Экскурсия как форма наблюдения у дошкольников
Рябошапко Наталья
Экскурсия как форма наблюдения у дошкольников
Экскурсия- как форма наблюдения у дошкольников.
Экскурсия — одна из форм образовательно — воспитательной работы с детьми; она дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Развитие наблюдательности — одна из приоритетных целей, которую воспитатель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Правильная организация наблюдений способствуют формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В процессе природоведческих экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями.В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств (потрогать предмет, попробовать на вкус (например ягоды рябины, определить цвет, форму). По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»). В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.
Конспект наблюдения за малиной для старших дошкольников ко Дню малинового варенья Цель: расширение представлений дошкольников о кустарниках и ягодах. Задачи: образовательные: -закреплять у детей имеющиеся знания о ягодах.
Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.
Видео и фотоотчет «Вечер маминых сказок» как форма работы по приобщению дошкольников к чтению Уважаемые коллеги! Как я уже сообщала в совем блоге, наш детский сад принимает участие в конкурсе проектов по приобщению детей раннего и.
Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.
Экскурсия дошкольников в гимназию на последний звонок (фотоотчет) Содружество ДОУ и школы является многолетним и стабильным. Важным моментом по организации работы преемственности детского сада со школой.
Экскурсия дошкольников в музей Тульских пряников Накануне 8 марта наш педагогический коллектив с участием родителей организовал поездку в город Тулу в «Музей пряников». Дети с восторгом.
Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.
Источник
Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением
методическая разработка по литературе на тему
Статья содержит методические рекомендации по проведению экскурсии по городу с исследовательским наполнением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_s_issledovan.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением.
Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия. Педагоги образовательных учреждений применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. Экскурсия для учащихся — это интеллектуальное удовольствие, а для педагога — это сложный творческий процесс, успех которого зависит от хорошей подготовки и от того, владеет ли он информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом красноречия. Экскурсия – это не только односторонняя подача материала педагогом, но и хорошая основа для научно-исследовательской деятельности учащихся. Нами выявлено следующее противоречие: в условиях нашего города (г.Новокузнецк) существует великолепная возможность организации подобных экскурсий, в то же время опыт педагогов в этой области минимален, вероятно, это происходит из-за незнания методики проведения исследовательских экскурсий. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования : как организовать экскурсию с исследовательским наполнением. В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением».
Объект исследования — методика проведения экскурсии.
Предмет исследования — исследовательское наполнение экскурсий.
1. Рассмотреть основные понятия, виды экскурсий, выбор темы, цели и задачи.
2. Определить специфику проведения экскурсии с исследовательским наполнением.
- Понятие экскурсии, виды и цели.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Самое раннее толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав» [3] . Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [5]. Музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея. Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия это – форма учебно–воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами[4]. Педагогу нужно очень серьезно подойти к выбору темы экскурсии. Тема экскурсии является её основой, на чем строится показ и рассказ. Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Целями экскурсии могут выступать: воспитание патриотизма; интернациональное воспитание; трудовое воспитание; эстетическое воспитание; экологические воспитание; показ достижения населенного пункта в экономике страны; показ исторической роли населенного пункта; знакомство с особенностями природы края; расширение кругозора. В ходе экскурсионного процесса педагог помогает учащимся увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача) [2]. Затем определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции. Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию [2]. Объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица. Объектами экскурсии могут являться: памятные места; здания и сооружения; природные объекты; производственные и промышленные объекты; экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки; памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, и т.д.
Одна из задач экскурсии — выработать у учащихся отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии — это выводы ребенка, к которым его подводит учитель.
3. Методика проведения экскурсии с исследовательским наполнением.
В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь учащимся легче усвоить ее содержание. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы — приемы показа и приемы рассказа. Существует мнение, что экскурсии — это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным. Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме.
1). Учащимся или группам детей указываются объекты или объект для наблюдения.
2). До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. В практике проведения экскурсий первый и второй этапы выполняются в тесной взаимосвязи, часто одновременно. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов.
3). Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. д.
4).Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения.
5). Обобщение и формулировка вывода.
Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующее задание в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на места экскурсии.
В работе были рассмотрены основные понятия, этапы экскурсий, ее цели, задачи, значение в образовательном процессе. Чтобы правильно организовать экскурсию с исследовательским наполнением, нужно придерживаться определенных ее этапов, включая практические занятия. Учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы. Практика показывает, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Все же, стоит признать, что экскурсия – это прекрасный метод изучения предмета. Учащиеся высоко оценят, если экскурсия будет содержать исследовательский элемент, ведь это не односторонний процесс подачи информации, а взаимодействие в команде, осознание своей значимости, у ученика останется чувство удовлетворения от активного участия, от выполненного задания, повысится интерес и его «включенность» в процесс.
- Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации. М.: 2002.
- Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. Минск: Изд-во Университетское. 1988.
- Даль В.И. Толковый словарь. Изд. Олма Медиа Групп. 2009.
- Савина Н.В. Экскурсии в природу: Учебно-практическое пособие. Минск. 2001.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Педагогика. М.: Изд. Академия. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные н.
Методика проведения практических занятий отвечает на следующие вопросы:1.Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?2.Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержан.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей создания улицы Строителей в р.п.Лесогорск.2. Развивать интерес к истории родного поселка.3.
Учебные экскурсии по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. .
В последнее время в целях активизации познавательной деятельности учащихся экскурсии в последнее время используются не столь широко. При правильной их организации именно на экскурсиях можно добиться п.
Материал помогае провести небольшую экскурсию на примере материала по ботанике. Данную методику можно применить при изучении зоологии и общей биологии, а также при проведении исследовательской деятель.
В наше время, человек живущий в невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: доби.
Источник