Причины появления страны лидера

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Лидер (от англ. lider – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах.

Политические лидеры – это субъекты политики, которые своим авторитетом и влиянием сплачивают массы в политические движения, организации, стремясь к завоеванию власти.

Причины возникновения лидерства:

1. Предрасположенность людей к подчинению человеку, способному оформить и защитить их интересы;

2. Личностные, профессиональные, организационные качества потенциального лидера, отвечающие требования масс.

К личностным чертам лидера относятся: харизма, интеллект, интуиция, тактичность, чувство юмора.

Факторы, влияющие на про­явление лидера – его характер; свойства его приверженцев, из­бирателей, взаимодействующих с лидером; конкретная ситуация, в которой лидерство осуществляется – обобщаются в виде четырех собирательных образцов лидерства:

Лидер-знаменосец отличается собственным видением действи­тельности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

В центре внимания лидера-служителя – выражать и реализо­вывать интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

Лидер-торговец основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержки своей политики. Таким лидером руководят его сторонники. Он является агентом определенной группы людей.

Лидер-пожарный реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению политических пожаров.

В нашей стране преобладали лидеры-торговцы и пожарные и явно не доставало и недостает лидеров-знаменосцев и служителей.

1. Лидерство в малой группы. Формируется на основе качеств лидера, оцениваемых членами группы непосредственно при совместной деятельности.

2. Лидерство в общественно-политическом движении. Требует ещё и способности выражать интересы значительной части населения, определять политические требования и тактику борьбы.

3. Лидерство в системе государственной власти. Предполагает максимальную компетентность и ответственность.

Функции политического лидера:

1. диагностическая (определение и оценка ситуации);

2. интеграционная (соединение интересов населения в населения в конкретной программе);

3. координационная (наложение и согласование деятельности ветвей и органов власти);

4. прагматическая (реализация целей и задач).

Начиная с М. Вебера, политических руково­дителей делили на три типа в зависимости от того, на чем основывались их претензии на власть (авторитет) и легитимность. Легитимность – это качество взаимоотношений политической власти и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в её праве управлять. М. Вебер в типологии легитимности выделял традиционную (на основе обычаев и наследования), рациональную (на основе выборов и закона) и харизматическую (на основе уникальной способности эмоционально влиять на людей, подчинять своей воле).

Традиционные лидеры (вожди) опираются на вековые тради­ции, ни у кого не вызывающие сомнений (Хомейни в Иране).

Легальные лидеры должны получать власть «законным путем» (Б. Клинтон, Ж. Ширак, Б. Ельцин).

Харизматические лидеры стоят особняком, их власть (скорее, авторитет) опирается не на внешнюю силу традиций или закона, а на некое необычное личное качество, которое Макс Вебер называет «харизмой» (в раннехристианской литературе этот термин означает «боговдохновенностъ»).

Похарактеру отношений лидера с подчинёнными выделяют лидерство:

1. авторитарное, предполагающее единоличное руководство;

2. демократическое, допускающее участие членов группы в управлении ею.

Связан с грязными политиканами и советуется с астрологами. У него было две любовницы, курит сигареты одну за другой и выпивает от восьми до десяти бокалов мартини в день. (Франклин Рузвельт)

Дважды выгоняли со службы, Он постоянно спит до полудня. В колледже употреблял опиум. Каждый вечер выпивает литр виски. (Уинстон Черчилль)

Имеет военные награды. Вегетарианец. Не курит. Только изредка пьёт пиво. Никогда не изменял жене. (Адольф Гитлер)

По отношению к целям выделяются:

1.лидеры-романтики, стремящиеся к полной реализации целей, мобилизуя максимум сил и средств;

2.лидеры-прагматики, чётко определяющие соотношение имеющихся возможностей с целями, способные отказаться от какой-либо цели, выбрав более достижимую.

Похарактеру используемых средстввыделяются:

1.лидеры-радикалы, сторонники решительных перемен;

2.лидеры-реформисты, проводящие постепенные преобразования.

«Группы поддержки» лидера или партии составляют активисты и последователи; посредниками в коммуникативном процессе между коммуникатором и целевой аудиторией выступают «лидеры мнений».

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Применительно к обществу этим словом обозначается лучшая, наиболее ценная группа людей, призванная в силу их особых качеств управлять массами.

Г. Моска ввёл понятие элиты как «управленческого класса»; М. Вебер известен идеей рациональной бюрократии; Р. Михельс ввёл «железный закон олигархии» (выявил причины и описал механизм возникновения олигархической власти в любой организации).

Политическая элита – это составляющие мень­шинство общества дифференцированные группы лиц, обладающие качествами лидерства и подготовленные к выполнению управлен­ческих функций, занимающие руководящие должности или непос­редственно влияющие на принятие властных решений в обществе.

Иными словами, это носители наиболее ярко выраженных полити­ко-управленческих качеств и функций. Понятие «элита» не совпадает с понятием «правящий» (господствующей) класс ни по объе­му, ни по содержанию. Элита – это «исполнительный комитет» пра­вящего класса, значит она значительно меньше его по объему. Она «скромнее» и по содержанию, ибо к управленческой деятельности правящий класс привлекает наиболее способных представителей других классов и слоев населения. Такое привлечение весьма выгод­но политической элите: во-первых, это обеспечивает ей приток све­жих сил, во-вторых, создает иллюзию демократичности формиро­вания элиты. На деле вошедшие в элиту выходцы из «социальных низов» по существу интегрируются в господствующий класс. Рекрутирование элит – это механизм отбора в правящую элиту, на должности в государстве или партии. В политологии выделяют две основные системы рекрутирования: гильдий и антрепренерская. В гильдийской системе выделяют как наиболее типичную – номенклатурную, которая характеризуется излишней идеологизацией, политизацией и доминированием родственных связей.

Однако сама политическая элита неоднородна, внутренне противоречива, она разная на разных исторических этапах и в разных странах.

1. правящая элита – непосредственно обладающая государственной властью;

2. функциональная (административная) элита – профессионалы-управленцы, обладающие необходимым образованием и квалификацией;

3. научная и художественно-творческая элита – определяющая направле­ния и средства развития науки, культуры, литературы и искусства;

4. оппозиционная элита (контрэлита), определяющая программные установки и методы работы оппозиционных партий и движений.

Источник

Причины появления страны лидера

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мировое лидерство

Наш мир становится все более противоречивым, неопределенным, конфликтным. В таких условиях значительным образом растет потребность в лидерстве, это связано с тем, что теперь необходимо принимать новые сложные решения, а не просто плыть по течению или исполнять отданные сверху команды.

Ведущий политолог американского происхождения З. Бжезинский рассматривал варианты утраты американцами лидирующей (по его оценке) роли в современном мире. Он полагал, что при наступлении резкого кризиса американской системы новый мировой лидер не сможет появиться даже к 2025 году.

«Ни одна держава не будет в силах к тому сроку играть эту роль, которую мир, после распада СССР в 1991 году, ждал от США: роль лидера нового, созданного в глобальном масштабе мирового порядка», — писал Бжезинский.

Неопределенность на международной арене и потенциальные фатальные риски, по мнению ученого, таковы, что возможны последствия резкого спада влияния США. По мнению американского политолога, хорошо понимают это и зарубежные партнеры Вашингтона.

Готовые работы на аналогичную тему

Без страны-лидера на сегодняшний день мировое развитие будет серьезным образом затрудняться.

Итоговая редакционная статья 2011 года популярной британской газеты «Daily Telegraph» была озаглавлена «Появятся ли в 2012 году лидеры, в которых нуждается мир?».

Критерии лидера

Лидер имеет способность усматривать в разнородных фрагментах действительности элементы новизны и из этих кусков мозаики составлять целостную картину, которая соответствует тенденциям мирового развития.

Исследователь российского происхождения Э. Я. Баталов выделил ряд критериев, которым лидер должен соответствовать:

  1. Он обладает важной ролью в регулировании социально-политических процессов в границах своей общности.
  2. Он имеет общепризнанный авторитет, рассматривается окружающими как пример для подражания.
  3. Он может входить в положение иных членов общности, принимать в учет их интересы в ходе принятия решений.
  4. Лидер в ответе перед сообществом за проводимый им курс развития.
  5. Наконец, как правило, лидер значительным образом превосходит иных членов сообщества по собственной интегральной силе, и обладает достаточными ресурсами для реализации собственной лидерской функции.

Качества страны-лидера

Какие же качества присущи на сегодняшний день мировому лидеру? Произведенное авторитетным немецким социологическим Фондом Бертельсманна исследование явило следующие важнейшие качества мировой державы (пункты в списке расположены в порядке их значимости):

  1. потенциал роста и мощь экономики;
  2. стабильность политики;
  3. развитый научно-исследовательский и образовательный сектор;
  4. наличие значительного объема природных ресурсов;
  5. потенциал лидерства в обеспечении безопасности и разрешении международных проблем;
  6. экономико-социальная модель, к которой устремлены иные государства;
  7. военная мощь;
  8. приспосабливаемость и инновационность.

Особо здесь следует отметить второстепенную, если не сказать малозначительную, роль военного фактора в представлениях политологов современного периода о ведущих качествах мировой державы.

Вся совокупность этих элементов многократно подвергались анализу, классификации по разным признакам (к примеру, на «мягкую» и «жесткую» силы).

Лидерская роль России

Лидерство является амбицией, о которой писал Ф. Ницше. Существует ли такая в хорошем смысле слова амбиция у Российской Федерации?

Согласно положениям, которые заложены в базисных внешнеполитических документах государства, таких амбиций у РФ в настоящий момент нет.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года непритязательно указано, что Россия имеет достаточный потенциал для того, чтобы рассчитывать на формирование в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе стран–лидеров в мировой экономике на основании эффективного участия в мировом разделении труда, величине оборонного потенциала, повышении глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, уровня общественной и государственной безопасности.

Между тем в российской политологической науке и иных формах общественного сознания подобные амбициозные проекты существуют.

К примеру, множество интересных мыслей на эту тему высказывал С. В. Кортунов. А. В. Бузгалин обосновывал возможность глобального культурного лидерства Российской Федерации. Патриарх Кирилл полагает, что миссия России в мировом пространстве могла бы состоять в отстаивании правды.

Вряд ли было бы оправданным ожидание от России заявки на полное лидерство в пространстве современного мира.

Недавние попытки куда более мощных в военном и экономическом планах США выступить в качестве супердержавы претерпели крах. Но все же лидерство принципиальным образом отличается от гегемонизма. В данном плане обратим внимание на содержащуюся в Концепции внешней политики РФ 2008 года мысль о том, что Россия придает большое значение увеличению управляемости развития мира, образованию саморегулируемой международной системы, что требует коллективного лидерства ведущих стран мирового пространства, которое должно быть представительным в цивилизационном и географическом отношении и реализовываться при полном уважении координирующей и центральной роли ООН».

Что касается отраслевого лидерства, то у Российской Федерации есть много заделов в таком плане. Одним из направлений, где наше государство могло бы сыграть лидерскую роль, должна стать энергетическая сфера. Россия занимает ведущее место в мировом рейтинге по добыче, запасам, экспорту энергоресурсов и иным показателям развития энергетики. Россию на Западе часто именуют энергетической сверхдержавой, намекая на применение Москвой энергетических инструментов в целях политики.

Но лидерство страны является нахождением и новых сфер, где возможными будут проблески новизны согласно тенденциям будущего. Важное потенциальное направление проявления лидерства России в этом плане – приграничное сотрудничество. Россия имеет самые протяженные границы в мире и граничит с самым большим числом государств мира.

Источник

Причины появления страны лидера

Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения значимых целей. Политическое лидерство — это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество. Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

1) между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

4) политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

В современной политологии существует несколько определений политического лидерства.

1. Политическое лидерство — это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу.

2. Политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Иными словами, лидерство — это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

3. Политическое лидерство — это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.

Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций. К ним относятся:

1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).

2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).

3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).

4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).

5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция).

6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).

Политическая наука, анализируя феномен политического лидерства, опирается на результаты исследований и достижения в области социологии, политической психологии, истории. Причины возникновения лидерства как политического явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий политического лидерства. Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт«, согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других. Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой — могут оказаться не актуальными, в третьей — препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды. Ряд исследователей попытались объединить достижения теории «личностных черт» и ситуативного подхода в личностно-ситуативней теории. К формирующим лидерство факторам были отнесены: личностные черты лидера, его образы в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивается лидерство.

Значительный вклад в изучение лидерства внесли теории конституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этих теорий были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс. Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка, требования изменения поведения, протест). Таким образом, степень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.

Широкое распространение в политической науке получили психологические теории лидерства. Среди них можно выделить три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное.

Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Соответственно выделяются:

1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению;

2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя;

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

Источник

Читайте также:  Главный каток страны площадь
Оцените статью