ, который занимает центральное место и состоит в том, чтобы обнаружить и исследовать общие и особенные элементы конституционного строя, сходства и различия между политико-правовыми институтами, их преимущества и издержки, условия, в которых они проявляют себя; 2) историко-сравнительный метод, направленный на учет общих и исторических факторов, под воздействием которых формируется политический и конституционный строй. Этот метод позволяет рассматривать конституционный строй как стадию исторического процесса, видеть в нем исходное состояние для дальнейшего политического развития; 3) метод конкретного правового анализа используется для изучения разного рода частностей. Конкретный анализ дополняет и исправляет выстроенные типологии и открытые закономерности многочисленными и важными деталями, исключениями.
Источник
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»
Курс «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» имеет три главные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую. Общеобразовательное значение данного предмета связано с необходимостью повышения общей культуры студентов — будущих юристов. Правоведческая цель курса состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, социальной и политической систем общества, об основах его духовной жизни, о разных формах правления, территориально-политического устройства государства, системах государственных органов и органов местного самоуправления. Практическая роль курса связана с изучением конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования, их позитивных и негативных сторон, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные черты могут обернуться негативными последствиями, и наоборот. Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулирования в России и других странах с учетом их конкретных условий.
Целью учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» является формирование у студентов целостного научно-обоснованного представления о различных моделях конституционно-правовых институтов, сложившихся в зарубежных странах.
2. Основными задачами данного учебного курса являются:
Формирование у студентов содержательного представления о конституционном (государственном) праве как отрасли права в зарубежных странах, о системе источников конституционного права в зарубежных странах, о конституционных институтах формы государства, сложившихся в зарубежных странах, о конституционных моделях законодательной, исполнительной и судебной власти в зарубежных странах.
Выработка навыков самостоятельного анализа особенностей конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления в зарубежных странах.
Развитие способностей к научно — исследовательской деятельности.
Формирование у студентов профессиональных компетенций в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Изучение дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» предусматривает включение следующих вопросов:
Изучение конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.
Изучение источников конституционного права в зарубежных странах.
Изучение современных моделей конституции и основных этапов конституционного развития.
Изучение конституционных институтов непосредственной демократии в зарубежных странах.
Изучение конституционных институтов формы государства, сложившихся в зарубежных странах.
Изучение конституционных моделей законодательной, исполнительной и судебной власти в зарубежных странах.
Изучение моделей конституционного правосудия в зарубежных странах.
Изучение конституционных моделей местного управления и самоуправления в зарубежных странах.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран
Термин «конституционное право» имеет троякое значение: отрасль действующего в той или иной стране права, то есть система юридических норм, правил, содержащихся в законах и иных нормативных актах и регулирующих определенную сферу общественных отношений; наука – совокупность знаний о действующем конституционном праве, материально представленная книгами, брошюрами, статьями; учебный курс, основы знаний о действующем конституционном праве и состоянии науки, предмет преподавания в высших учебных заведениях.
Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права. Речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права более чем 200 существующих в мире государств, так как в каждом из них существует свое конституционное право.
Конституционное право как отрасль праваконкретного государства – это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.
В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения – в трудовом праве, преступления и наказания – в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.
В обобщенном понимании, предмет конституционного права зарубежных стран – общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством. Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.
В разных странах существуют неодинаковые доктринальные подходы ученых по вопросу о предмете конституционного права, даже в одной и той же стране нередко существуют разные школы и направления.
Большинство ученых Великобритании видят суть последнего в регулировании управления государством, отношений граждан и основных органов государства, их главных функций. Административное право при этом понимается как аспект конституционного права.
В США считается, что конституционное право в самом общем виде (оставляя детали административному праву) регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. В обобщенном виде сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе «фундаментальной свободы», что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти.
То есть по отношению к Великобритании и США можно говорить об определенном единстве в подходах, хотя существуют и отличия, обусловленные, прежде всего, тем, что в Великобритании нет института конституционного контроля. Англо-американский подход воспринят японскими учеными, а также в науке англоязычных стран, бывших британских колоний.
Иные взгляды по вопросу о сути конституционного права существуют во Франции. Французская доктрина на одно из первых мест в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим. Французские авторы нередко заявляют, что важнейшей тенденцией общественного развития является процесс институционализации, то есть создание группировками людей различных общественных институтов, которые приобретают юридическое оформление: государства, политических партий, профсоюзов и т.п. Французская доктрина, с определенными изменениями, воспринята юристами бывших французских колоний.
В Италии одни авторы считают, что предметом конституционного права являются власть и права человека. Они также видят специфику данной отрасли права в регулировании политического поведения. Другие склоняются к более широкой трактовке, относя к предмету конституционного права политические партии, государство, свободу личности и «социальные образования».
Аналогичные взгляды распространены в Испании, хотя и в несколько ином плане. Конституционное право здесь считают нормативным элементом конституционной системы, который фиксирует, устанавливает, регулирует основные институты, относящиеся к общественной жизни. В целом здесь придерживаются широкой трактовки в отношении предмета конституционного права.
Такой же расширительный подход воспринят подавляющим большинством исследователей конституционного права России и Украины.
Немецкая наука в настоящее время оперирует двумя терминами: конституционное и государственное право, причем второе исторически предшествует первому. Немецкие ученые считают, что в узком смысле содержание конституционного права и государственного права совпадает, но все же они отличаются друг от друга: с одной стороны, конституционное право шире государственного права, так как конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает основы устройства негосударственной жизни (собственность, семья, охрана природы и др.). С другой стороны, государственное право это не только право государства. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы государственного управления, административного, финансового, процессуального права.
Различия в терминах конституционное право и государственное право обусловлены различными подходами в политико-правовой теории 17-19 вв. и, отчасти, национальной традицией словоупотребления. Термин конституционное право чаще встречается в странах с англосаксонской и романской правовыми системами, где раньше сформировался конституционный строй (Франция, США). Впервые название «конституционное право и политические институты» появилось во французской литературе в середине ХХ века. Понятие «государственное право» отражает германскую правовую традицию. Она была воспринята в царской России, а затем в СССР и бывших социалистических странах.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран употребляется термин «конституционное право». В Великобритании и некоторых других странах учебный курс называется «конституционное и административное право».
В мусульманских странах в учебных пособиях, издаваемых по вопросам конституционного права, особое внимание уделяется изучению Корана, религиозных норм, комментированию конституции. В современных исследованиях говорится, что отрасль «властных норм» изучает вопросы халифата, публичные власти, организацию государственного управления, армии, вопросы налогообложения, то есть вопросы, которые в других государствах регулируются в основном конституционным, административным, финансовым правом.
Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования регулирования – совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.
Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания — предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).
Конституционному праву известен также метод запрещения – предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения – предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».
Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.
Источник