- Перспективы Еврозоны. Греция – не единственная страна с серьезными экономическими проблемами
- Методология выбора стран с самыми большими проблемами
- Страны, не имеющие своих собственных валют
- Страны с их собственными валютами
- Калниньш: страна без собственной валюты — это гибрид 8
- Анализ преимуществ и недостатков перехода европейских стран на единую валюту
- Библиографическое описание:
Перспективы Еврозоны. Греция – не единственная страна с серьезными экономическими проблемами
СМИ проделывают более чем достаточную работу для того, чтоб осветить «бесполезный танец» между лидерами Еврозоны и Грецией. Но Греция – не единая страна с фундаментальными экономическими проблемами. Эта статья проливает свет на страны, которые находятся в самом отчаянном положении, и показывает проблемы, с которыми они столкнулись.
Еврозона |
СМИ проделывают более чем достаточную работу для того, чтоб осветить «бесполезный танец» между лидерами Еврозоны и Грецией. Но Греция – не единая страна с фундаментальными экономическими проблемами. Эта статья проливает свет на страны, которые находятся в самом отчаянном положении, и показывает проблемы, с которыми они столкнулись.
О существующих экономических проблемах в европейских странах, рисках введения общей валюты, и перспективах Еврозоны в связи с сложившейся ситуацией рассказывает генеральный директор «Morss Global Finance» Эллиот Морсс на TalkMarkets.
Методология выбора стран с самыми большими проблемами
Чтобы отобрать страны, были выбраны пять ключевых показателей: темпы роста ВВП, уровень безработицы, дефицит государственного бюджета, государственный долг и дефицит счета текущих операций. Сокращающиеся или отрицательные темпы роста ВВП часто являются предшественниками новых экономических проблем. Высокий уровень безработицы означает, что проблемы уже существуют! Большой дефицит государственного бюджета означает, что способность страны генерировать дополнительный бюджетный стимул ограничена: дефицит приведет к росту государственных долгов — долгов, которые могут стать неустойчивыми. Сальдо по текущим операциям является суммой торговли и потоков капитала. Страны могут работать с отрицательным сальдо по текущим операциям, пока они не исчерпали свои международные резервы.
МВФ собирает данные о 189 странах. Страны с населением менее 500 тысяч человек не включались. Были отобраны 30 стран с наихудшими за 2014 год результатами по каждому из этих показателей. Это сузило список до 74 стран. Затем список был снова сокращен: в него поместили только те страны, которые показывали худшие результаты, по крайней мере, по трем из этих пяти показателей. В конечно итоге осталось 12 стран. Ситуации трех стран, которые столкнулись с рядом уникальных проблем – Эквадора, Венесуэлы и Украины – проанализированы ниже. Ливия и Сирия не рассматриваются, так как их серьезные экономические проблемы, в первую очередь, связаны с войнами. Кроме того, Ливия сейчас зарабатывает за счет экспорта нефти, а Сирия получает экономическую помощь от Ирана.
Страны, не имеющие своих собственных валют
Шесть стран в списке используют евро, а Эквадор использует американский доллар. Ситуации в этих странах являются наиболее опасными, потому что, не имея валюты, которую можно «ослабить», они рискуют остаться без денег. Таблица 1 показывает шесть стран, попавших в беду. Цифры красного цвета указывают на то, по каким критериям страна попадает в топ 30 стран, оказавшихся в катастрофическом положении, по данным МВФ.
Таблица 1 |
Страны, ранжированные по величине их государственных долгов, имеют несколько иные проблемы. В Греции у 25% трудоспособного населения нет работы. Но ее самой большой проблемой является бесконечный спарринг между лидерами государства, Европейским Центральным банком и чиновниками Еврозоны, которому не видно конца. В Италии сейчас рецессия (которая сопровождается постоянным увеличением уровня безработицы), а бремя государственного долга уже представляет опасность. По мнению многих экспертов, Португалия находится вне опасности, но так ли это на самом деле? При таком уровне безработицы и нависающем бремени государственного долга ее будущее в лучшем случае выдается туманным. Кипр вообще находится в «свободном падении», но не на эту проблему никто не обращает должного внимания из-за его маленьких размеров. У Испании пока что не слишком большой государственный долг, однако уровень безработицы — высокий. Внимание чиновников из Еврозоны также привлек высокий уровень дефицита государственного бюджета Франции, рост экономики которой в последние годы был фактически «безжизненным». Дефицит текущего счета Франции также является проблемой.
Для того чтобы представить проблемы стран, не имеющих собственной валюты, приведем простой пример: предположим, есть только один качественный продукт, выпускающийся всеми странами. Далее предположим, что Германия может продать этот качественный продукт дешевле, чем любая другая страна. Каждая страна Еврозоны будет покупать данный качественный продукт у Германии до тех пор, пока у них будут евро: короче, пока у них не закончатся деньги. Так произошло в Греции, и так может произойти в любой другой стране из перечисленных в таблице 1.
По сообщениям СМИ, деньги у Греции закончатся в апреле. Объясняют они это тем, что положительный приток капитала (10,7%) в 2014 году пришел от ЕЦБ / тройки / Еврозоны / МВФ. Если с греческих международных резервов импорт остановится хотя бы на 3 дня, у Греции закончатся деньги в ближайшее время.
Приток капитала, поступающего из частного сектора или в виде иностранной помощи, компенсирует дефицит торгового баланса в этих странах. Но в последнее время отток частного капитала был большим. В этом отношении Эквадор, который использует доллары США в качестве своей валюты, должен пристально наблюдать за ситуацией. По сообщениям СМИ, некоторое финансирование оказывает Китай. Можно только гадать, как долго у Эквадора будет положительный приток капитала, и что будет, когда он закончится. Однако эксперты считают, что Эквадору беспокоиться не стоит – Китай очень заинтересован в его природных ресурсах.
Страны с их собственными валютами
В таблице 2 приведены данные о тех странах, у которых есть своя собственная валюта. И в отличии от предыдущих стран, их ситуация легче, так как их валюта может просто ослабевать. А это означает то, что их импорт становится более дорогим, а экспорт – более дешевым для других стран.
Таблица 2 |
Япония является аномалией. С более высокой долговой нагрузкой, чем любая другая страна, она остается «ведущей», так как ее подданные, «прогоревшие» после потерь на фондовом рынке в предыдущие годы, скупили большую часть государственного долга. Следует также отметить, что, несмотря на массовые финансирования дефицита, в ее экономике происходил определенный рост в последние два десятилетия.
Иордании и Ливану предстоит справиться с высоким потоком мигрантов из Сирии. В обеих странах есть большой дефицит госбюджета, до некоторой степени компенсированный за счет иностранной помощи. У Ливана куда большее бремя госдолга, чем у Иордании, однако у обеих стран большой дефицит по счетам текущих операций.
Что касается Украины, то уровень безработицы в среднем за прошлый год составил 10%. По данным МВФ, за 2014 год объем ВВП сократился на 6,5%. Внешний долг Украины составил 67,6% от годового ВВП, а объем бюджета сократился на 2,4% по сравнению с 2013 годом. За первый квартал 2015 года торговый баланс Украины сократился на 5,9%, а притоки капиталов в Украину увеличились на 3,4%.
Будущее Еврозоны
По мнению автора статьи, текущие переговоры между Грецией и ЕС являются бесполезной и пустой тратой времени. Греция должна сконцентрироваться на выходе из Еврозоны и утвердить свою собственную валюту. А когда случится полная реализация этих устремлений (а это скоро произойдет), то этому примеру могут последовать и другие страны.
Яннос Папантониоу, бывший министр финансов Греции, недавно написал эссе, охарактеризовав ситуацию «неустойчивой». Он продолжал говорить и открыто спекулировать на том, каким образом может произойти распад.
«Первым шагом будет деление Еврозоны на субтерритории, включающие в себя страны с равной степенью устойчивости. Поскольку согласовывать монетарную и фискальную политику становится все более и более сложно, то существующий риск полного растворения еврозоны будет расти. Выход Греции из Еврозоны способен значительно сократить эти строки», — заявил экс-министр финансов Греции.
Источник
Калниньш: страна без собственной валюты — это гибрид 8
Самостоятельное государство не может существовать без собственной валюты, заявил газете Diena известный композитор и бывший депутат Сейма Имант Калниньш.
«Мой идеал — это нейтральная Латвия. Не знаю, реален ли он, и можно ли вообще реализовать идеалы, но вижу, что в моем представлении Латвии надо развиваться только как политически нейтральной стране. Хорошо, ЕС — еще не федеративная структура. Но мы уже сегодня отдали структурам ЕС очень много вопросов, которые надо решать самим. Взять хотя бы замену нашей валюты на общую. По-моему, суверенное государство без своей валюты — это гибрид. Это несерьезно», — отметил Калниньш.
По словам композитора, страна без собственных денег не имеет возможности устанавливать курс валют. «Мы больше не можем руководить своими экономическими процессами. Мы — территория. Это меня совершенно не удовлетворяет», — сказал он. Калниньш также признался, что, учитывая накопившийся опыт, он больше не стал бы голосовать за вступление Латвии в Евросоюз.
Калниньш также отметил, что его опыт в политике свидетельствует о бессмысленности многопартийной демократии. «Любая автократия для общества полезнее демократии. Она приносит обществу и людям больше пользы. Мы видим это из истории. Государства и общества процветают при автократических, а не демократических режимах. Так или иначе, я думаю, что сейчас в мире демократической системы нет. Это лишь формальная демократия, у которой на самом деле совсем другой двигатель и другая идеология», — сказал он.
Источник
Анализ преимуществ и недостатков перехода европейских стран на единую валюту
Рубрика: 8. Мировая экономика
Дата публикации: 04.06.2014
Статья просмотрена: 7372 раза
Библиографическое описание:
Есипова, О. В. Анализ преимуществ и недостатков перехода европейских стран на единую валюту / О. В. Есипова, А. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5792/ (дата обращения: 28.04.2021).
Единую валюту ввели в качестве безналичной валюты 1 января 1999 года. Спустя еще три года — 1 января 2002 года — в еврозоне в обращении ввели наличные евро, которые постепенно заменили единицы национальной валюты.
Сейчас евро находится в официальном обращении в 18 странах — в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, на Кипре, в Люксембурге, на Мальте, в Нидерландах, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии и Латвии.
Евро эмитируются Европейским Центральным Банком. Это общий центральный банк для всех государств еврозоны. Он исполняет такие же функцией, какие в России исполняет Центробанк. Он определяет денежную политику, эмитирует деньги, контролирует платёжные средства. Резиденция Европейского Центрального Банка располагается во Франкфурте на Майне (в Германии).
Одной из целей Евросоюза провозглашено создание единого экономического пространства. Такое единое пространство, работающее по общим законам, предоставляет огромные возможности для развития предприятий и увеличения благосостояния каждой из стран. Разные валюты, которые действовали в государствах Евросоюза, становились препятствием для экономической интеграции. Всё равно как если бы в России существовали разные валюты в разных регионах. Для устранения таких трудностей и была введена единая европейская валюта.
Все члены Европейского союза имеют право войти в Еврозону, если они удовлетворяют определенным требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Европейского союза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условиям вступления в союз.
Критериями для вступления в Европейский валютный союз являются:
— Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.
— Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.
— Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.
— Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.
— Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.
Страны Европейского союза, не использующие евро: Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Литва (планируется переход с 1 января 2015), Польша, Румыния, Хорватия, Чехия, Швеция.
Евро претендует на укрепление в роли международной резервной валюты наравне с американским долларом. При этом стабильность и надежность евро обеспечиваются композитной природой самого евро, экономическим потенциалом стран-членов Союза, регулированием со стороны Европейского центрального банка. [1]
Рассмотрим динамику ВВП стран Евросоюза по паритету покупательной способности [2]. Это может быть использовано для приблизительного сравнения уровня жизни между государствами-членами, у Люксембурга самый высокий показатель и самый низкий у Болгарии и Румынии.
Рис. 1. Динамика ВВП стран еврозоны (ППС, долл).
Диаграмма показывает, что все страны, входящие в еврозону одинаково переживают финансовый кризис 2007–2008 гг., кроме того, эти страны до 2013 года не достигли своих докризисных показателей.
Рис. 2. Динамика ВВП стран ЕС, не входящих в еврозону (ППС, долл).
Остальные страны евросоюза во время кризиса снизили показатели, однако страны, не входящие в еврозону сумели к 2013 году выправить свои показатели и некоторые достигли прежних значений, а остальные смогли превзойти докризи сные показатели.
Проанализировали изменение ВВП стран Евросоюза за 10 лет.
Рис. 3. Темп роста ВВП стран еврозоны
Рис. 4. Темп роста ВВП стран ЕС, не входящих в еврозону
Рассчитали корреляцию между ВВП анализируемых стран.
Корреляция стран еврозоны
Корреляция стран, не входящих в еврозону
Коэффициенты корреляции показывают, что ВВП всех стран Евросоюза имеют высокую степень корреляции независимо от вхождения в еврозону.
Безусловно, введение единой валюты имеет ряд преимуществ.
1. Преимущества для экономики Евросоюза в целом. Преодоление раздробленности рынков внутри Евросоюза, которое приведет к синергическому эффекту.
2. Преимущества для бизнеса. Представители бизнеса выиграют, прежде всего, благодаря устранению трансакционных издержек, связанных как с конвертацией валюты из одной в другую, так и с бюрократическими процедурами при пересечении национальных границ.
3. Преимущества для инвесторов и финансового рынка. С формированием валютного союза был создан второй по величине финансовый рынок в мире, который предлагает более широкие возможности вложений и финансирования, чем прежние разрозненные валютные рынки.
4. Влияние на банковский сектор. Отмеченные ранее «плюсы» от введения евро — устранение валютных рынков, снижение трансакционных издержек, понижение инфляции, привлекательные процентные ставки — повышают конкурентоспособность всех агентов европейского финансового рынка, банков в том числе.
5. Преимущества для потребителей. Граждане Евросоюза получают несомненный выигрыш от введения евро и перехода к валютному союзу. Прежде всего уменьшится межстрановая дифференциация цен на потребительские товары и услуги, расширится ассортимент товаров и возможности выбора, в силу возросшей конкуренции производителей улучшится качество.
Однако и издержки перехода на евро существенны. В первую очередь, следует упомянуть о технических и организационных трудностях такого перехода и связанных с ними издержках. Большие издержки связаны с подготовкой необходимого объема денежной массы и с самой процедурой обмена старых денежных знаков на новые.
Много сил и средств было затрачено на психологическую подготовку граждан к переходу на новую валюту. [3]
Во-вторых, необходимо упомянуть об издержках, вытекающих из пакта стабильности, принятого странами-участницами. Чтобы привести макроэкономические показатели в соответствие с критериями конвергенции, странам пришлось вводить ограничительную и достаточно жесткую денежную и фискальную политику, что не могло не ухудшить положение с безработицей. В условиях валютного союза ограничиваются возможности государственного регулирования национальной экономики: у национальных правительств остается только два возможных инструмента экономической политики: фискальная политика и политика на рынке труда (в основном регулирование заработной платы). При этом фискальная политика жестко ограничена требованиями пакта стабильности. [4]
Проведя анализ ВВП по паритету покупательной способности, можем сделать вывод, что страны Евросоюза имеют стабильный рост ВВП, однако страны, имеющие единую валюту, одинаково переживают колебания на финансовом рынке, что может помешать им достичь высоких финансовых показателей. Те страны Евросоюза, которые не ввели евро в качестве единой валюты, способны быстрее адаптироваться к колебаниям рынка.
1. Книга А. С. Европейская интеграция [Текст]: учебное пособие / А. С. Книга, В. Н. Пархаев: Алт. гос техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. 124 с.
2. Сайт статистика ВВП (ППС) режим доступа — http://svspb.net/
3. Гужва Е. Г. Мировая экономика [Текст]: учебное пособие/ Е. Г. Гужва, М. И. Лесная, А. В. Кондратьев, А. Н. Егоров: СПбГАСУ. — СПб., 2009– 116 с
4. Кудров В. М. Мировая экономика [Текст]: Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. — М.: Юстицинформ, 2009. — 512 с.
Источник