- Причины и преимущества международной экономической интеграции
- 71.Особенности интеграционных процессов в развитых и развивающихся странах.
- 72.Интеграционные
- Причина экономической интеграции развитых стран
- Готовые работы на аналогичную тему
- Причина экономической интеграции развитых стран
- Готовые работы на аналогичную тему
- Особенности экономической интеграции в развивающихся странах
Причины и преимущества международной экономической интеграции
Цель. Рассмотреть причины, приводящие к участию страны в международной экономической интеграции.
– глобализация хозяйственной жизни;
– углубление международного разделения труда;
– общемировая по своему характеру научно-техническая революция;
– повышение открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны, и различные исследователи выделяют разные их группы. Вот один их возможных комплексов подобных причин, с привязкой к экономико-технологическому развитию общества:
– возрастание масштабов производства;
– распространение новых технологий;
– развитие ТНК, МНК;
– увеличивающаяся роль международных экономических организаций, фондов;
– создание интеграционных группировок;
– либерализация торговли, других рынков;
– достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона).
Если проанализировать всю теоретическую информацию, обосновывающую экономическую интеграцию, и соотнести ее с имеющимися данными по влиянию на экономику отдельных государств и регионов, то можно выделить следующие черты, характеризующие МЭИ.
1) увеличение размеров рынка — эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия;
2) возрастает конкуренция между странами;
3) обеспечение лучших условий торговли;
4) расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
5) распространение передовой технологии;
1) для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
2) олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен;
3) эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации;
– взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
– на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
– необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
1) развитая инфраструктура;
2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции – политическая и экономическая база).
– макроэкономический (государственный уровень);
– микроэкономический (межфирменный – ТНК).
Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства – образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США – на американском континенте, Япония и США – в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны – в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП (научно-технический прогресс) усиливается предметное, детальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межгосударственном уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.
Фактор, стимулирующий интеграционные процессы – повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:
– глубокая степень взаимопроникновения экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира);
– ослабление или же полная ликвидация ограничений на различные межгосударственные перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
– конвертируемость национальных валют
Вывод. Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка – географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей, и не менее значима в этом отношении может быть общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.
Список использованной литературы:
1. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002
2. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист, 2006
Источник
71.Особенности интеграционных процессов в развитых и развивающихся странах.
Экономическая интеграция в странах с развитым рыночным хозяйством представляет собой сочетание процессов частно-корпорационной интеграции (или интеграции на микроуровне) и межгосударственной (на макроуровне). Эти процессы не происходят обособленно друг от друга, а образуют органическое единство, хотя и противоречивое. Стремление развивающихся стран к экономической интеграции имеет другие причины, чем в случае высокоразвитых стран. Если у последних данный процесс является необходимостью. Вытекающей из требований достигнутого уровня производственных сил, то в развивающихся странах необходимость вытекает из того. Что благодаря ей эти страны получают возможность определенного ослабления трудностей в экономическом развитии. Экономическая интеграция в развивающихся станах идет медленнее в силу сдерживающих факторов: факторов состояния внутренней экономики (низкий уровень производительных сил, монокультурность), особенностей взаимных отношений (недостаток финансовых ресурсов для осуществления интеграционных процессов, недостаточное развитие инфраструктуры, слабость материальной базы), факторов внешнего порядка (нарастание финансовой зависимости от индустриально развитых стран, значительный контроль ТНК над внешней торговлей), политической нестабильности. Таким образом, важнейшими аспектами опыта интеграционных процессов в развивающихся странах следует признать:1.возникновение положительных результатов участия государства в хозяйственном сближении лишь при наличии внутрирегиональных горизонтальных связей (внутри- и межотраслевых);2.образование центров «треугольников роста», которые постепенно втягивают остальные регионы в систему современных мирохозяйственных отношений.
Отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
1.различные побудительные причины интеграции;
2.различные исходные экономические и политические условия интеграции;3.развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
4.отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
72.Интеграционные
объединения в группе экономически развитых стран. Интеграция в Западной Европе (Европейский союз).
Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции. История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. Зона свободной торговли (1958 -1967 гг.) – данный этап характеризуется отменой таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества. Введен общий таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран. Таможенный союз (1968 -1986 гг.) – единая аграрная политика дополняется единой политикой в сфере окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея». С 1979 года начала функционировать европейская валютная система (ЕВС), Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года Маастрихтского договора о формировании экономического и валютного союза. Совет Европейского союза (называемый еще Советом министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений ЕС на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Европейская комиссия является исполнительным органом (своего рода правительство) и несет ответственность за соблюдение выполнения странами Договора о Европейском Союзе, претворяет в жизнь решения Европейского совета и Совета Европейского Союза, а также обладает правом законодательной инициативы.
Европейский совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Европейский парламент принимает бюджет ЕС, контролирует деятельность Еврокомиссии, занимается законотворческой деятельностью. Суд европейских сообществ – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающий принципов ЕС. Европейский центральный банк (ЕЦБ) –ЕЦБ определяет финансовую политику в зоне евро. Счетная палата — контрольный орган ЕС, учрежденный в 1992 годуЭкономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году был заключен договор о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли семь государств: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария (в настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн).
Источник
Причина экономической интеграции развитых стран
Экономическая интеграция между отдельными экономическими субъектами предполагает наличие определённых условий для возникновения межгосударственных производственных, торговых, финансовых связей.
Предпосылки экономической интеграции на международном уровне:
- соответствие уровня экономического развития и степени развития рыночных отношений в интегрирующихся странах;
- географическое положение стран, которые интегрируются, наличие (в большинстве случаев) общих границ и исторически сложившихся экономических связей;
- общность проблем, которые необходимо решать интегрирующимся странам в сферах экономического роста, финансовой системы, государственного регулирования экономики;
- «демонстрационный эффект» – наличие в странах, принадлежащих к интеграционным образованиям, положительных изменений в социально-экономической сфере (снижение уровня инфляции и безработицы, увеличение темпов экономического развития), что оказывает влияние на другие государства данного региона;
- «эффект домино» – при изменении экономических связей, вследствие интеграции одних стран, с теми государствами, которые остались вне интеграционных объединений, как правило, последние испытывают определённые трудности переориентации производства и сбыта.
Готовые работы на аналогичную тему
При этом следует понимать, что экономическая интеграция не определяется исключительно интересами отдельных субъектов рынка, а возможна при соблюдении других (неэкономических) условий. Как правило, выделяют экономические и политические мотивы интеграции. К первым относят сходство показателей экономического развития, доходов, открытость стран для прямых иностранных инвестиций стран, которые интегрируются и необходимость создания управленческих структур для координации действий в условиях роста экономической взаимозависимости. Политические мотивы экономической интеграции включают: приоритет внутрирегиональной торговли и инвестиций перед внешнерегиональными; использование власти для противостояния конкурентам. Зависимость от национальных коалиций в странах-участницах.
Источник
Причина экономической интеграции развитых стран
Экономическая интеграция представляет собой процесс экономического и политического взаимодействия государств, которое приводит к их сближению.
Развитие интеграционных процессов можно представить в виде рисунка.
Для успешного развития интеграции необходимо соблюдение следующих условий:
- Близость уровней экономического развития;
- Географическая близость интегрирующихся государств;
- Высокий уровень технико-экономического развития;
- Общность проблем;
- Экономическая открытость;
- Наличие прочных демократические устоев;
- Наличие экономического объединения
Готовые работы на аналогичную тему
Самым успешным интеграционным объединением в истории является созданное в 1957 г. Европейское экономическое сообщество, которое с 1993 г. именуется Европейским Союзом. Сегодня, в его рамках создан экономический союз и введена единая валюта.
Вторым по значимости интеграционным объединением является Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Основная причина ее создания – изменение геополитической ситуации в мире.
Особенности экономической интеграции в развивающихся странах
В шестидесятые годы прошлого столетия, интерес к экономической интеграции стали проявлять развивающиеся страны. Стоит отметить, что полувековой опыт функционирования экономической интеграции в развивающихся странах показал, что ни одной из них не удалось сформировать интеграционный комплекс, какой создали в развитых государствах.
Также стоит отметить, что в развивающихся государствах специфический характер поставленных перед интеграцией целей. Если в развитых государствах интеграция – функция уже достигнутого ими уровня развития сил, то для развивающихся государств – это средство, с помощью которого они пытаются облегчить проведение индустриализации.
В государствах Азии успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Основной целью деятельности данной группировки является развитие сотрудничества во всех областях, создание зоны свободной торговли, а также экономическое сотрудничество.
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) имеет консультативный статус, в рамках которого происходит выработка региональных правил ведения торговли, экономической деятельности.
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии создана с целью координации деятельности и финансирования программ сотрудничества, а также разработка системы преференциальной торговли.
В арабских странах существуют две интеграционные группы:
- Совет Арабского экономического единства По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Торговое экономическое сотрудничество между странами ЛАГ (Лиги Арабских государств) подробнее (цель – создание общего рынка).
- Совет по сотрудничеству арабский стран Персидского залива (цель – координация, интеграция и расширение связей между государствами).
В государствах африканского континента существует огромное количество интеграционных групп. Стоит отметить, что большая их часть преследовала общую цель – создание общего рынка.
Процессы интеграции в Африке преследуют цель создания условий для развития промышленности и удовлетворение потребностей государств, а концепцией интеграции служит «опора на собственные силы».
Таким образом, интеграционные объединения мира способствуют выделению таких отличий интеграции в развитых и развивающихся государствах, как:
- Разные причины интеграции;
- Разные условия интеграции;
- Развитие объединений в развивающихся государствах вширь, а в развитых – внутрь;
- Отсутствие положительной динамики в развитии объединений в развивающихся странах африканского континента.
Таким образом, с учетом данных отличий, перспективой будет развитие вертикальной интеграции между развитыми и развивающимися государствами, как, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Данные формы объединений имеют больше преимуществ в сравнении с, к примеру, южноамериканской интеграцией.
Источник