Особенности правового положения президента в зарубежных странах.
Президент В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии — 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной «потолок» и др.
Особенности правового статуса президента:
— всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;
— власть президента производна — он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;
— роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);
— увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;
— в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.
Компетенция главы государства Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.
1. В области государственного управления:
— право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто — в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.
— почетная прерогатива верховного главнокомандующего;
— право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.
2. В законодательной области:
— созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;
— право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);
— назначение внеочередных или очередных выборов;
— право законодательной инициативы (у президента — в виде посланий, у монарха — тронная речь);
— право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.
— право вето (отказ дать санкцию на законопроект):
а) абсолютное, или резолютивное вето — окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;
б) относительное, или отлагательное вето — запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;
в) выборочное вето — возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);
г) право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.
3. Во внешнеполитической области:
— высший представитель страны в сфере внешних сношений;
— назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;
— право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;
— право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);
4. Во внутриполитической деятельности:
— право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;
— право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;
— право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;
— право присвоения почетных званий и титулов;
— участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).
Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.
Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью — дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства — конституционные ( импичмент ) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.
Содержание компетенции главы государства.
Глава гос-ва, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда право вето. Глава гос-ва формирует правительство, обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных. Осуществление всего этого на практике зависит от формы правления, от реального положения главы гос-ва. Как должностное лицо глава гос-ва обязано сохранять единство гос-ва. Как правило обладает правом законодательной инициативы, во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говориться о целях деятельности государственных органов на предстоящий год, о необходимом законодательстве, о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни. Президент назначает многих высших, а иногда и не высших, должностных лиц, например судей. Президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Президент вправе объявить чрезвычайное, военное положение. По конституции президент является главнокомандующим вооруженными силами, со всеми вытекающими последствиями. Назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства. Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан, принимает меры по охране государства.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
Правовое положение и полномочия президента в зарубежных странах
Президент может быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Для избрания на должность президента обычно требуется гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (часто – 35 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст, а также определенный срок проживания в данной стране. В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан.
Полномочия, обязанности и ответственность президента. Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).
Президент обладает следующими полномочиями:
1) назначает дипломатических представителей и представителей в субъекты федерации, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих;
2) назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом, промульгирует законы; как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет;
3) назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте, в некоторых странах – премьер-министра или министров с согласия парламента, многих должностных лиц и государственных служащих определенных рангов.
4) издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу и с принятием закона утрачивают силу. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.
5) вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение
в соответствии с принятым об этом законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.
6) является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства.
7) вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.;
8) является гарантом конституции, прав и свобод граждан.
Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии.
Президент несет ответственность за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.
Вице-президент обычно избирается в паре с президентом либо им назначается (бывает и несколько вице-президентов). Он не имеет значительных полномочий, он замещает президента в случае его отсутствия, тяжелой болезни, смерти, отставки президента. В течение короткого срока проводятся президентские выборы.
В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена – там президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще – сената) или глава правительства.
Источник
Президент особенности статуса зарубежных странах
Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене.
Его место в системе органов власти определяется формой правления:
1) в президентской республике он взаимодействует с парламентом и судебной властью как представитель исполнительной власти;
2) в смешанной республике нередко стоит над всеми властями;
3) в парламентарной республике его роль вторична по сравнению с ролью главы правительства;
4) в абсолютной монархии монарх объединяет в своих руках все важнейшие полномочия;
5) в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но при этом обладает возможностью парализовать деятельность последнего;
6) в парламентарной монархии монарх исполняет в основном представительские функции;
7) в республике советского типа играет важную политическую роль, когда этот пост занимает руководитель коммунистической партии (например, в КНР).
Монарх – глава государства в странах с монархической формой правления, лицо, замещающее пост главы государства в порядке престолонаследия.
В конституции могут содержаться различного рода запреты в отношении монарха (запрет быть главой другого государства, покидать страну без разрешения парламента и др.).
Правовой статус монарха зависит от формы правления.
Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства.
Объем полномочий президента зависит от формы правления в его стране.
Глава государства наделен полномочиями:
1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;
2) в сфере внешней политики;
3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);
4) в сфере государственного управления;
5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);
6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);
7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование). В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).
1) Представительские полномочия. ГГ осущ-ет ф-ции верховного предст-ва г-ва во вне и внутри страны (подпис мн договоры, имеет право непосредственного обращения к руководителям ин г-в и прав-в, назначает дип предст-лей, осущ-ет аккредитацию предст-лей в заруб г-вах, выступает с офиц обращениями к парл-ту и посланиями к нации). К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.
2) Упр-е делами г-ва: в законод сфере (право созыва сессий парл-та, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законод инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парл-том, опубликование законов, правомочие обращаться в органы конституционного контроля о конституционности того или иного акта); в сфере исполнит власти (назначение главы правит-ва и принятие его отставки, участие в формировании прав-ва, решение стратегических вопросов военного упр-я в кач-ве верховного главнокомандующего вооруженными силами, в федеративных г-вах – введение особых режимов упр-я, издание собственных нормативных актов; в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).
3) Полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражд-ва, предост-я полит убежища, право помилования и смягчения наказания, осущ-ние награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).
4) чрезвычайные полномочия. ГГ объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности.
Президент. Полномочия П и его место в системе гос органов во многом опр-ся устан-ной в г-ве формой правления – през-кой, парл-тской или смешанной.
При парл-тской ФП, опр-щей преимуще-но представительский, церемониальный характер ф-ций и роли ГГ, П только формально утверждает или подтверждает полит реш-я парл-та либо прав-ва, но почти всегда не принимает их самостоятельно. В целом можно констатировать ограничение фактических полномочий главы г-ва при парл-тских формах правления, сужение его компетенции в пользу парл-та и прав-ва. При през-кой и смешанной ФП, напротив, «сильный» П контр-ет прав-во, осущ-ляя исп-ную власть самост-но. При анализе компетенции ГГ в през-кой респ-ке следует учитывать, что сист гос власти построена на принципе раздел-я властей. П не может распустить парл-т, а парл-т в свою очередь не имеет полномочий отправить формируемое П-том прав-во в отставку.
В смешанных республиках, как правило, П по конституции объявляется только главой г-ва, а не главой исполн власти. Последняя согласно констит-ным нормам принадлежит прав-ву (Фр, Португ), при этом сущ должность председ-ля прав-ва (премьер-мин-ра). Членов прав-ва назначает П, в отнош назначения премьер-мин-ра могут действовать особые конституционные треб-я (по согласо-ю кандидатуры с парл-том), «силовые» мин-ры и мин-р ин дел непоср-но подчинены ГГ. Иными словами, рук-лем прав-ва фактически является П. Однако прав-во несет полит ответственность перед парл-том, де-юре являясь самостоят органом. П рассм-ся как арбитр в спорах с другими властями, гос-ми органами.
Особ-ти статуса монарха закл-ся в единоличном, наследственном и пожизненном хар-ре принадлежащей ему власти. Как прав, власть при этой ФП переходит по праву рождения. В н.в. распр-ны след системы престоло-наследования: салическая: престол наследуют только мужчины (Яп, Бельг, Норвег); австрийская: престол перед-ся мужчинам по старш-ву при возм-ти предоставления его женщинам в сл пресечения мужской линии; кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не искл-ся, однако преим-во отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Вбр, Дания, Исп, Нидерл); скандинавская: женщины наследуют престол на равных осн-ях с мужчинами (Швеция); мусульманская — трон наследуется не опр-ным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия); племенная: монарха опр-ет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд)
Источник