- Значение законности и правопорядка в современном обществе
- Конституционная монархия: примеры стран
- Содержание статьи
- История возникновения монархии
- Признаки монархии
- Виды монархии
- Абсолютная монархия
- Древневосточная монархия
- Феодальная монархия
- Парламентарная монархия
- Конституционная монархия
- Конституционная монархия: примеры стран
Значение законности и правопорядка в современном обществе
Юридическая ответственность
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.
Принципы юридической ответственности:
Основные виды юридической ответственности:
Законность – это соблюдение всеми субъектами права действующего законодательства.
Термином «законность» в самом общем виде обозначается весьма положительное отношение к законам и подзаконным актам со стороны разного рода субъектов права в их повседневной жизни.
Уровень законности служит главным критерием оценки правовой жизни общества.
Логическую связь с понятием «законность» имеет понятие «правопорядок», т.е. установленный нормами права порядок отношений между людьми, при котором последние беспрепятственно осуществляют свои права и неуклонно исполняют свои обязанности.
Правопорядок – это система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, это состояние урегулированности социальных связей.
Лекция 3: «Конституционное право»
1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства
Представление о конституции как о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости было разработано в античной Греции Аристотелем. Термин же конституция появился в древнем Риме и первоначально обозначал императорские указы. В условиях средневековья так стали называться акты о феодальных вольностях.
Зарождение конституционализма относится к эпохе первых буржуазных революций XVII-XVIII вв., когда начинают складываться основы гражданского общества. Быстрее всего эти социально-политические процессы протекали в Американских колониях, а затем и в молодом Американском государстве, чья Конституция 1787 г. стала первой писаной конституцией в мире. Ныне США демонстрирует пример конституционного монизма, т.е. за более чем 200-летнюю историю эта страна имела только одну конституцию и множество конституционных поправок. Более типичной является модель конституционного плюрализма – например, Франция, столкнувшаяся с революциями и политическими взрывами 1789, 1830, 1848, 1871 гг., неоднократно принимала всё новые конституции. Конституционный плюрализм присущ и России (конституции 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг.). Нынешняя Конституция 1993 г. сохранила в себе немало из мирового и отечественного конституционного опыта.
Сегодня под конституцией понимается система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой стороны, а также основы организации самого государства.
Сущность конституции четко проявляется в ее функциональной характеристике. Конституция выполняет три основные функции:
1) юридическую (главный источник права страны);
2) политическую (определяет устройство государства);
3) идеологическую (как наиболее авторитетный закон она обращается к признанным в обществе ценностям и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе).
Формой конституции является способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Единым и единственным нормативным актом являются, например, конституции Германии, Испании и России. Напротив, конституция Швеции состоит из трех нормативных актов – Формы правления 1974 года, в котором урегулированы основы государственного строя, основные свободы и права государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года.
Если конституция представляет собой единый писаный акт, регулирующей все основные вопросы конституционного характера, то она квалифицируется как кодифицированная. Если же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция.
Структура кодифицированных конституций имеет стандартизированный вид: она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения.
В преамбулеобычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее принятия, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции наиболее велика в политическом и идеологическом плане.
В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах граждан, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сначала идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее о судебной власти, далее об организации власти на местах.
Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещаются нормы о порядке изменения конституции и государственных символах.
Рассмотрим структуру Конституции РФ 1993 года. В ней нет преамбулы, но есть введение, в котором объяснены причины и цели принятия Основного Закона. Основную часть Конституции составляет первый раздел, включающий в себя 9 глав:
— «Основы конституционного строя»,
— «Права и свободы человека и гражданина»,
— «Президент Российской Федерации»,
— «Правительство Российской Федерации»,
— «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
В них отражены вопросы конституционного строя, зафиксированы права и свободы человека и гражданина, определены полномочия ветвей власти, причем вначале главы государства, затем парламента, правительства и судебной власти. Завершают раздел главы о местном самоуправлении и о порядке внесения конституционных поправок и пересмотре конституции.
Заключительные и переходные положения были включены законодателем во второй раздел Конституции. Он закрепляет нормы о введении Конституции в действие, фиксирует прекращение действия прежней конституции, соотношение конституции и федерального договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу конституции.
В целом конституция РФ по своей структуре может быть признана компактной, четкой и юридически строгой по логике своего строения.
Изменения в общественной жизни страны могут повлечь за собой изменение конституции. Этот процесс обусловлен гибким или жестким характером основного закона.
В так называемых гибких конституциях изменение достигается путем принятия закона. Содержащий конституционные нормы закон изменяет старые или устанавливает новые положения, ранее сформулированные или не сформулированные в других законах. Так изменяются конституции Израиля, Новой Зеландии и др.
Сложнее дело обстоит, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституции имеет целью обеспечить ее стабильность, способствует укреплению ее авторитета и относительному постоянству конституционного строя.
Конституция Российской Федерации относится к разряду жестких и процедура пересмотра ее положений, внесения поправок регулируется ст. 134, 135, 136.
Особенности Конституции Российской Федерации:
§ Конституция РФ имеет классическую структуру.
§ В Конституции РФ провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем устанавливается сильная роль Президента.
§ Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларируется равный подход федеральных органов к любому субъекту.
§ В Конституции установлен довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений.
§ Конституция РФ рассчитана на перспективу.
§ Конституция РФ деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека и гражданина.
Юридические свойства конституции:
— Верховенство. Конституция занимает первое место в иерархии правовых актов.
— Высшая юридическая сила. Конституции РФ не может противоречить ни один нормативно-правовой акт РФ. При наличии противоречий действует Конституция РФ.
— Прямое действие Конституции. Означает, что установленные Конституцией нормы и принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений.
— Учредительный характер Конституции. Конституция является первоосновой. Для установления конституционных норм не существует никаких правовых ограничений, и они не могут быть отменены по причине несоответствия какому-либо нормативно-правовому акту данного государства.
— Стабильность Конституции. Для этой цели устанавливается сложный порядок ее принятия и изменения.
Источник
Конституционная монархия: примеры стран
Содержание статьи
- Конституционная монархия: примеры стран
- Что такое монархия
- Какие есть формы правления
История возникновения монархии
История монархии начинается с истории государства. Институты военной демократии, сложившиеся в период разложения родового строя, были использованы при создании первых монархий.
В древности разновидностью монархии зачастую была деспотия. Деспотия (греч.) — неограниченная власть. Монтескье, Мабли, Дидро и другие французские просветители использовали понятие «деспотия» для критики абсолютной монархии, противопоставляя ей умеренное правление. Абсолютную монархию еще называли тиранией, неограниченной монархией. Вся верховная власть принадлежала одному властителю (как правило, получавшему власть по наследству монарху). Монарх опирался на военно-бюрократический аппарат. Эта разновидность монархии была характерна для большинства рабовладельческих государств. Осуществление власти характеризовалось полным произволом, бесправием граждан. Воля деспота была законом. Личность монарха зачастую обожествлялась при жизни и после смерти. Власть монарха была неограниченна, но фактически учитывала интересы господствующего класса, в первую очередь непосредственного окружения, знати.
Однако, то обстоятельство, что монарх формально венчал систему государственных органов, оказалось фактором, сделавшим эту форму правления все же довольно устойчивой в сравнении с республиками, в которых были сильны политические схватки в борьбе за высшие государственные органы.
Разнообразие монархий исторически запечатлелось и в титулах главы государства (император, царь, король, герцог, князь, фараон, султан и др.).
Монархия, как форма правления, интересна тем, что с течением времени она не теряет своей актуальности.
С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
Признаки монархии
- Пожизненный правитель. Человек, унаследовавший власть, остается ее носителем до конца своих дней. Только после его смерти власть передается следующему претенденту.
- Передача трона по наследству. В любом монархическом государстве существуют законы и традиции, которые четко описывают процедуру передачи верховной власти. Как правило, она передается по наследству родственникам первого порядка.
- Монарх – лицо государства. По традиции, правитель изъявляет волю всего народа и становится гарантом единства нации.
- Монарх – лицо неприкосновенное, обладает юридическим иммунитетом.
Виды монархии
Различают следующие разновидности монархии:
- Абсолютная (неограниченная);
- Конституционная (ограниченная);
- Дуалистическая;
- Парламентарная
Абсолютная монархия
Absolutus – с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная – это основные виды монархии. Абсолютная монархия – это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.
Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая – это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления – Ватикан.
Древневосточная монархия
Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты. Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени – это были его первоочередные задачи.
Феодальная монархия
Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.
Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами. Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния.
Парламентарная монархия
Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.
Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.
Конституционная монархия
Конституционная монархия — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической (дуализм — двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламента, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх — исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу).
Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко. В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. Имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства; если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами «царствует, но не правит». Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте.
Монарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию («совету») правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы
Конституционная монархия: примеры стран
Около 80 % всех конституционных монархий в современном мире являются парламентскими, и лишь семь — дуалистическими:
- Люксембург (Западная Европа).
- Лихтенштейн (Западная Европа).
- Княжество Монако (Западная Европа).
- Великая Британия (Западная Европа).
- Нидерланды (Западная Европа).
- Бельгия (Западная Европа).
- Дания (Западная Европа).
- Норвегия (Западная Европа).
- Швеция (Западная Европа).
- Испания (Западная Европа).
- Андорра (Западная Европа).
- Кувейт (Ближний Восток).
- ОАЭ (Ближний Восток).
- Иордания (Ближний Восток).
- Япония (Восточная Азия).
- Камбоджа (Юго-Восточная Азия).
- Таиланд (Юго-Восточная Азия).
- Бутан (Юго-Восточная Азия).
- Австралия (Австралия и Океания).
- Новая Зеландия (Австралия и Океания).
- Папуа — Новая Гвинея (Австралия и Океания).
- Тонга (Австралия и Океания).
- Соломоновы Острова (Австралия и Океания).
- Канада (Северная Америка).
- Марокко (Северная Африка).
- Лесото (Южная Африка).
- Гренада (Карибский регион).
- Ямайка (Карибский регион).
- Сент-Люсия (Карибский регион).
- Сент-Китс и Невис (Карибский регион).
- Сент-Винсент и Гренадины (Карибский регион)
Источник