Предметом курса является изучение зарубежных стран с точки зрения

Предмет курса истории государства и права зарубежных стран.

Учебный процесс юридического вуза включает систему научных дисциплин, которые в своей совокупности определяют содержание профессиональной подготовки специалистов-юристов. Они, можно сказать, кирпичи, из которых строится здание их подготовки. Каж­дый из них занимает особое место, несет свою нагрузку. Как в лю­бом строении есть фундамент, без которого оно не может быть ус­тойчивым, прочным, так и в строении, составляющем юридическую профессию, есть свой фундамент.

История государства и права зарубежных стран относится к числу гуманитарных наук, которые принято называть историко-правовыми. В отличие от общей истории она не исследует общество в целом, а изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений. Изу­чение курса истории государства и права способствует освоению бо­гатейшего арсенала всей юридической науки, понятийного аппарата, юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права.

Курс является базой для познания действующего государственного ме­ханизма, национального права.

Без этого не только невозможно по­знать закономерные процессы эволюции системы государственных органов, но и современные государственно-правовые реалии, ибо инструменты государственности, сложившиеся в прошлом, действу­ют с теми или иными изменениями и в настоящее время.

Курс ИГПЗС имеет свои непосредственные конкретные задачи. К ним относится изучение:

1) факторов и условий, общих закономерностей, определяющих появление государства и правовой системы, а затем их изме­нение и развитие;

2) организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);

Читайте также:  Каким странам не нужна виза для сша

3) развития правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных нормативно-правовых актов на том или ином ис­торическом этапе.

Любая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые определяются содержанием данной дисциплины и ее назначением.

Объект истории государства и права зарубежных стран — это государство и право. На разных этапах развития государство и право имели свои особенности, изучение которых помогает лучше по­нять специфику современной ситуации в данной сфере челове­ческого жизнебытия.

Предмет науки и учебной дисциплины указывает на то, ка­кую область она изучает. Предметом истории государства и права зарубежных стран являются закономерности возникновении и развития государственно-правовых институтов и мире.

Кроме того, ИГПЗС исследует этапы развития государственно-правовых отношений в тех странах, которые оказали наиброльшее влияние на ход мировой истории.

Весь курс делится начетыре основных периода: (схема, с.3 Шинкаренко К.И.)

историю го­сударства и права Древнего мира,

историю государства и права Средних веков,

историю государства и права Нового времени,

историю государства и права Новейшего времени.

Датой окончания истории Древнего мира и началом периода Средних веков считается падение Западной Римской империи. Переход к Новому времени отнесен к Английской буржуазной революции. Новейшее время начинается в начале XX века и продолжается в наши дни.

Особенностью курса является очень большой объем фак­тического материала. Студентам предстоит проанализировать источники права, принадлежащие к различным правовым си­стемам и созданные в разные периоды времени, изучить мас­су важнейших исторических событий, происходивших в разных государствах и оказавших влияние на их развитие.

История государства и права зарубежных стран входит в блок историко-теоретических дисциплин наряду с историей го­сударства и права России, теорией государства и права, исто­рией политических и правовых учений. Дисциплины данного блока составляют базу, фундамент для последующего изучения отраслевых и других дисциплин. (схема с.11 Пашенцев Д.А.). История государства и права отличается от отраслевых юридических дисциплин, так как из­учает не действующее право, а нормы в их исторической ретро­спективе, право в динамике.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 865 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Правильные ответы под буквой а

Примерные тестовые задания

Раздел 1. Государство и право древнего мира

Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристикагосударственно-правовых систем древневосточных монархий

1. История государства и права зарубежных стран является дисциплиной:

а) историко-правовой; б) правовой; в) исторической.

2. Предметом курса является изучение зарубежных стран с точки зрения:

а) возникновения, развития и функционирования государства и права на основе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определенной конкретно-исторической обстановке;

б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке;

в) исторического процесса в абстрактной форме.

3. В сравнительном правоведении (компаративистике) различают системы права:

а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индусскую), скандинавскую;

б) континентальную, мусульманскую, дальневосточную;

в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные.

4. Укажите этапы формирования политико-правового сообщества (этапы формирования государства):

а) оформление социально-биологической иерархии в роде, оформление социально-культурной иерархии в роде, формирование экономико-социальной иерархии, становление надобщинных властных структур в рамках племени, протогосударство, раннее государство;

б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство;

в) род, племя, народность, нация, государство.

Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона

1. Судопроизводство отличалось:

а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел;

б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел;

в) инквизиционным процессом.

2. Принцип талиона – это:

а) принцип соответствия тяжести преступления и причинения виновному такого же вреда в уголовном праве;

б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе;

в) соответствие наказания социальному уровню преступника.

3. На какой срок заключались договора самозаклада по Законам Хаммурапи:

а) на 3 года; б) на 5 лет; в) на 7 лет.

4. Как назывался специальный поверенный, выступавший как третье лицо при заключении договоров:

а) тамкар; б) шамаллум; в) баирум.

5. Что применяли судьи при недостаточности доказательств:

а) ордалии; б) принцип талиона; в) помощь совета старейшин.

Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта

1. Государственно-общественный строй в Древнем Египте в период Нового царства:

а) древневосточная монархия в форме деспотии;

б) правление военной аристократии;

в) жреческая олигархия.

2. Как назывался верховный сановник, ближайший помощник фараона, соединивший в себе всю полноту законодательной, административной, судебной и военной власти:

а) везир (джати); б) неджес; в) номарх.

3. Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат:

а) уголовные; б) финансовые и налоговые; в) любые.

4. Высший орган судебной системы Древнего Египта:

а) Высший суд – коллегия тридцати; в) Совет десяти.

5. Самые тяжкие преступления в Древнем Египте:

а) против фараона и жрецов; в)против собственности.

б) против религии;

6. Основная цель наказания в Древнем Египте:

а) устрашение; б) изоляция преступника; в) возмездие.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристика государственно-правовых систем древневосточных монархий

1. История государства и права зарубежных стран является дисциплиной:

2. Предметом курса является изучение зарубежных стран с точки зрения:

а) возникновения, развития и функционирования государства и права
на основе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определенной конкретно-исторической обстановке

б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке

в) исторического процесса в абстрактной форме

3. В сравнительном правоведении (компаративистике) различают сис­темы права:

а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религи­озные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индус­скую), скандинавскую

б) континентальную, мусульманскую, дальневосточную

в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные

4.Укажите этапы формирования политико-правового сообщества (эта­пы формирования государства):

а) оформление социально-биологической иерархии в роде оформление
социально-культурной иерархии в роде формирование экономико-социаль­ной иерархии становление надобщинных властных структур в рамках племени протогосударство раннее государство

б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство

в) род, племя, народность, нация, государство

Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона

1. Судопроизводство отличалось:

а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел

б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел

в) инквизиционный процесс

2. Принцип талиона — это:

а) принцип соответствия тяжести преступления и причинения виновному такого же вреда в уголовном праве

б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе

в) соответствие наказания социальному уровню преступника

3. На какой срок заключались договора самозаклада по Законах Хаммурапи:

4.Жак назывался специальный поверенный, выступавший как третье лицо при заключении договоров:

5. Что применяли судьи при недостаточности доказательств:

б) принцип талиона

в) помощь совета старейшин

Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта

1. Государственно-общественный строй в Древнем Египте в период Нового царства:

а) древневосточная монархия в форме деспотии

б) правление военной аристократии

в) жреческая олигархия

2. Как назывался верховный сановник, ближайший помощник фарао­на, соединивший в себе всю полноту законодательной, административной, судебной и военной власти:

3. Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат:

б) финансовые и налоговые

4. Высший орган судебной системы Древнего Египта:

а) Высший суд — коллегия тридцати

5. Самые тяжкие преступления в Древнем Египте:

а) против фараона и жрецов

б) против религии

в) против собственности

6. Основная цель наказания в Древнем Египте:

б) изоляция преступника

Тема 4. Государственно-правовая система Древней Индии

1. Для какой варны не существовало смертной казни:

а) для брахманов

2. Назовите характерную особенность рабства в Древней Индии:

а) без противопоставления свободных и рабов

б) традиционно жестокие условия рабства

в) законодательство закрепляло полный произвол рабовладельцев

3. По законам Ману договор купли-продажи имел специфическую осо­бенность:

а) его можно было расторгнуть в течении 10 дней без уважительных причин

б) было обязательно присутствие свидетелей

в) его могли заключать даже рабы

4. Что представлял из себя институт брака в Древней Индии:

а) имущественную сделку в рамках традиций индуизма

б) договор о правах и обязанностях мужа и жены

в) свободное сожительство

5. Назовите основной вид доказательства вины по Законам Ману:

а) свидетельские показания

б) обвинение потерпевшего

6. Судебный процесс в Древней Индии был:
а) состязательным и публичным

Тема 5. Государственно-правовая система Древнего Китая

1. На сколько периодов делится история Древнего Китая?:

а) 4 периода (Шан.Чжоу, Цинь, Хань)

б) 2 периода (Шан, Цинь)

в) 3 периода (Чжоу, Цинь, Хань)

2. Кто в Древнем Китае являлся высшим судьей, первосвященником,верховным военным вождем:

3.Основная идея школы легистов:

а) преобладающее значение норм права над нормами морали

б) преобладающее значение норм морали над нормами права

в) равное соотношение норм права и норм морали

4. Идеологическая основа судебно-правовой системы с 3 века до н.э.:

а) слияние конфуцианства с легизмом

5. Главное требование при заключении торговых сделок в Древнем Китае:

а) письменная форма и уплата пошлины

б) устная форма и присутствие свидетелей

в) устная форма и уплата пошлины

5. Какая отрасль права была базовой для всей правовой системы:

а) уголовное право

б) обычное право

в) обязательственное право

6. Какой принцип действовал в уголовном праве Древнего Китая?:

а) принцип презумпции виновности

б) принцип презумпции невиновности

в) принцип объективного вменения, то есть ответственности без вины

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы

Источник

1. Предмет и задачи курса

История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) — одна из самых вместительных юридических дисциплин. Она является общепрофессиональной в системе высшего юридического образования. Этот предмет относится к федеральному компоненту, т.е. подлежит обязательному изучению на всей территории РФ. ИГПЗС изучает процессы возникновения, формирования и эволюции государства на протяжении всей истории человечества, а также право. Процесс развития права прослеживается от правового обычая до закона древнего и современного.

История государства и права зарубежных стран изучает общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке.

Первым объектом изучения ИГПЗС является государство — как организация учреждений власти, диктующая правовые правила, традиции, принципы, общественные установления. В этом контексте изучается форма реализации государственной власти в обществе.

В диапазон исследования входят государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), античные государства (Древняя Греция, Древний Рим), феодальные и буржуазные государства Западной Европы и Северной Америки. Египет, Вавилон, Индия, Китай – это очаги цивилизации. Государственная эволюция рассматривается как проявление двух цивилизационных тенденций — восточной и западной, христианства и ислама. В таком же плане изучается государственное развитие стран Юго-Восточной Европы, Центральной и Южной Америки, Азии и Африки.

Вторым объектом изучения ИГПЗС является право. Оно ассоциируется с социальным порядком, с социальной справедливостью и культурой общества.

Профессор В.Г. Графский считает право намного старше государства. Он пишет: «…правовой обычай гораздо древнее закона, устанавливаемого государственной властью, и, таким образом, право гораздо старше государства». Мы будем изучать предмет с точки зрения устоявшегося мнения – государство первичнее права.

История государства и права зарубежных стран имеет свои задачи:

Главной задачей ИГПЗС является изучение государства как организации учреждений власти. Решение этой задачи имеет цель определить основные тенденции развития государства в XX веке. Элементом этой работы является прогностика.

Не менее значимой задачей является изучение права как совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Государство при этом выступает как сила, устанавливающая и охраняющая эти нормы и правила. Древнейшая функция государства, заключающаяся в том, чтобы заставить общество подчиниться праву, есть ключевой объект исследования. Государство стоит над обществом, а право является индикатором, показывающим уровень этого государства, уровень политического, социально-экономического и культурного развития стран и народов.

Служить интересам возможно более широкой общей подготовки студента в вопросах государства и права, выработке у него основ юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права.

Создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.

Самой общей задачей курса можно считать также оказание помощи студентам в выработке навыка восприятия права как неотъемлемого элемента культуры социального общения и относительно мирного и справедливого разрешения конфликтов, возникающих на лично-имущественной почве, с причинением вреда здоровью, имуществу, общественной нравственности и т.д.

Другую важную задачу курса составляет ознакомление с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся реформаторов и законодателей. Часть материала из этого наследия станет предметом семинарских обсуждений и самостоятельного изучения студентами.

Таким образом, в ходе изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студентам необходимо знать:

— основные памятники права и историческую практику их применения;

— процессы возникновения и развития государственных институтов и правовую систему народов зарубежных стран;

— анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники и практику их применения;

— исторически осмысливать государственно-правовые явления;

— составлять научно обоснованные прогнозы о будущем состоянии государственно-правовых явлений;

— способность принимать правильное решение в ходе профессиональной деятельности.

Сегодня можно согласиться с мнением русского историка середины XIX в. Т.Н. Грановского о том, что «образованность (в том числе правовая образованность) сделалась необходимым условием могущества для государств и созидательно-нравственной жизни для отдельных лиц» (Грановский Т.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. — Т. 1. — СПб., 1905. — С. 398).

Источник

Оцените статью