Преобладание мужчин во многих странах связано с тем

Уроку географии 10 класс тема «Население мира»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Материалы к уроку географии 10 класс тема «Население мира» урок обобщения и проверки знаний

Какова численность населения Земли?

Какая страна имеет самую высокую численность населения в мире?

Назовите национальную религию Японии.

Какой тип воспроизводства населения характерен для Пакистана?

Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье: испанцы, японцы, датчане, арабы?

Какова численность населения Китая?

Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Испания или Саудовская Аравия?

К какой языковой группе относятся чехи, поляки, белорусы, украинцы?

Какую религию исповедует большая часть россиян?

Какая страна является однонациональной Канада или Дания?

Какое место в мире по численности населения занимает Россия?

Какая южноевропейская страна является православной?

Какой мегалополис расположен на атлантическом побережье США?

Какой язык является языком межнационального общения?

Кем является человек, выезжающий из страны на постоянное местожительства за рубеж?

Какое место в мире по численности населения и по площади занимает Бразилия?

В какой стране девиз демографической политики “Одна семья – один ребенок”?

Назовите мировую религию, которую исповедует большинство населения Европы и Америки?

К какой языковой группе относятся молдаване, румыны, испанцы, французы?

Назовите самую крупную городскую агломерацию мира.

Тестовые задания каждой команде.

1. Выберите правильные утверждения:

а) воспроизводство населения зависит только от биологических факторов;

б) никогда население мира не возрастало так быстро, как в середине и во II половине ХХ века;

в) в 1980 г. численность населения Земли превысило б млрд. человек;

г) совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется воспроизводством населения.

2 . Оцените, верны, ли следующие утверждения:

а) “Рекордсменам мира” по показателю рождаемости на 1000 жителей является Китай.

б) Большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и естественного прироста.

в) Наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, более низкие — для развивающихся?

З. Выберите правильное утверждение :

а) преобладание мужчин во многих странах связано с тем, что во время войн женщины гибнут чаще из-за плохой военной подготовки;

б) преобладание женщин в странах Европы объясняется большей средней продолжительностью жизни этой части населения;

в) приниженное положение женщин в Индии и Китае привело к резкому преобладанию мужчин в этих государствах.

4. Установите соответствие:

1. экономически активное население а) скопление городов;

2. субурбанизация б) трудоспособная часть населения страны;

3. агломерация в) население, реально участвующее в

материальном производстве и нематериальной сфере.

4. трудовые ресурсы г) отток части обеспеченного населения в

5. Какую демографическую политику Вы порекомендовали бы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель?

б) сдерживания рождаемости;

в) поощрения рождаемости;

г) запрета на рождаемость на несколько лет.

6. В каком из вариантов название страны соответствует указанным характеристикам?

а) Нигер — страна с I типом воспроизводства населения, преобладанием мужчин, высокой долей людей с высшим образованием (10 %), низкой долей иностранных рабочих (1 %);

б) Швейцария — страна с I типом воспроизводства населения, преобладанием женщин, с высокой долей людей с высшим образованием, высокой долей иностранных рабочих (20,1 %).

7 . Укажите правильный ответ:

а) в настоящее время число городов с населением более 1 млн. человек составляет в мире около 400;

б) в мире имеется 80 — 100 городов с населением более 1 млн. человек;

в) в мире сейчас менее 50 городов с населением более 1 млн. человек.

8. отгадать страну по следующим характеристикам:

Находится монархия на севере Европы

И каждый год весною борется с потопом.

Там самый крупный в мире порт,

Там жизнь кипит торговлей.

Однонациональный там народ:

Он ас по рыбной ловле.

Имеет два названия великая страна,

Любимый цвет – оранжевый,

В хоккее не сильна.

И газа добывается много в шельфе моря,

Металлургия развита, народ не знает горя.

Готовят сыр, растят тюльпаны

И продают во все другие страны!

На побережье океана расположена страна,

Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала.

По уровню развития мы средней назовем,

Но все же к странам развитым ее мы отнесем.

Народу много там живет, все нации одной,

Что о религии сказать? Все католической.

Теперь вам скажем, чем страна вот эта занимается.

Во многом ей благодаря, Европа одевается.

Едва ль не “швейной фабрикой” ее мы назовем,

И чтобы дать подсказочку, к столице перейдем.

В названии столицы присутствует зверек,

Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намек?

3) Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

5) Государство — теократическая монархия в Европе.

6) Страна с самой высокой средней плотностью населения в мире (кроме карликов).

7) “Стальное герцогство”.

8) Страна, только в одном городе которой ирландцев больше, чем в Дублине, евреев больше, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “ Чайна Таун”.

1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны-карлики?

2. Один из элементов воспроизводства населения.

3. Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?

4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености воды.

5. Скопление городов, их слияние.

6. Процесс роста городов и увеличение числа горожан.

7. Священный город, центр возникновения ислама.

8. Национальная религия китайцев.

9. Государство – лидер по числу жителей.

10. Один из типов этнических общностей.

11.В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая

12.Один из элементов воспроизводства населения.

13.Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?

14.Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености воды.

15.Скопление городов, их слияние.

16.Процесс роста городов и увеличение числа горожан.

17.Священный город, центр возникновения ислама.

18.Национальная религия китайцев.

19.Государство – лидер по числу жителей.

20.Один из типов этнических общностей

По подсказкам необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается.

1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем. (5 баллов)

2. В возрастной структуре населения высока доля детей. (4 балла)

3. Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла)

4. Большинство населения исповедует индуизм. (2 балла)

5. Занимает 2 место в мире по численности населения. (1 балла)

1. Славится своими карнавалами. (5 баллов)

2. Обладает пестрым расовым составом.(4 балла)

3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)

4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский. (2 балла)

5. Родом из этого государства является самый знаменитый футболист – Пеле (1 балл)

11. Конкурс «Веришь- не веришь».

Учитель зачитывает каждой команде по 5 утверждений (ученики должны согласиться «Да» с утверждением, если оно правильное, или отвергнуть «Нет», если оно неправильное)

1. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении

2. Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ

3. К однонациональным государствам относится Япония

4. Буддизм распространен в Новой Зеландии

5. Урбанизация – это слияние городов

1. Самая низкая доля детей в Германии

2. Для Китая характерен второй тип воспроизводства населения, т.е. «Демографическая зима»

3. К многонациональным государствам относится Швеция

4. Самая большая продолжительность жизни в Японии

5. Рассеянная форма сельского расселения характерна для Австралии

12/ СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ

Антоним ссоры — …. (на реке Тибр, «вечный город») Питерская водная артерия — …. ( на Дунае, «столица вальсов») Пешеходная улица Москвы — …. (в Африке, «апельсиновая столицы») Сахарный остров — …. (в Закавказье, на Каспийском море) Планета – богиня — … (на реке Раздан, в Закавказье)

Медвежья ягода — …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон)

Основное занятие детей и актеров — …( на реке Даугава, в Прибалтике)

Очень приличная леди на английский манер — …. (на р. Джамма, в Азии) Главные шторки — .. (на р. Днепр, в Вост. Европе) Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная — ..(на р. Нил, С-В Африки)

«ВЕРИШЬ – НЕ ВЕРИШЬ» (правильны ли утверждения?)

Урбанизация – это слияние городов

Буддизм распространен в Новой Зеландии

Высокий уровень рождаемости характерен для Кении.

70% населения проживает на 7% суши.

Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра.

Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции.

90% прироста населения приходится на РС.

В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу.

Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы.

Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих.

Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира.

В мире количество женщин превышает количество мужчин.

Синтоизм – мировая религия.

Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья.

Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС.

Арабское население З. исповедует ислам.

1. На процессы рождаемости, смертности, естественного прироста населения

решающее воздействие оказывают факторы:

2-природно-биологические 4-нестабильное положение

2. Система административных, экономических, пропагандистских и др. ме-

роприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движе-

ние населения называется:

1-демографический переход 3-демографическая революция

2-демографическая политика 4-демографический процесс

3. Демографический взрыв наблюдается в странах:

1-США, Канада, Австралия 3-Ирак, Оман, Саудовская Аравия

2-Германия, Россия, Франция 4-Болгария, Марокко, Боливия

4. Крупнейшей по численности страной мира является:

1-Китай 2-Россия 3-США 4-Индия

5. Численность современного мира составляет более:

1.- 1-4 млрд. чел. 2.- 3-6 млрд.чел. 3.- 2-5 млрд.чел. 4.- 4-7 млрд.чел.

6. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного приро-

ста, обеспечивающие смену людских поколений, называют:

1-Воспроизводство населения 3-Демографический переход

2-Движение населения 4-Демографический процесс

7. Из перечисленных стран численность населения превышает 100 млн. чел

1-Японии 2-Саудовской Аравии 3-Польше 4-ЮАР

8. Численность населения превышает 100 млн. чел. в:

1-Бангладеш и Испания 3-Бразилия и Канада

2-Индонезия и Нигерия 4-ЮАР и Пакистан

9. Страной, численность населения которой не превышает 100 млн. чел. явля-

1-Пакистан 2-Нигерия 3-Канада 4-Бангладеш

10. Странами, численность населения которых превышает 200 млн. чел., яв-

1-Бангладеш и Россия 3-Китай и США

2-Австралия и Индия 4-Великобритания и Франция

Источник

Обобщающий урок географии по теме: «Население мира». 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания по основным темам раздела “География населения мира”.
  2. Проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание терминов, умение работать с картами, диаграммами, картосхемами.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения: урок в форме игры, работа в группах.

Оборудование:

  • политическая карта мира,
  • атласы,
  • карта мира,
  • карточки с заданиями,
  • картины,
  • изображающие население разных стран.

Накануне учащимся дается задание:

  • повторить основные понятия и термины, вопросы темы;
  • потренироваться в составлении тестов;
  • сформировать четыре группы по 5-6 чел.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Конкурс “Разминка”.
  3. Характеристика половозрастных пирамид.
  4. Работа с контурными картами.
  5. Тестовые задания.
  6. Составление учащимися тестов по странам.
  7. Подведение итогов.

Во время подведения итогов проводится конкурс “Угадай страну”.

I. Вступительное слово учителя.

II. Разминка.

(Ответы на вопросы даются сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу).

1 команда

  1. Какова численность населения Земли?
  2. Какая страна имеет самую высокую численность населения в мире?
  3. Назовите национальную религию Японии.
  4. Какой тип воспроизводства населения характерен для Пакистана?
  5. Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье: испанцы, японцы, датчане, арабы?

2 команда

  1. Какова численность населения Китая?
  2. Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Испания или Саудовская Аравия?
  3. К какой языковой группе относятся чехи, поляки, белорусы, украинцы?
  4. Какую религию исповедует большая часть россиян?
  5. Какая страна является однонациональной Канада или Дания?

3 команда

  1. Какое место в мире по численности населения занимает Россия?
  2. Какая южноевропейская страна является православной?
  3. Какой мегалополис расположен на атлантическом побережье США?
  4. Какой язык является языком межнационального общения?
  5. Кем является человек, выезжающий из страны на постоянное местожительства за рубеж?

4 команда

  1. Какое место в мире по численности населения и по площади занимает Бразилия?
  2. В какой стране девиз демографической политики “Одна семья – один ребенок”?
  3. Назовите мировую религию, которую исповедует большинство населения Европы и Америки?
  4. К какой языковой группе относятся молдаване, румыны, испанцы, французы?
  5. Назовите самую крупную городскую агломерацию мира.

III. Характеристика половозрастных пирамид.

Командам даются карточки с половозрастными пирамидами (разными), по которым учащимся необходимо определить тип воспроизводства страны, долю людей по возрастным группам, половой состав (соотношение мужчин и женщин) и ответить устно.

IV. Работа с контурной картой.

Каждой команде дается задание на контурной карте определить:

  1. Какие мегалополисы обозначены на карте?
  2. Районы современной трудовой миграции;
  3. Распространение каких языков показано на картосхеме?
  4. Назвать национальные религии, характерные для стран, обозначенных на карте.

Затем от каждой команды по одному человеку выходят к карте отвечать.

V. Тестовые задания каждой команде.

1. Выберите правильные утверждения:

а) воспроизводство населения зависит только от биологических факторов;
б) никогда население мира не возрастало так быстро, как в середине и во II половине ХХ века;
в) в 1980 г. численность населения Земли превысило б млрд. человек;
г) совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется воспроизводством населения.

2 . Оцените, верны, ли следующие утверждения:

а) “Рекордсменам мира” по показателю рождаемости на 1000 жителей является Китай.
б) Большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и естественного прироста.
в) Наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, более низкие — для развивающихся?

З. Выберите правильное утверждение:

а) преобладание мужчин во многих странах связано с тем, что во время войн женщины гибнут чаще из-за плохой военной подготовки;
б) преобладание женщин в странах Европы объясняется большей средней продолжительностью жизни этой части населения;
в) приниженное положение женщин в Индии и Китае привело к резкому преобладанию мужчин в этих государствах.

4. Установите соответствие:

1. экономически активное население

а) скопление городов;
б) трудоспособная часть населения страны;

в) население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере.

4) трудовые ресурсы

г) отток части обеспеченного населения в пригородные зоны.

5. Какую демографическую политику Вы порекомендовали бы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель?

а) нейтральную;
б) сдерживания рождаемости;
в) поощрения рождаемости;
г) запрета на рождаемость на несколько лет.

6. В каком из вариантов название страны соответствует указанным характеристикам?

а) Нигер — страна с I типом воспроизводства населения, преобладанием мужчин, высокой долей людей с высшим образованием (10 %), низкой долей иностранных рабочих (1 %);
б) Швейцария — страна с I типом воспроизводства населения, преобладанием женщин, с высокой долей людей с высшим образованием, высокой долей иностранных рабочих (20,1 %).

7 . Укажите правильный ответ:

а) в настоящее время число городов с населением более 1 млн. человек составляет в мире около 400;
б) в мире имеется 80 — 100 городов с населением более 1 млн. человек;
в) в мире сейчас менее 50 городов с населением более 1 млн. человек.

VI. “Составь сам” (составление тестов учащимися)

Каждая команда тянет жребий и составляет по 2 теста:

а) один о стране, которая им достанется;
б) другой на свой выбор по данной теме.

(По 2 балла за правильно составленный тест.)

Страны: Канада, Бразилия, Индия, Великобритания.

Пока жюри подводит итоги, командам предлагается отгадать страну по следующим характеристикам:

Находится монархия на севере Европы
И каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кипит торговлей.

Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна,
Любимый цвет – оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается много в шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя.
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны! (Нидерланды)

На побережье океана расположена страна,
Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала.
По уровню развития мы средней назовем,
Но все же к странам развитым ее мы отнесем.
Народу много там живет, все нации одной,
Что о религии сказать? Все католической.
Теперь вам скажем, чем страна вот эта занимается.
Во многом ей благодаря, Европа одевается.
Едва ль не “швейной фабрикой” ее мы назовем,
И чтобы дать подсказочку, к столице перейдем.
В названии столицы присутствует зверек,
Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намек? (Португалия)

3) Родина Олимпийских игр и марафонского бега. (Греция)

4) Страна-банкир. (Швейцария)

5) Государство — теократическая монархия в Европе. (Ватикан)

6) Страна с самой высокой средней плотностью населения в мире (кроме карликов). (Бангладеш)

7) “Стальное герцогство”. (Люксембург)

8) Страна, только в одном городе которой ирландцев больше, чем в Дублине, евреев больше, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “ Чайна Таун”. (США)

В конце игры жюри объявляет результаты, определяет команду-победителя и самых активных игроков. Учитель оценивает лучших игроков.

Источник

Читайте также:  Голос страны интересные факты
Оцените статью