Пример зависимость латиноамериканских государств от крупных стран запада приведите примеры

В чем выражалась зависимость латиноамериканских государств от крупных стран запада? Приведите примеры​

Ответ:

Зависимость латиноамериканских государств от крупных стран запада выражалась в экономической и политической зависимости.

Объяснение:

Нужно понимать, что латиноамериканские страны были колониями стран Старого мира, и поэтому они должны были подчиняться интересам и потребностям, требованиям метрополий. Другого выхода у них не было.

Преимущественно, латиноамериканскими странами владели Испания и Португалия. Они видели свои владения исключительно как бесконечный источник драгоценных металлов и плантаций, где выращивали тростниковый сахар, хлопок, табак, рис и прочее. Также метрополии разворачивали в своих латиноамериканских колониях горную промышленность, королевские рудники, и нехотя строили мануфактуры (хотя, безусловно, они были очень нужны). В этом и проявлялась экономическая зависимость латиноамериканских стран, экономика не удовлетворяла их нужды, а только метрополий. Это тормозило развитие промышленности и как следствие экономическое развитие в целом. Потому что метрополия имела монопольное право на ремесло и развертывание любой хозяйственной деятельности внутри колонии.

Кроме того, существовало такое жестокое ограничение, как запрет на торговлю между колониями.

Несмотря на то, что климат позволял, латиноамериканские страны не могли выращивать виноград, оливы, лен, не могли разводить шелковичных червей, а выращивали только то, что в метрополиях вырасти не могло.

Источник

В чем выражалась зависимость латиноамериканских государств от крупных стран запада? Приведите пример

Ответы на вопрос

Ответ:

Зависимость латиноамериканских государств от крупных стран запада выражалась в экономической и политической зависимости.

Объяснение:

Нужно понимать, что латиноамериканские страны были колониями стран Старого мира, и поэтому они должны были подчиняться интересам и потребностям, требованиям метрополий. Другого выхода у них не было.

Преимущественно, латиноамериканскими странами владели Испания и Португалия. Они видели свои владения исключительно как бесконечный источник драгоценных металлов и плантаций, где выращивали тростниковый сахар, хлопок, табак, рис и прочее. Также метрополии разворачивали в своих латиноамериканских колониях горную промышленность, королевские рудники, и нехотя строили мануфактуры (хотя, безусловно, они были очень нужны). В этом и проявлялась экономическая зависимость латиноамериканских стран, экономика не удовлетворяла их нужды, а только метрополий. Это тормозило развитие промышленности и как следствие экономическое развитие в целом. Потому что метрополия имела монопольное право на ремесло и развертывание любой хозяйственной деятельности внутри колонии.

Кроме того, существовало такое жестокое ограничение, как запрет на торговлю между колониями.

Несмотря на то, что климат позволял, латиноамериканские страны не могли выращивать виноград, оливы, лен, не могли разводить шелковичных червей, а выращивали только то, что в метрополиях вырасти не могло.

Источник

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Политическая зависимость латиноамериканских государств от империализма США. Антидемократические режимы. После первой мировой войны латиноамериканские государства попадают в еще большую зависимость от иностранного, особенно североамериканского империализма.

Уже к началу второй мировой войны североамериканский империализм, используя свою экономическую мощь, значительно потеснил своих соперников и добился политического подчинения большинства латиноамериканских стран. C этой целью широко использовалась провозглашенная президентом США Ф. Рузвельтом «политика доброго соседа». Политическая зависимость латиноамериканских государств позволила американскому империализму втянуть их в развернутую правящими кругами США после второй мировой войны политику «холодной войны» и создания агрессивных военно-политических союзов и баз, направленных против CCCP и других социалистических стран.

B 1947 году в Рио-де-Жанейро США навязали латиноамериканским государствам Пакт об обороне Западного полуша-

рия, который превращал эти государства в военно-стратегический тыл США и еще больше ущемлял их национальный суверенитет. B 1948 году в Боготе на IX Панамериканской конференции была создана Организация американских государств (ОАГ), а при ней целая система различных комитетов, которые полностью контролировались правительством США и использовались американским империализмом для проведения военно-полицейских операций в Латинской Америке, для дипломатического давления на латиноамериканские правительства.

Усилившаяся после второй мировой войны зависимость латиноамериканских республик от империализма США все более широко отражалась на их политическом, государствеиноправо- вом развитии. Проимпериалнстические буржуазно-помещичьи правительства в Латинской Америке шли на прямое предательство национальных интересов — от кабальных уступок американским монополиям в торговом, банковском и другом законодательстве до проведения по указке США антидемократических кампаний против прогрессивных сил своих стран. Империалисты США систематически вмешивались во внутренние дела латиноамериканских республик, оказывая открытую помощь и поддержку тем политическим партиям и правительствам, которые защищали интересы иностранных компаний, крупной буржуазии и латифундистов.

B государственный аппарат латиноамериканских стран все шире проникали люди, тесно связанные с интересами американских монополий. B некоторых случаях даже высшие государственные посты занимали служащие американских фирм. Так, президент Колумбии Гомес (1949—1953 гг.) служил ранее адвокатом американской компании «Стандард ойл», а многие министры правительства Колумбии были адвокатами других

США — «Колумбиан гольф ойл компани».

«Ричмонд петролеум Империалисты (

:ША, стремясь задушить национально-освободительное движение в латиноамериканских республиках, постоянно плели заговоры против законных, но неугодных Вашингтону правительств, насаждали реакционные диктатуры, а во многих странах шли на прямую военную интервенцию (в Доминиканской республике, Гаити, Панаме).

Вмешательство империалистических держав, тесный союз внутренней и внешней реакции явились основной причиной того, что после 1917 года практика военных мятежей и установления военно-фашистских диктатур оставалась одной из характернейших черт развития большинства латиноамериканских государств. Так, сильная волна каудилизма прокатилась по континенту в 30-е годы, когда напуганная ростом революционного движения (особенно в связи с кризисом 1929—1933 гг.) реакция совершила целый ряд военно-фашистских переворотов (Трухильо в Доминиканской республике, Бенавидес в Перу, Сомоса в Никарагуа). После второй мировой войны государственные перевороты и военно-фашистские диктатуры стали составной частью похода империализма США и латиноамериканской реакции против демократическихсил.Толькозадесять лет (1945— 1954 гг.) в латиноамериканских государствах было организовано 70 путчей и военных переворотов, 18 из них закончились свержением старых правительств. B это время к власти пришли такие американские марионетки, как Гомес в Колумбии, Хименес в Венесуэле, Стреснер в Парагвае и т. д.

B последние десятилетия в условиях господства реакционных, проимпериалистических сил политический режим в большинстве латиноамериканских республик (за исключением Мексики, Уругвая, Чили) по-прежнему был далек от буржуазного демократизма и основывался на традиционных методах каудилизма, выработанных еще в предшествующую эпоху. Конституционными правами в этих странах могла пользоваться лишь небольшая верхушка общества, лишь сторонники лояльных к диктатору политических партий.

Для самих каудильо конституционные свободы и выборный механизм имелгг

лишь как декоративное оформление террористического режима.

B 30-е годы XX века и в годы второй мировой войны латиноамериканские диктаторы, не довольствуясь традиционными методами насилия и демагогии, заимствовали некоторые государственноправовые институты из арсенала европейского фашизма (диктатура Буша в Боливии, Убико в Гватемале, Варгаса в Бразилии). Особенно активные попытки в этом направлении предпринял Варгас, захвативший власть во время переворота в 1930 году и узурпировавший ее до 1945 года.

B 1937 году под предлогом «борьбы с коммунизмом» Варгас провозгласил себя «руководителем нации» и промульгировал конституцию, предусматривавшую создание в Бразилии так называемого «нового государства». Это означало реорганизацию стрдны на основе корпоративного строя. Конституция широко использовала социальную демагогию из энциклик римских пап. Вместо представительного органа Варгас создал национальный экономический совет по образцу фашистской «корпоративной палаты». Взамен распущенных профсоюзов создавались «корпоративные» объединения, которые полностью контролировались государством.

После второй мировой войны, в результате которой в мкре упрочились силы демократии и социализма, реакция в латиноамериканских странах/уже не всегда могла править лишь с помощью открытого террора и насилия. Попирая элементарные права своих народов^ послевоенные диктаторы вынуждены во все большей степени прибегать к помощи социальной демагогии и внешне «демократических» конституционных форм для того, чтобы поддерживать престиж так называемого «свободного мира». Правящие круги изо всех сил стараются отыскать все новые «правовые» средства для оправдания грубых нарушений демократических положений конституций. Реакция широко использовала то обстоятельство, что провозглашение демократических прав и свобод во многих конституциях сопровождается оговорками н пользование ими допускается лишь в «пределах, установленных в законе». Принимаемое в соответствии с этими ого- воркамн антидемократическое законодательство направлено своим острием против прогрессивных политических партий и перечеркивает саму суть конституционных гарантии.

Стремясь парализовать все возрастающую политическую активность масс и помешать левым силам укрепить свои позиции в выборных органах, диктаторы грубо нарушали статьи конституций, говорящие об «избирательной демократии». Правительственное давление во время выборов, подкупы избирателей, фальсификация итогов выборов — обычное явление в условиях антинародных диктаторских режимов.

Как и в предшествующие периоды, большую роль в государственной жизни играла армия. B истории многих латиноамериканских стран «гражданское правительство» — чрезвычайно редкое явление. Так, в Венесуэле с 1907 по 1957 год лишь в течение трех лет существовало «гражданское управление», а в остальные годы власть находилась в руках военных. Примерно такое же положение сложилось в Доминиканской республике, в республиках Центральной Америки. B Аргентине, например, президентами республики в период с 1943 по 1958 год становились полковники и генералы, а половина министров и 45% губернаторов штатов являлись высшими офицерами. B 1954 году президентами 12 республик были военные.

Влияние армин сказывалось не только в многочисленных военных переворотах, но и в открытом и грубом вмешательстве в ход избирательных кампаний. Именно поэтому на многих вы-

борах победу одерживали военные или лица, имеющие тесную связь с военщиной. Реакционная верхушка армии неизменно оказывает огромное воздействие на формирование правительственной политики, а поддержка со стороны руководства армии s является необходимым условием существования не только BO- / енного, но и любого «гражданского» режима.

Реакция в латиноамериканских республиках часто использует также институт «осадного положения», с помощью которого она получает возможность «конституционно» приостанавливать і действие демократических гарантий и развязывать руки кара- . тельным органам. Ho и в условиях «нормального», с точки зре- I ння конституции, режима диктаторы широко используют всю I систему карательных органов для расправы с коммунистами и другими патриотами.

Подъем национально-освободительного движения. Борьба J с диктаторскими режимами. Первая мироваявойна.ухудшившая J жизненные условия трудящихся в Латинской Америке, способ- ’ ствовала дальнейшему развитию революционного н антиимпериалистического движения па американском континенте. Мощный толчок к подъему национально-освободительной борьбы в латиноамериканских странах дала Великая Октябрьская социалистическая революция. По странам Латинскон Америки в 1918—1921 гг. прокатилась волна рабочих и крестьянских выступлений. B начале 1919 года в Буэнос-Айресе вспыхнуло крупное восстание рабрчих под лозунгом «Смерть буржуазному строю». Многочисленные «голодные» забастовки, студенческие демонстрации, стачки горняков прокатились в 1918—1923 гг. по Чили. Массовые демонстрации, вылившиеся во всеобщую забастовку, произошли в 1919 году в Перу. Острые классовые бои имели место в Мексике, Бразилии и других странах Латинской Америки.

Октябрьская революция в России дала толчок к созданию в странах Латинской Америки коммунистических (подлинно революционных) партий рабочего класса, ставших душой национально-освободительного движения. B большинстве стран континента деятельность коммунистических партий протекала в трудных условиях. Фашистские, диктаторские режимы обрушивали тяжелые удары на коммунистические партии; во многих странах коммунисты были вынуждены многие годы работать нелегально, подвергаясь жестоким репрессиям со стороны карательных органов. Так, в Гватемале в 1932 году арестован весь ЦК компартии, однн из его членов застрелен, остальные приговорены к пожизненному тюремному заключению. Президент Аргентины Хусто, президент Бразилии Baprac и пре-

зидент Уругвая Teppa в 1935 году заключили особый «антикоммунистический пакт», предусматривающий совместные полицейские операции против коммунистических партий.

Активная деятельность коммунистов n 30-е годы способствовала развитию рабочего и крестьянского движения. B начале 30-х годов забастовки рабочих и выступления крестьян нередко поддерживались восстаниями революционных частей во флоте и армии (например/, восстание во флоте в Чили в 1931 году, восстание в армии ц Перу в 1932 году).

B Бразилии вМЭЗБ году по инициативе коммунистической партии возник национально-освободительный альянс’ объединивший профсоюзы, ряд крестьянских, студенческих и иных организаций, включавших около 1,5 млн. человек. Деятельность альянса развийалась под лозунгами: ликвидация кабальных договоров и национализация предприятий империалистов, безвозмездная экспроприация земель иностранного капитала и местной крупной буржуазии, создание народно-революционного правительства демократической коалиции и т. п.

Коммунистическая партия Чили в условиях роста политической сознательности трудящихся масс начиная с 1935 года провела большую работу по созданию Народного фронта — широкого объединения всех сил, выступающих на антифашистских, антиимпериалистических и антифеодальных позициях. B комитетах Народного фронта сотрудничали коммунистическая, социалистическая, демократическая, радикальная партии, профсоюзы и другие организации. Ha выборах 1938 года Народный фронт добился избрания своего кандидата Агирре Серда, сформировавшего правительство (из социалистов, радикалов, представителей демократической партии), которое поддерживала коммунистическая партия. Хотя правительство Агирре Серда, а затем (с 1942 г.) президента Риоса не провело радикальных социально-экономических преобразований в Чили, деятельность Народного фронта, добившегося существенной демократизации политического строя и проведения некоторых прогрессивных реформ в области внутренней и внешней политики Чили, явилась важной вехой в развитии антиимпериалистического, демократического движения в странах Латинской Америки.

B конце 30-х годов и во время второй мировой войны благодаря усилиям коммунистов достигнуты большие успехи в объединении сил рабочего класса. B 1938 году возникла Конфедерация трудящихся Латинской Америки, стоявшая на позициях классовой борьбы. K 1948 году она насчитывала 6 млн. человек и объединяла 18 национальных профцентров. Правительственные круги в латиноамериканских республиках перед лицом

такого единства вынуждены были идти на ряд экономических и политических уступок: развивалось социальное законодательство, принимались меры по созданию национальной промышленности (в Чили, Аргентине), вводились в действие новые, более демократические конституции и т. д. Разгром фашистской Германии способствовал росту демократических, настроений в Латинской Америке и дальнейшему повышению авторитета коммунистических партий. B l94G году в Чили было сформировано правительство с участием коммунистов, в 1947 году коммунисты занимали места в парламентах 12 латиноамериканских стран.

B послевоенный период, ознаменовавшийся созданием мировой социалистической системы, усилением рабочего движения и резким подъемом национально-освободительной борьбы, империалисты США и реакционные силы стран Латинской Америки начинают в обстановке развернувшейся «холодной войны» яростную антикоммунистическую кампанию, направленную на раскол рабочего освободительного движения, на ликвидацию экономических и демократических завоеваний народных масс.

Новый поход реакции на права рабочего класса, на демократические институты и свободы в латиноамериканских государствах начался в 1947—1948 гг. B этом антидемократическом наступлении реакция использовала самые различные приемы и средства: начиная от террора против коммунистов и всех патриотов и кончая раскольнической деятельностью в профсоюзах и . других массовых общественных организациях. Ha борьбу с прогрессивными идеями были брошены все силы — от армии и полиции до католической церкви, прессы и других орудий антикоммунистической, проимпериалистической пропаганды. B 1947 году реакция добилась ликвидации Народного фронта в Чили, коммунисты были удалены из правительства и подверглись гонениям. B 1948 году в Чили принят закон «О постоянной защите демократии», на основе которого деятельность коммунистической партии была запрещена. Аналогичные и более жестокие драконовские законы после второй мировой войны проведены в Бразилии (1947 r.), Венесуэле (1950 г.) и большинстве других стран Латинской Америки. Даже в тех странах, где коммунистические партии формально не запрещались, они не имели нормальных условий для работы, а их члены подвергались преследованиям.

Империалисты США спровоцировали раскол профсоюзного движения в странах Латинской Америки. B 1951 году благодаря усилиям АФТ и КПП создана Межамериканская региональная организация труда, примкнувшая к Международному конгрессу «свободных профсоюзов» и противостоящая Конгрессу

трудящихся Латинской Америки. Усилиями раскольников были созданы и другие профцентры — католический н перонистский (в Аргентине), которые стали проводниками антикоммунизма и реформизма в рабочей среде. Если эти профсоюзы сохраняли легальный статус даже при диктаторских режимах, то представители левого направления в профсоюзном движении преследовались, а его руководители бросались в тюрьмы.

Несмотря на все попытки империалистов CUIA и буржуазно-помещичьей реакции задушить национально-освободительное движение, борьба народных масс оказывала все возрастающее влияние на развитие государственного строя латиноамериканских стран. B результате мощных народных выступлений в 40-х и 50-х годах падали ненавистные диктаторские режимы, проводились конституционные реформы.

Антиимпериалистические выступления широких слоев народа оказали в ряде стран давление на входящих в правительство и парламент представителей буржуазии, которые должны были идти на отдельные преобразования, принимать законы, направленные на развитие национальной экономики и задевающие в ряде случаев интересы иностранных монополий.

Так, в Боливии правительство под давлением народных масс, выступавших против господства монополий США, еще в 1937 году национализировало собственность нефтяного треста «Стандард ойл».

B тон же стране пришедшее к власти в результате народного восстания в апреле 1952 года правительство Пас Эстен- copo, представлявшее блок мелкой и средней буржуазии, провело национализацию крупнейших горнорудных компаний, где сильные позиции занимал капитал США. B Мексике в 1938 году были национализированы некоторые американские нефтяные компании, а закон о нефти 1958 года объявил о национализации всех остальных нефтяных концессий и предприятий США. Нефтяные богатства страны стали разрабатываться государственной нефтяной компанией «Петролеос Мексиканос*. B Чили в 1939 году правительство Народного фронта создало государственную «Корпорацию по развитию продукции», содействовавшую развитию национальной энергетики н металлургии.

Такие мероприятия, как ограничение деятельности иностранных монополий, создание национальных предприятий, поощрение государственно-капиталистического сектора и так далее, не только отвечали интересам национальной буржуазии, но и способствовали дальнейшему развертыванию борьбы народных масс за экономическую самостоятельность и подлинную государственную независимость.

B некоторых странах Латинской Америки (Мексика, Боливия и др.) буржуазные правительства пошли на реформы и в области поземельных отношений. Эти реформы устраняли отдельные пережитки полуфеодальной эксплуатации, расчищали дорогу развитию капиталистических отношений. Ho они носили ограниченный характер, не ликвидировали полностью крупные латифундии, не решили проблемы крестьянского безземелья.

Большой размах национально-освободительной борьбы после второй мировой войны заставлял п империалистов США, проводящих жесткий курс в отношении латиноамериканских государств, в отдельных случаях маневрировать, искать новые средства для сохранения своих экономических и политических позиций. Правительство США неоднократно заявляло о поддержке «демократического», «эволюционного» развития латиноамериканских государств (например, в рамках программы «Союз ради прогресса» и т. д.).

B поисках выхода из политического кризиса, возникающего в латиноамериканских диктатурах, американский империализм организовал несколько заговоров не только против слишком «радикальных» правительств, но и против посаженных ранее с его помощью тиранов, которые скомпрометировали себя откровенно антинародной и проимпериалистическон политикой. Так, диктатор Колумбии Гомес в 1953 году заменен новым — генералом Рохасом Пинилья, кубинский диктатор Сокаррас в 1952 году сменен Батнстой и т. п. Свержение диктаторов без последующих глубоких социально-экономических преобразований, даже если в стране на некоторое время восстанавливаются отдельные конституционные нормы, не уничтожает почву военной диктатуры и приводит лишь к установлению новой ее разновидности. Так, свержение реакционера Хименеса в результате народного восстания в 1958 году и создание «либерального» правительства Бетанкура привело в результате капитуляции венесуэльской буржуазии перед империализмом к возрождению антинародной террористической диктатуры.

Отдельные маневры американского империализма, пытающегося затормозить прогрессивное социальное п политическое развитие латиноамериканских государств, не могли остановить революционного процесса в Латинской Америке. Крупным событием в национально-освободительной борьбе на этом континенте в конце 40—начале 50-х годов явилась гватемальская революция. Народное восстание в октябре 1944 года привело к свержению диктатуры Убико. B 1945 году в Гватемале принята новая конституция, предусматривавшая не только демократизацию государственного строя, но и проведение прогрессивных социально-экономических преобразований. B стране сложились благоприятные условия для создания и деятельности профсоюзов, демократических организаций и политических партий. Правительство президента Аревало установило дипломатические отношения с СССР, провело реорганизацию армии.

По мере развития гватемальской революции и размежевания политических сил в стране к власти пришли наиболее прогрессивные силы национальной буржуазии, поддержанные рабочим классом и крестьянством. Правительство Арбенса (1950— 1954 гг.), опираясь на единый фронт революционных сил, приступило в соответствии с демократическими положениями конституции 1945 года к проведению радикальных реформ.Онораз- работало законодательство, предусматривающее повышение жизненного уровня народа и изменение экономической структуры Гватемалы — отсталой аграрной страны, в которой господствовали крупные латифундисты и иностранные компании (особенно крупные земельные владения принадлежали североамериканской «Юнайтед фрут’компани»), Государственные органы Гватемалы содействовали развитию транспорта, торговли и промышленности страны, был учрежден ряд банков для финансирования развития национальной экономики и прежде всего земледелия, скотоводства и лесоводства. Законодательство предусматривало повышение минимальной заработной платы рабочих.

Ho наибольшее значение имел закон об аграрной реформе, принятый парламентом 17 июня 1952 г. B законе говорилось о том, что правительство «ставит своей целью уничтожение феодальной собственности в деревне и соответствующих ей производственных отношений, с тем чтобы развить в сельском хозяйстве формы и методы капиталистического производства и подготовить почву для индустриализации Гватемалы». Закон предусматривал наделение землей (за плату) малоземельного и безземельного крестьянства за счет государственного фонда, а также экспроприированной земли. Согласно закону не подлежали экспроприации земли мелких и средних землевладельцев (до 90 га) при любых условиях, а также хозяйства площадью до 270 га в том случае, если не менее 2/з их земель обрабатывались. Латифундисты получали от государства компенсацию в размере стоимости участков, объявленной ими ранее при уплате налогов.

Даже такая умеренная аграрная реформа могла иметь революционные для Гватемалы последствия. K июню 1954 года было экспроприировано 554,8 тыс. га земли (из них 160 тыс.

принадлежало «Юнайтед фрут компани»). Более 100 тыс. крестьянских семей получили земли из фонда аграрной реформы. Закон 1952 года проводился в жизнь вопреки яростному сопротивлению латифундистов и иностранных компаний. Правительство США, защищая интересы «Юнайтед фрут компани>, требовало от Арбенса отмены аграрного закона. Ho правительство Гватемалы и во внешней политике стало проводить независимый демократический курс.

Импермалисты США безуспешно пытались использовать средства обычного дипломатического нажима на правительство Арбенса. Их пугала не только потеря собственных позиций в Гватемале, но и перспектива дальнейшего развития революционных событий на латиноамериканском континенте. Правительство США поспешило заявить, что революция в Гватемале является результатом вмешательства «коммунистических агентов> м инспирирована якобы извне. При поддержке ОАГ империалисты США организовали с территории Гондураса и Никарагуа вооруженную интервенцию против законно избранного правительства Гватемалы. Обращение правительства Арбенса в Организацию Объединенных Наций с просьбой оказать помощь против агрессии было парализовано позицией США в Совете Безопасности. При поддержке американского империализма в июне 1954 года власть в Гватемале захватили реакционные круги во главе с Армасом. Прогрессивное законодательство периода революции было отменено, в Гватемале установилась кровавая диктатура.

Хотя гватемальская революция была задушена империалистами США и латиноамериканской реакцией, она оказала большое влияние на последующую борьбу масс с диктаторскими, антинациональными режимами. Большое воздействие на ход национально-освободительной борьбы в Латинской Америке оказала также победа кубинской революции в 1959 году. Эта революция впервые в Западном полушарии до конца разрешила задачи антифеодальной и антиимпериалистической борьбы и открыла дорогу для перехода к социалистическому обществу. Кубинская революция ознаменовала начало нового этапа национально-освободительного движения, когда в Латинской Америке открылся «фронт активной борьбы с империализмом» ‘. [48]

Источник

Читайте также:  Апеннинский полуостров страны список
Оцените статью