Преступления против государства примеры стран

Преступление против государственной власти: понятие, виды, характеристика

Преступление против общегосударственной власти, а также правонарушение против интересов общегосударственной службы или отрасли органов регионального самоуправления — это опасные действия (или бездействия). Они совершаются госслужащими, которые не являются официальными лицами, представителями государственной власти, прочими должностными лицами или другими служащими, наперерез интересам службы, благодаря положению, которое они занимают по долгу службы. Такие действия или бездействия наносят вред нормальной утвержденной работе органов власти, а также кругу интересов национальной службы или органам местной власти. Они могут содержать угрозу нанесения подобного вреда.

Разновидности преступлений

В Особой части уголовного законодательства предусмотрено около 255 видов разных преступлений. Среди них принято выделять шесть основных групп правонарушений:

  • против личности;
  • военные правонарушения;
  • против безопасности общества;
  • против общегосударственной власти;
  • в области экономики;
  • против мира и защищенности человечества.

Характеристика преступления против правительственной власти предусматривается не уголовным кодексом, а теорией криминального права.

Отличительные признаки

Преступления против государственной власти и государственной службы имеют отличительные признаки:

  • Деяния совершаются отдельными субъектами. Исключение — предоставление взятки. Субъект в такой ситуации общий.
  • Преступление возможно совершить благодаря тому, что субъект занимает выгодное служебное положение или использует собственные служебные полномочия.
  • Деяния содержат угрозу для органов районного самоуправления, а также покушаются на нормальную работу органов управления и государственной власти.

Виды преступлений

Преступления делятся на определенные группы, каждая из которых попадает под статью уголовного законодательства России.

Читайте также:  Как зовут волшебницу желтой страны

Виды преступлений против государственной власти:

  • превышение должностных возможностей (ст. 286);
  • злоупотребление официальными полномочиями (ст. 285);
  • внесение в государственные реестры очевидно недостоверных сведений (ст. 285.3);
  • нецелевое потребление бюджетных средств (ст. 285.1);
  • нецелевое растрачивание денег государственных небюджетных фондов (ст. 285 часть 2);
  • присвоение прав официального лица (ст. 288);
  • неисполнение сотрудником органов внутренних дел указов (ст. 286.1);
  • отказ в подаче информации Федеральному Собранию, отказ в предоставлении данных Счетной палате (ст. 287);
  • незаконная деятельность в предпринимательстве (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • получение взятки (ст. 290);
  • посредничество в вопросах взяточничества (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • служебный обман (ст. 292);
  • противозаконная выдача паспорта гражданина РФ, а в равной мере внесение очевидно ложных сведений в бумаги, повлекшее беззаконное приобретение подданства Российской Федерации (ст. 292.1);
  • безответственность (халатность) (ст. 293).

Субъект преступления

В большинстве преступлений субъектом может выступать только должностное лицо.

Должностными считаются лица, которые временно, постоянно или по специальным полномочиям выполняют административно-хозяйственные обязанности, организационно-распорядительные обязанности в государственных структурах, в органах районного самоуправления, городских учреждениях, выполняют обязанности в Вооруженных Силах России, прочих войсках и воинских формированиях.

Лицо, которое временно исполняет обязанности, предусмотренные конкретной должностью, могут признать субъектом преступления в том случае, если обязанности были возложены на лицо в порядке, установленном законом.

Понятие функций

Для того чтобы понять, что такое преступление против государственной власти, нужно разобраться с понятиями функций, которые выполняет официальное лицо.

Организационно-распорядительные функции — это функции, содержащие в себе руководство коллективом, подбор и постановку кадров, организацию службы или труда подчиненных, применение поощрительных мер или наложение дисциплинарных наказаний, поддержание дисциплины.

Административно-хозяйственными называют функции, к которым относятся полномочия по распоряжению и управлению имуществом, а также денежными средствами, которые находятся на балансе, а также на банковских счетах, которые есть у организаций либо учреждений, а также подразделений и воинских частей. Также сюда попадают другие действия: решения по начислению заработной платы, премий, контроль за передвижением материальных ценностей, установление порядка, в котором хранятся материальные ценности.

Объект преступления

Преступление против государственной власти предполагает также наличие объекта. Понятие преступления против государственной власти подразумевает, что объектом становится регламентированная правовыми актами нормальная работа государственных органов, муниципальных и государственных учреждений, ОМСУ, ВС РФ, различных армейских формирований России и других родов войск.

Непосредственным объектом воздействия являются законные права, законные интересы граждан и организаций. Также сюда относятся интересы общества, различные интересы государства, которые охраняются законом.

В данных должностных преступлениях объективная сторона подразумевает наличие признаков, являющихся обязательными:

  • Совершение перечисленных деяний наперерез интересам службы. Соответствующие деяния идут не только наперерез прямому предназначению органа, но также и противоречат полномочиям, которыми было наделено должностное лицо.
  • Наличие причинно-следственной зависимости между тем, что совершило лицо, и последствиями действия или бездействия.

Разница между служащими

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов страны предусматривает несение наказания, степень которого меняется в зависимости от того, какое лицо совершило деяние.

Понятие официального лица уже, чем понятие муниципального или государственного служащего.

Гражданин, который выполняет обязанности, возложенные на него, за определенное вознаграждение, которое выплачивается из средств субъекта РФ или бюджета РФ, называется государственным служащим.

Человек, выполняющий обязанности, возложенные на него, за вознаграждение, которое выплачивается из средств органов регионального самоуправления, называется муниципальным служащим.

Отсюда только и остается сделать вывод, что не любой служащий является должностным лицом, однако любое официальное лицо будет являться государственным или же муниципальным служащим.

Те служащие, которые не занимают официальных позиций, будут нести ответственность по главе 30 УК (в частности, ст. 288, а также ст. 292).

Серьезность преступления

Государство отвечает за то, чтобы жизнь людей в социуме и сформированном обществе была организована и комфортна. Те, кто совершает преступление против государственной власти, караются весьма строго.

Особо опасными считаются:

  • вооруженный мятеж;
  • государственная измена;
  • возбуждение национальной вражды, а также разжигание религиозной вражды;
  • шпионаж;
  • диверсия, разглашение национальной тайны.

То, насколько эффективна будет государственная власть, во многом зависит от слаженности работы государственных служащих, а также от их добросовестности. Государство не должно и не будет мириться со взяточничеством, злоупотреблением должностным положением со стороны лиц, занимающих ответственные посты в органах власти.

Наказание

Преступления против государственной власти УК наказывает без поблажек.

Например, превышение официальных полномочий:

  • Если деяние повлекло нарушение законных интересов или прав граждан или организации, также любых охраняемых интересов государства или общества, и совершено из корыстных побуждений или иной персональной заинтересованности. В таком случае наказание предполагает штраф от 80 000 руб. Эта сумма может быть заменена на любой доход гражданина за период до полугода. Решением суда может быть запрещено занимать должности конкретного уровня или вида или же заниматься конкретной деятельностью. Срок такого наказания может быть до 5 лет. Также может быть взыскание в виде принудительной работы до четырех лет. Заменить это наказание можно арестом от четырех до шести месяцев. Самым строгим является наказание, подразумевающее лишение свободы до 4 лет.
  • Такое же деяние, но содеянное лицом, занимающим государственный пост или являющимся главой органа самоуправления, наказывается или штрафом, который будет равен размеру з/п или дохода за срок от 1 до 2 лет, или суммой от 100 000 до 300 000 руб. Также могут применяться принудительные работы. Вменяться такие работы могут на период до пяти лет. Лицо может быть лишено права деятельности. Также применяется лишение свободы на период от 7 лет.

Наказание за получение взятки

Преступление против государственной власти, пример которого можно увидеть каждый день в новостях, — дача или получение взятки. За взятку наказание предполагает штраф и/или лишение свободы.

Многочисленные виды преступлений против государственной власти имеют четкое разграничение по мерам ответственности и наказания.

В случае, когда уполномоченное лицо, иностранное официальное лицо или официальное лицо публичной транснациональной организации получает через посредника или лично взятку в виде суммы денег, ценных документов, имущества в виде незаконных услуг или услуг, носящих имущественный характер в пользу того, кто дает взятку, оно подлежит наказанию в виде штрафа. Размер штрафа колеблется от 1 млн руб. Также штраф может быть равен объему заработной платы за период времени до 2 лет или же в размере, равном 10-50-кратному размеру взятки. При этом предполагается лишение права трудоустраиваться на конкретное место и заниматься некой деятельностью (ограничивающий срок — до трех лет). Наказание может быть представлено исправительными работами на срок от одного до двух лет. Лицо лишается права трудоустраиваться на конкретные позиции и заниматься некоторой деятельностью на срок времени до 3 лет. Назначаются определенные принудительные работы на период до 5 лет. Предусматривается лишение возможности занимать должности или выполнять определенную работу на период до 3 лет. Также возможно лишение свободы на период до 3 лет с налагаемым штрафом. Размер штрафа может быть равен десятикратной или двадцатикратной сумме взятки.

Наказание за нецелевое использование бюджета

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде расходования государственных средств подразумевают разную степень наказания.

Расходование бюджетных денег на цели, не соответствующие условиям, в которых их получили с получением подписи, сметы, основания для расходования средств, уведомлением об ассигнованиях со стороны бюджета, которое совершено в особенно крупном размере, наказывается штрафом.

Размер штрафа составляет от 100 000 до 300 000 руб. или равен размеру заработной платы или другой прибыли за период времени от 1 года и до 2 лет. Также может быть применено наказание в виде принудительных работ. Период проведения подобных работ — до двух лет. При этом лицо лишается прав занимать конкретные посты или же вести определенную деятельность. Период запрета может быть равен сроку до трех лет. Кроме того, может вменяться лишение свободы периодом до двух лет с запретом трудоустраиваться на определенные должности или выполнять определенную деятельность на период времени до 3 лет.

Понятие и виды преступлений против государственной власти предусматривают наличие ответственности для группы лиц, которые совершили незаконное деяние.

За нецелевое применение бюджетных средств группой лиц по предварительной договоренности (сговору) или при совершении кражи в особенно крупном размере наказанием будет штраф. Его размер может составлять от 200 000 до 500 000 руб. Размер штрафа может быть приравнен к размеру оплаты труда или любого другого дохода. Период времени, за который изымается сумма, составляет 1-3 года. Также могут применяться принудительные работы периодом до 5 лет с дополнительным правом занимать отдельные должности или выполнять какую-то деятельность на период времени до 3 лет. Может быть применено лишение свободы на период до 5 лет с лишением права трудоустраиваться на некоторые посты или заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Крупным размером для преступления против государственной власти, интересов службы признается сумма средств из бюджета, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (1 500 000 руб.). Особо крупным признается размер в семь миллионов пятьсот тысяч (7 500 000 руб.).

Внесение недостоверных сведений

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде подачи в единые государственные реестры заведомо неверных сведений (согласно ст. 285 УК) характеризуются:

  • внесением в реестр сведений, о недостоверности которых известно заранее;
  • осуществлением подлога документов, которые выступили основанием для записи в реестре;
  • подлогом документов, в результате чего внесены изменения в реестры;
  • ликвидированием документов, которые являлись основанием для осуществления записи в государственный реестр, особенно если хранение документов обязательно и предусмотрено законом;
  • уничтожение документов, которые были основанием для изменений в реестрах.

Соотнесение наказания с преступлением

Большинство представителей власти согласны с мыслью, в которой утверждается, что степень наказания должна зависеть не только от тяжести преступления. Вменяемое наказание должно исходить из того, что прописано в законодательстве. Для обеспечения правильной и соответствующей законной базы необходимо в законе прописывать наиболее жесткие наказания.

Неотвратимость наказания, а также ответственность самих сотрудников будет способствовать искоренению такого понятия, как преступление против государственной власти.

Источник

Преступления против государства

В период государственных, устрашающих наказаний государственные преступления подвергались самым жестоким наказаниям. В XIX в. было признано, что голый умысел при совершении государственных преступлений не наказуем. Приготовление к совершению тяжкого государственного преступления наказывалось, но меньше, чем покушение и совершение. Таким образом, смертная казнь за приготовление к тяжкому государственному преступлению была отменена.

Покушение на убийство главы государства могло наказываться как оконченное убийство смертной казнью. Например, такую норму устанавливал французский кодекс, германский кодекс (§ 80). Аналогичная норма имеется в современном российском уголовном кодексе: статья 277 предусматривает, наряду с другими наказаниями, и смертную казнь за убийство и покушение на убийство государственного или общественного деятеля.

Руководствуясь принципом индивидуализации наказания, при совершении государственного преступления семья преступника не подвергалась больше наказанию. Смертная казнь также была отменена за прикосновенность к государственному преступлению, то есть за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о готовящемся или совершенном государственном преступлении.

В законодательстве XIX в. постоянно проявлялось стремление отменить смертную казнь за государственные (политические) преступления, особенно за заговор и попытку изменения формы правления. Например, во Франции смертная за политические (государственные) преступления была отменена в 1848 г.

В противоположность старой теории, наука XIX века, подметила в государственных преступлениях обстоятельство, которое смягчало вину. Ученые классической школы считали, что само по себе причинение какого — бы то ни было вреда, хотя бы самого тяжкого, не может служить основанием для наказуемого преступления, если в причинении его не участвовала злая и развращённая воля. Исходя из этого положения заметили, что между волей совершающего такие тяжкие преступления, как убийство, разбой, поджог, и волей, совершающего государственные (политические) преступления, есть существенная разница. Первая содержит в себе больше зла, чем вторая, которая в большинстве случаев есть только воля заблуждающаяся, увлечённая ложно понятым общественным благом, и нередко только слишком рано стремящаяся к совершению того, что позднее принимается и усваивается всеми. Следует заметить, что в государствах Западной Европы со времени французской революции конца XVIII в. и до 1870-х годов произошёл переход от абсолютной монархии к конституционному государству. Особенно часто форма правления изменялась во Франции, которая с 1789 г. и до 1875 г. переменила 13 конституций. Отсюда, в науке и законодательстве XIX в. постоянно проявлялось стремление смягчить меру наказания за государственные преступления.

Понятие и объём государственных преступлений был уточнён. Государственные преступления посягают на внешнюю безопасность государства (его суверенитет, независимость и территориальную целостность) и внутреннюю безопасность государства (его государственный строй). Из группы государственных преступлений были исключены отказ от уплаты налогов, оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей, подделка монеты. Французский уголовный кодекс к публичным преступлениям относил посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность государства. Понятия о государственных преступлениях не были определены с надлежащей точностью. Посягательства на внешнюю безопасность государства были, в значительной мере направлены против дворян-эмигрантов. К ним кодекс относил поднятие оружия против Отечества, сношения с враждебно настроенными к Франции государствами и пособничество им во «враждебностях», шпионаж, выдачу государственной тайны.

К посягательствам на внутреннюю безопасность государства французский кодекс относил посягательство на императора или членов императорской фамилии, попытки ниспровержения или изменения образа правления (ст. 86-90). Причём, кодекс не уточнял, что наказываются попытки насильственного свержения существующей формы правления (ст. 87). Эти действия карались смертной казнью с конфискацией имущества. Французы, наученные горьким опытом революции, с такими её неизбежными спутниками, как нестабильность власти, частые перевороты, смуты, стали сурово наказывать публичные призывы к насильственному изменению государственного строя. Если гражданин в публичном месте или собрании прямо призывал к преступлениям против внутренней безопасности государства — к гражданской войне, смутам, погромам, разграблениям, и это повлекло за собой указанные последствия, то он наказывался как виновный в совершении этих преступлений (ст. 102) . В случаях, когда указанные призывы не имели никаких последствий, виновные в них наказывались изгнанием.

Кодекс предусматривал ответственность и за преступления и проступки против Конституции Империи. К таковым деяниям относились преступления против нормального функционирования избирательной системы: покупка голосов избирателей (ст. 113), воспрепятствование явке граждан на выборы (ст. 109), фальсификация бюллетеней (ст. 111) и др. Здесь же предусматривались наказания за нарушение закреплённых Конституцией личных свобод. Например, за незаконное лишение свободы (ст. 120) и др.

К публичным преступлениям французским кодексом были отнесены преступления и проступки против общественного спокойствия, к которым относились должностные преступления (пренебрежение административными или судебными обязанностями, взяточничество), подделка монеты, подлог, бродяжничество и нищенство.

Бродяги или праздношатающиеся, которые не имели ни определённого места жительства, ни средств к существованию, ни работы, за один только этот факт наказывались краткосрочным тюремным заключением — от трёх до шести месяцев (ст. 271). Такому же наказанию подвергались нищие, которые просили милостыню в местности, где существует дом призрения нищих (ст. 274). Бродяги и нищие, не имея законных источников доходов, могли совершать и совершали различные преступления. Привычка к безделию, к лени, как считалось, опасны для общества своим примером. Наконец, бродяга ведь что-то ест, на него тем или иным путём обязательно тратятся ежедневно известная сумма общественных денег, — на него тратится не кто иной, как бедный труженик.

Французский кодекс запрещал образование и деятельность незаконных обществ, созданных в политических, религиозных или литературных целях и численность которых превышает 20 человек (ст. 291-292). Для законности существования общества требовалось специальное разрешение правительства.

Германский уголовный кодекс делил государственные преступления на следующие группы:

1. Посягательства на внутренний государственный порядок в том виде, в каком он выступает в конституции государства. Таковыми являлись: 1) Предумышленное убийство или покушение на такое убийство императора или государя одного из союзных государств, входящих в германскую федерацию (§ 80); 2) Попытка насильственно изменить конституцию Германской империи (§ 81. п. 2); попытка произвести изменение должна быть насильственной; простые угрозы под этот параграф не подходят; 3) Попытка насильственно присоединить всю или часть территории Германии к иностранному государству или территорию одного союзного государства к другому; или же отделить часть территории Германии (§ 81. п. 3 и 4); кодексом наказывались приготовительные действия к указанным преступлениям, в том числе и публичные призывы.

2. Посягательства на внешнюю безопасность государства или государственная измена, которая охватывает сношение с иностранным правительством с целью склонить его к войне против Германии, вступление на службу в неприятельскую армию, умышленное содействие неприятельской державе во время войны (передача во власть неприятеля крепостей, частей германских войск; передача в руки неприятеля или разрушение к выгоде этого последнего или приведение в негодное состояние крепостных укреплений, военных судов, военных складов, мостов, железных дорог, телеграфа; вербовка неприятелю людей или склонение солдат германской армии перейти к врагу и др.), дипломатическая измена или сообщение другому правительству или опубликование для всеобщего сведения государственных тайн (§ 87-92). Приготовлением в государственной измене во время вооружённого мира признавались шпионаж и выдача военных тайн.

3. Оскорбление Величества есть нарушение уважения, подобающего по отношению к монарху как человеку и как носителю верховной власти, поскольку уважение, подобающее по отношению к монарху, выше того, которое следует подданным. Оскорбление Величество было возможно насильственным действием (например, пощёчиной) или словом в форме собственного суждения о недостойности монарха: отрицание нравственного и социального достоинства, отрицание умственных и физических качеств и способностей, необходимых для Верховного Правителя, ругательные слова, карикатуры, упрёк в безнравственных действиях, клевета и оглашение позорящих обстоятельств (§ 94-97). Порицание правительственных действий, являющихся за подписью ответственного министра, могло быть рассматриваемо как оскорбление величества, поскольку оно содержит или делает возможным неуважительное суждение о монархе. Наказания за оскорбление Величества колеблятся от пожизненного заключения в каторжной тюрьме до заключения в крепости не менее 5 лет.

4. Наказуемые деяния против публичных субъективных прав, в особенности избирательного права: воспрепятствование участвовать в выборах или подавать голос, подлог по отношению у выборам, избирательный подкуп (§ 107-109).

Источник

Оцените статью