- Предмет курса истории государства и права зарубежных стран.
- Правильные ответы под буквой а
- Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона
- Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта
- Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристика государственно-правовых систем древневосточных монархий
- 1. Предмет и задачи курса
Предмет курса истории государства и права зарубежных стран.
Учебный процесс юридического вуза включает систему научных дисциплин, которые в своей совокупности определяют содержание профессиональной подготовки специалистов-юристов. Они, можно сказать, кирпичи, из которых строится здание их подготовки. Каждый из них занимает особое место, несет свою нагрузку. Как в любом строении есть фундамент, без которого оно не может быть устойчивым, прочным, так и в строении, составляющем юридическую профессию, есть свой фундамент.
История государства и права зарубежных стран относится к числу гуманитарных наук, которые принято называть историко-правовыми. В отличие от общей истории она не исследует общество в целом, а изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений. Изучение курса истории государства и права способствует освоению богатейшего арсенала всей юридической науки, понятийного аппарата, юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права.
Курс является базой для познания действующего государственного механизма, национального права.
Без этого не только невозможно познать закономерные процессы эволюции системы государственных органов, но и современные государственно-правовые реалии, ибо инструменты государственности, сложившиеся в прошлом, действуют с теми или иными изменениями и в настоящее время.
Курс ИГПЗС имеет свои непосредственные конкретные задачи. К ним относится изучение:
1) факторов и условий, общих закономерностей, определяющих появление государства и правовой системы, а затем их изменение и развитие;
2) организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);
3) развития правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных нормативно-правовых актов на том или ином историческом этапе.
Любая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые определяются содержанием данной дисциплины и ее назначением.
Объект истории государства и права зарубежных стран — это государство и право. На разных этапах развития государство и право имели свои особенности, изучение которых помогает лучше понять специфику современной ситуации в данной сфере человеческого жизнебытия.
Предмет науки и учебной дисциплины указывает на то, какую область она изучает. Предметом истории государства и права зарубежных стран являются закономерности возникновении и развития государственно-правовых институтов и мире.
Кроме того, ИГПЗС исследует этапы развития государственно-правовых отношений в тех странах, которые оказали наиброльшее влияние на ход мировой истории.
Весь курс делится начетыре основных периода: (схема, с.3 Шинкаренко К.И.)
историю государства и права Древнего мира,
историю государства и права Средних веков,
историю государства и права Нового времени,
историю государства и права Новейшего времени.
Датой окончания истории Древнего мира и началом периода Средних веков считается падение Западной Римской империи. Переход к Новому времени отнесен к Английской буржуазной революции. Новейшее время начинается в начале XX века и продолжается в наши дни.
Особенностью курса является очень большой объем фактического материала. Студентам предстоит проанализировать источники права, принадлежащие к различным правовым системам и созданные в разные периоды времени, изучить массу важнейших исторических событий, происходивших в разных государствах и оказавших влияние на их развитие.
История государства и права зарубежных стран входит в блок историко-теоретических дисциплин наряду с историей государства и права России, теорией государства и права, историей политических и правовых учений. Дисциплины данного блока составляют базу, фундамент для последующего изучения отраслевых и других дисциплин. (схема с.11 Пашенцев Д.А.). История государства и права отличается от отраслевых юридических дисциплин, так как изучает не действующее право, а нормы в их исторической ретроспективе, право в динамике.
Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 865 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Правильные ответы под буквой а
Примерные тестовые задания
Раздел 1. Государство и право древнего мира
Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристикагосударственно-правовых систем древневосточных монархий
1. История государства и права зарубежных стран является дисциплиной:
а) историко-правовой; б) правовой; в) исторической.
2. Предметом курса является изучение зарубежных стран с точки зрения:
а) возникновения, развития и функционирования государства и права на основе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определенной конкретно-исторической обстановке;
б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке;
в) исторического процесса в абстрактной форме.
3. В сравнительном правоведении (компаративистике) различают системы права:
а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индусскую), скандинавскую;
б) континентальную, мусульманскую, дальневосточную;
в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные.
4. Укажите этапы формирования политико-правового сообщества (этапы формирования государства):
а) оформление социально-биологической иерархии в роде, оформление социально-культурной иерархии в роде, формирование экономико-социальной иерархии, становление надобщинных властных структур в рамках племени, протогосударство, раннее государство;
б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство;
в) род, племя, народность, нация, государство.
Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона
1. Судопроизводство отличалось:
а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел;
б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел;
в) инквизиционным процессом.
2. Принцип талиона – это:
а) принцип соответствия тяжести преступления и причинения виновному такого же вреда в уголовном праве;
б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе;
в) соответствие наказания социальному уровню преступника.
3. На какой срок заключались договора самозаклада по Законам Хаммурапи:
а) на 3 года; б) на 5 лет; в) на 7 лет.
4. Как назывался специальный поверенный, выступавший как третье лицо при заключении договоров:
а) тамкар; б) шамаллум; в) баирум.
5. Что применяли судьи при недостаточности доказательств:
а) ордалии; б) принцип талиона; в) помощь совета старейшин.
Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта
1. Государственно-общественный строй в Древнем Египте в период Нового царства:
а) древневосточная монархия в форме деспотии;
б) правление военной аристократии;
в) жреческая олигархия.
2. Как назывался верховный сановник, ближайший помощник фараона, соединивший в себе всю полноту законодательной, административной, судебной и военной власти:
а) везир (джати); б) неджес; в) номарх.
3. Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат:
а) уголовные; б) финансовые и налоговые; в) любые.
4. Высший орган судебной системы Древнего Египта:
а) Высший суд – коллегия тридцати; в) Совет десяти.
5. Самые тяжкие преступления в Древнем Египте:
а) против фараона и жрецов; в)против собственности.
б) против религии;
6. Основная цель наказания в Древнем Египте:
а) устрашение; б) изоляция преступника; в) возмездие.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристика государственно-правовых систем древневосточных монархий
1. История государства и права зарубежных стран является дисциплиной:
2. Предметом курса является изучение зарубежных стран с точки зрения:
а) возникновения, развития и функционирования государства и права
на основе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определенной конкретно-исторической обстановке
б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке
в) исторического процесса в абстрактной форме
3. В сравнительном правоведении (компаративистике) различают системы права:
а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индусскую), скандинавскую
б) континентальную, мусульманскую, дальневосточную
в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные
4.Укажите этапы формирования политико-правового сообщества (этапы формирования государства):
а) оформление социально-биологической иерархии в роде оформление
социально-культурной иерархии в роде формирование экономико-социальной иерархии становление надобщинных властных структур в рамках племени протогосударство раннее государство
б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство
в) род, племя, народность, нация, государство
Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона
1. Судопроизводство отличалось:
а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел
б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел
в) инквизиционный процесс
2. Принцип талиона — это:
а) принцип соответствия тяжести преступления и причинения виновному такого же вреда в уголовном праве
б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе
в) соответствие наказания социальному уровню преступника
3. На какой срок заключались договора самозаклада по Законах Хаммурапи:
4.Жак назывался специальный поверенный, выступавший как третье лицо при заключении договоров:
5. Что применяли судьи при недостаточности доказательств:
б) принцип талиона
в) помощь совета старейшин
Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта
1. Государственно-общественный строй в Древнем Египте в период Нового царства:
а) древневосточная монархия в форме деспотии
б) правление военной аристократии
в) жреческая олигархия
2. Как назывался верховный сановник, ближайший помощник фараона, соединивший в себе всю полноту законодательной, административной, судебной и военной власти:
3. Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат:
б) финансовые и налоговые
4. Высший орган судебной системы Древнего Египта:
а) Высший суд — коллегия тридцати
5. Самые тяжкие преступления в Древнем Египте:
а) против фараона и жрецов
б) против религии
в) против собственности
6. Основная цель наказания в Древнем Египте:
б) изоляция преступника
Тема 4. Государственно-правовая система Древней Индии
1. Для какой варны не существовало смертной казни:
а) для брахманов
2. Назовите характерную особенность рабства в Древней Индии:
а) без противопоставления свободных и рабов
б) традиционно жестокие условия рабства
в) законодательство закрепляло полный произвол рабовладельцев
3. По законам Ману договор купли-продажи имел специфическую особенность:
а) его можно было расторгнуть в течении 10 дней без уважительных причин
б) было обязательно присутствие свидетелей
в) его могли заключать даже рабы
4. Что представлял из себя институт брака в Древней Индии:
а) имущественную сделку в рамках традиций индуизма
б) договор о правах и обязанностях мужа и жены
в) свободное сожительство
5. Назовите основной вид доказательства вины по Законам Ману:
а) свидетельские показания
б) обвинение потерпевшего
6. Судебный процесс в Древней Индии был:
а) состязательным и публичным
Тема 5. Государственно-правовая система Древнего Китая
1. На сколько периодов делится история Древнего Китая?:
а) 4 периода (Шан.Чжоу, Цинь, Хань)
б) 2 периода (Шан, Цинь)
в) 3 периода (Чжоу, Цинь, Хань)
2. Кто в Древнем Китае являлся высшим судьей, первосвященником,верховным военным вождем:
3.Основная идея школы легистов:
а) преобладающее значение норм права над нормами морали
б) преобладающее значение норм морали над нормами права
в) равное соотношение норм права и норм морали
4. Идеологическая основа судебно-правовой системы с 3 века до н.э.:
а) слияние конфуцианства с легизмом
5. Главное требование при заключении торговых сделок в Древнем Китае:
а) письменная форма и уплата пошлины
б) устная форма и присутствие свидетелей
в) устная форма и уплата пошлины
5. Какая отрасль права была базовой для всей правовой системы:
а) уголовное право
б) обычное право
в) обязательственное право
6. Какой принцип действовал в уголовном праве Древнего Китая?:
а) принцип презумпции виновности
б) принцип презумпции невиновности
в) принцип объективного вменения, то есть ответственности без вины
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы
Источник
1. Предмет и задачи курса
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) — одна из самых вместительных юридических дисциплин. Она является общепрофессиональной в системе высшего юридического образования. Этот предмет относится к федеральному компоненту, т.е. подлежит обязательному изучению на всей территории РФ. ИГПЗС изучает процессы возникновения, формирования и эволюции государства на протяжении всей истории человечества, а также право. Процесс развития права прослеживается от правового обычая до закона древнего и современного.
История государства и права зарубежных стран изучает общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке.
Первым объектом изучения ИГПЗС является государство — как организация учреждений власти, диктующая правовые правила, традиции, принципы, общественные установления. В этом контексте изучается форма реализации государственной власти в обществе.
В диапазон исследования входят государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), античные государства (Древняя Греция, Древний Рим), феодальные и буржуазные государства Западной Европы и Северной Америки. Египет, Вавилон, Индия, Китай – это очаги цивилизации. Государственная эволюция рассматривается как проявление двух цивилизационных тенденций — восточной и западной, христианства и ислама. В таком же плане изучается государственное развитие стран Юго-Восточной Европы, Центральной и Южной Америки, Азии и Африки.
Вторым объектом изучения ИГПЗС является право. Оно ассоциируется с социальным порядком, с социальной справедливостью и культурой общества.
Профессор В.Г. Графский считает право намного старше государства. Он пишет: «…правовой обычай гораздо древнее закона, устанавливаемого государственной властью, и, таким образом, право гораздо старше государства». Мы будем изучать предмет с точки зрения устоявшегося мнения – государство первичнее права.
История государства и права зарубежных стран имеет свои задачи:
Главной задачей ИГПЗС является изучение государства как организации учреждений власти. Решение этой задачи имеет цель определить основные тенденции развития государства в XX веке. Элементом этой работы является прогностика.
Не менее значимой задачей является изучение права как совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Государство при этом выступает как сила, устанавливающая и охраняющая эти нормы и правила. Древнейшая функция государства, заключающаяся в том, чтобы заставить общество подчиниться праву, есть ключевой объект исследования. Государство стоит над обществом, а право является индикатором, показывающим уровень этого государства, уровень политического, социально-экономического и культурного развития стран и народов.
Служить интересам возможно более широкой общей подготовки студента в вопросах государства и права, выработке у него основ юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права.
Создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.
Самой общей задачей курса можно считать также оказание помощи студентам в выработке навыка восприятия права как неотъемлемого элемента культуры социального общения и относительно мирного и справедливого разрешения конфликтов, возникающих на лично-имущественной почве, с причинением вреда здоровью, имуществу, общественной нравственности и т.д.
Другую важную задачу курса составляет ознакомление с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся реформаторов и законодателей. Часть материала из этого наследия станет предметом семинарских обсуждений и самостоятельного изучения студентами.
Таким образом, в ходе изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студентам необходимо знать:
— основные памятники права и историческую практику их применения;
— процессы возникновения и развития государственных институтов и правовую систему народов зарубежных стран;
— анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники и практику их применения;
— исторически осмысливать государственно-правовые явления;
— составлять научно обоснованные прогнозы о будущем состоянии государственно-правовых явлений;
— способность принимать правильное решение в ходе профессиональной деятельности.
Сегодня можно согласиться с мнением русского историка середины XIX в. Т.Н. Грановского о том, что «образованность (в том числе правовая образованность) сделалась необходимым условием могущества для государств и созидательно-нравственной жизни для отдельных лиц» (Грановский Т.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. — Т. 1. — СПб., 1905. — С. 398).
Источник