- Политические конфликты: основные истоки, факторы и причины их возникновения
- Источники формирования политического конфликта
- Политические кризисы
- Объективные факторы политических конфликтов
- Субъективные факторы политических конфликтов
- Причины появления политических конфликтов внутри государства
- Относительная депривация как первопричина зарождения политических конфликтов
- Политический конфликт как последствие режимного кризиса
- Причины возникновения политических конфликтов
- Причины возникновения политических конфликтов
Политические конфликты: основные истоки, факторы и причины их возникновения
Любому общественно-политическому конфликту всегда предшествует повышение социальной напряжённости в государстве. Эта напряжённость провоцируется состоянием неудовлетворённости текущим состоянием государственных дел и течением исторических событий.
Конфликт не стоит рассматривать только в негативном контексте, т. к. он лежит в самой основе политики и феномене политической власти. Благодаря конфликту согласовываются и координируются полярные мнения и интересы отдельных людей в государстве.
Источники формирования политического конфликта
Основополагающие источники появления политических конфликтов:
- сами общественные отношения, которые всегда выражают иерархичность – отношения неравенства;
- полярность мнений, разные интересы и расхождение граждан в базисных основополагающих идеях, общественно-политических идеалах и ценностных установках;
- идентификация граждан (например, политическая, религиозная и др.);
- искажения, недопонимания, просчёты и недостатки в процессе политической и социальной коммуникации;
- общественно-психологические качества политических субъектов, которые борются за власть.
- недостаток общественного богатства и экономических, материальных благ;
- непонимание собственных интересов;
- угнетение личности;
- существующая система распределения и, как результат, общественное неравенство.
Политические кризисы
В основании каждого политического конфликта находятся многообразные политические кризисы. Существуют основные виды политических кризисов:
- перераспределения материальных и культурных (нематериальных) благ, который заключается в невозможности обеспечения властными структурами устойчивого постоянного роста материального благополучия своих граждан;
- участия, который демонстрирует низкий уровень интереса граждан к политике, низкой вовлечённости людей в управление государством (как на макроуровне, так и на микроуровне);
- идентичности, который наступает с момента падения прежних ценностных ориентиров и идеалов, доминировавших в политической сфере и культуре конкретного общества;
- легитимности, который отражает несоответствие выполняемых целей властей (политического режима) и массовых воззрений граждан о правильных нормах функционирования этого режима (иначе говоря, это кризис несоответствия государственной и национальной идеологии);
- «проникновения», который выражается в стремлении и желании реализации господствующим классом собственных решений в различных сферах социальной жизни.
Объективные факторы политических конфликтов
Притеснение и ущемление государственной властью базисных потребностей граждан может вызываться рядом объективных факторов:
- кризисное общественно-экономическое развитие (примером может служить кризис СССР в 1980-е гг.);
- трудности, которые связанны с кардинальной перестройкой всей общественно-политической системы государства;
- следствие внезапных обстоятельств (таких, как стихийные бедствия, глобальные войны, мировой экономический кризис и др.).
Субъективные факторы политических конфликтов
Противостояние власти, народа, различных политических группировок и слоёв общества может провоцироваться рядом субъективных факторов:
- неготовность правящей элиты принимать во внимание первостепенные интересы и коллективные потребности подчинённых социальных слоёв населения;
- очевидные просчёты и неосведомлённость властных структур в особенностях общественно-экономической политики;
- понимание и осознание подчинёнными общественными слоями населения имеющегося политического механизма распределения всех благ и ресурсов (в том числе, и самой власти) как нелегального и несправедливого (это явление называется кризисом легитимности).
Причины появления политических конфликтов внутри государства
Существуют десятки причин появления внутригосударственных конфликтов. Но условно все эти причины можно сгруппировать по четырём направлениям:
- соперничество всевозможных групп интересов (например, элит, политических блоков, кланов и т. п.) за получение максимальных властных полномочий и общественных ресурсов (такую ситуация можно назвать противостоянием политических интересов);
- разнообразие целей, ценностных установок, оценок, суждений о политическом, экономическом и общественном развитии государства (разнообразия политических культур);
- возможности идентификации граждан, понимание ими собственной принадлежности к конкретным этническим, социальным, конфессиональным и иным общностям, противопоставление «чужим» сообществам и группам (подобная ситуация называется конфликтом идентичности);
- притеснение базисных политических и общественно-экономических законных интересов существенной части населения в государстве.
Притеснение основных политических и общественно-экономических интересов граждан может провоцировать ещё 2 разновидности конфликтов легитимности:
- в основе первого типа находятся социально-экономические причины и предпосылки, такие как справедливое перераспределение общественного продукта (коллективных народных благ) между всеми социальными слоями;
- в основании второго типа лежат политико-правовые предпосылки и причины, такие как несоблюдение властью гражданских свобод, нарушение их прав, отступление от имеющихся законов и установление новых (а подобные законы могут не отвечать реальным интересам конкретных общественных групп и субъектов политики);
Относительная депривация как первопричина зарождения политических конфликтов
Согласно взглядам Т. Р. Гарра, важнейшая причина любого общественно-политического конфликта – это относительная депривация. Под ней Т. Р. Гарр понимал оценку актором (т. е. деятелем) несоответствий своих ценностных экспектаций и аксиологических возможностей.
Ценностные экспектации – это материальные и нематериальные блага, условия и уровень жизни, на которые потенциально могут предъявлять свои права граждане (по их собственному убеждению).
Ценностные возможности – это материальные и нематериальные блага, условия и уровень жизни, которые граждане (по их собственному мнению) могли бы получать и удерживать у себя.
Согласно мнению Г. Мида, Р. Мертона и К. Боулдинга, большая часть общества не желает предпринимать насильственных действий, однако делает эти действия по причине нахождения в фрустрированном (неудовлетворённом) состоянии (а не по причине преследования каких-то политических целей).
Основополагающим понятием в концепции относительной депривации считается «фрустрация-агрессия». В трактовке Т. Р. Гарра с фрустрационно-агрессивными механизмами связаны угрожающе-агрессивные механизмы. А они, в свою очередь, мотивационно связанны с понятием потенциального (возможного) коллективного насилия.
Согласно Т. Р. Гарру, неудовлетворённость представляется базисным, побуждающим и основополагающим условием для всех действующих лиц коллективного насилия. Данная неудовлетворённость складывается, главным образом, в процессе сравнения положения и социального статуса фрустрированных групп с группами более высокого благополучия и социального статуса (референтными группами). При этом причинно-следственная последовательность в общественно-политическом насилии протекает через ряд стадий:
- накопление неудовлетворённости;
- процесс политизации неудовлетворённости;
- превращение неудовлетворенности в действия насильственного характера, которые направлены против политических деятелей и государственных объектов.
Эта теория наиболее эффективна для анализа социально-политических конфликтов в государствах и обществах с заметным материальным социальным расслоением, когда разница в доходах самой богатой (референтной) и самой бедной (фрустрированной) частями населения очень велика. Так, например, показателем кризиса является ситуация, когда самая высокая зарплата богатой части населения выше самой маленькой зарплаты бедной части населения в 25-30 и более раз, когда высокие небоскрёбы, золотые рудники или нефтяные скважины соседствуют с бедными районами трущоб. Подобное положение характерно и на международном уровне между «странами третьего мира» и сверхдержавами.
Такая картина характерна для разных периодов российской истории. В разные периоды россияне наблюдали за тем, как крайне несправедливо, нерационально, неравномерно чиновники и правительство распределяли общественные богатства, земельные ресурсы, материальные и нематериальные блага.
В реальности государственная экономика обладает огромным потенциалом. Но преимущественно экономика часто функционирует для удовлетворения интересов малочисленной части общества – политической элиты, чиновников. Эту проблему можно решить только посредством пересмотра существующей системы перераспределения ресурсов страны.
Во всём мире проблемы социального и имущественного неравенства неразрывно связаны с ограничением личных свобод и общественно-политических прав народа, простых граждан.
Политический конфликт как последствие режимного кризиса
В каждом государстве население всегда будет стремиться защищать себя насильственным путём, разрушать или кардинально изменять существующие политические и общественные институты при вытекающих условиях:
- невозможность найти себе своё место в имеющейся социально-политической иерархии, ограниченные возможности социальной мобильности;
- ущемление базовых основополагающих человеческих потребностей;
- неспособность удовлетворения потребностей общества самими политическими институтами, когда граждане вынуждены сами искать пути удовлетворения собственных базовых потребностей.
При этих условиях возникает режимный крупный конфликт и конфронтация общества и правящей элиты.
В обществе возможны и идеологические общественно-политические конфликты (альтернативное название этого конфликта – конфликт политических культур). Главными причинами его являются расхождения власти и общества в целях, нравственных оценках, ценностных установках, воззрениях на идеальное социально-политическое устройство.
Если в государстве не имеется гражданского общества, то главной причиной политического конфликта будет считаться власть различных элит, блоков и политических кланов за ресурсы и властные полномочия. Если не существует гражданского общества, то все цели, задачи и обстоятельства политических конфликтов чаще всего будут оставаться непонятными для большей части граждан. В этом случае победа в политической борьбе конкретной политической группировки вряд ли что-то поменяет в условиях жизни простых граждан. Особенно сильно усугубляет такое несправедливое положение так называемая теневая экономика и теневая политика.
Источник
Причины возникновения политических конфликтов
Причины возникновения политических конфликтов
Политическому конфликту, как правило, предшествует рост социальной и политической напряженности в социально-политических отношениях. Социальная напряженность возникает, когда большинство людей не удовлетворены состоянием дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность является ключевым понятием социальной и политической напряженности. Социальная напряженность при определенных условиях может трансформироваться в социально-политическую и политическую. (Ниже мы рассмотрим эти проблемы подробнее.)
По мнению Л. Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения политического конфликта:
- сами общественные отношения — отношения неравенства;
- расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;
- идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.);
- недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;
- социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.
В основе политического конфликта лежат различного рода политические кризисы, в частности:
- кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества;
- кризис распределения материальных и культурных благ, заключающийся в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния населения;
- кризис участия — уровень вовлеченности граждан в управление;
- кризис «проникновения» — стремление правящего класса реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни;
- кризис легитимности — несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования.
Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения социально-политического конфликта рассматривает относительную депривацию, которая «определяется как восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными экспектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это блага и условия жизни, на которые, как убеждены люди, они могут с полным правом претендовать. Ценностные возможности — это блага и условия, которые они, по их мнению, могли бы получить и удерживать».
Истоки теории относительной депривации восходят к трудам Э. Дюркгейма об аномии и работам П.А.Сорокина о подавленных базовых инстинктах большинства населения. Определенный вклад в развитие этой теории внесли К. Боулдинг, Г. Мид, Р. Мертон. Они рассматривали теорию относительной депривации в единстве с теорией референтных групп. Суть теории заключается в том, что большинство людей совершают насильственные действия не потому, что преследуют политические цели, а потому, что они находятся в неудовлетворительном (фрустрированном) состоянии. Ключевым понятием относительной депривации является «фрустрация-агрессия». По мнению Р. Гарра, «механизмы фрустрации-агрессии и связанные с ними механизмы угрозы-агрессии лают базовую мотивационную связь между относительной депривацией и потенциалом коллективного насилия».
Неудовлетворенность (по Т. Р. Гарру) служит базовым, побуждающим условием для участников коллективного насилия. Она формируется преимущественно в ходе сравнения (сопоставления) положения фрустрированных групп с более благополучными (референтными) группами. При этом «казуальная последовательность в политическом насилии» проходит следующие стадии:
- развитие неудовлетворенности;
- политизация этой неудовлетворенности;
- реализация неудовлетворенности в насильственном действии, направленном против политических объектов и деятелей.
Теория относительной депривации является, на наш взгляд, эффективной при анализе социально-политических конфликтов в условиях значительного расслоения общества, когда разрыв в доходах и уровне жизни между бедными (фрустрированными) слоями общества и богатыми (референтными) весьма велик, например, как в современном российском обществе. Аналогичное положение и повод для фрустрации-агрессии сложилось и на международной арене между «бедными» и «богатыми» странами.
Относительная депривация как причина возникновения социально-политического конфликта является актуальной для современного российского общества. В народе зреет массовый протест против крайне неравномерного (несправедливого) распределения общественных ресурсов. Экономика страны, обладая огромными возможностями, в основном работает на незначительную часть общества — политическую и экономическую элиту и коррумпированное чиновничество. Поэтому противоречие между тем, на что могут претендовать граждане, и тем, что им предлагает (выделяет) существующая система отношений, для России одно из самых актуальных.
На проблемы экономического и социального неравенства накладываются проблемы ограничения политических прав и свобод простых граждан.
Все многообразие причин возникновения внутригосударственных политических конфликтов, по нашему мнению, можно свести к четырем основным:
1. ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Вследствие этого могут возникнуть следующие виды социально-политических конфликтов:
- конфликт легитимности власти, в основе которого лежат социально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами (слоями);
- конфликт легитимности власти, в основе которого лежат политико-правовые причины, например нарушение политических прав и свобод граждан; нарушение существующих законов; введение новых законов, не отвечающих интересам определенных политических субъектов и социальных групп;
2. различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур);
3. борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе (конфликт политических интересов);
4. процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к определенным социальным, этническим, религиозным и другим общностям и конфронтация с «чужими» группами (конфликт идентичности).
Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.
Объективными факторами являются:
- кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
- трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества;
- 3) результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).
К субъективным факторам относятся:
- явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
- нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;
- осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).
Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Такой режимный политический конфликт предполагает конфронтацию между правящей элитой и обществом. Сегодня в России, по данным социологических исследований, 79 % россиян не удовлетворены своими жизненными условиями, 70 % респондентов оценивают российское общество как несправедливое. Но в силу различных причин неудовлетворенность сложившейся системой в основном носит латентный характер.
Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях о необходимом (идеальном) устройстве общества и государства могут стать причиной идеологического социально-политического конфликта или конфликта ценностей. Такие конфликты также называют конфликтами политических культур, однако, по нашему мнению, последний может включать более широкий круг проблем, например противоречия по поводу средств достижения целей.
Борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы является наиболее распространенным основанием для политического конфликта, а в условиях отсутствия гражданского общества — основным. По- лобные конфликты происходят в рамках существующей политической системы. Их причины, цели и задачи не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни обычных граждан. Такая «политика» и такие «политические конфликты» весьма характерны для сегодняшней России с ее теневой политикой и теневой экономикой.
Источник