Примеры достойного гражданина страны

Выдающиеся граждане России: список, биографии, интересные факты и достижения

Российская Федерация — это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты.

Рейтинг

Кто же они, выдающиеся граждане России? Список их можно продолжать бесконечно, ведь каждый период в истории нашего Отечества имеет своих великих людей, прославившихся в разных сферах деятельности. Среди наиболее ярких личностей, которые в той или иной степени оказали влияние на ход как российской, так и мировой истории, стоит упомянуть следующих:

  1. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
  2. Пётр Великий.
  3. Александр Суворов.
  4. Михаил Ломоносов.
  5. Дмитрий Менделеев.
  6. Юрий Гагарин.
  7. Андрей Сахаров.

Минин и Пожарский

Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.

Читайте также:  Особенности промышленного развития стран латинской америки

Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.

Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.

Пётр Первый

Значение правления Петра I, прозванного за свои заслуги перед государством Великим, сложно переоценить. Выдающийся гражданин России Пётр Первый находился на престоле 43 года, придя к власти в 17-летнем возрасте. Он превратил страну в величайшую империю, основал на Неве город Петербург и перенёс в него столицу из Москвы, провёл ряд удачных военных походов, благодаря чему значительно расширил границы государства. Пётр Великий начал торговать с Европой, основал Академию наук, открыл множество учебных заведений, ввёл обязательное изучение иностранных языков, заставил представителей знатных сословий носить светские наряды.

Значение правления Петра I для России

Реформы государя укрепили экономику и науку, способствовали развитию армии и флота. Его успешная внутренняя и внешняя политика стала основой для дальнейшего роста и развития государства. Вольтер высоко оценил внутренние преобразования России в петровские времена. Он писал, что русским людям за полвека удалось добиться того, чего другие народы не смогли достичь за 500 лет своего существования.

А. В. Суворов

Самый выдающийся гражданин России второй половины XVIII века — это, безусловно, великий полководец, генералиссимус русских сухопутных и морских сил Александр Суворов. Этот талантливый военачальник провёл более 60 крупных битв и ни в одной из них не получил поражения. Армии под командованием Суворова удавалось побеждать даже в тех случаях, когда силы противника значительно превосходили её по численности. Полководец принимал участие в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 годов, блестяще командовал российскими войсками во время штурма Праги в 1794 г., а в последние годы жизни руководил Итальянским и Швейцарским походами.

В сражениях Суворов применял разработанную им лично тактику ведения боевых действий, которая значительно опережала своё время. Он не признавал военную муштру и воспитывал в солдатах любовь к Отечеству, считая её залогом победы в любом сражении. Легендарный полководец следил за тем, чтобы во время военных походов его армия была обеспечена всем необходимым. Он героически разделял с солдатами все тяготы, благодаря чему пользовался у них огромным авторитетом и уважением. За свои победы Суворов был награждён всеми существующими в его время в Российской империи высокими военными наградами. Кроме того, он являлся кавалером семи иностранных орденов.

М. В. Ломоносов

Выдающиеся граждане России прославляли свою страну не только в искусстве управления государством или тактике ведения боевых действий. Михаил Ломоносов принадлежит к когорте величайших отечественных учёных, которые сделали огромный вклад в развитие мировой науки. Родившись в бедной семье и не имея возможности получить достойное образование, он с раннего детства обладал высоким интеллектом и тянулся к знаниям. Стремление к наукам у Ломоносова было настолько сильным, что в 19-летнем возрасте он оставил свою деревню, отправился пешком в Москву и поступил в Славяно-Греко-Римскую академию. Далее последовала учёба в Петербургском университете при Академии наук. Для совершенствования знаний по естественным наукам Михаил был направлен в Европу. В 34 года молодой учёный стал академиком.

Ломоносова без преувеличения можно считать универсальным человеком. Он обладал блестящими знаниями по химии, физике, географии, астрономии, геологии, металлургии, истории, генеалогии. Кроме того, учёный был прекрасным поэтом, писателем и художником. Ломоносов сделал множество открытий в физике, химии и астрономии, стал основоположником науки о стекле. Ему принадлежит проект создания Московского университета, которому впоследствии было присвоено его имя.

Д. И. Менделеев

Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.

Всемирная слава великого химика

В 1869 г., в возрасте 35 лет, Дмитрий Менделеев сделал открытие, которое прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов. Она стала основой для всей современной химии. Попытки систематизации элементов по свойствам и атомному весу делались и до Менделеева, однако он стал первым, кому удалось чётко сформулировать существующую между ними закономерность.

Периодическая таблица — не единственное достижение учёного. Он написал множество фундаментальных трудов по химии и выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук, Оксфордского, Кембриджского, Пристонского, Эдинбургского и Гёттингенского университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством.

Ю. А. Гагарин

Юрий Гагарин — выдающийся гражданин России советской эпохи. 12 апреля 1961 г. на космическом корабле «Восток-1» он впервые за всю историю существования человечества совершил полет в космос. Пробыв на орбите Земли 108 минут, космонавт вернулся на планету героем международного масштаба. Популярности Гагарина могли позавидовать даже мировые кинозвёзды. С официальными визитами он побывал более чем в 30 иностранных государствах и объездил весь СССР.

Выдающийся гражданин России Юрий Гагарин был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он готовился к новому космическому полёту, однако авиакатастрофа, случившаяся в марте 1968 г. во Владимирской области, трагически оборвала его жизнь. Прожив всего 34 года, Гагарин вошёл в число величайших людей XX века. Его именем названы улицы и площади во всех крупных городах России и стран СНГ, памятники ему установлены во многих зарубежных государствах. В честь полёта Ю. Гагарина 12 апреля во всём мире отмечают Международный день космонавтики.

А. Д. Сахаров

Кроме Гагарина в Советском Союзе были и многие другие выдающиеся граждане России. СССР прославился на весь мир благодаря академику Андрею Сахарову, внёсшему неоценимый вклад в развитие физики. В 1949 г. совместно с Ю. Харитоном он разработал проект водородной бомбы — первого советского термоядерного оружия. Кроме того, Сахаров провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира.

Кроме науки Сахаров занимался активной правозащитной деятельностью, за что попал в немилость к советскому руководству. В 1980 г. он был лишён всех званий и высших наград, после чего депортирован из Москвы в Горький. После начала Перестройки Сахарову разрешили вернуться в столицу. Последние годы своей жизни он продолжал заниматься научной деятельностью, а также был избран депутатом Верховного Совета. В 1989 г. учёный работал над проектом новой советской конституции, провозглашавшей право народов на государственность, однако скоропостижная смерть не позволила ему довести начатое дело до конца.

Выдающиеся граждане России 21 века

Сегодня в нашей стране живёт огромное количество людей, прославляющих её в политике, науке, искусстве и других сферах деятельности. Самыми известными учёными современности являются физики Михаил Алленов и Валерий Рачков, урбанист Денис Визгалов, историк Вячеслав Воробьёв, экономист Надежда Косарёва и т. д. К выдающимся деятелям искусства XXI века можно отнести художников Илью Глазунова и Алёну Азёрную, дирижёров Валерия Гергиева и Юрия Башмета, оперных певцов Дмитрия Хворостовского и Анну Нетребко, актёров Сергея Безрукова и Константина Хабенского, режиссёров Никиту Михалкова и Тимура Бекмамбетова и других. Ну а наиболее выдающимся политиком России сегодня считается её Президент — Владимир Путин.

Источник

Классный час «Достойный гражданин своей страны». Интегрированное занятие для старших и младших школьников

Тема: «Достойный гражданин своей страны».

Форма проведения: час размышлений.

Цель: формировать представления на основе углубления знаний воспитанников о символах Российской государственности и значении их для гражданина России. Способствовать становлению у кадет гражданского самосознания и качеств: патриотизма, национального достоинства, чувства гражданского долга и социальной ответственности.

образовательные: дать основные понятия о символах государства, объяснить их значение.

развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, коммуникативных умений и навыков воспитанников. Формировать позитивную оценку нравственных качеств: честь, долг, благородство.

воспитывающие: воспитывать у кадет чувство гордости и уважения к своей стране. Способствовать воспитанию ответственности, инициативности и организованности.

Использование современных образовательных технологий:

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы дифференцированного подхода в обучении

-подбор и изучение материала о символах Российской государственности;

-подготовка презентационного материала

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Подведение итогов: Рефлексия.

метод незаконченного предложения;

Элементы личностно-ориентированных технологий

Элементы технологии организации самовоспитания

Основной и заключительные этапы.

Работа в группах.

Организационный момент. Вступительное слово.

Ввод в тему. Кроссенс.

Работа с понятиями: «гражданин», права и обязанности гражданина, «закон», «Конституция».

2.2. Государственные символы России.

2.3. Просмотр видеоролика «Гимн России».

2.4. Кроссворд «Символика России». Работа в группах.

2.5. Гражданин своей страны. Работа в группах.

Подведение итогов. Рефлексия.

Метод незаконченного предложения.

Просмотр видеоролика «Наша Россия».

Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Организационный момент. Звучит мелодия «С чего начинается Родина».

1 ученик: Добрый день, уважаемые воспитанники 5 «Е» класса и наши гости! Кадеты 10 «Б» класса рады встрече с вами! Мы каждый день встречаемся в стенах нашего училища, а сегодня нам представилась возможность познакомиться ближе.

В рамках проекта «Вертикаль кадетской дружбы» мы проведем наше тематическое занятие. Сегодня мы с вами будем работать в группах, выполнять задания, которые потребуют от вас смекалки, умение общаться и работать в команде. Вы покажете то, что уже знаете из курсов истории и обществознания.

Посмотрите на слайды. Что показано на них? Какая у них общая тема? Ответы воспитанников.

Вы правы, эти слайды о гражданах, о гражданах России. Тема нашей встречи: «Достойный гражданин своей страны». И сегодня наш разговор о том, что значит – быть до стойным гражданином своей страны.

Работа с понятиями: «гражданин», права и обязанности гражданина, «закон», «Конституция».

2 ученик: А как вы понимаете значение слова “гражданин”?

(Слад: Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей./ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

«Гражданин – это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности» (политическое определение).

А какое определение вам ближе? Почему? Ответы воспитанников.

Все мы – люди, живущие в России, – независимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего государства. «Я – гражданин России» – звучные, но уж очень обтекаемые слова. Когда на свет появляется человек, он сразу получает гражданство – по праву рождения, но кто может назвать себя достойным гражданином России?

1 ученик: Проще говоря, быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и исполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству. А гражданство – правовая связь человека с государством. Где же права гражданина определены? (в Конституции РФ)

А что такое – Конституция? Ответы воспитанников.

Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.

Заслушайте Преамбулу из Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008г.): «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

У государства, в котором мы живем, и граждан есть взаимные права и обязанности. Вы имеете возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции, кодексах и т.д.) Граждане несут ответственность за исполнение своих обязанностей. В то же время, каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определенные обязанности. А какие у вас есть обязанности?

3 ученик: Гражданин – это человек, который знает права и обязанности страны, выполняет гражданский долг, несет гражданскую ответственность, имеет гражданскую совесть, проявляет гражданскую активность, уважает культуру и историю своего народа, имеет желание работать на благо Родины, во имя ее процветания.

Кто скажет, откуда произошло слово «родина»? Что оно означает? Ответы воспитанников.

Если поискать в толковом и этимологическом словарях слова, близкие по значению, то слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Однокоренные слова «родить» – значит, произвести на свет потомство; «родители» — отец и мать, у которых рождаются дети; «родословная» — перечень поколений одного рода, люди гордятся своей родословной, изучают ее; «народ» — нация, народность, жители страны.)

Но что такое Родина? Как называется наша Родина?

это 1/9 площади всей суши,

это самая большая страна в мире,

это более 100 наций и народностей,

это страна, победившая во Второй Мировой войне,

это Пушкин и Толстой, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»,

это самые большие запасы газа и нефти в мире,

это первый полет в космос Юрия Гагарина,

это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское кружево и Городецкая роспись,

это русский балет и фигурное катание,

это самовары и русская печка,

это русские матрешки,

балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»,

это Царь-колокол и Царь-пушка, Оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната,

это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники,

это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал,

Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!

Россия – моя Родина, я горжусь ею!

Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает его народ, своей историей, традициями. А чем отличается одно государство от другого?

Ответы воспитанников. (у каждого государства свои символы)

Кто сможет назвать основные символы государства? (герб, флаг, гимн)

Государственные символы России.

2 ученик: Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знаменами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Человек гордится Родиной — значит, готов помогать ей, защищать ее.

Герб — это главный символ любого государства. Герб России – это двуглавый Орёл на фоне красного щита, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Более 400 столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – это символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Держава – символ могущества страны. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.

Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда Указом Президента был введен новый государственный герб – двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.

Работа в группах.

1 ученик: Предлагаем каждой группе выполнить задание: придумать герб своей команды и защитить его. Время подготовки: 3 минуты.

Защита гербов командами.

Российский флаг – Отечество и братство.

Российский флаг – священной веры флаг.

Российский флаг – наш символ и богатство.

Российский флаг – к победам смелый шаг.

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Бело-синему флагу России уже более 300 лет. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

А как можно назвать флаг иначе?

Ответы воспитанников. (знамя, стяг)

Вы правы, эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Какие цвета присутствуют на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.

Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.

1 ученик: Государственный гимн — один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.

При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.

У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.

Видеоролик «Гимн России» в исполнении детей.

Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Музыку гимна нашей страны написал Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.

Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.

Менялся внешний вид гербов, окрас государственного флага, тексты гимнов. Но одно осталось неизменным: это не только символы нашей родины, но и гордость, величие, могущество нашей страны. Флаг и герб Российского государства овеяны славой сынов Отчизны. С флагом шли в бой, умирали, заслоняя грудью. Недаром почти все великие поэты воспели в стихах свою любовь к Родине, родным местам.

Кроссворд «Символика России». Работа в группах.

(Командам раздается кроссворд, который они должны разгадать. После того, как кадеты закончат задание, проверяется правильность ответов на слайде. Ответы появляются по щелчку.)

1. Золотой шар с крестом наверху.

2. Птица, изображённая на российском гербе.

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы.

4. Как иначе называется флаг?

5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?

6. Жезл – символ власти – это …

7. Как называют воина, который сражается на коне?

8. Сколько голов у орла на гербе России?

9. Столица нашей Родины.

10. Торжественная песня – символ государства.

11. Какого цвета щит на гербе России?

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это — Гражданин.

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу, или это потребность души, веление сердца? Ответы воспитанников.

Кадет — это гражданин? Ответы воспитанников.

Кто-то сможет подсказать, кому принадлежат эти строки?

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Но что такое гражданин?

Отечества достойный сын». Ответы воспитанников.

Эти строки принадлежат русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову.

Как вы понимаете: что значит быть сегодня достойным сыном Отечества? Ответы воспитанников.

3 ученик : В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“ Быть гражданином” — это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание. Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия — Гражданину Минину и князю Пожарскому”.

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, учитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Мы с вами – будущее нашей Родины. Нам вместе строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.

Стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.

Ты, гражданственность — флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скрипит.

Тот, кто Родину подлинно любит,

Тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище —

Ведь прохожих нелепо хватать.

И, бия себя в грудь кулачищем,

Им орать: “Я люблю свою мать!”

Боль гражданства — не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собой все поле,

Даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

И дорога, когда мы одно.

Все мы порознь, как в поле травинка,

Ну а вместе — Бородино.

Показной героизм — криводушен.

Вы, не чувствуя собственных ран,

Защищайте Россию, как Пушкин,

Незаметный ее капитан.

Защищайте ее от двуличных

Подхалимов и клеветников

И от “умников” заграничных,

И отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,

Прикрывая их грудью своей,

От губительного разора…

Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,

Нашей совести рубежи,

Наших женщин — от хамства чьего-то

И детей — от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,

Но, как совести внутренний глас,

На защиту России — бессмертно

Поднимает гражданственность нас.

2.5. Гражданин своей страны. Работа в группах.

Работа в группах.

Задание: Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение 4-ех минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).

Главное — объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

(Выслушиваются рассказы команд и задаются вопросы).

Слайд 15. Продолжите фразу:

Гражданин – человек, который любит_______________________________

2 ученик : Действительно, вы правы, потому что гражданин, патриот своей Родины, не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

А как вы понимаете, кто такой патриот? Ответы воспитанников.

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

— В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине?

— Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

— Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.

— Какие черты характера свойственны патриоту?

(Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, стойкость, великодушие, честность, мужество, верность, уверенность в себе, умение любить, сострадание, доброта, самоотверженность, терпение, смелость, решительность, благодарность.)

Рефлексивный анализ. Подведение итогов.

1 ученик: Давайте подведем итог: какого человека можно назвать гражданином? А достойным гражданином? Ответы воспитанников.

Ребята, что вам, как гражданам своей страны не нравится в общественной жизни, мимо чего не позволит вам пройти молча ваше честное гражданское сердце, ваша совесть?

Что открыла вам сегодня наша встреча? Что нового вы узнали?

Я узнал сегодня о…

Я удивился тому, что…

Сегодня я решил, что…

Прием синквейн. (Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.)

Синквейн – это не просто стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Мы рады, что в вашем лице обрели сегодня новых друзей. Кадетская дружба – очень прочная, и нам бы очень хотелось, чтобы мы все вместе были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои — космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди — добрые, трудолюбивые.

Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Мы верим, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: «Я — гражданин своей страны!»

Видеоролик «Наша Россия».

П амятка для гражданина

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.

Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам, и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой.

Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.

Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.

Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Источник

Оцените статью